Цель поездки — Сергиев Посад.
Дата поездки — 09.01.2015.
Бюджет поездки — примерно 3300 руб. (на двоих).
В рождественские праздники всегда хочется чего-то светлого, чистого, доброго, немного наивного — того, что создает атмосферу детской веры в чудо. Чудеса бывают разные. Может, это то, что происходит в ответ на горячую и искреннюю молитву. Или же это просто успокоение, безмятежность, которые даруют нам святые, намоленные места. Возможно, это удивительная жизнь ставшего легендой человека. А, может, просто встреча с детством, с любимыми игрушками. Посему первое путешествие в наступившем году мы решаем посвятить Сергиеву Посаду, тем более что давно планировали съездить в это необычное место — то ли городок, то ли монастырь. В наших планах — естественно, посещение одной из главных русских святынь — Троице-Сергиевой лавры, а еще — удивительного Музея игрушки. Ведь в Рождество так хочется немножко побыть детьми и поверить во что-нибудь очень-очень хорошее!
Наш маршрут: поезд Ярославль-Главный — Сергиев Посад (в 6.36, 753,30 руб./чел.), далее — электричка из Сергиева Посада до Москвы (ходит каждые 30–40 минут, 150 руб./чел.), посещение столичного бара «Killfish» и возвращение домой поездом Москва — Ярославль (в 23.20, 414,50 руб./чел.). Крюк с Москвой был нужен, видимо, из-за транспортного удобства.
Используемая информация: путеводитель «Вокруг света. Золотое кольцо» (автор Рапопорт А.Д., 2008), сайты: http://www.stsl.ru (официальный сайт Троице-Сергиевой лавры), http://museumot (официальный сайт Музея игрушки), http://sobory.ru, http://www.sergiev-posad.ru, https://www.culture.ru, http://www.sergiev-reg.ru.
Когда по-детски веришь в чудо —
Под Новый год сбываются мечты.
Становятся счастливей люди,
В глазах — тепло и искры доброты,
Как отблески свечей церковных.
И легкий снег лежит на куполах.
Необходимо думать о духовном
Хотя бы накануне Рождества.
18.12.2014.
ЖЕМЧУЖИНА ВЕРЫ ХРИСТОВОЙ
Сергиев Посад — сердце России, где теплится огонек святости. Духовный центр нашей страны. Жемчужина веры Христовой. Благословенная обитель. Наверное, именно подобные ассоциации возникают при упоминании этого небольшого уютного городка, находящегося на пути следования из Ярославля в Москву, если вы решите путешествовать по железной дороге. И если наш родной Ярославль принято считать столицей Золотого кольца, то Сергиев Посад — его православный центр. Кстати, Сергиев Посад — единственный город Московской области, включенный в Золотое кольцо (1969 год), популярный туристический маршрут, позволяющий познакомиться с очаровательными историческими местами нашей провинции.
Город был основан в XIV веке и назван по имени преподобного Сергия Радонежского — одного из самых известных и любимых святых земли русской, и, по сути, возник из монастыря, основанного преподобным Сергием. Как гласит древнее предание, автором которого является Епифаний Премудрый, ученик и составитель жизнеописания Сергия Радонежского, в 1337 году «в глухом лесу на холме Маковец, у слияния речки Кончуры с лесным ручьем Вондюгой братьями Варфоломеем (в монашестве Сергием) и Стефаном была срублена келья и небольшая церковь в честь Троицы». Позднее вокруг кельи и церковки образовался монастырский городок, со временем переросший в серьезный монастырь, называвшийся Троицким. В свою очередь, примерно в XV веке у стен монастыря по традиции тех далеких лет стали селиться крестьяне, появились первые подмонастырские слободы — торгово-ремесленные посады. А первыми поселениями, ставшими основой будущему городу, были села Кокуево, Панино и Клементьево.
В 1782 году по указу императрицы Екатерины Второй из прилегающих к монастырю Кокуевских слобод и был образован Троице-Сергиев Посад — поселение, застраиваемое по регулярному плану, практически полноценный город, центром и сердцем которого продолжал оставаться белокаменный монастырь. В то время город играл важную роль в политической и духовной жизни нашей страны. Значимость святой обители и самого городка для земли русской также доказывает тот факт, что в середине XIX века от Москвы до Сергиева Посада и далее на север знаменитым промышленником и меценатом Саввой Мамонтовым была проложена железная дорога. Лавра, на протяжении веков служившая святой обителью для русских царей, становится духовным центром царской России, наверное, самым известным, почитаемым и любимым русским монастырем.
После революции, в 1919 году Троице-Сергиев Посад был переименован в Сергиев. Довольно хитрый ход: вроде бы и «церковность» из названия исключили, и в то же время имя основателя — святого старца сохранили. Видимо, не готовы были русские люди даже во времена внезапно перевернувшегося мира и победившего атеизма до конца отказываться от святости — как невозможно представить нашу многострадальную страну, Россию-матушку погруженной в тотальное безверие. Теплится огонек в душе — робкое пламя свечи, где-то глубоко-далеко спрятанная наша вера…
Правда, попытки совсем искоренить историческую память, стереть все следы русских святых, коими славилась наша земля, все же предпринимались. Например, в 1930–1991 годах городок носил название Загорск — в память о погибшем революционере В. М. Загорском. Был в истории нашей страны такой период, когда фамилии героев того времени увековечивали в названиях населенных пунктов, не говоря уж о названиях улиц, проспектов и площадей. Впрочем, я когда-то давным-давно, не имея ни малейшего представления о революционных деятелях, связывала название города с… горками! Да, да, в тех местах, по дороге от Ярославля до Москвы горки вполне себе присутствовали. До сих пор помню, как в детстве ездили на машине за продуктами в столицу, и как перехватывало дыхание — с горки на горку, вверх-вниз — ух!
В 1991 году городу было возвращено историческое название — Сергиев Посад.
Герб Сергиева-Посада: «В лазоревом поле щита серебряная зубчатая, мурованная лазурью стена с черными воротами с серебряными скрепами на них, из-за которых возникает серебряная башня с золотым церковным куполом, который увенчан шестиконечным русским крестом. По сторонам башни расположены два золотых бердыша в столб, лезвия которых обращены вправо».
БЛАГОСЛОВЕННЫЙ СТАРЦЕМ ГОРОД
Знакомство с Сергиевым Посадом мы начинаем под вальс январской метели, засыпающей мелким колким снегом весь белый свет. Оттого открывающиеся пейзажи кажутся размытыми, словно акварельными: полупрозрачные картины с плавными линиями, приглушенными тонами и пастельными цветными вкраплениями — пятнами: разноцветными сергиево-посадскими храмами.
Перед тем, как зайти в самое сердце города, его духовный центр — прекрасную Троице-Сергиеву лавру, мы немного прогулялись по Сергиеву Посаду. Город действительно монастырский — столько церквей: миниатюрных, одноглавых, ладненьких, разноцветных, веселеньких! Гуляем мы без особого плана, цели обойти все храмы Сергиева Посада нет, но те, что встречаются на нашем пути, мы с интересом осматриваем. Есть здесь, кстати, и вполне светские памятники.
В Сергиев Посад мы приехали на поезде, посему знакомство с городом начинаем с Привокзальной площади. Здесь находится памятник Савве Мамонтову, открытый в 1999 году. Скульптор — Валентин Чухаркин. Как мы знаем, Савва Мамонтов — крупный меценат и промышленник. Но, наверное, наибольшую известность ему принесло строительство железной дороги Московско-Ярославского направления (конец XIX века). Так, Сергиев Посад, например, благодаря прокладке путей получил удобную и быструю связь с Москвой, а также с Ярославлем и северными городами. Кроме того, недалеко от Сергиева Посада располагалась усадьба промышленника — Абрамцево. Савва Мамонтов изображен сидящим в кресле с тростью в руках, задумчиво смотря вдаль. Кстати, у нас в Ярославле тоже есть памятник Савве Ивановичу, и тоже около железнодорожного вокзала. А, вообще, это здорово, что память о видных деятелях увековечивают на улицах и площадях наших городов.
А мы отправляемся дальше. Вот уже открывается панорама грандиозной Троице-Сергиевой лавры, на фоне которой мы видим интересную скульптурную композицию. Это памятный знак Преподобному Сергию Радонежскому «Чудо о птицах». Он был открыт на смотровой площадке — Блинной горе в 2014 году в честь 700-летия преподобного старца. Автор — художник-монументалист Мария Тихонова. В основу скульптурной композиции положено «Сказание о птицах» — предание из жития Сергия Радонежского, согласно которому будущему святому было чудесное явление: сотни дивных птиц спустились из райских чертогов и кружили в небе над монастырем. В тот же момент пророческий голос, обращаясь к Сергию, произнес: «Посмотри кругом — видишь, какое множество иноков собрано тобою под твое руководство во имя Живоначальныя Троицы. А птицы летают в свете и необычайно поют. Так умножится стадо учеников твоих, и после тебя они не оскудеют». Так все и вышло. Трогательная скульптура, очень умиротворенная — святой старец с голубями. Птицы — наши духовные братья, небесные покровители, почти что ангелы. Думая о спасении своей души, не забудьте о птицах — они будут рады и малой крошке хлеба с вашей ладони.
У монастырских стен установлен еще один памятник преподобному Сергию Радонежскому. Пятиметровая бронзовая скульптура, изображающая святого в монашеской одежде, со свитком с монашескими заповедями и благословляющим перстом, появилась в 2000 году. Автор — московский скульптор В. Чухаркин. Примечательно, что монумент был освящен самим Патриархом Всея Руси Алексием II. Очень проникновенный памятник. Ощущение, что сам преподобный старец встречает всех пришедших в Троице-Сергиеву лавру.
Практически у стен лавры находится небольшое и симпатичное Пятницкое подворье Троице-Сергиевой лавры (Московская обл., г. Сергиев Посад, проспект Красной Армии, дом 127, сайт: http://hramparaskevy.ru). Подворье расположено на месте, которое раньше называлось Подолом, когда-то давно здесь располагалась торговая площадь, и проходил торговый путь из Москвы в Александровскую слободу (современный город Александров). Первая деревянная церковь была срублена еще во времена Сергия Радонежского, позднее появились каменные храмы, построенные в 1547 году на средства боярина Ивана Хабарова (в монашестве Иоасафа), которые некоторое время не входили в состав лавры и считались обычными приходскими. В состав храмового комплекса Пятницкого подворья входят небольшой храм Введения во храм Пресвятой Богородицы, или Введенский (1547 г.) и церковь Параскевы Пятницы (1679—1700 гг.) с невысокой шатровой колокольней над трапезной. Последняя, повторяя облик первоначального храма XVI века, позднее была перестроена. Новый Введенский приход Клементьевского благочиния просуществовал до марта 1896 г., после чего обе церкви были снова приписаны к лавре. После революции оба храма были закрыты, возвращены Троице-Сергиевой лавре в 1991 году. Оба храма — аккуратные, беленькие, с золотыми главками, с минимальным декором, очень милые. В настоящее время действующие.
Немного поодаль, в неглубоком овражке стоит небольшая часовня Пятницкого (Сергиевского) колодца (1690—1700 гг.). Эта небольшая белокаменная часовенка поставлена над источником, открытым, по преданию, самим Сергием Радонежским. Круглая по форме, она поражает богатым убранством и своей нарядностью. И тоже входит в состав Троице-Сергиевой лавры.
А мы тем временем направляемся к пруду (в Сергиевом Посаде их, кстати, несколько). Среди укрытых снегом берегов струится черная водица, а по ней плавают уточки. Вот так неожиданная встреча! Мне невольно вспоминается трогательный рассказ Дмитрия Наркисовича Мамина-Сибиряка «Серая шейка», вот именно так я себе и представляла иллюстрации к этой то ли сказке, то ли были. Вообще, Сергиев Посад кажется мне таким сказочным городком, словно из далекого детства….
Конечно, Сергиев Посад — город монастырский, славящийся своими храмами. Но есть здесь и достойные образцы гражданской архитектуры. Например, дивные Красногорские (Верхние) торговые ряды (1902—1903 гг.). Они были построены по проекту архитектора Александра Афанасьевича Латкова в так называемом «русском стиле» на средства Троице-Сергиевой лавры по просьбе купцов и мещан Сергиевского посада, которые впоследствии арендовали у монастыря лавки. В них торговали разнообразными товарами: бакалеей, мануфактурой, кондитерскими и прочими изделиями. Торговые ряды — совершенно не похожи на те, что мы привыкли видеть в наших городах: Ярославле, Костроме, Ростове Великом. Они очень удачно стилизованы под средневековые русские терема: шатровые башенки со шпилями, кокошники, яркий терракотовый цвет. Нарядные, праздничные — действительно «красные»! Правда, справедливости ради, стоит отметить, что вся эта красота — восстановленная, былое великолепие было утрачено в послереволюционные годы, в разгар борьбы с «излишествами». Сегодня в Красногорских рядах располагаются различные учреждения, в частности, Паломнический центр Троице-Сергиевой лавры.
Дальше мы подходим к Красногорской часовне (1700 г.) (Московская обл., г. Сергиев Посад, Красногорская площадь, дом 2). Каменная оштукатуренная часовня в желто-белых тонах была построена взамен первоначальной деревянной, которую установили «на том месте, куда во время случившегося в монастыре пожара 1709-го года вынесли гробницу с мощами Преподобного Сергия Радонежского».
Как и во всех русских городах в Сергиевом Посаде есть мемориал Славы — Вечный огонь и памятный знак в честь воинов, погибших в годы Великой Отечественной войны. Сильный памятник, поражающий своей монументальностью.
Церковь Вознесения Господня (1766—1779 гг.) (Московская обл., г. Сергиев Посад, проспект Красной Армии, дом 86/2). Как и многие храмы была построена на месте первоначальной деревянной, Тогда это место называлось Иконной (или Вознесенской) слободой. Каменный храм был сооружен на средства прихожан в стиле барокко. Церковь изящная, голубенькая с белым декором, с маленькой темной главкой на тонкой шейке-барабане, над трапезной установлена квадратная трехъярусная колокольня. Вознесенский храм был открыт, и мы зашли внутрь. Убранство довольно скромное, своды лишены росписей. Единственное, случился не особо приятный момент — в храме шло отпевание. Хотя, как говорят, посетить церковь во время этого грустного обряда к удаче. Ну, не знаю…
Церковь Успения Пресвятой Богородицы (1757—1767 гг.) (Московская обл., г. Сергиев Посад, улица Болотная, дом 39). Сменив несколько предшественников — деревянных храмов, то ветшавших, то погибавших в пожарах, Успенская церковь была возведена на средства прихожан — жителей подмонастырского села Клементьева, которое некогда принадлежало Троице-Сергиеву монастырю. Храм очень красивый, нарядный, стоит за каменной оградой. Сама церковь представляет собой массивный восьмерик с узкими диагональными гранями, увенчанный одной миниатюрной золотистой главкой, с продолговатой трапезной и необычной трехъярусной колокольней, завершенной высоким шатром. Оранжевая с белым декором Успенская церковь выглядит ярко и позитивно на фоне снежного январского дня.
Часовня у источника преподобного Саввы Сторожевского (1990 г.) (Московская обл., г. Сергиев Посад, улица Суворова). Согласно преданию, чудодейственный источник возник возле речки Кончуры по молитвам преподобного Саввы, ученика Сергия Радонежского, который после смерти преподобного стал настоятелем Троицкого монастыря (будущей лавры). Уже в наше время у святого источника была построена маленькая деревянная часовенка. Как ни странно, она оказалась открытой, и мы вошли внутрь. Поднялись на крылечко, полюбовались деревянным иконостасом. Вроде, новодел, все так скромненько, но душевно. Тихо. Никого нет рядом. Только мы вдвоем. Стоим, смотрим на огоньки свечей. Да, церкви Сергиева Посада красивы, да, храмы лавры шикарны, но почему-то именно эта скромная деревянная часовенка оставила самые глубокие впечатления.
Церковь Воскресения Словущего или Петра и Павла (1818 г.) (Московская обл., г. Сергиев Посад, улица 1 Ударной Армии, дом 17, сайт: http://voskresenie-prihod). Первоначальная церковь Воскресения Христова была построена в древней Каличьей слободе в память о защитниках Троицкого монастыря, погибших во время осады обители польско-литовскими интервентами. Позднее обветшалое здание заменили новым, а рядом построили второй храм — в честь Петра и Павла. Спустя годы прихожане собрали деньги на строительство нового каменного храма, освящение которого произошло в 1818 году. Чтобы сохранить память о первом Петропавловском деревянном храме, в трапезной новой церкви создали придел Петра и Павла. Поэтому нередко этот храм упоминается сразу под двумя названиями — церковь Воскресения и Петра и Павла. В 30-е годы прошлого столетия храм был закрыт, колокольня, внутреннее убранство и иконостас утрачены. Возрождение святыни началось в начале 1990-х годов. Тогда же были проведены масштабные реставрационные работы, и вот перед нами — церковь-красавица, выполненная в стиле классицизма, ладная, яркая, голубенькая с белым, увенчанная золотой главкой, с лаконичной трехъярусной колокольней. Одна из самых прелестных церквей Сергиева Посада. Кстати, этот храм относится к подворью Троице-Сергиевой лавры, с которой мы и спешим познакомиться.
ТРОИЦЕ-СЕРГИЕВА ЛАВРА
Адрес: г. Сергиев Посад, Свято-Троицкая Сергиева Лавра. Телефоны: монастырской проходной (496) 540-53-34 (круглосуточно справки по общим вопросам), канцелярии (496) 540-59-42, тел./факс (496) 547-70-35, электронная почта канцелярии: office@lavra.ru, сайт: http://www.stsl.ru.
Так исторически сложилось на Руси, что большинство городов основывались либо около княжеских и воеводских дворов-усадеб — кремлей, либо вокруг крупных монастырей. Сергиев Посад — типичный монастырский город. И его история неразрывно связана с историей самой святой обители. Как мы помним, монастырь был основан будущим святым Сергием Радонежским и его братом Стефаном в XIV веке. И, собственно, весь XIV век прошел под неугасимой звездой преподобного Сергия — святого, почитаемого на Руси наряду с Николаем Угодником, весь жизненный пусть которого — пример благочестивой жизни, смирения и подвижничества.
Особенно отрадно, что Сергий — наш, местный, ярославский святой. Предположительно он родился в селе Варницы современного Ростовского района и в юности носил имя Варфоломей. Маленькому мальчику совсем не удавалась учеба, и он много времени проводил в молитве, прося дать ему способности к наукам. На этом моменте, наверное, большинству вспомниться очаровательная иллюстрация из учебника литературы — картина Михаила Васильевича Нестеров «Явление отроку Варфоломею», на которой изображена судьбоносная встреча будущего святого с неким старцем, давшим ему благословение на постижение грамоты. А я, например, вспоминаю, как, оканчивая институт, перед государственными экзаменами и защитой диплома специально выходила в центре и шла в Сретенскую церковь в Депутатском переулке, чтобы поставить свечку перед иконой Сергия Радонежского, а в кармане моего «счастливого» пиджака лежала открытка с изображением святого. Я не считаю себя человеком воцерковленным и глубоко верующим, я даже храмы рассматриваю больше с архитектурной точки зрения, хотя и не отрицаю святости места. Просто в некоторые моменты так явственно ощущается нечто непостижимое, неподвластное нашему уму и материалистично-логическим объяснениям, что начинаешь понимать: безусловно, «там» что-то есть. Кстати, институт я закончила с красным дипломом. Не зря считается, что Сергий Радонежский покровительствует в учении.
Но вернемся, к нашему святому. После чудесной встречи Варфоломей преуспел в учении, но решил посвятить себя служению Господу. Вместе с братом отправился он в поисках уединения, чтобы ничто не могло помешать искренней молитве. В те времена часто божьи люди уходили в «пустыни» — места глухие, удаленные от мирской жизни. И вот в дремучем лесу была поставлена отшельниками небольшая Троицкая церковь да рядом деревянная изба-келья — много ли надо людям, решившим посвятить себя Богу. Правда, отшельническая жизнь была тягостна для Стефана, и он ушел в московский монастырь — поближе к людям. Варфоломей же в своей церковке принял монашеский постриг от игумена Митрофана, который специально для этого пришел в лесную чащу, и с этого момента получил божье имя — Сергий. Живя в одиночестве и ежедневно принося молитвы, Сергий не раз подвергался соблазнам и угрозам темных сил, но стойко вынес все испытания. Еще один интересный момент в его биографии — живя в непроходимом лесу, будущий святой сдружился с дикими зверями, подкармливал их, лечил. Быть может, именно он и был прототипом доброго доктора Айболита Корнея Чуковского? Наиболее известен сюжет, когда к Сергию приходил сам хозяин леса — бурый медведь, словно ласковый щенок, беря из рук монаха хлебушек. Так что, как мы видим, преподобный Сергий Радонежский покровительствует не только учащимся, но и животным.
Но, как водится, даже в те давние времена, далекие от интернета и скоростной передачи информации, сложно было что-то утаить. И вот в Троицкую пустынь начали стекаться паломники и монахи. Одной из дат основания Троице-Сергиева монастыря называют 1342 год. Отец Сергий становится вторым игуменом обители (после Митрофана), вводит в монастыре «общежительный устав», по которому никто из проживающих в нем монахов не вправе владеть частным имуществом и обязан строго соблюдать единые правила поведения. Также запрещалось просить подаяние, монахи должны были жить только своим трудом. Сергий же во всем подавал своим последователям достойный пример. Монастырь был широко известен, а о праведной жизни и высшей степени святости его настоятеля ходили легенды. Современники отмечали, что «Сергий тихими и кроткими словами мог действовать на самые загрубелые и ожесточённые сердца», примирял между собой князей в период междоусобных конфликтов. Также, по преданию, перед решающей Куликовской битвой сам Дмитрий Донской приезжал к Сергию за благословением.
Земной путь Сергия Радонежского закончился в 1392 году, на исходе столетия. Но слава о нем сохранилась на века, как не прекратилась история и самого монастыря, которому было уготовано стать самой главной русской святыней, крупнейшим центром духовного просвещения и культуры. В разное время Троице-Сергиев монастырь переживал периоды расцвета и разорения. В начале XV века он был жестоко сожжен татарами, а во время польско-литовской интервенции обитель выдержала осаду тридцатитысячного войска. Монастырю покровительствовал Иван Грозный, крещенный в Троицком соборе обители. Также обитель поддержала молодого Петра I в. его противостоянии с сестрой, царевной Софьей. В 1744 году по указу императрицы Елизаветы Петровны монастырь получил почетное звание лавры, как имеющий большое историческое и культурное значение. С 1814 года на территории Троице-Сергиевой лавры располагается Московская духовная академия. После революции монастырь на некоторое время была закрыт, в его стенах разместился Историко-художественный музей, часть помещений была отдана под жилье. Возрождение обители началось почти сразу после Великой Отечественной войны, в 1946 году. С 1993 года архитектурный ансамбль Троице-Сергиевой лавры включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
…Все-таки, новогодние каникулы — не самое лучшее время для поездок, тем более по таким раскрученным, очень туристическим местам, как Троице-Сергиева лавра. Несмотря на непогожий снежный день на территории было очень много народа. Так что, сполна прочувствовать душевность (или, если хотите, духовность) места нам не удалось. Не хватило умиротворенности, тишины, спокойствия, уединения — всего, чего так ждешь от древних русских монастырей. Впрочем, это не умалило ни историчности места, ни его величия. Мы прогулялись по территории, полюбовались прекрасно сохранившейся церковной архитектурой. Примечательно, что архитектурный облик Троице-Сергиевой лавры складывался на протяжении четырех столетий, с XV века по XVIII век включительно, и даже в начале XX века продолжалось строительство келий и хозяйственных построек.
Впрочем, Троице-Сергиева лавра — изумительно красивое место. А как хороши ее многочисленные и разнообразные храмы, такие яркие на фоне белоснежной зимней пелены. Русская зима — она к лицу нашим городам, монастырям, нашей холодной, но такой душевно-притягательной, исконно-русской, ностальгически-грустной стране.
Троице-Сергиева лавра обнесена мощными трехъярусными стенами, построенными еще в XVI веке. В них сохранились бойницы, крытый боевой ход, а также башни XVI- XVIII веков с дивными и емкими названиями: Красная воротная, Водяная, Звонковая, Каличья, Келарская, Луковая, Пивная, Плотничья, Пятницкая, Сушильная, Уточья, Лестничная. У келейных корпусов не менее говорящие имена: Казначейский, Варваринский, Предтеченский, Экономский, Успенский, Инспекторский. Есть также Классный, Библиотечный, Больничный, Столовый корпуса и бани. Главная площадь монастыря ожидаемо называется Соборной.
Главный вход, как и в любой монастырь, охраняют Святые ворота (XVI—XIX вв.). Они расположены в восточной стене монастыря, под Красной башней. Внутри Святые врата украшены фресками на темы из жития преподобного Сергия.
Церковь преподобного Сергия с Трапезной палатой (Трапезная церковь) (1686—1692 гг.). Построена в стиле московского барокко по велению царей Иоанна и Петра Алексеевичей. Протяженная Трапезная палата была одним из самых больших помещений без промежуточных опор своего времени. Как не трудно догадаться, предназначалась она для торжественных приемов и праздничных трапез. В середине XX века здесь проходили заседания Поместных и Архиерейских соборов Русской Православной Церкви. И одноглавая Сергиевская церковь, и Трапезная палата поражают своим роскошным декором — дивной разноцветной росписью в технике «шахмат». Кстати, в зимнее время храм преподобного Сергия становится главным храмом монастырских богослужений. Вот и мы зашли внутрь, полюбовались прекрасными фресками, покрывающими своды и стены просторного светлого помещения, поставили свечку.
Храм в честь явления Божией Матери преподобному Сергию (Михеевский) (1734 г.). Расположен рядом с Трапезной церковью. Храм воздвигнут над гробом преподобного Михея, ученика и келейника преподобного Сергия Радонежского, а его престол освящен в честь явления Божией Матери преподобному Сергию, свидетелем которого был преподобный Михей. Церковь крошечная, одноглавая, оранжевые стены богато украшены вязью и медальонами с изображением ангелов. Такая церковка — игрушка, особенно на контрасте с величественным храмом преподобного Сергия.
Храм Сошествия Святаго Духа (Духовская церковь) (1476—1477 гг.). Одна из самых необычных (непривычных для нас) церквей монастырского комплекса — редкий образец каноничной архитектуры XV века. Беленькая, со скромным декором на апсидах и барабане, кокошниками и ладной сине-золотой главой. Построена псковскими мастерами, их стиль узнаваем в оригинальном устройстве колокольни: колокола подвешены в основании единственной главы храма, подобно псковским звонницам. Такой тип храмов называется «церковь «иже под колоколы». Примечательно, что во времена польско-литовской осады обители 1608–1610 годов Духовская церковь служила дозорной башней, а особый «всполошной» колокол «сообщал» защитникам монастыря об опасности.
Церковь Рождества Иоанна Предтечи (Предтеченский храм) (1693—1699 гг.). Возведена на средства знаменитого купца и промышленника Г. Д. Строганова в стиле московского барокко. Является надвратной церковью — ранее под широким арочным пролетом храма располагались Святые ворота. Предтеченская церковь невероятно шикарна — яркий, нарядный храм — праздник, радующий взгляд богатством декора. Высокий красно-желтый храм, увенчанный золотым пятиглавием, расписанный в уже знакомой нам технике «шахмат». Интересно, что в настоящее время в церкви Рождества Иоанна Предтечи проводятся исповеди для паломников. Невольно подумалось, что в такую красивую церковь и на это волнительное таинство прийти не страшно!
Успенский собор (1559—1585 гг.). Гордость монастыря. Самый большой храм обители. Сооружен по повелению царя Ивана Грозного в честь взятия и присоединения Казани и Астрахани. Прекрасное наследие владимиро-суздальского стиля — ничего лишнего. Монументальность объемов, белоснежные стены, декорированные полуколоннами апсиды, яркие фрески на закомарах, мощное пятиглавие: центральный купол золотой, остальные четыре — голубые в золотых звездах. Такие храмы — словно гимн православию, величию нашей земли русской. Смотришь — и слезы невольно на глаза набегают. Или это метель? Белый храм белой зимой — олицетворение России. Стенопись выполнена в конце XVII века артелью ярославских и троицких иконописцев, возглавляемых известным мастером Дмитрием Григорьевым. Полюбовались росписями, жаль, было слишком много народа. А к собору, гуляя по лавре, возвращались неоднократно — уж больно хорош он, величественный, великолепный!
Усыпальница Годуновых (1782 г.). Находится около Успенского собора, построена в виде приземистой палатки «над гробницами царя Бориса Годунова, его супруги, царицы Марии, и сына, царевича Феодора, тела которых были перенесены из Москвы в Троицкий монастырь в 1606 г., а также дочери — царевны Ксении, в иночестве Ольги, умершей в 1622 г.».
Колокольня (1740—1770 гг.). Доминанта как самой Троице-Сергиевой лавры, так и всего Сергиева Посада. Высота — 88 метров. Легко узнаваемый стиль пышного барокко. Нарядная, стройная, пятиярусная, бело-голубая, украшенная часами, колокольня сразу притягивает внимание и поражает изысканностью убранства. Окончательный архитектурный облик ей придал архитектор Д. В. Ухтомский. Некогда на колокольне размещалось уникальное собрание монастырских колоколов, в том числе самый большой — Царь-колокол. К сожалению, в послереволюционные годы многие колокола были варварски разбиты. В 2003 году для лавры был вновь отлит Царь-колокол весом 72 тонны.
Царские Чертоги с церковью Покрова Божией Матери (1686—1692 гг., 1870 г.). Длинное здание Царских Чертогов, расположенное симметрично Трапезной палате, было построено в качестве царского дворца. Именно здесь останавливались русские государи, ехавшие на богомолье в монастырь. Сами Чертоги представляют собой анфиладу комнат: первый этаж был отведен под хозяйственные службы, на втором размещались парадные залы и помещения. Декор Царских Чертогов также повторяет внешний облик Трапезной палаты, только, пожалуй, выглядит еще ярче, еще наряднее. Красно-желтые фасады в стиле «шахмат», белоснежные наличники на окнах первого этажа, муравленые изразцы — прекрасный образец московского барокко. В восточной части здания устроен небольшой академический храм в честь Покрова Божией Матери, его небольшая золотая главка на световом барабане возвышается над сказкой прекрасных Царских Чертогов. Начиная с 1814 года и по настоящее время, здесь располагается Московская Духовная академия.
Церковь Смоленской иконы Божией Матери (Одигитрии) (Смоленская церковь) (1745—1748 гг.). Построена по проекту архитектора Д. В. Ухтомского в стиле елизаветинского барокко. Храм компактный, гармоничный, круглый, ярко-оранжевый, завершен куполом и световым фонарем с фигурной золоченой главкой. Очень интересно выглядят белокаменный декор и лестницы-всходы, окружающие церковь с четырех сторон. Довольно необычный храм — фонарик. Церковь была поставлена на месте каменной монастырской поварни в память о произошедшем чуде: в 1730 году псаломщик, страдавший усыханием рук, был исцелен Смоленской иконой Богоматери, которая украшала фасад собора. После возведения храма чудотворную резную икону поместили в иконостас. Правда, сегодня подлинник находится в Художественном музее, а главной святыней Смоленской церкви является копия чудотворного монастырского образа Одигитрии, Богородицы Указующей, Путеводительницы.
Успенский кладезь с часовней (конец XVII в.). Установлен над открывшимся здесь в 1644 году источником целебной воды. Часовня очаровательная, похожая на настоящий, хоть и маленький храм. Алого цвета, богато украшенная белокаменной резьбой, на световом барабане — полихромный рисунок в технике «шахмат», наверху — небольшая золотистая главка с красивым узорчатым крестом. Набрать воды здесь можно ежедневно, с 9 до 21 часов. Мы заходить не стали — уж больно длинной была очередь. А вот внешний облик праздничного кладезя с удовольствием оценили.
Сень над крестом (1873 г.) — самое позднее архитектурное сооружение лавры. Представляет собой бассейн для освящения воды, поступающей из целебного Успенского кладезя. Сама сень выполнена в виде дивного разноцветного шатра с куполом и крестом, очень изящного и нарядного.
Троицкий собор (1422—1423 гг.). Древнейшее сооружение, первая каменная постройка и главный соборный храм Троице-Сергиевой лавры. Он был устроен преподобным Никоном, учеником и преемником Сергия Радонежского на месте деревянного храма, возведенного над могилой преподобного — создателя Троицкого монастыря. Белый, монументальный, со скромным убранством Троицкий собор является одним из важнейших памятников ранне-московского зодчества. Также преподобным Никоном для росписи Троицкого собора были приглашены лучшие иконописцы — Андрей Рублев и Даниил Черный. К сожалению, древнейшие фрески до наших дней не дошли, сохранившиеся росписи датированы XVII веком. Однако, сохранился пятиярусный иконостас, большинство икон для которого как раз выполнено Андреем Рублевым и мастерами того периода. Главная святыня Троицкого собора и Троице-Сергиевой лавры — святые мощи преподобного Сергия. К сожалению, сполна насладиться архитектурой старинного собора мы не смогли — проводилась реконструкция куполов.
Никоновский храм (1548 г.). Первоначальный храм был воздвигнут над гробом преподобного Никона Радонежского, ученика и преемника святого Сергия. Дошедший до наших дней вариант церкви датирован более поздним временем. Храм маленький, травянисто-зеленый, с уютным крылечком. Правда, мы его, к сожалению, не видели, так как не подходили близко из-за реставрации Троицкого собора.
Обелиск (1792 г.). Был установлен по распоряжению митрополита Платона в память об исторических заслугах монастыря перед Отечеством. Обелиск стоит посредине Соборной площади и представляет собой установленный на постаменте сужающийся кверху четырехгранник. Постамент декорирован досками с памятными надписями.
Церковь преподобных Зосимы и Савватия, Соловецких чудотворцев (1635—1637 гг.). Построена стараниями А. Булатникова, назначенного Троицким келарем из монахов Соловецкого монастыря, одновременно с каменными палатами, в которых размещалась монастырская лечебница и приют для престарелых и больных монахов. Храм довольно лаконичный, при этом, в убранстве используются чудесные поливные изразцы изумрудного цвета. К тому же, это единственная шатровая церковь в монастырском ансамбле. В настоящее время в больничных палатах располагаются Соборные палаты и покои Наместника Лавры, а церковь преподобных Зосимы и Савватия является домовым храмом Наместничьих покоев.
Митрополичьи (ныне — Патриаршие) покои (1778 г.). Красивое двухэтажное здание нежно-зеленого цвета, выполненное в стиле барокко, с парадным фасадом, украшенным колоннами и ажурным балкончиком. Митрополичьи покои являются резиденцией настоятеля монастыря, Патриарха Московского и всея Руси, во время его пребывания в обители.
Такой мы увидели прекрасную Троице-Сергиеву лавру снежным январским деньком, ставшим удачным фоном для интересных, ярких, разновременных построек древнего монастыря. Красиво, богато, шикарно — любоваться можно до бесконечности. Идиллическая картинка, наслаждение для глаз. Жаль, было слишком многолюдно. А так хотелось бы получить и наслаждение для души…
МУЗЕЙ ИГРУШКИ
Художественно-педагогический музей игрушки имени Н. Д. Бартрама Сергиево-Посадского филиала федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Высшая школа народных искусств (академия)».
Адрес: Московская область, г. Сергиев Посад, проспект Красной Армии, дом 123. Телефон: 8 (496) 540-41-01, факс: 8 (496) 540-25-81, электронная почта: muzey.igrushki@inbox.ru, сайт: http://museumot, официальная группа «Вконтакте»: http://vk.com/public192233606.
Время работы: со среды по воскресенье, с 10.00 до 17.30, выходные: понедельник и вторник.
Цена билета: в будни — 250 рублей, в выходные и праздники — 300 рублей, фотосъемка — бесплатно (в 2015 году: 150 рублей за взрослый билет + 150 рублей за фотосъемку, кроме зала «Детский портрет»), есть льготы.
А дальше по плану у нас была еще одна достопримечательность славного Сергиева Посада, место, в которое я хотела попасть едва ли не больше, чем в саму лавру. Что делать, в душе я — до сих пор ребенок, и потому всяческие кукольно-игрушечные музеи обожаю. А в сергиево-посадском Музее игрушки собрана уникальная и весьма разнообразная коллекция. Правда, опять же, по впечатлениям, в музее было очень много народа. Что не помешало мне подолгу зависать чуть ли не у каждой витрины.
Музей игрушки был основан в Москве в 1918 году и на тот момент являлся самым первым музеем подобного профиля в Европе. Его основатель — художник и коллекционер Николай Дмитриевич Бартрам, который начал собирать свою коллекцию в начале 1910-х годов. Первоначально экспонаты умещались в московской квартире Бартрама, а для широкой публики музей открылся 17 октября 1918 года, но уже по другому адресу. В течение времени музей менял адреса, а коллекция — уникальное собрание старинных и современных на тот момент игрушек пополнялась и расширялась. Музей участвовал во многих выставках, в нем устраивали кукольные спектакли и проводили курсы художественной игрушки. В 1931 году Музей игрушки был переведен в подмосковный город Загорск (ныне — Сергиев Посад). С 1980 года и по настоящий момент он располагается в старинном особняке бывшего коммерческого училища над Келарским прудом. Краснокирпичный двухэтажный дом, построенный в стиле историзма, доминантой возвышается на невысоком холме, с которого открывается прекрасный вид на Троице-Сергиеву лавру. Что же, любуемся и самим зданием, похожим на сказочный дворец — кукольный театр из «Золотого ключика» Алексея Николаевича Толстого, и акварельно-снежной панорамой, а затем ныряем в тепло Музея игрушки. Впрочем, тепло не только внутри. Тепло — и от изумительной коллекции, такой доброй, светлой, позитивной. Ведь на Новый год и Рождество всегда хочется верить в чудо и побыть немножко детьми.
В Музей игрушки мы попали в новогодние каникулы, поэтому ожидаемо одна из экспозиций «Новогодняя и рождественская игрушка» была посвящена любимому зимнему празднику. Старинные деды Морозы и Снегурочки из ваты, снеговики и наряженные елочки, слегка потускневшие стеклянные шары и трогательные елочные игрушки — все это словно вернуло забытую атмосферу счастливого детства.
Что еще понравилось: не все экспонаты были убраны в витрины, были также и «интерактивные». Например, очаровательная лошадка-качалка, на которую я, конечно, забралась и немножко «покаталась», благо моя комплекция ненамного отличается от комплекции десятилетнего ребенка:).
Экспозиция Музея игрушки тематически поделена на несколько залов, в которых представлено все многообразие любимых детских предметов. Не случайно сам идейный вдохновитель и создатель замечательного Музея игрушки Николай Дмитриевич Бартрам называл игрушку «зеркалом жизни». Действительно, если подумать, именно игрушки отражали жизнь и атмосферу своей эпохи.
Зал «Русская игрушка». Знакомство с миром детства начинается с экспонатов XI–X веков: предметов из археологической коллекции, произведений декоративно-прикладных промыслов, самодельных игрушек. Любопытны древние игрушки, сделанные в центральных областях России, Поволжья и Севера: деревянные фигурки птиц и животных — лошадок, барашков. В них отражены как многовековые традиции, так и языческие верования. Также представлены Сергиевский и Богородский промыслы. Глина, дерево — такие теплые, живые материалы, игрушки из них было приятно взять в руки, приятно просто полюбоваться. Прошло немало лет, а мы, смотря на витрины, до сих пор ощущаем что-то родное, близкое. Интересны работы богородских мастеров: сделанные из липы, они имеют нехитрую систему грузиков и планочек, с помощью которых могут двигаться. Куколки-берегини без лиц, деревянные салазки — во все времена дети оставались детьми. Ведь именно в игре малыши получали навыки, необходимые для взрослой жизни. Но, наверное, самая известная, в том числе и за пределами России, игрушка — это матрешка! Расписная кукла-загадка, внутри которой скрываются от 3-х и больше более маленьких куколок, предположительно, появилась в 1890-х годах. Ее авторами считаются художник Сергей Малютин и сергиево-посадский токарь Василий Звёздочкин. Румяная русская красавица в нарядном сарафане не только полюбилась малышам, но и стала национальным символом нашей страны. Отдельная витрина посвящена основателю музея Н. Д. Бартраму. В ней представлены игрушки, сделанные по его эскизам.
Гражданская война и революция наложили свой отпечаток на игрушки: стали появляться танки, куклы-красноармейцы и колхозники. Одновременно развивалась и промышленная игрушка. 1970–1980-е годы были ознаменованы временем технического прогресса: вот вам, пожалуйста, забавные космонавты и ракеты — привет из далекого Космоса, ставшего немножечко ближе. Узнаваемы куклы из моего детства — с наивными детскими личиками, пухлыми щечками и копной ярких волос. Сколько их было у меня — не счесть! И у каждой — свое имя, своя история, хватало же в детстве фантазии, не то, что сейчас. Как родным улыбнулась героям из любимых советских мультфильмов: крокодилу Гене, Чиполино, Красной шапочке, Айболиту, Буратино, Машеньке с медведями. Куколки в национальных костюмах союзных республик, малыши-негритята — как символ дружбы народов.
И, конечно же, гвоздь программы — шикарный олимпийский мишка!
Зал «Игрушка стран Востока». Здесь представлена коллекция игрушек из Китая XIX–XX веков. Вот уж где я зависла! Обожаю Японию, а уж японские игрушки вдвойне. Нет, не современные игрушки из будущего, а те, традиционные, исторические. Помнится, была у меня в детстве любимая книжка, большая, с яркими цветными иллюстрациями, называлась «Кокэси и Тако» автора Аллы Коломиец. Зачитывалась и засматривалась ей, а куколка — кокэси нравилась мне больше всего. Может, именно с тех пор пошло это увлечение японским — ведь все мы родом из детства?
Японию называют «королевством кукол». Японские игрушки принято делить на ритуальные, игровые и для эстетического наслаждения. Например, куклы в плетеном круге — нагисибина относятся к ритуальным, их пускают по реке, веря, что вместе в ними уплывут все проблемы и несчастья. Игрушка фукурума олицетворяет бога долголетия и мудрых поступков. Она состоит из нескольких фигурок, вставляющихся одну в другую, и напоминает нашу русскую матрешку (ведь тема о первичности идеи главного русского сувенира до сих пор остается открытой). Дарума — еще один японский божок, исполняющий желания и приносящий счастье.
Моя любимая кокэси — деревянная и очень миловидная куколка, почти как наша матрешка, только стройненькая. Кокэси расписаны яркими узорами и хризантемами — так обычно вышивались японские кимоно. Эту куколку по праву можно назвать национальным символом Японии.
С деревянными кокэси японские девочки играли, а вот куклы для любования украшали интерьеры. Прекрасные изящные куколки-японки в великолепных одеждах ручной работы, с белоснежными фарфоровыми личиками и замысловатыми прическами — достойное украшение музейной коллекции.
Куклы для любования итимацу — прелестные мальчик и девочка в искусно сшитых кимоно, пожалуй, наряду с кокэси они впечатлили меня больше всего. Долго не могла от них оторваться!
А еще совершенно невероятные наборы для японских девочек и мальчиков, которые было принято дарить на детские праздники: куклы-воины с доспехами и оружием и игрушки, изображающие жизнь японского двора, — императорская чета, министры, фрейлины, придворные, слуги, музыканты.
Коллекция китайских игрушек относится в основном к 50-м годам прошлого столетия. Это, в основном, фигурки животных, в том числе, и тех, что мы знаем по зодиакальному календарю. Особое распространение в Китае получили львы, называемые «собаками Будды», и тигры, которых китайцы почитали, как царей зверей. Эти животные считались защитниками и оберегами от злых духов, поэтому их изображения часто дарили маленьким детям. Понравились забавные китайские детишки — пупсы в национальных костюмах. А самый яркий экспонат китайской коллекции — макет главных ворот императорского дворца в Пекине, прекрасно выполненная миниатюрная работа.
Зал «Игрушка Западной Европы». Здесь представлены игрушки немецкого и французского производства. Любопытно, что среди экспонатов есть игрушки, принадлежащие детям последнего российского императора Николая II, которые попали в собрание музея из бывших царских дворцов Санкт-Петербурга и Крыма. Игрушки, безусловно, очаровательные, мастерски выполненные: очаровательные куклы в шикарных нарядах, макеты кораблей и железной дороги, коллекции солдатиков, сундучки с кукольным приданым, мебельные гарнитуры, настоящие мини-города. Каждая витрина — как отдельная сценка из жизни, совсем даже не кукольной, а вполне себе настоящей. Рассматривать детали — одно удовольствие! А еще есть удивительные игрушки-автоматы: «кукла-пианистка», «птичка в клетке», кресло с заводным механизмом. Привлекает внимание и макет Троице-Сергиевой лавры, купленный царской семьей во время путешествия по России.
Зал «Детский портрет». Коллекция детских портретов русских и западноевропейских мастеров XVII–XXI веков. Примечательно, что авторы некоторых работ неизвестны. Есть довольно милые портреты. Интересно было рассматривать костюмчики маленьких моделей и выражения их личиков. Славные ангелочки! А, вообще, когда смотрю на портреты, тем более старинные, всегда возникают мысли: а как сложилась судьба изображенных на них людей, прожили ли они счастливую жизнь? Хотя, ведь и любое посещение музея, осмотр каждой экспозиции — это всегда повод для размышлений. А визит в Музей игрушки — это еще и замечательная встреча с детством, позитивные эмоции и радостное настроение. Очень классный музей, дивная коллекция, очаровательные экспонаты — понравилось до невозможности! Я бы сюда еще раз вернулась. Что поделать — в душе я все еще ребенок:).
* * *
И, все-таки, в Сергиевом Посаде мне показалось немного скучно. И дело тут даже не в хмурой зимней погоде и периодически начинающемся снегопаде, по крайней мере, было не холодно. Наоборот, многочисленные церковные купола в звездочках падающих снежинок и яркие пятнышки сергиево-посадских храмов, самоцветами раскинувшиеся по монохромному ватману январского дня, создавали ту самую идиллическую картинку настоящей русской зимы, от которой так тревожно-сладко на сердце и болезненно-светло на душе. Просто Сергиев Посад показался мне, с одной стороны, очень уж монастырским, с другой — слишком туристическим. Да и после посещения потрясающего Музея игрушки яркие впечатления и зашкаливающие эмоции уже не оставляли сил на другие достопримечательности. В любом случае, Сергиев Посад — место, где творилась история нашего государства, где крепло и набирало силы православие и, где обязательно должен побывать каждый, кто считает себя русским.