Осень 2020 продолжала радовать погодой, и после прекрасного однодневного путешествия в Тульскую область душа требовала продолжения банкета. Никогда не была большой поклонницей так называемых «заброшек», руины когда — то процветавших усадеб и пришедших в упадок церквей могли заинтересовать меня, только если бы случайно оказались на пути, а уж о том, чтобы ехать к ним специально, вообще никогда и не думала. Из подобных объектов за свою жизнь я видела только усадьбу Полторацких в Авчурино, но в этом селе я бываю постоянно, поэтому не посетить это когда — то известное место было бы стыдно. Однако, ковидный 2020 й внес свои коррективы, и в последнее время, хотя меня и очень тянет увидеть что-то новенькое, для путешествий я стараюсь выбирать места вдали от обезумевшей толпы где помалолюднее. Так вот и вспомнилась усадьба Урусовых в поселке Росва, мимо которой мы проезжали пару раз, не останавливаясь, да еще, после очередного штудирования списка достопримечательностей Калужской области, была выбрана усадьба Павлищев Бор в поселке Павлищево.
Село Росва известно с XVII века, а во второй половине XVIII века калужский генерал-губернатор М. Н. Кречетников начал возводить здесь усадьбу. За всю историю своего существования усадьба сменила немало владельцев, но мы остановимся на последнем, князе Сергее Дмитриевиче Урусове (1862—1937 гг.), который в конце XIX века построил здесь большой двухэтажный барский дом в псевдорусском стиле и земскую школу.
Князь являлся политическим и общественным деятелем России, депутатом 1-й Государственной думы. Также он был и уездным предводителем дворянства в Калужской губернии, занимался благотворительностью. Начало двадцатого века в России с политической точки зрения было бурным, и Сергей Дмитриевич, после подписания им так называемого Выборгского воззвания (призывавшего к пассивному сопротивлению властям (не платить налоги, не входить на военную службу и т. д.)), был арестован и отбыл срок в тюрьме.
В 1908 году, после выхода из тюрьмы, лишенный всех должностей, князь углубился в дела поместья Росва. В частности, здесь был создан крахмало — паточный заводик. При советской власти поместье Росва было национализировано, но Сергей Дмитриевич остался в России и работал вплоть до своей смерти на различных общественных должностях, лишенный пенсионного обеспечения, поскольку «до революции был князем».
Усадебный дом не сохранился до наших дней, он сгорел. Сохранились остатки парка, крахмально — паточное производство (только недавно, в 2017 году, прекратившее свое существование), остатки забора и руины некоторых строений, предназначение которых сейчс уже сложно определить. В некоторых зданиях сегодня проживают местные жители Росвы. Самое интересное здание, которое здесь сейчас можно увидеть — служебное помещение с башнями, внутри заросшее молодыми березками.
Наша вторая цель находится в 60-ти километрах от Калуги. Сколько раз тут езжено — переезжено, и только теперь я узнала, что если свернуть со смоленской трассы по указателю «Павлищево», дорога приведет нас к полуразрушенным воротам, где на окраине поселка, на берегу реки Теча в тени старого парка расположилась еще одна усадьба с богатой историей, Степановское — Павлищево, или, по-другому, Павлищев Бор. Оставляем машину у ворот, и заходим в старый парк. И сразу весь шум нашего делового, вечно куда — то спешащего времени остается позади, а мы оказываемся в тишине и сумраке этого старинной русской усадьбы. История ее прослеживается со второй половины 17 века, когда здесь обосновались бояре Степановы.
На протяжении своей истории имение несколько раз меняло владельца, пока в XIX веке не оказалось в руках архангельского губернатора Платона Степанова, который завещал его своей дочери Елизавете. Елизавета вышла за инженера Василия Александровича Ярошенко.
Супруги владели недвижимостью в Москве, а здесь, под Калугой, построили дом в итальянском стиле, который называли «Лесная дача», и приезжали в Павлищево только летом. Столичная недвижимость приносила приличный доход, и в самом конце XIX века супруги развернули в Павлищево грандиозную стройку. Автором проекта был сам Василий Александрович Ярошенко.
Въезд в усадьбу был оформлен колоннами со скульптурами оленей. Липовая аллея вела к усадебному дому и в парк, разбитый вдоль реки Теча. Ворота сохранились до наших дней, но венчающие их олени утратили головы.
Владельцы построили в Павлищево дворец с итальянскими мотивами, украшенный многочисленными колоннами и скульптурами. Внутри было большое количество картин модных художников. На одни только цветники хозяева тратили несколько тысяч рублей в год, огромные по тем временам суммы, нанимая садовников в Италии.
Остатки полуразрушенных въездных ворот привели нас к тому, что осталось от некогда роскошного дома. Мрачно, настороженно поглядывал он на нас темными провалами глазниц из-за стволов старых лип, для верности замаскировавшись еще и молодой порослью осин и бересклета.
В сторону реки выходит большой балкон, украшенный когда — то многочисленными вазонами с цветами, и опирающийся на длинную колоннаду. Между колоннами во времена супругов Ярошенко были размещены статуи древнеримских и древнегреческих богов, фигуры львов.
Гостями дома в разное время были Антон Павлович Чехов, Максим Горький, красавица — актриса Вера Комиссаржевская, историк Иван Владимирович Цветаев (отец Марины и Анастасии Цветаевых). Частым гостем здесь также был брат хозяина, известный художник — передвижник Николай Александрович Ярошенко. Мне, как уроженке Калуги, он, в первую очередь, известен как автор картины «Курсистка», являющейся украшением Калужского музея изобразительных искусств. Первым изображением учащейся женщины в русском искусстве называют картину некоторые исследователи.
И даже если вы живете не в Калуге, да и вообще не являетесь большим поклонником живописи, наверняка видели другое произведение этого художника, пронзительное полотно под названием «Всюду жизнь», да даже в учебнике истории, в главе, посвященной русскому искусству конца 19 века (по крайней мере, в мое время репродукция этой картины там была)).
Бывал в усадьбе и племянник хозяина, революционер и будущий террорист Борис Савинков. Вот отрывок из воспоминаний воспитанницы семьи Ярошенко, Марии Заболоцкой (супруги поэта Максимилиана Волошина) о гостях дома:
«А вся молодежь была — будущие террористы. Боря Савинков… Он, входя в столовую, подавал демонстративно всем лакеям руку. Это очень шокировало Е. П. Ярошенко. Мы, дети, его обожали и слушались во всем. Он был тогда вегетарианцем. И говорил нам: „Как Вы будете есть этих Павок, Машек, с которыми Вы играете?“ И мы его так боялись, что за обедом умудрялись не есть мяса, а заворачивать в салфетки и уносить, несмотря на наблюдение гувернанток и лакеев. Маруся Беневская. Ее отец был Иркутский генерал-губернатор. Она была очаровательна. Высокая, красивая. Ее страшно баловали. У нее была собственная карета. Внутри белая атласная. Она ушла в террор под влиянием Бориса. Когда она разряжала бомбу, она разорвалась»…
Ну что, усадьба приобретает еще более мрачный облик? А это мы еще внутри не были…
Незадолго до 1917 года Василий Александрович и Елизавета Платоновна Ярошенко покинули родину. Они уехали в Италию. В Россию они больше не возвращались, а национализированная усадьба продолжала жить своей жизнью, приютив под своей крышей за годы советской власти самых разных жильцов.
В Калужский художественный музей из усадьбы были вывезены картины Николая Александровича Ярошенко и другие произведения живописи, собранные хозяевами. Помимо картин, из главного дома усадьбы была вывезена библиотека — она поступила в Румянцевский музей, ставший, позже основой Российской государственной библиотеки.
В 1924—1928 гг. имение Ярошенко, усадьба Павлищево, числилось в списке восьми усадеб, представляющих в Калужской губернии наибольшую архитектурно-художественную ценность. Они были обследованы, поставлены на учет и взяты под охрану Отделом по делам музеев при Наркомпросе.
Это, однако не помешало разместить здесь в тридцатые года прошлого века лагерь НКВД для военнопленных. После его закрытия в усадьбе размещались дом отдыха, пионерский лагерь, детский дом, лечебно-трудовой профилакторий, наркологический диспансер.
В конце девяностых годов прошлого века в усадьбе произошел большой пожар, с тех пор она не используется. Внутрь главного дома можно попасть беспрепятственно, входных дверей здесь давно нет. Зато сохранились лестницы, по которым можно забраться на верхние этажи.
Свободно можно также попасть и в подвалы, правда, без фонарика там не обойтись. В одном из подвальных помещений мы обнаружили стол с аккуратно расставленными свечками, как будто какой — то оккультист, завершив призыв (кого бы он здесь не вызывал), педантично навел порядок в помещении.
Из гнетущего чрева заброшенного дома выбираемся в липовый парк, сохранившийся с конца 19 века. Бегущая через него тропинка выводит нас к реке Теча. Прямо напротив дома на ней запруда, и практически недвижимая вода только дополняет ощущение остановившегося здесь времени.
Сохранившаяся регулярная часть парка состоит из липовой аллеи, ведущей от пруда, расположенного у реки Течи, до торцевой лестницы главного дома усадьбы; большой липовой аллеи, проложенной вдоль реки, ограничивающей парк; остатков липовых аллей у торца главного дома и вдоль реки.
По липовой аллее дошли до мостика, по которому мы подъезжали к усадьбе.
Кроме старого дома, на территории усадьбы сохранились и другие постройки, в поисках их мы снова обошли дом, который в это время облюбовал московский фотограф для фотосессии. Снимали, видимо, какую-то Принцессу Мрака. Я взяла контакты фотографа в Инстаграм, любопытно будет посмотреть, что получится.
Мимо старых подъездных ворот возвращаемся к дому управляющего.
Внешне он неплохо сохранился. В конце девятнадцатого века он был центром хозяйственного двора, собрав вокруг себя всевозможные постройки: людскую, каретный сарай, конюшни для рысаков и рабочих лошадей, птичник, свинарник, коровник, склад для инвентаря.
Склад для инвентаря расположен слева от дома управляющего — это двухэтажная постройка с пристроенными с обеих сторон верандами; первый этаж — кирпичный, второй — деревянный.
Предназначения здания на фото ниже в Интернете не нала.
А в этом здании, в послереволюционное время, скорее всего, размещался клуб или концертный зал.
Внутри еще можно найти полуразрушенную сцену и остатки декораций, фрагменты гирлянд, которыми украшали зал. Можно предсавить себе, как до обеда здесь проходило заседание парткома, а после — спектакль.
По территории усадьбы и полуразрушенным строениям можно бродить долго. В сети множество роликов, авторы которых проведут вас по всем этажам и подвалам, обязательно рассказав страшные истории, в которых будут присутствовать призраки и звуки пианино, раздающиеся из дома. Ну, а мы под шорох облетаюбщей листвы покидаем старый парк, где тихо доживает свои дни объект культурного наследия регионального значения Калужской области — усадьба Ярошенко.