Несколько раз я собирался в Москву этой осенью, но постоянно что-то срывалось.
И вот, наконец, на этих выходных я сподобился.
В субботу 3 октября 2020 г. мой друг, Максим (ну Вы его знаете) зашёл за мной в гостиницу и мы отправились на интересную прогулку.
На этот раз Максим предложил посмотреть Таганский район столицы.
Вы шли на станции метро Курская.
Расположена Курская в Басманном районе вблизи улицы Земляной Вал под путями Курского вокзала, по которому и получила своё название.
Открыта в 1938 году.
Обратите внимание на оформление станции.
Правозащитники и московская оппозиция были возмущены решением московского метрополитена восстановить большую надпись в честь Иосифа Сталина на станции метро «Курская-кольцевая».
Надпись была демонтирована еще в середине пятидесятых годов прошлого века, во время кампании по развенчанию культа личности вождя.
Внезапно в 2009 году она снова появилась после ремонта в вестибюле.
«Курская-кольцевая» стала первым архитектурным объектом в новой России, где решено восстановить память о советском вожде.
Вход в зал условно обозначен двумя прямоугольными пилонами высотой до основания купола. На их внутренних сторонах чеканка по бронзе: огромные двуручные мечи, увитые гирляндами. Символизирует наградной меч, украшенный драгоценными металлами и камнями. Выкован по специальному указу короля Великобритании Георга в знак восхищения британского народа мужеством, проявленным советскими защитниками Сталинграда.
Вручён 29 ноября 1943 года премьер-министром Великобритании Черчиллем Маршалу Советского Союза Сталину во время Тегеранской конференции. На всё это мне указал и рассказал мой «персональный гид» Максим, сам бы я прошел мимо и не заметил.
1
По центру светильников находятся большие алые пятиконечные звёзды, а вокруг них расположены круглые плафоны.
Мы находимся здесь и движемся от Басманного к Таганскому району. С Басманным районом я Вас уже знакомил в июле, когда был проездом в Москве в Карелию:
До настоящего времени сохранились главный дом и флигель.
До 1917 года в усадьбе проживали три поколения семьи купцов и меценатов Капцовых, с 1944-го в здании располагается Национальный НИИ общественного здоровья имени Семашко.
Усадьба Фон Вогау.
Первоначальный проект усадебного дома был выполнен в формах эклектики с элементами немецкого барокко — у дома планировались высокая вальмовая крыша и богато декорированный фасад.
Однако в итоге был реализован другой проект, гораздо более лаконичный, в неоклассическом стиле.
Владелец усадьбы Гуго фон Вогау происходил из старинного, но обедневшего немецкого дворянского рода. Его отец Максимилиан фон Вогау приехал в Россию в 1827 году и за десятилетие с небольшим прошел путь от рядового сотрудника торговой конторы до владельца собственной фирмы, которую он основал вместе со своими братьями в 1840 году.
Вогау поначалу занимались торговлей колониальными товарами (в первую очередь чаем), затем, разбогатев, они начали вкладывать капиталы в другие отрасли промышленности — бумагопрядильную, металлургическую, цементную; занимались они также и банковским делом. К концу XIX века семейное предприятие фон Вогау представляло собой целый многопрофильный концерн с огромным капиталом, а унаследовавший фирму Гуго фон Вогау и его родственники были в числе самых богатых купцов и промышленников Российской Империи.
Поворотным моментом в истории семьи фон Вогау стало вступление России в войну с Германией в 1914 году. Начало войны сопровождалось ростом антинемецких настроений, что вылилось в итоге в антинемецкие погромы — в конце мая 1915 года один из самых крупных погромов произошел в Москве, когда в течении 3 дней были разграблены многие принадлежавшие немцам магазины, склады и жилые дома.
Особняк Гуго фон Вогау на Воронцовом поле был сожжен погромщиками дотла — так что от дома остались только стены. После этого члены семьи Вогау приняли решение продать свои предприятия и покинули Россию навсегда.
Сохранилась оригинальная ограда, которую Вы видите на фото.
1
Особняк на Воронцовом поле простоял полуразрушенным до начала 1920-х годов, когда бывшая усадьба фон Вогау, национализированная к тому времени большевиками, была передана недавно созданному Физико-химическому институту.
В 1922 году дом был восстановлен (достроен до 3 этажей) по проекту архитектора С. Е. Чернышова с использованием фундамента и сохранившихся стен старого особняка.
Несмотря на строительство новых зданий, центральная часть пейзажного парка сохранилась неизменной до наших дней, хотя приобрела за прошедшие годы несколько запущенный вид.
5
Вообще в этом районе до начала Первой Мировой компактно проживали немцы, которым всем крепко досталось во время погрома 1915 года.
Тогда погибло несколько сотен немцев, служивших не одно столетие Российской Империи верой и правдой.
Памятник Махатма Ганди в дворике посольства Индии.
Особняк, в котором с 1952 года размещается посольство, построен в 1911 году для Г. В. Бардыгиной (Э. Г. Марк).
1
Городская усадьба Е. Н. Вандышниковой — Э. М. Банза.
Современный внешний облик усадьбы сложился в XIX веке в результате многочисленных перестроек под руководством выдающихся зодчих XIX века.
В сталинскую эпоху особняк стал домом политэмигрантов, согласно архивам, из его жильцов 56 человек были расстреляны во время репрессий.
Один из элементов оформления усадьбы — садовая скульптура парадного двора — использовалась для съёмок фильма Марка Захарова «Формула Любви».
По сюжету молодой помещик Алексей Федяев влюбился в статую и мечтал оживить её, «как некогда боги вдохнули жизнь в каменную Галатею».
Скульптура появлялась и в других советских кинокартинах, например «Старый Новый год», «Служебный роман», «Вечерний лабиринт», «Васса».
4
Посмотрите какой вид открывается с улицы на монастырь!
3
А вот во воре этого дома жил Хоботов из фильма «Покровские ворота».
1
Вот этот двор.
Но вид уже здесь другой из-за детской площадки.
Посмотрите в каком состоянии находится культурное достояние, эта скульптура. Стыдно за правительство Москвы. Строят новоделы пафосные, воздвигают новые памятники, а про старые забыли!
1
Увидев этот памятник Гамзатову я понял что вновь попал как и три месяца назад на Бульварное кольцо (Покровский бульвар).Всё чаще и чаще я попадаю на места по которым уже гулял. Вот уже и Москва стала мне тесной…
4
Спускаемся на юг к Яузе.
2
1
По этим местам я уже гулял три месяца назад и Вас с ними уже знакомил:
И вновь я у знаменитого дома на Котельнической набережной.
На этот раз решаем познакомиться с ним и его знаменитыми жильцами поподробнее.
Жильцами дома становились исключительно богатые и знаменитые, в том числе: актрисы Раневская, К. Лучко, Л. Смирнова, Н. Мордюкова, поэт А. Твардовский, балерина Г. Уланова, дрессировщица И. Бугримова, композитор Н. Богословский и другие.
В здании находятся 700 квартир, магазины, почтовое отделение, кинотеатр «Иллюзион», музей-квартира Галины Улановой.
4
Заходим внутрь дома.
Пытаемся попасть в музей-квартиру Улановой. Ошалелые вахтёрши (их аж трое) заявляют что попасть в музей непросто, нужно записываться. Звоню в робкой надежде записаться на экскурсию, попадаю на робота и понимаю что это утопия и нам в гости к Улановой не попасть.
Входные вестибюли и лифтовые холлы жилых подъездов также декорированы барельефами, лепниной и росписями.
1
Зашли во двор знаменитого дома. Здесь кипела работа по благоустройству.
2
Сегодня выходной у рабочих, гостей из солнечного Таджикистана.
Они побросали лопаты, тачки. Я хватаю тачку и ради хохмы позирую для фотосессии. Надо внести свою лепту в работы по благоустройству столицы, раз Собянин не справляется. Помещения общественного назначения, такие как овощной (со стороны Подгорной набережной) и кондитерский (торец здания со стороны Верхней Радищевской) магазины, существовавшие до начала 2000-х годов, отличались своими интерьерами: стены и потолки были богато украшены пышными росписями с изображениями цветочных гирлянд и всевозможных даров природы.
С возведением нового комплекса по соседству (№ 21) «дом на Котельнической» фактически потерял своё значение как архитектурная доминанта со стороны Большого Краснохолмского моста.
Па́мятник Дми́трию Донско́му — бронзовая скульптура на гранитном постаменте в сквере, установленная в 2013 году.
Автор — скульптор Вячеслав Клыков. Памятник установлен на месте, где собиралось и отправлялось на Куликово поле войско и ополчение князя Д. Донского. По своим размерам памятник чуть меньше памятника Юрию Долгорукому, установленного на Тверской площади. Донской изображён сидящим на походном боевом коне с мечом на левом бедре.
Правой рукой он держит развевающийся стяг великого Московского княжества, что символизирует объединение русских земель вокруг Москвы под его началом.
Закладной камень в виде памятного креста был установлен в 2003 году, надпись на нём гласила:
«На сем месте будет воздвигнут памятник святому благоверному князю Дмитрию Донскому защитнику земли Русской»
На барельефе расположена надпись:
«Посвящается Святому Благоверному князю Дмитрию Донскому освободителю земли Русской»
3
1
На боковых гранях постамента, по дореволюционной традиции, установлены барельефы, из которых левый (относительно фигуры князя) изображает благословение Дмитрия Донского Сергием Радонежским, а правый — поединок Пересвета с Челубеем.
Далее идём на восток по Берниковской набережной реки Яузы и попадаем…
…в дом где проживал Филипп Киркоров!
Несмотря на то, что родился Филипп Бедросович в Болгарии, всё своё детство он провёл в Москве.
Учился в школе № 413 на Берниковской набережной, а жил на Земляном валу в этом доме в своём «родовом гнезде».
После свадьбы Киркорова и Аллы Пугачёвой, эту квартиру объединили с несколькими соседними, внутри была произведена перепланировка, она получила второй жилой уровень, домашнюю студию звукозаписи и сауну.
Эту старую квартиру на Земляном валу Киркоров тоже оставил себе.
Можно было бы предположить, что отказываться от неё ему мешают приятные воспоминания и уважение к предкам, но нет, на самом деле она уже выставлялась на продажу, просто за указанную цену в 70 миллионов рублей её никто не купил.
Сейчас Киркоров якобы использует семикомнатное «родовое гнездо» исключительно как гардеробную.
Это фрагменты памятника писателю Михаилу Булгакову и героям его книги «Мастер и Маргарита».
В конце 90-х его хотели поставить на Патриарших прудах, но так и не сделали этого из-за протестов общественности.
По замыслу автора, на берегу пруда должны были поставить 12-метровый бронзовый фонтан-примус, статуи Мастера, Маргариты, кота Бегемота, Левия Матвея, Понтия Пилата и Иешуа.
Последний должен был как бы идти по воде от самого писателя, смотрящего на своих героев.
Однако замысел так и остался в проекте — общественность не приняла идею.
Многие ругали примус, скульптуры и сам замысел, называя проект «дьявольским».
Мастер и Маргарита как отдельный монумент тоже не прижились.
«Фара».
Согласно другой идее памятник должен был быть поставлен на Воробьёвых горах, а примус планировалось заменить автомобилем. На нём Мастер и Маргарита как бы покидают Москву.
Правда и здесь дальше замысла ничего пошло: православной церкви не понравилось, что такой памятник будет соседствовать с Андреевским монастырём да и общественность снова бурлила. На идеях всё и затихло.
С не так давних пор части несостоявшегося памятника стоят у арт-пространства Рукавишникова «Рукав» на Земляном валу.
Мастеру и Маргарите до этого пришлось поскитаться — до этого места они сменили несколько локаций.