Вроде и не полный день мы были в Кведлинбурге, а это уже четвертая часть рассказа о посещении города. В этой части будут фонтаны, и хотя кведленбургские фонтаны, на мой взгляд,- не фонтан, но это только на мой взгляд, т. к. для меня фонтан, это когда вода фонтанирует или падает каскадами, а не истекает из крана…
Хотя, во второй части был один фонтанирующий фонтан.
Ну что, вы со мной?
Как не крути, а надо выходить на Рыночную площадь, так как это своего рода ярмарка городского тщеславия: у кого ратуша краше, или чья колокольня выше, ну и конечно фонтан. Как без фонтана?
И вот мы где-то в районе улочки и мостика Steinbrücke через Мюльграбен выходим к Рыночной площади (Markt).
Оказывается по средам в Кведленбурге рыночный день и часть площади оказалась в палатках торговцев. Столики местных кафе и ресторанов прямо упирались в торговые ряды. Кто-то любит потолкаться по базару, я — нет.
Вот и у фонтана на рыночной площади почти не было свободного места.
Музыканты Мюнценберга — так называется скульптурная группа фонтана, созданная кведлинбургским скульптором профессором Вольфгангом Дрейссе (Prof. Wolfgang Dreysse). Он решил увековечить память о бродячих музыкантах из района Кведлинбурга — Мюнценберга, играющих на свадьбах, крещениях и похоронах.
Но на подходе к ратуше было уже посвободнее.
Без преувеличения, почти все дома на рыночной площади признаны памятниками архитектуры и находятся под защитой государства.
Купеческий фахверковый дом по адресу Markt 5 является ранним примером фахверкового строительства Нижней Саксонии (на фото дом справа).
Здесь сохранились остатки конструкции периода Возрождения, в частности цилиндрические головки балок. В средние века здесь располагалась гильдия портных, а с 1545 года — ткачей. На доме высеченная из дерева надпись 1545 года. Это самая старая датируемая надпись в Кведлинбурге (мы её прошляпили). Сегодняшний уличный фасад и пристройка были построены около 1770 года. В то же время дом был расширен. Дизайн выполнен в стиле раннего классицизма с поясным карнизом.
Красный дом по адресу Markt 3 построен в 1894–95 годах в стиле неоренессанса архитектором Фридрихом Штаедингом (Friedrich Staeding) из Брауншвайга для модного дома Modehaus Ihlfeld & Kramer.
До этого на этом месте фахверковый дом построили для мэра города Экхарда Зальфельда (Bürgermeister Eckhard Salfeld), он много раз поменял владельцев и к концу 19 века обветшал, его снесли.
Дом Грюнхаген (Haus Grünhagen), по адресу Markt 2 — впечатляющий особняк был построен в 18 веке для купеческой семьи Кранц (Kranz).
В 1786 году была проведена реконструкция. Дом был назван в честь более позднего владельца, производителя тканей Грюнхагена. Сейчас на первом этаже находится Информационное бюро Кведлинбурга.
Ну и наконец, Ратуша на северной стороне рынка, увитая девичьим виноградом и плетущейся геранью, — одна из самых важных достопримечательностей Кведлинбурга.:-)
Первое упоминание о ратуше относится к 1310 году. Она получила свой нынешний облик с великолепным ренессансным порталом с двускатной короной и гербом города после реконструкции в 1616 -1619 годах.
Здание расширяли и переделывали с 1899 по 1901 годы. Внутрь мы не попали, т. к. говорят, что вход только с групповой экскурсией (группы формируют в информационном бюро Кведлинбурга по-соседству), а пандемия этого не приветствует. Особого внимания заслуживает бальный зал, строительство которого было завершено в 1901 году.
Роланд (Roland) сегодня стоит в юго-западном углу ратуши Кведлинбурга.
Изначально колонну Роланд установили в центре рынка, как символ рыночной справедливости и городской независимости, т.к в 1426 город стал членом Ганзейского союза (Hanse). Но независимость города оспорила в 1477 году аббатиса Хедвиг фон Саксен (1445–1511), т. к. она считала город владениями монастыря. Хэдвиг была младшей дочерью курфюрста Фридриха II Кроткого и с помощью братьев она привела город к повиновению, он лишился приведений, а статую Роланда разбили на части. В 1860 году, во время сноса части ратуши, были обнаружены эти фрагменты статуи Роланда, она была восстановлена и в 1869 году поставлена на нынешнее место.
Чтобы не толкаться по рынку мы решили обойти Ратушу по Breite Straße.
Тут тоже полно фахверка. Первый же дом по адресу Breite Straße 1, 1572 года постройки, очень интересный (тот, что розовый).
Да и другие домики славные.
В домике по адресу Marktkirchhof 18 расположился ресторанчик Бенедикт (Benedikt).
Тут мне приглянулся свободный столик и дорогОй дал добро на посадку: мне — кофейку, дорогОму — пива. Кофе подали в чашечке мейсенского фарфора, что в Гарце приятно порадовало.
Нынешний трехэтажный фахверковый дом был построен около 1770 года в стиле барокко, на месте здания, сгоревшего в 1765 году. В реестре памятников Кведлинбурга этот дом зарегистрирован как жилой дом. Считается, что стена в северной части дома — это остатки старой кладбищенской стены. В конце 1970-х директор по городскому планированию предложил снести весь ряд домов, чтобы освободить место для рождественских ярмарок и других мероприятий, но в 1987 году были проведены строительные работы по сохранению дома. Но думаю, что ремонт там дело перманентное.
Кстати, район Marktkirchhof возник на месте бывшего кладбища Церкви св. Бенедикта.
О том, что Marktkirchhof когда-то был кладбищем напоминает мавзолей Гётцеше (Goetzesche Mausoleum).
Он находится у входа в Церковь св. Бенедикта и был построен в 1726 году для покойного купца Кристофа Гебхардта (Kaufmann Christoph Gebhardt). Поскольку позже он был приобретён мэром Гётце, усыпальницу назвали именем мэра. Мавзолей — редкий образец репрезентативного склепа в стиле барокко.
Подкрепившись, мы отправились осматривать Церковь св. Бенедикта.
Про Церковь св. Бенедикта я написала отдельный отзыв.
К церкви примыкает ещё и Зерновой рынок (Kornmarkt).
Здесь тоже есть фонтан — Личности истории Кведлинбурга (Persönlichkeiten der Quedlinburger Geschichte), работа профессора Бернда Гёбеля (Prof. Bernd Göbel).
Скульптурную группу установили в 1989/90 годах. Тут Гёбель попытался собрать всё в кучу, так и вышло — куча-мала. Здесь и собака Кведель — геральдическое животное Кведлинбурга. Есть две легенды о собаке Кведель. Согласно первой легенде, жители соседних деревень обнесли их общей стеной, чтобы спасаться от многочисленных разбойников, но возник спор о названии этого вновь образованного поселения и за этим не заметили, что ворота открыты, а враги близко. Лишь собака Кведель это заметила и предупредила лаем об приближающихся разбойниках. В благодарность за это место решено было назвать Кведлинбургом.
Во второй легенде действующими лицами были король Генрих III, его прекрасная дочь Матильда, дьявол и собачка Кведель или Ведель. Матильда была так хороша, что отец-король воспылал к ней любовью. Матильда молила Бога о том, чтобы отец разлюбил её. Но бог не услышал её, зато услышал дьявол. Он пообещал, что если Матильда в течении трёх суток не сомкнёт глаз, то отец ее разлюбит её, а если уснёт, до душа ее достанется дьяволу. Чтобы не уснуть, Матильда решила ткать платок, а любимая собачка Кведель её развлекала все трое суток. Душа девушки дьяволу не досталась и тот с досады вцепился когтями ей в лицо, ужасно обезобразив его. Отец-король Матильду разлюбил. Матильда была девушкой добродетельной и в благодарность основала монастырь Кведлинбург, назвав в честь своей собаки.
Первые две легенды эти к историческому названию города, скорее всего, не имеют отношения, а вот легенда про Квитило (Quitilo) мне кажется более подходящей.
Согласно легенде, году так в 500-м, люди тюрингского дворянина по имени Квитило построили первые деревянные укреплённые сооружения на 30-метровой скале холма, который сегодня называют Замковой горой (Burgberg). Тогда, вероятно, и возникло название «Куитилинген», поселение Куитило. Ну, а собака, она на гербе города есть, и возможно, благодаря одной из двух первых легенд.
С личностью собаки кое-как разобрались. Теперь к другим личностям.
Следующая стела показывает нам Генриха I, императора Германии (ок. 876 — 936), его жену Матильду (895/96 — 968) и его внучку Матильду (955–999). Королева Матильда основала и руководила монастырем с 936 по 966 год, но не была настоятельницей. Первой настоятельницей была ее внучка Матильда, дочь императора Отто I.
Ещё одна стела представляет первую немецкую женщину-врача — Доротею Кристиану Эркслебен. На стеле Доротеи Эркслебен есть мемориальные доски с именами кведленбуржцев — великого поэта Фридриха Готлиба Клопштока, учителя гимнастики Иоганна Кристофа Фридриха Гутс-Мутса и его ученика, известного географа Карла Риттера. Последняя Стелла с фигурами также фигура, олицетворяющая важность Кведлинбурга для семеноводства.
Третья и последняя стела увенчана изображениями «молодой и старой женщины», олицетворяющих расцвет и увядание природы. Стела окутана цветами в память о цветочном городе Кведлинбурге и показывает важность Кведлинбурга в селекционной деятельности по выращиванию и распространению семян сахарной свеклы, которая принесла городу богатство и процветание после роспуска монастыря в 1802 г.
За этим навороченным фонтаном в этом, 2020 году открылось кафе и бистро «Руины романтизма» (Bistro «Ruinenromantik»). Дом по адресу Kornmarkt 3 стал руинами в результате пожара 2005 года.
Открытая подворотня по адресу Marktstraße 7 завела нас в «quartier 7» — коммуну мастеров декоративно-прикладного искусства. Она переехала в это здание в 1998 году и с тех пор постоянно пополняется новыми художниками и ремесленниками.
Ещё один домик по адресу Marktstraße 2 привлёк наше внимание. У этого фахверкового дома, построенного примерно между 1535 и 1576 годами в стиле ренессанса, есть имя собственное — «Художественный Хокен» («Kunsthoken»).
Хокен (Hoken) — места, идущие полукругом вдоль северной стены Рыночной церкви и западной стороны ратуши. Здания на Хокене восходят к первоначально существовавшим здесь лавкам торговцев, которые продавали свои товары. Лавочки 14 века постепенно превращались в магазинчики, и становились прочными и большими домами. Такой домик по адресу Hoken 1, слева от Ратуши, появился на месте торговых лавок в 16 веке и включен в реестр памятников архитектуры горда Кведлинбурга. В 1984 году на нижнем этаже открылось Boulevard Café и работает до сих пор.
Мы вновь попали на Рыночную площадь и оттуда по Blasiistrasse вышли к Церкви св. Власия (St. Blasii).
Тут я сполоховала и в церковь не зашла, а вы при случае загляните, там алтарь совмещён с кафедрой — это большая редкость в оформлении церкви. Кстати, фотографии алтаря св. Власия есть у Тани — Vesnuschka2016 во второй части её рассказа о Кведлинбурге.
Но эта часть фонтанная, т.ч. вот вам фонтан — Шахтбруннен (Schachtbrunnen) у церкви.
Этот фонтан назван в честь купца Фридриха Шахта (Friedrich Schacht). Он пожертвовал деньги на установку фонтана в 1911 году, по случаю его ухода из городского совета. Шахт умер в 1913 году и не дожил до завершения строительства фонтана, установленного в том же году. Фонтан был спроектирован берлинским скульптором Францем Блазеком в стиле модерн. На гранитном постаменте стоит шестиугольная чаша из светло-серого известняка высотой около метра. Посередине возвышается квадратная профильная стела, тоже из известняка. По бокам стелы выкованы художественные горгульи из бронзы, из которых вода льется в чашу с водой. На стеле стоят мальчик с собакой. Мальчик — пастушок, собака — геральдическое животное Кведлинбурга. Герб Кведлинбурга находится на передней части колонны, а фамильный герб основателя — парусник с развивающимися парусами — на задней. Над гербом надпись «Его родному городу Фридрих Шахт 1913 год».
Тут дорогОй велел выдвигаться в сторону Замковой горы (Schlossberg).
Мы отправились по Blasiistrasse дальше
Через дорогу от фонтана находится частный Музей игрушек и игрушечной железной дороги (Eisenbahn- und Spielzeugmuseum).
Тут дорогОй велел выдвигаться в сторону Замковой горы (Schlossberg) и мы отправились по Blasiistrasse дальше.
И чуть дальше я увидела пивную Brauerei Lüdde о которой тоже рассказывала Vesnuschka2016.
Единственное, что утешило дорогОго, что он уже испил пивка в другом месте, а не здесь, так это то что, внутри пивной присесть из-за пандемии было нельзя, можно было сесть только во внутреннем дворике, но там было не так колоритно, как внутри.
Здесь мне придётся прерваться, т. к. я опять увлеклась и насобирала кучу неважных подробностей, а осталось рассказать о прогулке по Замковой горе и Монетной горе (Münzenberg). Так что продолжение следует…
PS: Heinrich-Brunnen мы к сожалению пропустили, не забыть бы его посетить если мы сюда вернёмся.
Теги:
Самостоятельные путешествия, Культурно-познавательный туризм