Площадь Таксим как идеальный фон для новой темы
Продолжаю делиться впечатлениями о Стамбуле, в котором побывал ровно год назад. По горячим следам тогда отчитаться не получилось, уж очень активно следил в тот период, не то, что сейчас. Пока, как и большинство других, сижу взаперти, но с надеждой и в предвкушении, ловлю каждую новость об открытии границ.
Впрочем, перерыв тоже был нужен, вот выпало время вспомнить ту поездку в Стамбул, покопаться в темах, что были мне интересны, но до которых не доходили руки.
Формат материалов из Стамбула я выбрал такой: поднимаю какую-нибудь занимательную тему, пытаюсь в ней разобраться, опираясь на первоисточники и ориентируясь при этом на подходящую городскую достопримечательность.
Первый рассказ был посвящён этногенезу турок и истокам создания великой Османской империи. Возбуждённый в своё время «Пассионарной теорией этногенеза» Льва Гумилёва я при каждом удобном случае стараюсь покопаться в генеалогическом древе того или иного народа, а уж если речь зашла о турках то сделать такую попытку должен был обязательно.
Мало того, что турки этнос молодой, намного младше, как выяснилось, той же стамбульской башни Галата, так ещё и собран, что называется «с миру по нитке», впитал в себя представителей тюркских, арабских, персидских, славянских и прочих этносов, скрепив их идеей распространения ислама по миру. Религия, как основной этносозидательный фактор, такое периодически встречается, но у турок этот фактор слишком очевиден.
Тема второго рассказа чрезвычайно актуальна, ибо совсем недавно турецкими властями было принято мягко говоря спорное решение об изменении статуса Аяй -Софии. Теперь знаковый для всего православного мира храм не светский музей, каким он был несколько предшествующих десятилетий, а действующая мечеть.
Тема смены основ функционирования турецкого государства, поднятая в том рассказе, показалась мне не только актуальной, но и реально интересной, поэтому решил я её продолжить и в этом своём материале. Очень хотелось бы разобраться, как Ататюрк пришёл к идее светского государства, и способен ли нынешний президент Эрдоган отказаться от этой идеи и повернуть страну вспять.
Идеальным фоном для подобных рассуждений, по моему мнению, является Taksim Meydani — площадь Таксим, а может быть и весь стамбульский микрорайон Таксим, с его центральной артерией Истикляль. Ведь не случайно прямо в центре площади и района Таксим стоит монумент Республика с образами политических деятелей, военных, а также простых граждан во главе с Ататюрком создавших современное турецкое государство.
Район Таксим вполне подходящее место, чтобы вспомнить события 20-х годов XX века и отдать дань уважения личности Ататюрка.
Да и познакомился я с этим районом довольно неплохо. Местом моего обитания в Стамбуле стала небольшая квартирка в районе башни Галата. Там я жил, а завтракать, как правило, ходил в небольшую булочную- кофейню на улице Истикляль. Понятное дело, что за пять дней в этом городе проутюжил его центральную улицу не раз, от Галата до Таксим, туда и обратно, и ещё раз туда.
Так что предположим, что засел я в ту полюбившуюся мне кофейню и начал вещать оттуда про Ататюрка и его славные дела.
Ататюрк. Курс на секуляризацию
На самом деле события, которые происходили в Турции вначале ХХ века, были уникальны и для мировой истории, но в особенной степени для исламского мира. В новейшей истории аналогичные процессы по масштабу, драматизму и, отчасти, по смыслу происходили, как мне кажется, при распаде Советского Союза. Ведь всего за несколько лет когда-то мощная и великая Османская империя (ровно, как и Советский Союз) была разрушена до самого основания. Ислам, как идеологическая основа построения турецкого общества, был вытеснен и заменён на светские принципы построения государства. Если заменить ислам на коммунизм, а секуляризацию на рыночную экономику, то аналогия с СССР слишком очевидна.
Правда, в Турции в центре реформ стоял Мустафа Кемаль Ататюрк. А кто у нас по масштабу личности? Горбачёв, Ельцин? Вряд ли. Здесь я затрудняюсь ответить.
В Первую мировую войну Османская империя, как известно, выступила на стороне Германии, объявив таким образом войну Британии, Франции и России, а заодно с ними Италии, Греции, Сербии и Болгарии. Османские султаны, очевидно, жаждали реванша и великих побед, но в итоге проиграли все значимые и не особо значимые сражения.
Турецкая армия не готовая к войне была полностью и повсеместно разбита. По результатам войны почти вся территория Османской империи была оккупирована британцами, греками, итальянцами и русскими войсками, арабы, на землях контролируемых османами, подняли восстание, в итоге империя развалилась.
Юридическим подтверждением краха Османской империи стал Севрский договор 1920 года. Согласно ему в Анатолии (территория современной Турции) предполагалось создание французской и итальянской зон оккупации, значительная часть территории отходила Греции, создавались два независимых государства — Армения и Курдистан.
Стамбулу планировалось придать статус некоего международного города, а проход судов через проливы должна была регулировать специально созданная международная комиссия.
Именно в этот момент на авансцену исторических событий выходит Мустафа Кемаль, тогда ещё не Ататюрк.
Не буду подробно описывать славный путь будущего первого президента Турецкой республики, но ему кадровому офицеру, удалось возглавить повстанческое движение, которое под исламистскими лозунгами и при активной поддержке мусульман из-за границы дало отпор и англо-французским войскам и грекам.
Что касается России, то большевики пошли на военный союз с восставшими турецкими националистами, поддерживали их и политически, и финансово и оружием. Председатель Совнаркома Ленин вёл личные переговоры с лидером турецкого освободительного движения Мустафой Кемалем, он поверил уверениям последнего, что в итоге Турция войдёт в число социалистических республик.
После этих переговоров между большевиками и кемалистами был подписан договор об установлении взаимных границ. Именно этим договором был подтверждён турецкий суверенитет над Карской областью с легендарным Араратом в придачу. Так что границы современной Армении утвердил лично Ленин, перечеркнув вполне реальные планы Армении присоединить земли Восточной Анатолии с Трапезундом и озером Ван.
Памятников Ататюрку в Турции много. Именно этот установлен на набережной в Мармарисе
Кстати, у большевиков тогда был выбор, что отдать в пользу Турции: Батуми или гору Арарат и окрестности. Посчитали что порт на Чёрном море важнее, чем непонятно для чего нужная гора. В результате, сейчас у Грузии есть стратегический важный выход к морю, а в Армении с тоской смотрят на такой близкий, но чужой Арарат.
А Мустафа Кемаль Ленина обманул. Никакой социалистической страной в итоге Турция не стала, коммунистическая партия этой страны была запрещена в 1923 году, ещё при жизни Ленина. В 30-е годы Турция, встав на ноги и окрепнув, разорвала все дружеские отношения с Советским Союзом.
Освободив к 1922 году территорию Турции от иностранных притязаний, Мустафа Кемаль инициировал создание Турецкой Республики с Великим национальным собранием Турции (ВНСТ) как высшим органом государственной власти. ВНСТ избирало турецкое правительство, которое возглавлял президент. Первым президентом Турции стал герой войны за независимость Мустафа Кемаль, взявший себе фамилию «Ататюрк», «отец турок».
Новой конституцией был ликвидирован такой орган власти как султанат, существовавший ни много, ни мало, а с 1299 года, а через два года, в 1924 году, и халифат. У халифата реальной власти не было, но решение о его ликвидации всё равно было знаковым.
С этого момента Ататюрк стал проводить реальные антиисламские меры, в том числе преследование исламских институтов. Так, в новой конституции появился параграф, что ислам больше не является официальной государственной религией, а основой построения общества является светская идеология.
Надо понимать важность этого принципа, ибо сам турецкий этнос появился на основе идеи распространения ислама в мире. У мусульман всего мира были основания полагать, что новая Турция станет хранителем исламских традиций. А тут такое решение.
Под флагом деисламизации страны была реорганизована система образования, религиозные учебные заведения (медресе при мечетях) закрывались, а вместо них появлялись светские.
Было упразднено шариатское судопроизводство. В основу нового турецкого гражданского и уголовного законодательства были положены юридические нормы отдельных европейских стран.
При этом антиисламские меры не ограничивались исключительно государственным уровнем. Подобно Петру I, который заставлял бояр сбривать бороды, чтобы те выглядели на европейский манер, Ататюрк тоже весьма настойчиво насаждал в Турции европейский стиль одежды.
Так из повседневной жизни турок вытеснялись традиционные головные уборы тюрбаны и фески, мужчин заставляли носить шляпы по западной моде.
Попал под гонения и хиджаб у женщин. Носящих его высмеивали, а в госучреждениях хиджаб, и вовсе, был официально запрещён.
Важным решением отхода от исламских традиций стало изменение традиционного исламского летоисчисления по хиджре (от даты переселение пророка Мухаммеда из Мекки в Медину) на григорианское (от рождения Иисуса), а также отказ считать пятницу выходным днём в пользу субботы и воскресенья, как это принято в Европе.
На этом Ататюрк не остановился. Серьёзным ударом по исламским основам стал отказ от арабских цифр и арабского алфавита с введением в обиход западных цифр и латинского алфавита. Таким образом, вся нация одним ударом ножа, если выражаться образно, была отрезана от своих корней, от своего исторического прошлого.
Турки столетиями пользовались арабским алфавитом, они могли читать Коран, другие исламские тексты и таким образом проникались исламским сознанием.
Речь, конечно, шла о грамотных людях, которые в принципе умели читать. Таковыми обязательно были священнослужители, они то и несли заветы пророка в людские малограмотные массы.
Ататюрк под лозунгом борьбы с неграмотностью и желанием сделать турецкий язык более активным решил прервать эту духовную связь.
Только представьте, призыв к молитве, а это обязательный атрибут Ислама, какое-то время произносился на турецком языке. Позже это шокирующее всех мусульман решение было отменено, ныне азан в Турции, как и во всём мире, где есть мусульманские храмы, звучит только на арабском языке.
Лингвистической чисткой турецкого языка кемалисты занимались очень активно, убирали заимствования из арабского и персидского языков. Это также соответствовало требованиям построения нового мононационального государства.
Впрочем, мне уже надо переходить к личности президента Эрдогана, поэтому буду подводить промежуточный итог.
Так кто такой Мустафа Кемаль Ататюрк? Спаситель турецкой нации, основатель современного турецкого государства? Безусловно.
Драматическую ситуацию, которая сложилась в Турции в 1915–1920 годах, спасли турецкие националисты, объединившиеся вокруг Ататюрка и избравшие его своим лидером. За короткий период из повстанческих отрядов была сформирована боеспособная армия, были одержаны такие нужные победы.
В мирное время Ататюрк начал те реформы, о которых шла речь выше, и без которых не было бы сегодня такой сильной и динамично развивающейся Турции. Поклонники Ататюрка считают его великим реформатором, заслуги которого неоценимы.
Если бы Османская империя и сохранилась бы в том или ином виде, то была бы она отсталой страной третьего мира, в одном ряду с Бангладеш и Афганистаном.
Но есть и другое мнение. Реформы Ататюрка сравнивают со страшными казнями, имевшими место в Азии, описанными в романе Айтматова «И дольше века длиться день». Речь идёт о манкуртах — рабах, память которых уничтожалась специальными пытками.
В итоге получалось рабское создание, полностью подчинённое хозяину и не помнящее ничего из своей прошлой жизни. Так и результатом реформ Ататюрка был индивидуум, утративший историческую память, связь со своими корнями и со своей религией.
Противники Ататюрка считают, что младотурки (кемалисты) внесли смуту и раздор в ряды мусульман. Что Мустафа Кемаль поставил Турцию на колени перед Западом и что страна буксовала на месте ровно до того времени, пока президентом Турции не стал Реджеп Тайип Эрдоган.
Эрдоган прощается с наследием Ататюрка?
В этом месте логично перейти к персоне Эрдогана, как к политическому деятелю, выражающему интересы тех, кому чужды заветы Ататюрка. А если судить по результат выборов в Турции последних лет, антикемалистов в современной Турции преобладающее большинство.
Во всяком случае, на выборах в 2002 году под лозунгом «Турция никогда не будет такой, как раньше» победила «Партии справедливости и развития» (ПСР) нынешним лидером которой является Реджеп Тайип Эрдоган.
С тех пор начались так называемые реформы Эрдогана, обзором которых я хочу завершить этот свой материал, иллюстрируя его видами Стамбула.
Реформы Эрдогана начались в том самом 2002 году и направлены они однозначно на слом идеологических установок основателя Турецкой республики, которыми страна руководствовалась долгие годы.
Начали бороться с культом личности Ататюрка. Например, ранее за отсутствие портрета Ататюрка в государственных учреждениях была предусмотрена уголовная ответственность. Теперь же присутствие изображения «отца турок» вовсе не обязательно, хотя и не запрещено.
Отменены торжественные массовые празднества 19 мая, в день памяти Мустафы Кемаля.
Культурный центр Ататюрка на площади Таксим, сооружённый в 1969 году, планируется снести. Объясняют это решение значительным физическим и моральным износом здания и тем, что реконструировать его нет никакого смысла. На месте снесённого центра обещают построить здание городской оперы. Однако, для сторонников наследия Ататюрка, членов кемалистской «Народно-республиканской партии», это здание стало неким символом, вокруг которого они периодически проводят антиправительственные манифестации. Им, понятное дело, такие планы правительства абсолютно неприемлемы, ровно как российским коммунистам не понравятся идеи сноса мавзолея Ленина.
Если по поводу Культурного центра Ататюрка решение, насколько я знаю, ещё не принято, то вот клятва, которую произносили школьники, уже отменена. Эту клятву придумал сам Ататюрк, по его замыслу она была неким признаком национальной самоидентификации, ибо заканчивалась словами «Я турок». Чтобы понять, насколько это важно, напомню, что до Ататюрка все жители страны именовали себя не иначе как османами. У Эрдогана видимо есть планы по возрождению духа Османской империи.
Есть планы отмены запрета на ношение женщинами хиджаба в государственных учреждениях. По этой теме развернулись нешуточные споры, особенно, когда речь заходит о судьях, полицейских и военнослужащих.
Главная идея, которую продвигает Эрдоган и его сторонники, что кемализм противоречит исламизму и поэтому они выступают за возрождение османских традиций. Если судить о последних решениях Эрдогана во внешней политике, то явно, что у него существуют планы и по территориальной экспансии.
При этом если в Османской империи существовала практика собирать под свои исламские знамёна воинов со всего исламского мира и идти войной против Византийской империи, католического Запада и православного мира, то и современный президент Турции, похоже, идёт по этому пути. Во всяком случае, сотрудничество Турции и ИГИЛ очень сильно это напоминает.
Самым знаковым решением, которым президент Эрдоган окончательно порывает с наследием Ататюрка, безусловно, является смена статуса Айя-София.
Этот вопрос я поднимал в предыдущем рассказе, не буду повторяться. Но важно понимать, что это не смена вывески музея на действующую мечеть, это смена идеологии развития государства.
Вот такие у меня возникли соображения по итогам визита в стамбульский мегаполис. Думаю, из Стамбула ещё один рассказ написать, что-нибудь про Сулеймана Великолепного.
Теги:
Культурно-познавательный туризм, Самостоятельные путешествия