Что сподвигло на отдых на Черноморском побережье, как бронировали отель и где остановились, про то я уже рассказал. Кто что-то забыл, может первый отзыв найти здесь: https://www.tourister.ru/responses/id_32369 А я пока методом нескольких мелких зарисовок попробую дать характеристику тому месту, где нам предстоит отдыхать. Аж целых шесть дней. Поэтому картину нужно дать по возможности полную, но не размениваться на всем известные факты.
Итак, под раздачей село Дивноморское, территориально находящегося в районе Новороссийска. Для начала немного истории. Без неё любой туристический опус будет скучным и неинтересным.
Большую часть своего осознанного существования населённый пункт носил имя:
— Фальшивый Геленджик.
Почему так? На то есть две версии событий.
Первая геройская. Прославляющая славу русской смекалки и отечественного оружия. Дескать в одну из многочисленных русско-турецких воин наши отцы командиры решили здесь подложить неверным туркам отменную свинью.
В Дивноморской бухте разбили подменный лагерь. С жгли костры, нарушали светомаскировку и всем видом давали неприятелю понять:
— Основные силы русского флота ТУТ. Приходите и берите.
Сами при этом быстренько спрятались за толстый мыс Геленджика настоящего.
Превосходящие турецкие силы с налёту и повороту, не сильно разобравшись, на всех парусах вломились в бухту и начали шмалять со всех орудий. Почём зря. И только дав пару, тройку залпов, поняли ошибку. Но было уже поздно.
— Печень отвалилась.
Сзади подошли несколько русских фрегатов и как кроликов на охоте уложили османов в дрейф. Победа за нами, кричали женщины: «Ура», и в небо лифчики бросали. А бухту с тех пор прозвали Фальшивым Геленджиком. В честь знаменательного события и по факту волшебного действа.
Но… Мне стало интересно, когда точно это событие произошло. Расплывчатое понятие: " в одну из русско-турецких воин», мой пытливый ум не убедило. Завёл в поисковик:
— Морской бой при Фальшивом Геленджике.
Ссылка идёт на что угодно, на «фальшивую водку», на жильё в Геленджике, или просто на игру «Морской бой». Ничего конкретного нет.
Тогда я решил расширить границы поиска и пролистать события всех русско-турецких воин. Нигде значимого по силе события тоже не нашёл. Разве что в пример можно привести бой у Суджук-Кале в августе 1773-го года.
— На минуту так, крепость Суджук-Кале это не что иное, как современный Новороссийск.
Турецкая крепость.
Но совпадает только место действия, и то в пару десятков километров на запад. А в остальном единственный фрегат черноморского флота с громким именем «Второй» под командованием капитана 2-го ранга И. Г. Кинсбергена производя разведку напоролся на превосходящие силы турков. Но имея выгодное наветренное положение решил дать бой трём линейным кораблям и четырём фрегатам одновременно.
Бой длился два часа. Убитых и раненых на «Втором"не было. Постреляли и разошлись на встречных галсах. Турки спрятались в Суджук-Кале, после чего испугавшись русской борзости тихонечко рванули назад, в Синоп.
То есть с большей долей вероятности можно утверждать:
— Фальшивый Геленджик получил своё название согласно версии номер два.
Не такой геройской, но гораздо более житейской.
Просто очень часто наши доморощенные черноморские капитаны, хорошего армянского разлива, чисто типа путали бухту Геленджика и промахивались с причалом. Расстояние всего то пару километров, издалека можно и ошибиться. Потом, правда, проветривались и понимали, что Геленджик, куда они пришвартовались, фальшивый. Так имечко и пошло…
Современное название Дивноморское получило в 1964-ом году. Когда местным совсем уж невмоготу стало.
— Места вроде красивые, а называются по-скотски.
Говорят, что даже конкурс объявили на лучшее название. И выиграл один отдыхающий, который нализавшись дорогого, элитного по тем временам вина «Улыбка» в сердцах встал посередине набережной и стал признаваться городку в любви:
— О, блин! Глядите, какое у вас тут море дивное.
В общем, Фальшивый Геленджик стал селом Дивноморским.
Заселившись в отель, остро встаёт вопрос:
— Чем заняться кроме похода на пляж?
Пляж, это отдельная тема, сейчас мы её не касаемся. Интересуемся, что такого экзотического посмотреть и есть ли вообще в пределах пешей доступности достопримечательности.
Такой, уважаемый из себя туристический сайт Трипадвизор, который знает всё про всё во всём мире, в качестве первого и основного питстопа путешественника в разделе «культурные объекты» обозначает:
— Стелла Дивноморское.
То есть понимаете, курортный населённый пункт настолько славен своими традициями, что чуть расширенный вариант дорожного знака-таблички:
— Вы въезжаете в наш городок. — Это просто сказка и песня какая-то!…
Собственно, что стелла? Прямоугольный кусок оштукатуренной кирпичной кладки с большими буквами по имени посёлка. В лучшем случае можно сфоткать его из окна проезжающего автомобиля в качестве примера:
— Я тут был!
Да и то, считаю, делать этого не стоит. Поскольку ничего удивительного в этом нет. Специально останавливаться уж явно не стоит.
Хотя… можно отметить одну особенность установки памятных знаков на въезде в города и сёла побережья.
— Везде ставятся большие православные кресты.
Надо, не надо, на горке или в створе ворот, религиозные обозначения ляпают везде и всюду, несмотря на очень неоднородный состав местного населения. Почему из всех доступных способов веры в Бога выбрали православие?
— Наверное хотят территорию пометить и застолбить.
Человеческая стая придумана самой природой. Она как у собак, защищает свой ареал обитания. Деревья мочой метить как-то некультурно, вот и придумали сей более информативный способ.
Собственно, впервые эта территория отошла к России после очередной русско-турецкой войны в 1829-ом году. И то на очень недолгое время. Крымская война показала, кто на самом деле на Чёрном море хозяин, и русификацию побережья пришлось отложить. Жили здесь тогда черкесские племена и православному человеку появляться в столь диких местах было не то, чтобы не комфортно, чисто типа опасно. Если без пулемёта…
Ситуация изменилась только после окончания Кавказской войны и относительно добровольного исхода черкесов в Турцию.
Тут нужно понимать, что под словом «черкесы» подразумевается два десятка неоднородных племён, связанных с бывшими хозяевами побережья одной религией. Русская военная администрация насильно никого особо не гнала, но и поблажек давать не собиралась. Например, никто не запрещал ислам, как способ соотношения с Богом, но вот от рабства, как отношения между людьми настоятельно желали избавиться. На дворе стоял 1860-ый год. Скоро даже крепостное право в самой России отменят…
Короче, правдами неправдами, но две трети горского населения с побережья за пару лет перебрались в Турцию. Русским пришлось эту землю колонизировать и толпами гнать переселенцев из других мест империи. Именно поэтому сейчас здесь такой разношёрстный национальный состав. Русские, украинцы, молдаване, армяне, греки. И всё это под эгидой казачества. Потому что охрана побережья лежала именно на станичниках.
Турция, кстати, очень быстро приём соплеменников прекратила. Нахлебавшись черкесами вдоволь. Ласковые поначалу и пушистые, они ничего не умели делать, как воевать. Была даже создана отдельная черкесская дивизия. Условием приёма было одно:
— Годились мужчины без семьи и без обязательств перед женщинами и детьми.
Воинская служба для горца — лучшее призвание! Тогда почти все переселенцы скопом распихали жён по чужим гаремам, детей продали в рабство, законы Османской империи и правила горских народов это позволяли, а сами отправились на службу к султану.
Был даже казус с организацией черкесского суворовского училища. Для воспитания малолеток. Горцы выставили по требованию турок двести подростков. Важный паша провёл смотр и от идеи отказался. Со словами:
— Если этим волчатам дать клыки, то они разнесут в клочья нашу бедную Турцию.
Зато на Черноморском побережье Кавказа наступил относительный мир и процветание. И места от Анапы до Сочи стали истинно российскими. Гораздо позже Крыма, между прочем…
Это я сейчас говорю к тому, что военные в этих местах дислоцировались всегда. Вначале, при царе, казацкие крепости. Потом, при СССР, морские базы повсеместно понатыкали. В Великую Отечественную село было практически прифронтовым. Немцы дошли до Новороссийска, и отсюда, с причалов Фальшивого Геленджика небольшие катера уходили в патруль вдоль побережья. Одна пушка, две торпеды. Как хочешь, так и воюй…
Почему только катера? Дык в местах здешних нет абсолютно никаких условий для швартовки более менее приличных судов. Камни, мелководье. Собственно, кроме Севастополя ни одна акватория принять большой корабль не может.
Дивноморцы сильно гордятся, что именно отсюда отправлялся десант на Малую Землю. Однозначно геройский эпизод прошедшей войны, но о нём мало кто бы знал, если б незабвенный генсек Леонид Ильич не пропиарил на весь Союз свою службу замполитом дивизии. Зато в селе в честь тех событий поставили памятник морякам героям.
Прямо на набережной. С видом на море. Оштукатуренной каменной кладкой огородили небольшой участок. На стену повесили портреты героев, удостоенных Золотой звезды. По центру красуется сам монумент.
По сути и идее, претензий никаких нет. Однозначно героям слава. Блин, но почему изваяние такое страшное? Неужели не могли нанять приличного художника? Ощущение, что конструкция собиралась где-то здесь в зимний период отдыха от курортников силами бригады каменщиков. Той самой, что устроили кривую каменную кладку в отеле напротив, на которую выходили наши окна.
А напряжённое лицо бронзового офицера, вылезающего из башни в танкистском шлеме? Да с биноклем в руках… Если б не надпись:
— Вечная память героям — катерникам! — Я бы ни в жизть не догадался, что это должен быть моряк. Хотя вижу. Вместо пушки торпеда торчит. Тогда точно башня торпедного катера должна была получиться.
Что по этому поводу хочется сказать:
— Иногда лучше никакого монумента, чем этот.
Итак, мы выяснили, что большую часть села изначально и по определению занимали военные. Огромный кусок территории, по левую сторону от устья реки Мезыбь. Вековой сосновый лес не пошёл под снос, благодаря маскировке, и служил бы лёгкими, очищающими гарь и копоть современной цивилизации, если б его передали в ведение городских служб. Но нет. Земля так и осталась в собственности министерства обороны. Объекты стреляющие и взрывающиеся, слава Богу, снесли и на их месте устроили санаторий. Так и называется:
— Военный санаторий Дивноморское.
По-военному понятно, чётко и без лишней воды в рапорте. Ударение на «О», что бы уж совсем по морскому было…
Нет, не подумайте ничего плохого. Я ничего не имею против военных. Даже согласен, что это во все времена была особая каста, отделяющая себя от остальных граждан великой страны. Этим самым я оправдываю высокий забор, ощетинившийся железными пиками и кольями по периметру всего заповедника, ворота на засове и строгую охрану на входе.
— Там, за оградкой, только избранные.
Ни один гражданский просочиться не должен. Вдруг до сих пор какие-то тайны? Вдруг до сих пор никто не знает, что на катерах в 1941-ом вооружение составляло вcего две торпеды?
Бесит не то, что за забором отдыхают только сотрудники военного ведомства. В конце концов они получают зарплату и особые удобства, чтобы в нужный момент отдать жизнь за государство. Не сильно радужные перспективы. Бесит, что пешком вокруг леса только в обход. Обогнуть его можно только периметру «шесть миль для бешеной собаки не крюк».
Кстати, этот же забор играет с отдыхающими в санатории грустную шутку. Дело в том, что санаторий от пляжа отделён городской набережной. Непосредственного выхода к морю нет. Чтобы элитным отдыхающим принимать солнечные ванны в относительном спокойствии, администрация военной здравницы не нашла ничего лучше, чем поставить пляжные лежаки в ближайшем к воде приближении.
— Получилось глупо.
Хотели как лучше, вышло, как всегда.
С места лёжки волны не видать, потому что взор упирается в бетонную стену ограждающих пляж конструкций. Зато любому проходящему мимо видна вся жизнь зоопарка. Как ещё назвать картину, когда военные сидят в клетке, за надёжной решёткой, и делают вид, что так быть и должно…
Если вы думаете, что только одно военное ведомство кардинально отгораживается от народа, то глухо в том ошибаетесь. В качестве примера возьмём к рассмотрению другую Дивноморскую достопримечательность, церковь в честь преподобного Сергия Радонежского.
Опять же, к самой идее претензий никаких нет. В любом селе, большом или маленьком, храм быть должен, и этого права у прихожан никто не отнимает. То, что в конце девяностых администрация выделила славный участок под строительство церкви, тоже благое начинание. Ровно как и то, что церквушка получилась вполне стильная и правильная, несмотря на то, что новоделом да современными веяниями за версту несёт.
Молельный дом вышел не громоздким и аккуратным. Этаж, покрытый скатной крышей, с колокольней на переднем плане и куполом на конус за ней. Много окон, вследствие чего внутри много света. Живенько, я бы сказал.
Алтарь собран из картин свежих православных художников. Зато от эксплуатации здания веет настоящей деревенщиной. Если посмотреть поверх алтарной композиции, внимательному взору предстанет световая надпись:
— Христос Воскресе.
Нет, я не против. Но это же пасхальный призыв, не правда ли? Тут, как с новогодней ёлкой:
— Дорогая, я в этом году выкинул ёлку не дожидаясь первого мая и твоего нытья. Что неожиданно, да?
— Дебил, мы же искусственную купили!
В том смысле, что зачем один раз выставленные буквы убирать? На следующий год просто подключим их к розетке и алле-оп, ёлочка правильный лозунг гори. То есть церквушка реально получилась душевная.
Вопросы есть как всегда к исполнению общей концепции. Храм маленький, участок большой. Чем его лучше всего занять в курортном месте? Правильно. Санаторием профилакторием по профессиональному признаку. Поэтому рядом с культовым домом поставили дом отдыха. По этажности превосходящий дом Бога. Если в церкви один этаж, то в курортном корпусе целых три.
По высоте, правда, здания уравняли.
— Крыша жилья аккурат на отметке купола с крестом.
Заодно отдельно красуется двухэтажный особняк с магазином коммерческой направленности. Для продаж икон, православных книг и прочих сувениров.
Я, как истинный православный, поначалу усомнился в назначении жилого корпуса. Вроде странное соседство, не находите? Церковь и гостиница. Но потом подумал трезво и решил, что попы — такие же люди. Так же как мы хотят жить вволю и веселиться на этом свете, а не на том. На морюшко всей семьёй съездить, покупаться вволю в летние отпускные деньки. Ничего человеческое им не чуждо.
Другое дело, что вся территория как под копирку с министерством обороны обнесена забором, чтобы дать понять простому смертному:
— Чужие здесь не ходят.
Слава Богу в церковь вход свободный. Это же таки деревенский храм, а не собор Христа Спасителя, в который я так ни разу и не смог попасть. Вечно во время моих визитов в Москву там какие-то закрытые мероприятия.
Кстати, этот участок называется подворьем Свято-Троицкой Сергиевой лавры. То есть практически напрямую является филиалом от высшего московского управления. Могу, конечно, что-то путать, но проза жизни говорит мне за эту версию.
Но и это ещё не всё. Если дойти до восточной окраины села, не так далеко, всего чуть в сторону Джанхота, то можно увидеть своими глазами ещё одну православную достопримечательность. Вернее даже не её саму, а упереться в высокий каменный забор с колючей проволокой. За ним располагается интересное заведение, официально имеющее непростое название:
— Патриарший и Синодальный духовно-административный и культурный центр Русской Православной Церкви.
О как завернули! Язык сломаешь.
Словословием говорунов не пронять. Сам патриарх на пленуме высшего совета Руссой Православной Церкви обосновал необходимость этой точки на карте именно так. Цитирую слово в слово:
— Принимая во внимание огромные пространства, я считаю, что Патриарх не всегда должен находиться только в Москве. Юг России, Украина, Ближний Восток, где бывают братские Поместные Православные Церкви, открытие нового духовно-административного и культурного центра даёт нам возможность быть ближе ко многим нашим епархиям и более активно развивать отношения с Предстоятелями Поместных Православных церквей.
По сути дела одна вода.
Зато при строительстве хапнули участок не просто на склоне горы, но с выходом к мору. Перегородив в нарушение всех градостроительных, архитектурных, природоохранных, человеческих, моральных и божеских норм дорогу, идущую вдоль пляжей. Местные жители таким поворотом событий были очень недовольны. Выходили на митинги. Подавали в суды. Выигрывали, между прочем, потому что закон на их стороне. Но, сами понимаете, воз, вернее забор с охраной и видеокамерами по периметру, и ныне там.
— Кто же рискнёт исполнить решение суда и выселить Патриарха?
А вдруг он от церкви отлучит? И что тогда? Только вплавь до Турции…
Кстати, местные называют этот православный центр Дачей Патриарха. Думаю знают, о чём говорят. Потому что рассказывают случаи, что когда предстоятель «на даче», половина Дивноморского оцеплена и огорожена. А с санатория «Голубые Дали», с корпуса, выходящего окнами на поместье, выселяют всех отдыхающих. Чтобы не подглядывали.
Ручная оппозиция пошла ещё дальше. Вспоминает про дачу перед началом каждых выборов, делая себе политические очки, называя особняк «Дивноморской Гундяевкой». Но мы здесь не политики. Нам это уже не интересно. Хотя несколько очерков в стиле национальных особенностей курортного отдыха таки прочитать можно.
Вот, собственно, и всё, что можно сказать по Дивноморским достопримечательностям. Больше там всё равно ничего нет. Только пляж и рестораны для отдыхающих. Но это тема будущих рассказов. Продолжение следует…
Теги:
Самостоятельные путешествия, Пляжный отдых, Культурно-познавательный туризм