От Бахлы до Низвы Мухаммед домчал нас за 30 минут — оба города расположены рядом друг с другом.
От Бахлы до Низвы Мухаммед домчал нас за 30 минут — оба города расположены рядом друг с другом.
Низва — этот город называют «жемчужиной Аравии».
В 6-ом веке оманцы, вытеснив персов, образовали независимое государство со столицей в Низве.
В городе во все времена жили писатели, поэты, учёные и религиозные лидеры. Крепость Низвы является символом города и визитной карточкой всего Омана.
Мухаммед останавливает джип в спасительной тени и предлагает нам в течении часа прогуляться по знаменитому городскому рынку.
В Низве изготавливают знаменитые кривые оманские кинжалы — ханджары, украшающие пояс мужчины.
Изумительная чеканка по серебру, украшения ножен серебряными нитями, и ручка, выполненная из рога носорога — таков оманский ханджар.
Султанский указ сделал ханджар обязательной принадлежностью официального костюма.
50 лет назад бедуины приводили на рынок Низвы свои караваны.
Продавая овец и верблюдов, они покупали винтовки и патроны, не забывая о подарке для жены. Бедуинки любили массивные браслеты для рук и для ног и всевозможные объёмные побрякушки.
Увы, время не властно над арабским ассортиментом товаров. Ещё Афанасий Никитин жаловался, что с их товаром на Руси делать нечего. Моя жена от приобретения мощных бус и браслетов категорически отказалась, поэтому мы спокойно гуляем как в музее.
Не спеша разглядываем кинжалы, старые ружья, кожаных верблюдиков и упомянутую керамику из Бахлы. Если для самих оманцев хороший ханджар является символом благополучия, то для меня выложить 1500 дол. за экзотический ножик дороговато.
Впрочем, продаются и дешёвые китайские подделки, которые будут висеть на стене и напоминать об Омане.
В 12 часов рынок закрылся на обязательную сиесту. Мы отправились на осмотр крепости-музея.
Покупаем билеты.
Через мощные ворота заходим внутрь,
где сразу видим старый колодец.
Воду с его глубинного дна на поверхность поднимали, используя кожаное ведро.
За колодцем дверь, ведущая в круглую башню — это главный элемент крепости. Гигантская башня строилась в середине 17 века на протяжении 12 лет оманцами, готовившими бросок на Маскат, которым в то время владели португальцы.
Высота башни 30 м, диаметр 50 м. и почти на 15 м. она засыпана землёй. Если основная крепость попадала в руки врага, то гарнизон переходил в башню. Цитадель могла долгое время держать оборону.
Представьте ситуацию. Противник старается выбить башенную дверь. Сверху, через специальные щели, его поливают кипящим маслом. За выбитой дверью неприятеля ждёт тесный коридор со ступенями уходящими вверх.
Самое главное, за дверью убирается деревянный пол, и ринувшийся вперёд неприятель проваливается в бездонный колодец.
Таких дверей-ловушек на башне 5. Наверху грозные, давно не стрелявшие, но раскалившиеся от солнца пушки, смотрят с разных сторон на город через бойницы.
Есть здесь колодец, место для омовения и комната отдыха.
Башню могли оборонять не более 10 солдат, а укрыться от неприятеля все 1000.
Над всем этим историческим наследием на флагштоке гордо развевается огромный оманский флаг, который виден с любой точки Низвы.
Сам город с башни просматривается как на ладони.
Спускаясь вниз, я так и не решился наступить на стекло, которое положили, дабы показать ловушки-провалы на узкой лестнице. Плюс к этому при движении срабатывают специальные датчики, и со всех сторон раздаются залпы из ружей и из пушек. Неудивительно, что португальцы штурмовать новый форт Низвы не решились.
Перемещаемся далее в жилую часть крепости. Первая комната на пути — покои имама. Особого богатства здесь нет. Оманцы исповедуют ибадизм, а эта ветвь ислама известна своей простотой и умеренностью.
Широкая железная кровать имама имеет сверху балдахин от комаров. На стенах ружья, мечи и кинжалы, в сенных нишах китайская посуда. Но, самое главное, возле кровати имама подземный ход, без подземных лабиринтов форты не строили.
Местные дети постоянно лазали по этим подземельям, поэтому во избежание трагедии ходы закрыли. Рядом с комнатой духовного лидера колодец и нечто похожее на баню и на прачечную одновременно.
Далее идут женская комната, меджлис, комната для обучения мальчиков и конечно кухня, где английская мясорубка 19 века блестит как новая в укор заполонившему современный мир китайскому ширпотребу.
Поразила библиотека. Можно зайти в эту комнату, взять с полки книгу, подложив под спину пуфик, усесться на ковёр и полистать страницы. Старинные книги всегда кажутся чем-то таинственным. Бегущая океанской волной арабская вязь написана вручную много лет назад.
Невольно представляешь себе седобородых мудрецов с гусиными перьями, собиравших всю жизнь знания и воплощавших свой опыт и свои жизненные силы в написание книг.
На нижнем этаже крепости устроен музей народной жизни арабов.
Впрочем, о подобном можно гораздо больше узнать в любой сувенирной лавке.
Видя наши потухшие взгляды, Мухаммед показывает крепостную тюрьму и предлагает зайти внутрь. Протискиваемся через узкий ход в абсолютно тёмную комнату, где становится не по себе.
Если библиотека, кухня и спальня имама несут положительную энергетику, то холодные казематы навевают ужас. Кто здесь томился и сколько лет?
Оманцы не допускали европейцев во внутренние районы вплоть до середины 20-ого века. Проникавших в эти края отважных смельчаков ждала смерть или рабство.
Кстати, рабство в Султанате было полностью отменено в 1970 году.
Ради справедливости заметим, что рабы в Аравии содержались в более хороших условиях, нежели у белых плантаторов на Кубе, в США и в Бразилии.
История Омана, как и история любой другой страны, наполнена драматизмом. В середине прошлого века шейхи не смогли чётко определить, кто должен править страной. Часть шейхов грезила созданием собственного государства.
После целой серии событий в 1957 г. армия султана Маската штурмовала засевших в Низве сепаратистов. Вопрос решило автоматическое оружие, которое подвластному Маскату предоставили англичане.
Продолжение — Султанат Оман. Ч — 5. Славное прошлое угасающей Ибры