Какая женщина не мечтает попасть в парфюмерный рай, окунуться в мир невероятных ароматов и приятнейших запахов! И как можно не посетить столицу духов и парфюмерии, если она находится совсем рядом с местом вашего временного проживания! Пропустить такое непозволительно!
И мы, конечно, побывали в этом пахучем городе. Да, всего около 40 километров, чуть больше часа езды от Ниццы, и мы в Грассе.
Грасс — небольшой городок в Провансе, расположенный на возвышенности. Из-за неровной поверхности и дома расположены так, что издали кажется один дом стоит на другом.
О Грассе наверняка все слышали, и наверняка все знают, что именно здесь творили и продолжают творить великие парфюмеры, создавая неповторимые ароматы. Сейчас в Грассе и около него сосредоточено немало парфюмерных фабрик и компаний, известных во всем мире.
Но так было не всегда. В средние века здесь получило развитие кожевенное производство. В Грассе было множество кожевенных мастерских, занимающихся выделкой кож. И вокруг этих мастерских витали далеко не самые приятные запахи, вызывающие негативную реакцию у горожан. Да и запахи от самой продукции совсем не радовали обоняние. И вот чтобы как-то приглушить эти неприятные запахи, в кожевенном производстве стали использовать различные ароматические масла и эссенции, производимые из пахучих трав и цветов и в изобилии растущих здесь же. Здесь же в Грассе впервые в Европе был налажен выпуск ароматизированных перчаток, которые благоухали приятнейшими запахами жасмина, розы. Такие перчатки даже поставляли в королевский двор. И вскоре мода на пахучие перчатки разлетелась по всей Европе.
И это явилось началом превращения Грасса из кожевенного центра в парфюмерную столицу не только Франции, но и Европы. А кожевенники мало-помалу перевоплотились в первых парфюмеров средневековой Европы.
Ну, а Грасс стал центром парфюмерного искусства, и свой статус он сохранил и до настоящего времени.
И прежде всего это стало возможным благодаря тому, что в прекрасном прованском климате произрастает множество цветов, которые и используются в парфюмерном производстве. Собрать цветы, чтобы использовать их в качестве парфюмерного сырья — это целое искусство, основы которого были заложены несколько веков назад. Традиции сбора и сортировки цветов бережно хранятся с тех времен, и надо сказать, качество парфюмерной продукции, произведенной из такого сырья, всегда неизменно высокого качества.
Наиболее крупные представители ароматной отрасли в Грассе — фабрики Галимар (Galimard), Фрагонар (Fragonard) и Молинар (Molinard).
Недалеко от вьезда в город одна из них — Галимар.
На фабрике было малолюдно, ну во-первых, мы приехали в город с утра, а во-вторых, курортный сезон подходил уже к концу, так что русских тут кроме нас никого и не было. И тем не менее нам была предложена экскурсия по фабрике на русском языке. Нашим гидом стала приятная madam Маргарита, которая и провела экскурсию для нас двоих.
Свое имя фабрика получила благодаря Жану де Галимару — основателю перчаточного и одновременно парфюмерного производства в городе Грасс. Основана она была в 1747 году и это самая старая фабрика в Грассе. Перчатки, а потом и духи поставлялись Галимаром для королевского двора и для самого короля. И надо сказать, вся продукция грасских парфюмеров пользовались у королевской семьи и придворных огромной популярностью.
Если быть точным, то это экскурсия не на саму фабрику, а в демонстрационные залы и лабораторию, доступные для посещения, а также в фирменный магазин.
Экскурсия продолжалась около получаса. В ходе ее нас провели по нескольким демонстрационным залам, при этом экскурсовод достаточно интересно и познавательно рассказала об истории зарождения парфюмерии, о фабрике, о процессе изготовления духов, о самих духах…
Сразу после входа — зал, по периметру которого выставлено старинное перегонное оборудование — медные колбы самых различных форм, соединенные медными же трубочками, какие-то чаны, чаши — все эти аппараты похожи на самогонные и работают примерно по такому же принципу.
Использовали все эти аппараты для выпарки, перегонки, экстракции душистых веществ из сырья. Впрочем, и сейчас это оборудование может фунционировать вполне успешно.
Тут же емкости для хранения сырья и образцы самого сырья.
Извлечение пахучих веществ водяным паром — дистилляция — основной старинный метод, который применяется и сегодня. В основном этот метод применяют для извлечения запахов из твердых цветов типа лаванды или мимозы. В результате обработки растений этим методом получаются эфирные масла.
Есть еще один процесс извлечения запаха, так называемый анфлераж. Суть его в том, что лепестки более нежных цветов, которые требуют более бережного обращения, например жасмин, кладут в специально приготовленный жир, тонко распределенный по раме и обладающий свойством вытягивать ароматические масла. Каждые два дня листочки заменяют на свежие. И так не менее трех месяцев, пока жир не наберет в себя достаточное количество запахов. Потом жир смешивают со спиртом, перегоняют, и во время процесса перегонки большую часть запахов жир передает спирту, и так вот и создается эссенция. Процесс более дорогостоящий, так как все делается вручную и занимает достаточно много времени, поэтому в массовом производстве сейчас он не применяется.
Более современный метод извлечения запаха — экстракция с применением растворителей, при воздействии которого на цветы выделяется пахучее тянущееся вещество — конкрет. Чтобы получить 1 килограмм конкрета, нужно около 400 килограмм цветов. Но не сам конкрет используется при производстве духов. Его тоже нужно подвергнуть обработке, и лишь тогда получается абсолю, обладающий высокой концентрацией ароматических веществ. Им то и пользуются парфюмеры. Причем, чтобы получить 1 кг абсолю нужно как минимум 1,7 конкрета.
Есть еще и другие, более современные, способы получения ароматических веществ, явяющихся основными компонентами натуральных духов.
Но получение экстрактов из натуральных цветов достаточно сложный и очень дорогостоящий процесс. Чтобы получить определенное количество экстракта, необходимого для производства душистой продукции, нужны тонны таких лепестков. Синетический же аналог стоит во много раз меньше, вот и приходится использовать этот продукт в современной парфюмерии. Вот поэтому без синтетических веществ в производстве духов не обойтись. И сейчас любая парфюмерная продукция в большинстве своем — смесь натуральных и синтетических веществ.
Ну, а наша экскурсия продолжается.
А дальше еще один зал, узкий и длинный, с одной стороны его окна и под ними медные емкости, а с другой — витрина, на которой установлены разные баночки-скляночки с жидкостями, предназначенными для производства парфюмерной продукции.
Показали нам и лабораторию, находящуюся за стеклом и заставленную какими-то синими канистрами приличных размеров. Здесь готовятся компоненты для будущей парфюмерной продукции, лаборанты в белых халатах колдуют над емкостями, что-то там переливают, что-то с чем-то смешивают, вообщем рабочий процесс здесь идет полным ходом.
Ароматических веществ, экстрактов — тысячи! И из них создаются неповторимые запахи, не похожие друг на друга, поднимающие настроение и делающие нашу жизнь более яркой и радостной!
Сам процесс создания духов и другой парфюмерной продукции — это сложный и подчастую длительный процесс. И главный человек на ароматическом производстве, который и занимается этим уникальным делом — созданием ароматов — это «нюхач» или " Мсье Нос». Ну это уникальнейший человек, профессионал высочайшего класса. Безусловно, прежде всего он должен обладать тончайшим нюхом, и это природный дар, доступный единицам. Ну и к этому дару — соответствующее образование, полученное в элитном учебном заведении, куда ежегодно набирают человек 20, не больше, при этом абитуриент в обязательном порядке должен иметь не менее двух лет обучения на химическом факультете другого вуза. И сам процесс обучения занимает немало времени — восемь лет! А потом начинается напряженная работа, для нас, обычных людей, не совсем понятная. Чтобы понять сложность работы «Мсье Носа», представьте себе — этот человек различает около 4 тысяч ароматов, может их охарактеризовать, рассказать о каждом… Правда, работает «Мсье Нос» лишь пару часов в день, за пределами этого времени результативность его работы снижается, запахи воспринимаются неточно. При этом «Мсье Нос» должен вести здоровый образ жизни, не курить, не пить алкоголь, не есть острую еду, не принимать определенные лекарства, существует и еще много других ограничений, и вот соблюдать их надо неукоснительно, иначе нюх притупляется, а это уже катастрофа, «Мсье Нос» просто не сможет дальше работать. Но все эти минусы в работе «Мсье Нос» с лихвой окупаются материально, зарплата у них ну очень достойная.
«Носов» во всем мире не так и много, всего где-то около двухсот, из них около четверти работает в Грассе. За стеклом — рабочее место «Мсье Нос». Этот стол называется, как и известный музыкальный инструмент, — орган. Вот за этим столом и творит удивительный человек «Мсье Нос». На столе множество флаконов, в каждом из которых свой запах, первый ряд- флакончики с древесным, хвойным ароматом, держится дольше всего, второй ряд — фруктовые и 3-й ряд — цветочные.
Приступая к творческому процессу, а назвать его по-другому никак нельзя, «Мсье Нос» продумывает, какой будет аромат у новой продукции и даже хорошо представляет его, ну, а потом начинается непосредственно работа по смешиванию ароматов и подбору желаемого запаха. И работа эта не одного дня и даже не одного месяца. «Мсье Нос» не просто произвольно смешивает запахов, нет, это целая наука, формулы, расчеты…
И столько нюансов в работе «Носов», столько тайн, о которых мы даже и не подозреваем. Но зато результат работы впечатляет — новый волшебный аромат, который порадует и запомнится многим.
Вот так было и с известной всем «Шанель № 5». Именно здесь в Грассе были созданы эти легендарные духи с поистине гениальным ароматом. В начале 20 века для производства духов использовались только натуральные экстракты, и несмотря на то, запах таких духов был приятным и очень напоминал запах самых настоящих цветов, все же аромат был их не стойким. И вот как-то Шанель познакомили с известным парфюмером Эрнестом Бо, Шанель и изложила ему свою идею о создании уникального аромата, аромата женщины, при этом аромат должен быть «искусственным». А Бо в это время как раз исследовал синтетические соединения — альдегиды, вот эти летучие соединения Бо и осмелился ввести в композицию. Парфюмер создал несколько ароматов и предложил Шанель выбрать один, наиболее понравившийся. И Шанель выбирает образец под номером 5. Вот так и появилась Шанель № 5 — духи с совершенно новым, не похожим ни на что ароматом, в состав которых входит около 80 ингредиентов.
Конечно, различные виды ароматной продукции — духи, парфюмированная вода, туалетная вода, одеколон — отличаются друг от друга, и дело не в запахе, а в том, настолько долго держится запах той или иной продукции… Тут особых секретов нет, все зависит от концентрации ароматических веществ в продукции. Парфюмерный концентрат, спирт и вода — любой вид парфюмерии состоит из этих трех компонентов. А решают все пропорции этих ингредиентов. Понятно, чем больше объем эфирного масла в продукции, тем большая стойкость запаха. Больше всего ароматических веществ в духах, меньше всего в туалетной воде и одеколоне, но это не значит, что они имеют менее интересный запах, просто запах их выветривается побыстрее.
Что интересно, экскурсия совершенно бесплатная. Конечно, коммерческие интересы здесь присутствуют. После экскурсии всех приводят в магазин, где можно продегустировать образцы духов, туалетной и парфюмированной воды. Вскоре все запахи сливаются, смешиваются, разобрать ничего не возможно. Но все же стойко пытаешься определить свой аромат, и в конце концов берешь то, что более-менее приятно твоему носу. Я купила себе парфюмированную воду, а детям на подарок туалетную воду. Цены разные, но все не очень-то и дешево. Дети вроде бы довольны, а я вот не могу сказать, что в восторге от выбранного аромата, да и запах быстро улетучивается. Я как-то ожидала большего.
Здесь можно приобрести не только духи, но и различные масла, крема, шампуни, душистое мыло. Конечно, соблазнилась, и купила и крем, и мыло, и шампунь, не каждый же день в Грассе бываем… Вообщем евро оставила здесь немало. И не я одна такая. Если сравнивать с другими, то я еще по-скромному, некоторые выходили из магазина с полными пакетами и даже не с одним.
Вот и выгода компании от бесплатной экскурсии, впрочем не хочешь, не покупай, никто тебя не заставляет.
И еще что интересно, на Галимаре впервые стали проводиться мастер-классы для всех желающих по созданию своего собственного запаха, это уже сейчас и на других фабриках предлагают подобное, но именно Галимар первым в далеком 1996 году предложил любому желающему прикоснуться к тайне создания прекрасных ароматов. Все это действо проходит под руководством «мсье Нос», но он лишь советует, а ты вправе выбирать то, что тебе нравится. Конечно, Шанель № 5 не получится, но создание духов с приятным запахом вполне возможно. Экскурсовод обязательно расскажет, что здесь в 2002 году был Ельцин, и именно Маргарита, наш экскурсовод, проводила для Ельцина экскурсию по фабрике и в качестве переводчика помогала Ельцину общаться с парфюмером. В это время Ельцин уже отошел от дел, и вот приехав на Лазурный берег, он посетил Грасс, и на Галимаре с помощью парфюмеров создал мужскую туалетную воду «Уральская тайга» и женскую — «Наина». Говорят, их формулы до сих пор хранятся в архиве Галимара. Впрочем, любой желающий может попробовать на некоторое время стать «носом», но для этого нужно заранее записаться, правда, цена кусается, точную сумму не помню, но то, что она немаленькая, это точно.
И еще одна фабрика — Фрагонар, расположена она практически в центре Грасса. Это самая молодая фабрика Грасса, основана всего лишь в 1926 году, а названа она в честь французского художника — уроженца Грасса Жана Оноре Фрагонара.
Вообще-то считается, что Фрагонар — наиболее популярная и известная фабрика Грасса, и ее чаще всего посещают туристы. А по мне так и Галимар ничуть не хуже, мне и на Галимаре понравилось. А может потому, что Галимар был первый и все, что мы увидели и что нам рассказали на Галимаре, для нас было новым, не виданным ранее. А первые впечатления самые запоминающиеся, вот поэтому в воспоминаниях так и остался Галимар — фабрикой № 1. Ну, а вообще-то фабрики похожи друг на друга, ну, а как иначе? Производство-то одинаковое. Конечно, интересно было послушать экскурсовода и на Фрагонаре, тем более экскурсия опять была бесплатная и опять из русскоязычных мы были вдвоем, вот такой маленькой компанией и прошлись по демонстрационным залам.
Экскурсовод ознакомила нас с историей парфюмерного дома Фрагонар, опять-таки рассказала как производятся духи и другая парфюмерная продукция.
В музее выставлена интересная коллекция флаконов для парфюма, начиная со старинных и заканчивая флаконами наших дней.
Колбы, мензурки, устройства для дистилляции, какое-то еще иное ретрооборудование — все это можно увидеть и даже потрогать.
Рассказали нам и про анфлераж — один из способов извлечение ароматов. В Грассе гордятся достижениями в получении высококачественных аромататических продуктов именно с помощью анфлеража. Парфюмеры Грасса научились с помощью этого метода получать цветочные эфирные масла, в частности розовое и жасминовое, исключительной душистости, чем и прославили Грасс на весь мир. Но как я уже говорила, эта техника требует больших затрат времени и сырья, и из-за нерентабельности сейчас она не используется, точнее, почти не используется, ибо как рассказала наш экскурсовод все-таки и сейчас немногие парфюмеры используют этот метод, несколько изменив и усовершенствовав его, например вместо жира берется растительное масло ну и еще кое-какие новшества. И получившийся на выходе продукт по всем показателям на порядок выше произведенного способом экстракции.
Ароматы, полученные из цветов, растущих в Провансе, изысканные и очень интересные, но, к сожалению, сырья в Провансе не так и много, хотя оно и отличного качества. Вот и приходится использовать импортное сырье из стран Африки, Азии, Южной и Центральной Америки. Роза, выращенная в Индии, хоть и ароматна, но до прованской розы, особенно розы Сентифолии, самой известной розы Прованса, ей ох как далеко… На этой картинке видно откуда поступает сырье на Фрагонар.
Тут тоже есть рабочее место «Мсье Нос», ну как же без этого? «Мсье Нос» — главный на парфюмерном производстве! Из рассказов экскурсовода в Галимаре мы уже знали, кто такой «Мсье Нос», и все равно еще раз с интересом прослушали информацию про него. Что еще можно сказать, работа «Мсье Носа» нелегкая и очень ответственная. Композиции некоторых духов могут включать до 250 запахов. И все это надо уловить, прочувствовать, проанализировать. По мне так это вообще нереальная задача. Но эти удивительные люди делают же это, значит, это в пределах человеческих возможностей. И еще нам рассказали, что «Носы» в большинстве своем мужчины. Женщины по своей природе обладают не то что менее чувствительным нюхом, но изменяющимся в определенные периоды. И все-таки женщины-парфюмеры есть, и они не менее известны.
Прошлись мы и по производственным помещениям, открытым для посещения. Лаборатория для производства духов не за стеклом, за производственным процессом можно наблюдать, стоя практически рядом с лаборантами. А все эти колбочки, флакончики на расстоянии вытянутой руки. В основном все здесь делается вручную, хотя некоторые процессы все-таки автоматизированы.
А вот так выглядит на Фрагонаре современный цех для производства ароматов, те же емкости для перегонки, ну разве что не медные, а из нержавейки, но судя по тому, что людей здесь не много, а точнее всего один оператор, процесс автоматизирован. Конечно, производится здесь не очень-то и много продукции, в основном все устроено для туристов.
Показали нам и как производится мыло. Опять таки все вручную. Молодой человек неспешно, с толком, с расстановкой, работает над производством пахучего мыла, из-под его рук выходят разноцветные кусочки мыла в виде яиц. Никаких там замысловатых форм, все просто, но запах стоит необыкновенный. И надо сказать, что мыло на Франоре действительно душистое, запахи стойкие и очень приятные.
Понятно, что здесь не массовое производство, все это носит рекламный характер, туристам показывают, что вот, мол, все производят здесь, на месте, вручную, качественно и эту же продукцию вы можете купить только у нас. И, конечно, туристы ведутся на это. Ну, а бесплатные экускурсии безусловно окупаются нашими с вами покупками.
В магазине еще большее изобилие, чем на Галимаре. Если на Галимаре в основном продается парфюм и мыло, то здесь ассортимент более широкий и разнообразный, кроме парфюмерии и мыла здесь есть крема, соль для ванны, шампуни, подарочные наборы, саше, масла…
И хотя мы уже прилично закупились на Галимаре, все же не смогли выйти из магазина без покупок. Мыло и духи фабрики Фрагонар пополнили список наших покупок в Грассе.
Да, надо сказать, что парфюм на Фрагонаре продается в алюминиевых флаконах, а не в стекле. Солнечный свет на содержимое такого флакончика никак не воздействует, и парфюмерная продукция может храниться годами, не теряя своих ароматических качеств. Цены на духи здесь повыше, чем в Галимаре. Что касается самого запаха, то, как мне показалось, запах у фрагонарского парфюма более стойкий, и здесь, на Фрагонаре, больше именно цветочных ароматов.
В настоящее время парфюмерные компании Грасса большей частью специализируются на производстве эфирных масел для ароматизаторов, но не только, здесь также создаются формулы и рецепты духов, именно здесь рождаются волшебные запахи и ароматы, иногда по заказам крупных парфюмерных компаний, иногда парфюмеры сами создают новый запах, а потом продают их брендам мировой моды. Конечно, в узких кругах имена «носов»-парфюмеров известны, ну, а для нас созданные ими духи известны как Dior, Lankome, Estee Lauder…
Вышли мы из Фрагонара пахнущие всеми продегустированными ароматами и уже не способные к восприятию каких-либо запахов. Но эстетическое удовольствие получили, от души насладились прекрасными грассовскими ароматами!
Рядом с музеем Фрагонар — небольшой, но очень уютный сад. Огромные пальмы, магнолии, небольшой фонтан… Вот здесь в тени деревьев мы немного перевели дыхание, отдохнули от таких двух насыщенных экскурсий.
Грасс — это не только духи, ароматы, запахи, Грасс это еще и интересный средневековый город, хотя, конечно, его история прежде всего связана именно с производством духов. Наверное поэтому именно Грасс был выбран местом действия событий, описанных в известном романе «Парфюмер».
Процитирую: «Этот городок назывался Грасс и вот уже несколько столетий считался бесспорной столицей торговли и производства ароматических веществ, парфюмерных товаров, туалетного мыла и масел… Рим ароматов…»
(П. Зюскинд «Парфюмер»)
Грасс — это город, где жила героиня романа Зюскинда «Парфюмер» рыжеволосая красавица Лаура Риши. И именно здесь Греную пришла в голову такая ужасная идея создания аромата любви.
Но вот фильм в Грассе не снимался. Режиссеру Том Тыкверу почему-то не подошел Грасс в качестве декораций для фильма. И сцены фильма снимали в Испании, в Барселоне, Жироне, Фигерасе. Вот не знаю, почему режиссер забраковал Грасс, хотя Зюскинд-то именно сюда поселил сюда своего героя, да и город выглядит примерно таким, каким его описал Зэскинд. Улочки города, буквально пронизанные средневековым обаянием, ну очень бы подошли для съемок, но нет, режиссеру что-то здесь не понравилось.
Кроме музеев, демонстрационных залов при фабриках, в Грассе открыт еще Международный музей Парфюмерии, где показана эволюция производства духов на протяжении последниих 400 лет и где освещена роль Грасса в развитии парфюмерии во Франции. Но нам после двух экскурсий по фабрикам идти в музей совсем не хотелось. Если будете в Грассе, можете посетить этот музей, говорят, там можно узнать еще много интересного о создании парфюмов.
Ну, а мы совершим небольшую прогулку по средневековому городу. Грасс был основан в 11 веке, а в состав Франции он вошел в 15 веке.
Расположен Грасс на горе, улочкие узкие, уходящие то вверх, то вниз, за подъемом следует спуск, за спуском — очередной подъем…
Дома, прилепленные друг к другу, терракотового или даже яркого апельсинового цвета, правда стены некоторых из них несколько обшарпаны, но это еще больше усиливает атмосферу средневекового города.
Многие дома украшены ставнями, на окошах в горшках растут цветы, и если у нас комнатные цветы обычно растут в комнате на подоконниках, то здесь цветы украшают окна снаружи. А у входных дверей стоят вазы с растущими в них цветами. Очень красиво!
И что меня поразило, так это огромное количество старинных дверей, они как будто ведут в мир средневековья… Уверена, с этими дверями связано множество историй, а сколько людских судеб вершилось за ними. И сейчас за этими дверями живут люди, за ними чей-то дом, свой мир, своя жизнь…
Главная достопримечательность Грасса — кафедральный собор Нотр-Дам-дю-Пюи — Собор Богоматери. Это старинный собор, заложенный в 12 веке. Но тот вид, в котором он находится, ему придали в 18 столетии.
Собор поражает мощной кладкой, основательностью. И все же внешний облик собора скромный, зато внутри хранятся настоящие сокровища — три выдающиеся работы Рубенса — «Терновый венец», «Распятие» и «Возрождение». Конечно, надо было зайти в собор, тем более он был открыт, но вот не заглянули, теперь об этом жалею.
На площади перед собором установлен военный мемориал жертвам Первой мировой войны.
Рядом с собором находится Епископская площадь и Епископский дворец, а сейчас там Ратуша. Во внутренний дворик можно зайти всем желающим. Уютный дворик украшает декоративный фонтан.
Неподалеку от собора квадратная каменная башня — Сарацинская башня, которая была раньше сторожевой башней Грасса.
Пройдя немного по городу, выходим к смотровой площадке, с которой открываются потрясающие виды на Грасс и его окрестности — черепичные крыши, зеленые холмы, на которых растут прекрасные цветы…
Парфюмеры считают, все цветы, которые используются для производства духов, должны расти на высокогорье, лишь тогда эфирные масла будут наиболее ароматными. Правда, с каждым годом площади для выращивания цветов сокращаются, на смену цветам приходят искусственные заменители. Жаль, конечно, что такая красивая история производства духов уходит в прошлое.
Недалеко от смотровой площадки небольшая уютная площадь, посреди которой установлены указатели с расстояниями до городов.
В Грассе парфюмерия правит балом, на улицах везде и всюду маленькие магазинчики, битком набитые различной парфюмерной продукцией, на любой вкус и кошелек. И при этом в каждом магазинчике находятся какие-то свои интересные штучки, а весь товар выставлен так, что хочется купить все и сразу…
И не купить тут хотя бы флакончик духов, или ароматнейшее мыло, или что-то еще приятно пахнущее, попросту невозможно.
На узких улицах между домами висели яркие розовые зонтики. Не знаю всегда ли так украшают улочки, но в день нашего приезда улочки выглядели именно так — ярко, радостно.
И город таким и остался в наших воспоминаниях — ярким, солнечным, красочным…
Ну и конечно, Грасс — ароматный и пахучий, ведь все-таки главная достопримечательность Грасса благоухающая всевозможными ароматами парфюмерная продукция, которая производится в Грассе и тут же продается. Кажется, весь воздух Грасса пропитался этими запахами. И если вы хотите окунуться в мир запахов и ароматов, обязательно посетите Грасс. Уверена, незабываемые впечатления вам гарантированы, и к тому же без покупок вы отсюда не уедете. А купленный здесь парфюм будет напоминать вам об этом прекрасном городе и дарить прекрасное настроение!