Город на Неве строился стремительно и уже в 1712 году был провозглашен столицей Российского государства. Для желающих заработать открылись невиданные ранее перспективы и в город потоком хлынули новые люди. К концу 18 века в Петербурге проживало почти 230 тысяч человек.
С увеличением численности населения не стало хватать жилья. Предприимчивые дельцы стали сдавать в аренду свои комнаты, квартиры, каморки и возводить здания сразу «под жильцов». Так появились доходные дома. Стремясь «выжать» максимальную прибыль, домовладельцы надстраивали этажи, арки и мансарды и создавали постройки внутри участков, соединяя их между собой. Так возникли дворы-колодцы.
В наши дни по лабиринтам дворов водят туристов, показывая им Двор духов, Двор Ангела, Двор-восьмиугольник, Двор-кольцо и др. Питерские дворики считают романтичными и связывают с ними немало легенд. Во внутреннем дворе-колодце дома, в котором мы жили, ничего такого особенного не было, а вот кошек всех мастей там водилось видимо-невидимо.
Одна сторона нашего двора выходила на Большую Морскую улицу, а другая — на набережную реки Мойки. На пересечении набережной и Гороховой улицы в здании торгового дома «Эсдерс и Схейфальс» находится универмаг «У Красного моста». До революции этот магазин считался самым фешенебельным торговым центром. Позволить себе дорогой товар могли только состоятельные клиенты. Здесь и сегодня продают брендовые вещи по весьма недемократичным ценам. Но зато на первом этаже здания допоздна работает супермаркет Prisma. Туда мы забегали за продуктами частенько.
Название универмагу дал Красный мост. На Мойке есть еще Зеленый, Синий и Желтый мост. Их выкрасили в разные цвета в начале XVIII века и дали соответствующие названия. У Красного моста от причала отходят прогулочные катера. Давно хотелось посмотреть как разводят мосты над Невой и мы отправились на ночную экскурсию.
Теплоход медленно поплыл вдоль берега Мойки, затем по Зимней канавке вошел в русло Невы и к моменту разводки подошел к Дворцовому мосту. С близкого расстояния мы наблюдали за тем, как крылья моста плавно взмывают вверх. Зрелище, конечно, запоминающееся. В эти часы в акватории собирается тьма-тьмущая лодок, катеров и корабликов.
Петербург делают похожим на Венецию многочисленные каналы, искусственные водоемы и реки. Их пересекают сотни мостов. Сколько их в городе всего точно никто не знает. Автомобильные и пешеходные, железные и каменные, неподвижные и разводные мосты уже давно стали визитной карточкой город.
На углу Невского и Фонтанки расположен один из самых знаменитых петербургских мостов. Долгие годы его название связывали с какой-то неизвестной Аничкой и в обиходной речи часто называли Аничкиным мостом. А назван мост в честь подполковника-инженера Михаила Аничкова, рабочий батальон которого кроме моста отстроил находившуюся неподалеку слободу. Аничков мост украшают скульптуры укротителей коней Петра Клодта. Почти 20 лет трудился мастер над созданием своего шедевра, признанного потом вершиной скульптурного искусства.
Притягивает взгляд чугунная ограда Аничкова моста. Рисунок с дельфинами, сказочными русалками и морскими коньками был заимствован с перил Дворцового моста в Берлине.
Гуляя по городу, постоянно обращаешь внимание на всевозможные узоры решеток, ворот и ограждений. Изготавливали их ковкой или литьем. Наибольший рассвет художественная ковка получила в 18–19 веках. Именно тогда и появилось в Петербурге изящное металлическое кружево, которое встречается повсюду и придает городу дополнительное очарование.
Изумительно красива кованая ограда Михайловского сада с растительным орнаментом. Это уникальное произведение раннего модерна возводили те же самые зодчие, что строили Спас на Крови. На металлическом полотне замысловато переплетаются чугунные ветви с фантастическими цветами.
Гармонично слилась с пейзажем набережной Невы решетка Летнего сада. Её звенья выкованы в Туле, а гранитные столбы вытесаны мастеровыми из села Путилова. Безупречные пропорции решетки, её легкость и элегантная простота вызывают восторг.
Я к розам хочу, в тот единственный сад,
Где лучшая в мире стоит из оград,
Где статуи помнят меня молодой,
А я их под невскою помню водой.
В душистой тиши между царственных лип
Мне мачт корабельных мерещится скрип.
И лебедь, как прежде, плывет сквозь века,
Любуясь красой своего двойника.
А. Ахматова
Через двустворчатые ворота входим в Летний сад. Он был разбит в 1704 году на месте болот. Для осушения земли прорыли каналы и пруды, а реку Мойку соединили с Фонтанкой. Петр I, мечтавший создать сад в версальском стиле, лично составил проект и следил за его осуществлением. Территорию облагораживали с размахом, не жалея ни сил, ни средств. По указу Петра издалека привозили деревья, различные цветы и травы. В Венеции и Риме приобретали скульптуры и статуи, сооружали первые фонтаны.
К 1721 году все основные работы были закончены, и Летний сад превратился в место царских развлечений. Здесь устраивали праздники, новомодные ассамблеи, приемы иностранных послов и торжества в честь военных побед. В середине XVIII века сад был открыт только для избранной публики, а с начала XIX века стал доступен «военным и всем прилично одетым господам». Теперь Летний сад является одним из любимых мест отдыха горожан.
Пережив наводнение, Октябрьскую революцию, Великую Отечественную войну и масштабную реконструкцию Летний сад выглядит обновленным и ухоженным. Работают фонтаны, повсюду зеленые перголы с беседками, а вдоль длинных аллей тянутся ряды шпалер с молодой липой. И на каждом шагу скульптуры. Все они заменены на копии и сияют белизной.
Летний сад производит хорошее впечатление, и мы получили настоящее удовольствие от прогулки по его аккуратным дорожкам.
Каждый приехавший в Петербург обязательно окажется на Невском проспекте. Ежедневно по нему проходит 2 миллиона человек. Одни бегут по своим делам, другие спешат на свидание, а кто-то бродит просто так. На Невском назначают встречи, торгуют сувенирами, проводят парады и фестивали.
На главной улице Петербурга сосредоточено огромное количество исторических зданий и памятников архитектуры. Сначала Невская першпектива заполнялась деревянными домами. В XVIII столетии строили роскошные дворцы, особняки и храмы. В XIX веке на Невском появились доходные дома, гостиницы, издательские конторы. С веком XX пришел экономический бум и на проспекте как грибы после дождя выросли банки и офисы крупных фирм. Тогда же почти одновременно в стиле «купеческого модерна» были построены торговые дома компании «Зингер» и купцов Елисеевых.
Перспектива Невского проспекта отлично просматривается с балкона-террасы музея Карла Буллы.
Туда мы заглянули не только ради смотровой площадки, но и потому, что побывать в фотомастерской с вековой историей было любопытно. В музее собраны уникальные фотографии конца XIX — начала ХХ века, выполненные талантливым фотографом и родоначальником российского фоторепортажа Карлом Буллой. Его работы увековечили значительные события и известных людей того времени.
Вся свою жизнь Карл Карлович Булла посвятил фотоделу. Приблизившись к императорскому двору в качестве фотографа, он фиксировал и официальные церемонии, и будни царской семьи. Завоевав популярность, мастер снимал представителей всех сословий. В салон к Булле приходили политики, писатели, генералы, художники и актеры. Среди его работ портреты Николая II, Григория Распутина, Федора Шаляпина, Александра Блока, Льва Толстого, Антона Чехова и др.
Сегодня в доме № 54 на Невском проспекте, где находилась мастерская Карла Карловича Буллы открыт музей-фотосалон. Там проводят все виды съёмок, реставрируют старые снимки, организовывают временные экспозиции. В музее, обставленном стилизованной мебелью и цветами царит спокойная и приятная атмосфера. Встретили нас приветливо и рассказали много интересного.
25 января 2001 года на углу Малой Садовой улицы и Невского проспекта установили бронзовую фигуру человека рядом с камерой на треноге. Это памятник Карлу Булле, оставившему для нас около 200 тысяч фотографий.
Главное украшение Невского проспекта — Казанский кафедральный собор. Его величественная колоннада напоминает распахнутые объятия друга.
Собор был заложен в 1801 году. Строительные работы велись в крайне тяжелых условиях и длились более десяти лет. По замыслу зодчего Андрея Никифоровича Воронихина южный фасад храма должна была украсить ещё одна колоннада, идентичная северному. Но Отечественная война 1812 года прервала все планы.
Казанский собор был открыт за год до войны. Построенный первоначально для чудотворной Казанской иконы Божией Матери, он превратился в хранилище святых реликвий войны. Сюда свозили военные трофеи: знамена и штандарты поверженной французской армии, ключи от взятых крепостей и городов. Мемориальный характер собора усилился в 1813 году, когда под его сводами похоронили легендарного полководца Михаила Илларионовича Кутузова.
Войдя в собор испытываешь чувство восхищения. Внутренний интерьер впечатляет своим масштабом и великолепием. Монолитные колонны делят пространство на три нефа. Средокрестие венчает высокий купол. Вдоль его барабана прорезаны окна, сквозь которые льётся дневной свет.
В отделке храма использовался карельский мрамор, выборгский и сердобольский гранит, рижский известняк, шоханский порфир. Санкт-Петербургская газета «Северная почта» в 1811 году писала: «…на сооружение сего храма употреблено единственно то, чем изобилует и славится Россия. Все материалы заимствованы из недр отечества, и все мастерства произведены искусством и рукою отечественных художников». Над украшением собора трудились лучшие российские живописцы и скульпторы: К. Брюллов, Басин, Боровиковский, Угрюмов, Пименов, Демут-Малиновский, Мартос, Гордеев, Проковьев, Воротилов и др.
К сожалению, невозможно стереть из истории Казанского собора трагические страницы. Чёрные дни наступили в 20-х годах прошлого столетия, когда началось изъятие ценностей из петроградских храмов. В результате погиб иконостас собора, изготовленный из трофейного серебра весом в сто пудов. Потом храм и вовсе был закрыт, а в начале 30-х годов в нем разместили антирелигиозный музей. Всё что напоминало действующую церковь разграбили и растащили. Старинные книги шли в макулатуру, религиозные предметы сжигали, из парчовых облачений шили тюбетейки и тапки, а иконы и живописные полотна вывезли в Русский музей.
В тяжелые годы Великой Отечественной войны и блокады Ленинграда храм стал центром патриотического воспитания жителей и воинов советской армии. Уходя на фронт, бойцы перед Казанским собором приносили клятву на верность Родине. От немецких бомбардировок и обстрелов храм серьезно пострадал. В собор попали несколько снарядов, от взрывной волны вылетели стекла в окнах, через пробоины в крыше внутрь проникала вода, испортилась лепка и настенная живопись. С 1951 года начался медленный процесс реставрации. После более чем семидесятилетнего перерыва 4 ноября 1990 года в Казанском соборе прошел первый молебен, собравший сотни людей.
Особо почитаемой святыней Казанского собора всегда была чудотворная Казанская икона Божией Матери, обретённая в Казани в 1579 году. Впоследствии с ней в 1612 году воины народного ополчения под предводительством Минина и Пожарского шли освобождать Москву от иноземцев. А летом 1812 года к этой чудотворной иконе припадал назначенный главнокомандующим М. И. Кутузов накануне отъезда в армию. К великой радости верующих чудотворная икона, лишившись многих украшений на ризе, после скитаний по храмам Ленинграда 19 июля 2001 года была возвращена в Казанский собор. Перед ней всегда стоит очередь.
В 1900 году перед Казанским собором обустроили сквер с фонтаном и клумбами. После снятия блокады Ленинграда в 1944 году этот фонтан стал первым восстановленным фонтаном в городе. По сей день о долгой блокаде и героическом подвиге горожан в Петербурге напоминает многое. Осаждённый Ленинград 872 страшных дня боролся за жизнь и не только выстоял, но показал всему миру пример невероятного мужества.
Без воды, без еды и без света,
От рассвета и вновь до рассвета
Четко помня: ни шагу назад,
Выживал, как умел, Ленинград.
Лидия Фогель
Не хочу заканчивать на грустной ноте, и расскажу напоследок об одном необычном месте. На Кирочной улице стоит обычная с виду церковь святой Анны. Её построили в 1779 году по проекту Юрия Фельтена для немцев -лютеран. Анненкирхе пользовалась популярностью у прихожан и её посещали многие известные петербуржцы- ювелир Карл Фаберже, педагог Петр Лесгафт, живописец Карл Брюллов и др. В 1935 году службы прекратились, а разоренный храм приспособили под кинотеатр «Спартак», просуществовавший пятьдесят лет. В лихие девяностые годы в здании открыли рок-клуб, бар, тату-салон и поставили игровые автоматы. Церковь стала местом тусовки молодежи. Это нашло отражение в сюжете фильма Алексея Балабанова «Брат». Несколько эпизодов снимали во дворе Анненкирхе. В церковном зале выступали рокерские группы «Ленинград», «Король и Шут», «Гражданская оборона».
В 2000 году церковь решили возродить. После длительного судебного разбирательства арендаторов обязали покинуть занимаемые помещения. 6 декабря 2002 года в церкви произошел сильный пожар, уничтоживший почти всё строение. Говорили о вине сторожа, о плохой проводке и хулиганах, но истинная причина происшествия не ясна до сих пор.
Почти шесть лет храм простоял под открытым небом без крыши, пока не был наконец восстановлен. Однако власти нашли средства только на реставрацию внешнего фасада. Внутри церковь остается выгоревшей. Несмотря на это в храме продолжаются богослужения. Среди опаленных стен проводят кинопоказы, концерты, спектакли и выставки.
В сумраке старинной Анненкире черпают вдохновение фотографы, а постапокалиптический интерьер служит прекрасной декорацией. Церковь работает практически каждый день, за исключением понедельника и вторника. Вход бесплатный.
Благодарю всех за внимание. Продолжение следует.
Теги:
Самостоятельные путешествия