Работа над ошибками или как добраться из Анталии в Аспендос
От Анталии до античного города Аспендос не многим более 40 километров, на преодоление которых у меня ушёл почти весь световой день. Не подумайте, что я уж такой растяпа, который не может правильно рассчитать маршрут и определить оптимальный вариант его преодоления. Напротив, я мог бы предоставить в доказательство немало своих туристических подвигов, но не буду этого делать, ибо тогда непременно буду принят за хвастуна.
Так получилось, что в тот день всё пошло не так. Во-первых, комендантский час. Это была суббота и по непроверенной информации, именно с началом выходных запрещалось покидать свои дома до 10 утра. Вот и сидел как пень до указанного времени в своей квартирке, потеряв на этом ожидании, наверное, часа два. Жаль драгоценного времени, но не хотелось нарушать правила и при этом нарваться на какой-нибудь штраф. Уже вечером прочитал в новостях, что иностранных туристов комендантский час вообще не касается, но кто знал.
Далее я буду периодически изрекать практические советы. Насколько они будут ценны, не знаю, но мало ли, может, кому и пригодятся.
Совет № 1. Что добраться из Анталии в Аспендос на общественном транспорте, сначала надо добраться на скоростном трамвае или автобусе до остановки Otogar, что в переводе с турецкого означает «автовокзал». Для наглядности вставлю кем-то составленную схему, но звёздочку на ней нарисовал я сам.
В предыдущем рассказе я уже отмечал, что с автовокзала Анталии можно при желании добраться в любую точку страны, возможно с пересадками, но всё же.
Для отправления на близкие расстояния существует особый терминал. Аспендос это рядом, туда и идите.
В здании автовокзала сидят мужики и продают билеты. Да, у нас вокзальный кассир не сильно престижная работа, на которую подписываются в основном женщины. А в Турции это работа солидных мужиков, гордых своей важной миссией. При этом, мужики — кассиры не всегда продают билеты, чаще проезд оплачивается водителю, но они обязательно уделят вам внимание, укажут номер перрона и ближайшее время отправления. Кстати, оплачивать придётся только наличными, так что имейте на руках турецкие лиры.
Прямых автобусов в Аспедос не существует, сначала надо добраться до города Seric, до него ровно 35 км.
Автобус долго кружил по Анталии и окрестностям города собирая своих пассажиров, но ближе к полудню всё же добрался до города Seric. Я для верности пытался уточнить у водителя, где мне лучше выйти, чтобы сменить автобус и уехать в Аспендос и тут мне на помощь пришла милая девушка.
Турки-месхетинцы, небольшое этническое отступление
На этом месте позволю себе немного отойти от темы. В Анталии и окрестностях я встречал немало местных, на вид самых настоящих турок, но при этом идеально, практически без акцента говоривших на русском языке.
Некоторые сами меня затрагивали разговором, признавая за русского, на который я охотно шёл, ибо поболтать с местными принимаю за милое дело. А иногда просто встречал компанию или семью, которые между собой говорили на турецком, переходя периодически на русский, подтверждая тем самым, что этот язык для них хорошо знаком и удобен в общении.
Из разговора с ними я узнал, что эти люди турки-месхетинцы, этническое происхождение которых точно не известно, но предположительно этот субэтнос произошёл от симбиоза одного из родов турок-османов с уже грузинским субэтносом именуемом месхи.
Сами турки-месхетинцы считают себя турками, в Грузии их считают грузинами. Но, очевидно, этот субэтнос всё-таки ближе к туркам хотя бы потому, что турки-месхетинцы говорят на одном из восточно-анатолийских диалектов турецкого языка, максимально близком к азербайджанскому языку.
Наверное, вы слышали, что после определённых событий большая часть турок-месхетинцев стали проживать где угодно, только не в Грузии. События эти, трагическая страница в истории их народа, как впрочем, и многих других. Речь идёт о насильственной депортации народов во время Великой Отечественной войны, которая рассматривалась советским государством как превентивная мера — относительно немцев Поволжья, курдов, турок, греков, и как мера карательная — относительно чеченцев, ингушей, балкарцев, карачаевцев, крымских татар.
Что касается турок-месхетинцев, большое их количество оказалось в Киргизии и Казахстане, где они компактно проживали, а в последние десятилетия по инициативе турецкого государства стали активно переезжать на постоянное место жительство в Турцию. Как рассказывал мне один из них, турецкое правительство реально помогает таким переселенцам, выплачивает подъёмные, предоставляет определённые льготы.
На этом я своё этническое отступление завершаю. Возможно, это немного не по теме, но этнические расследования меня всегда интересуют, мне надо было эту информацию куда-нибудь вставить, а встреча с милой девушкой, скорее всего, относящейся к представленному выше субэтносу, прекрасный для этого повод.
Продолжаем работать над ошибками по дороге из Анталии в Аспендос
Что касается милой девушки, то лучше бы она не попадалась мне на пути и не лезла со своими советами. Девушка стала невероятно душевно принимать участие в моей судьбе, которое особо мне и не было нужно, ибо мальчик я взрослый и сам бы разобрался. Но как откажешь девушке, тем более, что она на самом деле была весьма милой.
Я вышел с ней из автобуса где-то посередине города, по её рекомендации пересел на другой, уже городской автобус. При этом девушка уточнила у водителя, идёт ли этот автобус в Аспедос, водитель подтвердил, что да, идёт в Аспендос, но при этом добавил ещё какое-то слово, которое почему-то меня смутило.
Девушка довольная собой проводила меня улыбкой, как вы понимаете, неизменно милой, а я в сопровождении местных бабок с баулами и усатых турецких мужиков отправился в путешествие по улочкам города Seric в надежде попасть в античный Аспендос.
Мы колесили по городу, наверное, минут 20, заезжая во все закоулки этого ничем ни примечательного населённого пункта. Я понимал, что-то идёт не так, ибо нужный мне Аспендос располагался за пределами города, на расстоянии от него в 7 километрах. Но на моё вопросительное восклицание где-то посередине пути — «Аспендос?», водитель успокоил — «Аспендос, Аспендос».
Наконец-то, развезя всех бабок с баулами и усатых мужиков по их домам, мы прибыли на конечную остановку этого маршрута, и водитель дал команду на выход, указав рукой на огромное современное здание, произнеся такое уже родное слово «Аспендос». Это был городской госпиталь, носящий со своим античным предшественником одно и тоже имя.
Ну, вот, сколько уже живу на этом свете, а всегда попадаюсь в эту ловушку. А ведь знаю, что нельзя терять голову при виде девушек, даже если они такие милые.
Да, все мои добровольные помощники, включая милую девушку, думали, что мне нужно в госпиталь, тогда, когда мне хотелось смотреть руины.
В связи с этим ещё один совет.
Практический совет № 2. Когда в городе Seric вы будете искать дорогу на Аспендос, не забудьте добавить слово «антик», чтобы получилось «антик Аспендос», тогда, возможно, вы попадёте куда нужно, если, конечно, вам не нужно в госпиталь.
Что касается меня, то оказавшись около госпиталя, я по навигатору сориентировался, что до местного автовокзала примерно 2,5 км и отправился туда, потратив на это полчаса ещё более драгоценного времени.
Знаете, что я делал следующие полтора часа после того как добрался до автовокзала? Время провёл весьма душевно, попивая чаёк с водилами долмушей (турецких микроавтобусов), которым они меня бескорыстно угощали.
Нет, я, конечно, хотел в Аспендос, тот, который антик, но рейсы туда отправляются не так часто, а я как раз попал в большой перерыв.
Практический совет № 3 От автовокзала города Serik к античному Аспендосу можно доехать на городском автобусе № 10, автобусы отправляются с интервалом в час — полтора, время в пути минут 25. Проезд стоит какие-то турецкие копейки, платить надо наличными водителю.
Короче говоря, добрался я туда, куда планировал только в 15–30, а в 17–00 музейный комплекс уже закрывался. На встречу с древностью в моём распоряжении было только полтора часа.
Культурное наследие
Самое интересное, что есть в античном городе Аспендос, это его амфитеатр.
Его я и сделаю главным героем моего повествования, тем более, что ничего другого в Аспендосе я толком и не увидел, по причине отсутствия на более детальный обзор необходимого времени.
Прежде чем перейти к представлению амфитеатра, слегка покопаюсь в истории вопроса. Есть мнение, что тяга и понимание настоящего искусства, а также претензии на утончённый вкус, пришли к римлянам от древних греков. Возможно, римляне имеют иное мнение на этот счёт, что, мол, они не варвары какие, а все как один аристократы, но факты, как известно, упрямая вещь. И эти факты свидетельствуют, что после того Греция была завоевана римлянами, последние были пленены греческим искусством, пытаясь повторить которое, действовали скорее как ученики или даже копировальщики. А мастер и копировальщик, как вы понимаете, не совсем одно и то же.
Так вот, площадки для массовых зрелищных представлений, на которых проводились религиозные праздники, устраивались спортивные состязания, давались спектакли, организовывались бои поэтов и философов, изначально придумали именно греки.
Они назвали эти площадки амфитеатры, что можно перевести как театр с двух сторон. Греки выбирали для их размещения естественные возвышенности, склоны холмов, например.
Получалось, что у подножия холма располагалась сцена, а собственно на склонах оборудовались зрительские места в виде длинных рядов, полукругом обхватывающих сцену.
Римлянам такая идея понравилась, но их солдафонский вкус не могли удовлетворить исключительно комедии, трагедии и уж тем более словесные поэтические баталии. Римским гражданам хотелось лицезреть более грубых и даже жестоких зрелищ. Бои гладиаторов и битвы с животными, скачки на колесницах, вот это совсем другое дело.
Под новые забавы возводили совсем другие амфитеатры, гораздо большей вместимости и не обязательно на естественном уклоне.
Амфитеатр в Эль-Джем (Тунис). Третий по величине в мире, первый за пределами Европы. Фото сделано в сентябре 2019 г.
Амфитеатр в Эль-Джем (Тунис). Третий по величине в мире, первый за пределами Европы. Фото сделано в сентябре 2019 г.
Амфитеатр в Эль-Джем (Тунис). Третий по величине в мире, первый за пределами Европы. Фото сделано в сентябре 2019 г.
Деньги в Римской империи имелись, дармовой рабочей силы было много, а раз так, нет преград для возведения более сложных инженерных конструкций.
Амфитеатр в античном городе Аспендос
Античный город Аспендос достиг своего наивысшего расцвета после того, как во 2-м веке до нашей эры стал частью Римской империи. Во всяком случае, самые значимые общественные сооружения этого города были возведены именно в этот период.
Амфитеатр был возведён на личные средства двух братьев, имена которых известны, это Курция Ауспикатуса и Курция Криспина.
Кстати, как свидетельствует историк Гиббон, а именно от него я черпаю основные сведения о Древнем Риме, то была весьма распространённая практика, когда на личные средства состоятельных граждан строились общественные здания. И такие инвестиции нельзя рассматривать как бизнес, ибо массовые зрелища были бесплатны для всех сословий, более того, там ещё раздавали бесплатную еду. Помните, известное выражение «хлеба и зрелищ», оно как раз по этому поводу.
Богатенькие братья денег не жалели и возвели амфитеатр внушительных габаритов.
Тут надо сказать, что амфитеатр Аспендоса выполнен в греко-римском стиле. То есть, изначально его построили греки, как раз на склоне холма, а уже в римскую эпоху были достроены и дополнительные трибуны и огромная сцена.
Что касается вместимости амфитеатра, то в этом вопросе встречаются разные цифры. Мол, максимальное количество зрителей достигает 17 000 человек.
Но, по сведениям ЮНЕСКО, специалисты которой провели соответствующие расчёты, вместимость амфитеатра — 7300–7600 человек, а если при желании отдельных страждущих усадить на лестничные проходы, тогда в итоге получится 8500.
Не больше. Но это всё равно немало, тем более, что жителей в Аспендосе в тот период насчитывалось примерно 20 000.
Над трибунами была надстроена арочная галерея, которая и сейчас весьма привлекательна, а если представить её во всём шике и блеске, со скульптурами и в мраморе, то получится совсем великолепное зрелище.
Внизу сцена с оркестровой ямой с великолепным акустическим решением. Слышимость идеальная. Убедится в этом не сложно, собственно говоря, практически каждый, кто стоит внизу проводит такой эксперимент. Я вот в ладоши похлопал, а какой-то турок, что-то напел.
Сразу за сценой прямоугольное здание, где артисты переодевались и готовились к выступлению.
Продумано всё.
Примечателен этот амфитеатр тем, что весьма неплохо сохранился. За это надо сказать спасибо местному известковому камню, из которого амфитеатр построен. Камень оказался более прочный, чем иные. Также особой благодарности достойны, как ни странно, сельджуки и османы, ибо, когда пришло их время, они не разрушили сооружение, а приспособили его под караван-сарай.
Аспендос это не только амфитеатр
Чтобы не сложилось ошибочного мнения, что в античном городе Аспендосе кроме амфитеатра более ничего нет, постараюсь обозначить и остальные объекты. Я сделал попытку исследовать территорию, но потерпел фиаско, ведь размеры древнего города довольно обширны. Чтобы увидеть всё, думаю надо не менее трёх часов, а если вы чересчур любознательны, возможно, и больше.
Мне удалось забраться на холм, на склонах которого изначально и был построен амфитеатр. Это надо сделать обязательно, ибо оттуда открывается великолепный вид на амфитеатр и вообще доступна вся панорама.
На вершине холма мне повстречался турецкий дядя козопас, наверное, моих лет, от которого ожидаемо пахло козами и немытым телом.
Не спрашивая моего желания, дядя вызвался быть моим личным гидом. Знаете, наверное, что в Азии и в Африке частенько встречаются такие дяди помогайки чересчур назойливо предлагающие свои услуги. Этот был как раз из таковых.
На некоем искусственном языке, включающем турецкие, английские, русские и польские (дядя, вроде бы, принял меня за поляка) слова, дядя начал вести свою речь, но через несколько минут был мною вежливо прерван. Вообще-то было всё понятно и даже интересно, но времени, увы, было в обрез.
Отблагодарив дядю пятью лирами, я было кинулся дальше наверх, но вовремя остановился. Вернуться к пяти часам я бы точно не успел.
Но вам туда обязательно надо, если вы хотите увидеть акрополь с агорой — рыночной площадью, руины римских бань, гимнастических залов, базилики, некрополя и прочих обязательных сооружений античного города.
Удалось мне взглянуть на стадион, вернее на то, что от него осталось.
Насколько я понял, амфитеатр был предназначен исключительно для искусства, а вот гладиаторские бои и спортивные состязания проходили на стадионе, что был построен рядом.
Мельком увидел акведук.
Это вообще замечательное сооружение Аспендоса, построенное примерно в один период с амфитеатром.
Вообще удивительно, насколько продвинутые были эти древние римляне. Построить грандиозный объект, длиной в 15 км, чтобы доставлять в город чистую воду из горных источников, это поражает воображение. Особенно в сравнении с некоторыми современными населёнными пунктами на просторах нашей родины, что испытывают постоянные перебои с водой или довольствуются таковой сомнительного качества.
Наверное, на этом всё. Кстати, обратный путь, от амфитеатра, рядом с которым находится остановка автобуса, до моей квартирки в Анталии, занял у меня не более полутора часов.
Вот такие вот непредсказуемые вещи случаются, порой, в путешествии. Но ничего, это нормально, зато есть, что вспомнить.
Теги:
Культурно-познавательный туризм, Самостоятельные путешествия