В столице США Вашингтоне существует прекрасная традиция. Каждую весну здесь проходит Национальный Фестиваль цветения сакуры. В конце марта вишнёвые аллеи в центре города покрываются нежно-розовым цветом и миллионы туристов слетаются со всех уголков страны, а также ближнего и дальнего зарубежья насладиться недолговечной красотой.
На поездку в Вашингтон выделили четыре дня. В первый же вечер, отправились к искусственному озеру Тайдал Бэйсин, на берегах которого сто лет назад были высажены тысячи саженцев прибывших из Японии. Гуляли до темноты, вдыхая тонкий аромат и любуясь бело-розовой пеной окутавшей тонкие ветви.
На следующее утро небеса разверзлись проливным дождём. Сидеть в отеле было не вариант, поэтому решили прогуляться по коридорам власти. Как-никак мы в столице. Для похода в Капитолий дождь был даже на руку: короче очередь на вход. Собственно очередь была только из-за проверки как в аэропорту. Внутрь попали минут через 15. Тут нам быстро раздали карточки с указанием времени экскурсии и отправили в зал на просмотр короткого информационного фильма.
Капитолий является резиденцией законодательной ветви власти федерального правительства США. Первое здание было построено в 1800 году. Однако, 24 августа 1814 года британские войска вошли в город и подожгли все правительственные здания, включая также и резиденцию президента — Белый дом. Силы природы пришли на помошь молодым американским штатам. На другой день разразилась гроза и дождь потушил пожары. Но этого показалось мало и на город обрушился смерч. Ветер смёл британские пушки и повредил корабли противника. Британия отступила, продержавшись в городе всего сутки.
На восстановление здания ушло пять лет. Главным архитектором Капитолия был врач и, по совместительству, архитектор Уильям Торнтон, проект которого победил на конкурсе в 1793 году. За основу дизайна Торнтон взял Парижский Пантеон. Фронтон неоклассического фасада украшает барельеф итальянского скульптора Луиджи Персико с фигурами Справедливости, Америки и Надежды (1828 г.). Похожий на свадебный торт купол отлит из чугуна и покрашен так, чтобы казаться сделанным из того же камня, что и само здание. Наверху установлена бронзовая «Статуя Свободы».
По окончании строительства Капитолий мог похвастаться одними из самых великолепных интерьеров в Америке. Мраморные колонны, статуи, драпировки дамасского шёлка, залы заседаний, обставленные мебелью из красного дерева.
Подошло время экскурсии, всем выдали наушники и в сопровождении гида мы отправились в центральную ротонду. Ротонда была построена в 1824 году под руководством архитектора Капитолия Чарльза Булфинча.
Стены украшают восемь больших исторических полотен. Слева: «Открытие Миссисипи» работы Уильяма Генри Пауэлла 1847 г. В центре на белом коне испанский мореплаватель и конкистадор Эрнандо де Сото, перед ним вождь индейцев с церемониальной трубкой. Де Сото был первым европейцем, увидевшим реку. Пауэлл работал над картиной в Париже копируя костюмы и снаряжение испанцев по образцам из Музея артиллерии. Справа: «Высадка Колумба» Джона Вандерлина 1837 г. На переднем плане Христофор Колумб с знаменем Королевства Кастилия. За ним следуют капитаны кораблей Пинта и Нинья, неся знамена католических монархов, Изабеллы I Кастильской и Фердинанда II Арагонского.
Ротонда расположена непосредственно под куполом Капитолия. Сквозь отверстие во внутренней части купола видна фреска «Апофеоз Вашингтона». Автор фрески греко-итальянский художник Константино Брумиди. В начале своей карьеры художник три года служил в Ватикане при папе Григории XVI, затем он эмигрировал в Америку и был приглашён для оформления Капитолия.
Фреска изображает первого президента США в окружении фигур из классической мифологии. Слева от него — богиня победы Виктория, справа — богиня свободы. Между Свободой и Победой 13 девушек представляют первоначальные 13 штатов. Напротив Вашингтона полотнище со словами «E Pluribus Unum» — «Из многих — один».
Фриз изображающий 19 сцен из американской истории кажется резным каменным барельефом, но на самом деле представляет собой серию фресок в стиле Тромплёй. Брумиди написал семь сцен. Так получилось, что на фото попали как раз эти сцены. Слева направо: Монтесума приветствует испанского конкистадора Эрнана Кортеса входящего в храм ацтеков; Франсиско Писарро едет в Перу в поисках Эльдорадо; Похороны ДеСото на Миссисипи; Покахонтас спасает капитана Джона Смита; Пилигримы во главе с Уильямом Брюстером благодарят Бога за безопасное путешествие на борту Мейфлауэр.
Из ротонды перешли в Национальный зал статуй. В зале собрана коллекция монументов из мрамора и бронзы подаренных каждым из Соединенных Штатов. Статуи изображают известных личностей в истории соответствующего штата.
В центре вождь индейского племени чероки Секвойя, изобретатель слоговой азбуки чероки (1826 год). Один из редких случаев, когда представитель народа, у которого отсутствовала грамота сумел создать эффективную систему чтения и письма. Рядом Лью Уоллес, губернатор и генерал северян во время Гражданской войны в США. Уоллес более всего известен как автор исторического романа «Бен-Гур» (1880), ставшего бестселлером. По роману снято несколько фильмов, последний в 2016 году. Калифорнию представляет францисканский монах Хуниперо Серра основавший множество испанских миссий от Сан-Диего до Сан-Франциско, в том числе и город Лос-Анджелес.
На стене копия знаменитой «Декларации независимости» принятой на заседании Второго Континентального Конгресса в Филадельфии 4 июля 1776 года. Декларация объявляла Тринадцать колоний, находящихся в состоянии войны с Королевством Великобритании, независимыми суверенными государствами.
В нише над антаблементом установлена статуя Свобода и Орёл. В руке Свободы Конституция Соединенных Штатов, слева от нее змея, символ мудрости.
«Машина истории» — греческая муза истории Клио правит крылатой колесницей. Работа итальянского скульптора Карло Франзони 1819 г.
В залы заседаний сената и палаты представителей тоже заглянули. К сожалению, сделать фото не было никакой возможности. Все вещи включая телефоны пришлось сдать в камеру хранения.
Из Капитолия отправились в Библиотеку Конгресса. Дождь не прекращался, поэтому воспользовались подземным туннелем. Система туннелей под Капитолийским холмом как раз и была построена для того, чтобы в плохую погоду конгрессмены и сенаторы могли попасть в свои офисы не выходя на улицу.
В 1871 году Библиотекарь Конгресса Эйнсворт Рэнд Споффорд предложил построить отдельное здание для коллекции книг и публикаций Конгресса. Идею одобрили, и 1 ноября 1897 года двери новой библиотеки были открыты для публики. Здание в стиле Beaux-Arts с классическим фасадом и позолоченным куполом стало самым большим и самым дорогим библиотечным зданием в мире.
Портик главного входа украсили бюстами выдающихся людей: Демосфен, Эмерсон, Вашингтон Ирвинг, Иоганн Вольфганг Гёте, Бенджамин Франклин, сэр Вальтер Скотт, Данте Алигьери. Позеленевшие от времени фигуры Нептуна, тритонов и морских коней составляют композицию фонтана Двор Нептуна. Нью-йоркскому скульптору Роланду Хинтону Перри было всего 27 лет, когда он завершил работу над фонтаном. Очень хотелось увидеть, как струи воды извергаются из бронзовых раковин, но фонтан не работал. Может выключили из-за дождя.
В библиотеку зашли с заднего крыльца.
На стенах и потолке появились мозаики с древнеегипетскими мотивами. Во всяком случае у меня сложилось такое впечатление.
Неожиданно коридор закончился и глазам открылся красочный дворец.
Роскошная парадная лестница поднималась к балюстраде с двойными коринфскими колоннами. Яркие фрески оттеняли белизну мрамора.
Вдоль перил пухлые младенцы-путти занимались ремёслами обычными для жизни американцев в 1897 году. Повар с котелком; рыбак с сетью.
Под ногами знаки зодиака на фоне бордового французского мрамора с каймой из чисто белого итальянского. Золотистый краб видимо представляет рака.
Здание с одними из самых богатых интерьеров в Соединенных Штатах стало кульминацией культуры позолоченного века. Более пятидесяти художников и скульпторов работали над украшением библиотеки.
Круглые панели над галереей работы американского художника Фрэнка Уэстона Бенсона представляют времена года.
Во время реставрации в 1980-х годах обнаружили, что металлические украшения потолка, которые считались сделанными из серебра, на самом деле представляют собой алюминиевый лист. Когда здание строилось алюминий был дороже серебра.
По углам крылатые фигуры обрамляют традиционные символы обучения: факел и книгу.
Большое мозаичное панно — Минерва. Автор Элиху Веддер. Римская богиня знаний и мудрости держит свиток, на котором перечислены различные области знания: архитектура, право, статистика, ботаника, механика, философия.
Фонды Библиотеки Конграсса содержат более ста миллионов экземпляров. Это второе по величине собрание в мире после Британской библиотеки.
Самое старое из четырех зданий Библиотеки Конгресса носит имя Томаса Джефферсона. Будучи президентом США Джефферсон являлся ключевой фигурой в создании библиотеки. Когда британцы сожгли Капитолий, вместе со зданием сгорела и библиотека. Частная коллекция, которую в течении 50 лет собирал Джефферсон стала основой нового собрания Конгресса.
Библиотеку Томаса Джефферсона можно увидеть и теперь.
Заглянули в боковые галереи. Серия фресок в люнетах северной галереи художника Чарльза Спрэга Пирса иллюстрирует периоды приятной и упорядоченной жизни, идиллического существования, часто воображаемого поэтами.
Пилястры с готовыми взлететь орлятами.
В библиотеку может записаться каждый, кому исполнилось 16-ть лет. Получаешь читательскую карточку и можешь идти заниматься в Главный читальный зал. Если конечно не зависнешь надолго рассматривая помещение.
Восемь гигантских мраморных колонн увенчанных аллегорическими фигурами представляющими цивилизацию: религия, торговля, история, искусство, философия, поэзия, право и наука. Между ними на галерее 16 бронзовых статуй лучших представителей упомянутых сфер деятельности: Микеланджело, Бетховен, Платон, Фрэнсис Бэкон.
Пока бродили по библиотеке, дождь закончился.
Комплекс Капитолийского холма раскинулся на площади в полгектара, с несколькими десятками офисов, в которых работают тысячи людей. Судебная ветвь власти представлена зданием Верховного суда. Фасад из вермонтского мрамора похож на классический греческий храм. Для внутренней отделки автор проекта архитектор Касс Гилберт заказал сиенский мрамор из Италии.
Золотистые колонны зала суда увидеть удалось, в зале регулярно проходят публичные лекции. Однако, сфотографировать было разрешено только бронзовую дверь.
Наиболее примечательным архитектурным элементом в здании суда являются две эллиптические мраморные лестницы.
Каждая из лестниц насчитывает 136 ступенек, закручиваясь спиралью из семи виражей. Консольная конструкция устраняет необходимость в центральной опоре, каждая ступенька прикреплена к мраморной стене и опирается на ступеньку ниже. Таким образом, лестница держится без скрепляющего раствора, только за счет силы тяжести и точной подгонки ступенек.
Бронзовые перила украшены розетками и овальными медальонами с изображением орла — символа США.
Прогулку по коридорам власти закончили у Сенатского фонтана.
На клумбах уже расцвели тюльпаны. В воздухе пахло весной.