Цель поездки — Красногорск.
Дата поездки — 30.11.2017.
Бюджет поездки — 1000 руб.
Наверное, многие, кому предложат поездку в Российский государственный архив кинофотодокументов в городе Красногорске, недоуменно пожмут плечами. Ну, что может быть интересного в скучном учреждении с кипой пыльных бумажек в крошечном, мало кому известном (в том числе, и мне) подмосковном городке? Но, во-первых, я, считая, что в последнее время мы мало путешествуем, любую возможность вырваться за пределы родного города считаю большой удачей. Во-вторых, работа моя как раз непосредственно связана с делопроизводством, документами и в некоторой степени с хранилищем нашей истории. Уж я-то отлично знаю, какую значимую роль в жизни современников и будущих поколений играет работа по комплектованию архивных фондов. И, наконец, в-третьих, Красногорский архив — единственный в России архив кинофотодокументов! А это уже определенно интересно, не так ли?
Нашу поездку, в которую меня пригласила начальница, командировкой назвать сложно, хотя и проходит она в рабочий день (еще один плюс!). Скорее, это полноценная экскурсия и дружеский визит к коллегам. Организует ее наше подведомственное учреждение. В составе группы — его сотрудники численностью 15 человек и мы с начальницей. Ранним ноябрьским утром отправляемся в путь. Цена вопроса — 1000 рублей за проезд на микроавтобусе по маршруту Ярославль-Москва-Ярославль.
Тут надо отметить, что это моя первая самостоятельная (в смысле — без мужа) вылазка за пределы Ярославля. Хотя и организованная, и со знакомыми людьми. Московская дорога узнаваема по трансферам в аэропорт: Ростов Великий, Петровское, Переславль-Залесский. Недалеко от последнего — остановка у придорожного кафе и импровизированный завтрак в микроавтобусе. Я горжусь собой: оказывается, могу самостоятельно справиться с термосом и даже развязать пакет с бутербродами:).
Серенький рассвет последнего осеннего дня, обделенного приветственными лучами так и не появившегося солнца, обнажает заснеженные леса, пустынные поля и погрузившиеся в сон деревянные домишки. Привычная хмурая картинка уснувшей российской глубинки. А мне вот спать совсем не хочется, хотя еще есть время для дремы. Хочется смотреть в окно — я люблю любую дорогу, чем она длиннее — тем интереснее.
Город будущего
И, все-таки, Москва — странный город. Безграничный. Никогда не могла понять, где заканчивается столица и начинается Подмосковье. Вперемешку — и районы самой Москвы, и небольшие городочки вроде небезызвестных в узких кругах Химок. Или вроде Красногорска. Едешь по МКАД — а вокруг бесконечные ряды высоток.
Первое впечатление о Красногорске (понимаю, что мы уже въехали в город) — точно такое же. Плотные ряды бесконечных небоскребов, похожих на шизофренический сон архитектора, в детстве переигравшего в конструктор. Одинаковые огромные дома с одинаковыми крошечными точками окон. Царство стекла и бетона. Муравейник. Улей. Нет, матрица! И в каждом окошечке — человек со своей жизнью, судьбой. Но их, людей, так много в этих сотах — ячейках, что они сливаются в единый организм. Эти чудовищные микрорайоны лишают индивидуальности. Личного пространства. Они — воплощение гигантомании. И здесь как-то живут люди. Ходят в магазины, водят детей в школы, едут на работу на машинах и на общественном транспорте. Представила: утро, и все начинают почти одновременно выходить из своих квартирок — сот, заполонять улицы… Это сейчас, в разгар рабочего дня дома — ульи выглядят безлюдными. А город со своими бесконечными небоскребами напоминает апокалиптичную картинку, он кажется мертвым, неживым. Пустые высотки с померкшими глазами — окнами… Так думаю я, смотря на хмурую ноябрьскую панораму Красногорска.
В тот момент я еще не планирую и даже не знаю, что через полгода впервые поеду в Эмираты и навсегда очаруюсь именно их футуристичными башнями — небоскребами, что влюблюсь в этот разноцветный конструктор, в солнечные стекла, в цветастые каркасы домов из будущего, в эти ультрасовременные межгалактические пейзажи — живое воплощение всепоглощающей урбанизации. Хотя, возможно, таким странам, как ОАЭ (молодым, но прогрессивным) хайтековский стиль к лицу. Да и климат там — яркий, солнечный, жаркий, солнце играет на стеклах домов — исполинов. А российской глубинке, да еще осенней ненастной порой больше подходят деревянные домики, невысокие купеческие особнячки или классические дворянские усадьбы, прячущие украшенные колоннами господские дома в тенистых парках. Россия — она, все-таки, очень патриархальная. По крайней мере, я ее такой привыкла видеть, путешествуя по нашей милой сердцу провинции. Красногорск — он совершенно другой. И постепенно первая неприязнь сменяется любопытством. Какой же ты, молодой и современный город из российского настоящего?
Красногорск — город в Московской области, по совместительству центр городского округа Красногорск. Город расположен на реке Москве и ее притоке реке со смешным названием Банька.
На месте современного Красногорска еще в начале 20 века располагались поселки и деревеньки Хорошевской волости Московского уезда Московской губернии: Баньки, Павшино, Чернево, Знаменское-Губайлово и другие. Первое упоминание о Павшинской дворцовой вотчине встречается в завещании князя Василия Тёмного (1462 год). Позднее здесь была построена усадьба «Знаменское-Губайлово», принадлежавшая сначала семейству Волынских, а затем — князю Долгорукому-Крымскому.
Со второй половины 19 века на территории будущего Красногорска начинают появляться промышленные мануфактуры. Примерно в это же время меняются направление и название бывшей Большой Воскресенской дороги, которая теперь проходит рядом с Павшино и далее через Губайлово и переименовывается в Волоколамскую. После революции 1917 года все окрестные мануфактуры были национализированы, некоторые переведены в другие места, какие-то — и вовсе закрыты. В 1922 году село Павшино получило статус посёлка городского типа, в состав которого вошли также поселок Баньки и усадьба «Знаменское-Губайлово».
В 1931 году был утвержден генеральный план строительства крупнейшего в Советском союзе оптического завода № 19, рядом с которым планировали создать рабочий поселок с прогрессивным названием Оптикогорск (или Зоркий). Правда, в конечном итоге 10 апреля 1932 года постановлением Президиума ВЦИК населенный пункт Баньки был преобразован в рабочий поселок Красногорск, в состав которого также вошли поселок Красная Горка и село Павшино. Собственно, название и было дано по имени Красной Горки — поселку жилищного кооператива, созданного рабочими-оптиками и железнодорожниками Павшина.
7 октября 1940 года Указом Президиума Верховного Совета РСФСР рабочий посёлок Красногорск был преобразован в город. Видимо, с этого момента и следует отсчитывать современную историю этого молодого подмосковного городка. По большому счету, ему нет еще и 100 лет. Просто удивительно! Да, привыкли мы, провинциалы, к древним русским городам, история каждого из которых насчитывает по несколько веков и томов исторических энциклопедий.
Ну, и в заключение любопытная информация для размышления из всезнающей Википедии: «В процессе реализации находится создание на территории Красногорска административного центра Московской области на окраине города, возле деревни Мякинино в Мякининской пойме, вблизи МКАД построены Дом Правительства Московской области и здание Московского областного суда, ведётся строительство нового здания для Московской областной думы. Там же расположена первая в Подмосковье станция Московского метрополитена — «Мякинино». А сайт администрации городского округа Красногорска уверяет, что «Красногорск является одним из наиболее динамично развивающихся городов России». Значит, будущее нашей страны за Красногорском:)?
Герб городского округа Красногорск: «В лазоревом (синем, голубом) поле на червленом (красном) трехгорье серебряная колонна и по сторонам от нее по три зеленых, тонко окаймленных золотом и с золотыми же стволами, дерева, сопровождаемые во главе тремя золотыми нитями в пояс, поверх которых положены две серебряные фигуры, подобные ромбам со скругленными по сторонам углами, между которыми первая и третья нить перекрещиваются».
Российский государственный архив кинофотодокументов
Адрес: 143400, Московская обл., город Красногорск, ул. Речная, д. 1. Телефон: 8 (495) 562-14-64. Электронная почта: filmarchives@aha.ru. Официальный сайт: http://www.rgakfd.ru. Время работы архива: понедельник — четверг с 8.30 до 17.30, пятница с 8.30 до 16.30.
Датой основания Российского государственного архива кинофотодокументов считается 12 октября 1926 года. В этот день коллегия Центрархива РСФСР приняла решение об организации в ведении Архива Октябрьской революции «первого в мире Центрального архива иллюстрации по фото- и киносъемкам» и строительстве для него специального здания с особым режимом хранения, кино- и фотолабораториями, а также о создании кабинета для просмотра кинофильмов. Стоит отметить, что до Красной революции все кинофотодокументы находились в частной собственности, и только в соответствии с декретами советской власти 1918–1919 годов производство, учет и использование кинофотопродукции были переданы в руки государства. Первоначально и вплоть до 1926 года Архив Октябрьской революции получал кинофотодокументы со складов Скобелевского просветительного комитета, из советских киноорганизаций — Совкино, Пролеткино, Наркомпрос РСФСР, Ленинградских исторического и областного архивов, от частных лиц. Одно время Центральный кинофотоархив был объединен с Центральным архивом звуковых записей. В этот период, в 1953 году, состоялся его переезд в подмосковный город Красногорск, где архив и располагается по настоящее время. Потом фоноотдел архива был выделен в самостоятельное учреждение. А в 1992 году кинофотоархив получил свое современное название — Российский государственный архив кинофотодокументов (РГАКФД).
Сегодня РГАКФД — самое крупное в стране и одно из крупнейших в мире хранилищ документальной фотографии и исторической кинохроники по истории России середины 19–21 веков. Своей целью сотрудники архива ставят сбор, обеспечение постоянного хранения аудиовизуальных документов, запечатлевших различные аспекты российской истории, а также предоставление возможности использования ретроспективной информации. Архив хранит воспоминания о событиях, происходивших и происходящих в нашей стране, в разные исторические периоды носившей различные названия: Российская Империя, Советский Союз, Российская Федерация. Хронологические рамки уникального собрания: от 50-х (фотодокументы) и 90-х (кинодокументы) годов 19 века до наших дней. За годы своего существования в архиве накопился богатейший материал: хроникально-документальные фильмы и киножурналы, специальные выпуски и отдельные кино-, видео- и фотосъемки, фотоочерки и фотоальбомы. При этом собрание архива ежегодно пополняется, а документы РГАКФД активно используются центральными и региональными киновидеостудиями, каналами центрального телевидения. А еще примечательно, что отдельные документы хранятся в единственном экземпляре только в Красногорском архиве!
В читальных залах РГАКФД ежегодно работает более 4 тысяч отечественных и зарубежных исследователей. Документы Красногорского архива открыты для всех и активно используются в самых различных проектах: при создании документальных и художественных фильмов, телевизионных передач, музейных экспозиций; в документальных и научно-популярных изданиях, научных исследованиях, многочисленных отечественных и зарубежных историко-документальных выставках. Регулярно проводятся экскурсии с показом киновидеодокументов из фонда РГАКФД.
Комплектование архивных фондов строится в двух направлениях. Так, будущие единицы хранения поставляют либо кино- и видеопроизводящие организации, учреждения, занимающиеся собиранием и хранением аудиовизуальных документов (музеи, архивы и другие). Либо кинофотодокументы передаются архивистам частными лицами: кинематографистами, фотокорреспондентами, фотоколлекционерами или же наследниками фотоархивов.
Архив кинофотодокументов располагается на огороженной территории, похожей на усадебный комплекс. Это режимный объект, потому вход — строго по спискам и при наличии паспорта.
По чуть припорошенному снежком парку идем к симпатичному двухэтажному особнячку с белыми колоннами — главному зданию архива. Здание было построено в 1947–1948 годах по проекту немецкого военнопленного архитектора Шпигеля силами японских и немецких военнопленных.
Помимо него, на территории есть еще несколько корпусов, и, как нам потом расскажут, планируется возведение новых современных помещений, где будут не только лаборатории и новые места для хранения, но также кинозал, конференц-зал, а также выставочные и читальные пространства. Окончание строительства и пуск в эксплуатацию лабораторного корпуса были намечены на конец 2019 года (искренне надеюсь, что все задуманное свершилось).
Сотрудники РГАКФД — люди увлеченные, любящие свою работу, знающие ее. В ходе обзорной экскурсии нам любезно рассказали об организации архивного дела, объяснили специфику хранимых фондов, продемонстрировали этапы работ по реставрации кинофотодокументов, подготовке к оцифровке и использованию, показали хранилища. Скажу честно, мне, как человеку, связанному с документами (а кино- и фотоматериалы — это же тоже документы) было очень интересно. О том, как организована работа с документами на бумажных носителях, я некоторое представление имею (была на экскурсии в ярославском муниципальном архиве). Но у кинофотодокументов совершенно иная специфика. И это, как и многое, что незнакомо, любопытно вдвойне!
Из холла первого этажа в обе стороны расходятся коридоры. Моя начальница замечает деревянную обшивку стен и высказывает некоторое недоумение: не очень-то соблюдают здесь нормы пожарной безопасности. Она, конечно, права, но, с другой стороны, коридоры выглядят такими уютными. А еще нам, людям, близким к истории и архивному делу, чрезвычайно интересно рассматривать украшающие стены этажей выставки — старинные документы и ретрофотографии.
Для начала, так сказать, первого знакомства, нас проводили в небольшой уютный демонстрационный зал на 47 мест для просмотра кино- и видеодокументов на широком экране, расположенный на первом этаже. И вот в помещении сгущается полумрак, и мы погружаемся в историю. Нам показывают любопытный фильм «Увидеть прошлое», созданный к 90-летию РГАКФД.
Мы смотрим кадры кинохроники — фильм-ретроспективу о жизни людей, начиная от времен царской России и заканчивая эпохой СССР. Черно-белые сюжеты поспешно сменяются на большом экране. Невероятно, но мы, словно на «машине времени» совершаем головокружительное путешествие в прошлое. Вот картинки из жизни людей (страшно представить!) аж позапрошлого века. Вот уже более современные эпизоды. Для кого-то это не просто прошлое, а его личная история. Пафосные отчеты о достижениях народного хозяйства. Хроники простой жизни советского народа — сводки с сельхозполей, стройплощадок и заводов. И очень трогательная в своей прошловековой наивности новогодняя вечеринка — время, когда рождественские ели были уже запрещены, но еще не успели вновь войти в моду, и вместо них банкетный зал украшали пальмы в кадках. Дыхание истории — оно здесь, сейчас очень явно чувствуется.
…И я, набирая сейчас эти строки, словно открываю файлы своей памяти — вспоминаю. И перед глазами как на кинопленке проносятся воспоминания о той нашей поездке. Я тоже пользуюсь архивом своей памяти. Удивительно, но даже спустя почти 3 года ничего не забыто…
После просмотра ознакомительного фильма начинается наша экскурсия по архиву, в ходе которой мы можем воочию увидеть то, о чем рассказывали с большого экрана.
Сначала мы проходим в хранилище фотодокументов. Поразительно, оно насчитывает более одного миллиона единиц хранения фотодокументов, среди которых такие раритеты, как дагерротипы — изображения на серебре 1850-х годов, ферротипии — отображения на металле, черно-белые и цветные негативы различных размеров на стекле и пленочных основах, слайды, позитивы, отпечатки на фотобумаге, подлинные фотоальбомы и более знакомые современному поколению фотодокументы в цифровых форматах.
Большое помещение заставлено громоздкими добротными шкафами красного дерева, есть здесь и более современные металлические сейфы с картотеками. Идем по узким коридорам между стеллажами, а ведь в каждом из них, за этими старыми дверцами — наша история.
Понятно, что все единицы хранения — на вес золота, лишний раз их стараются не беспокоить. Но ради нас красногорские коллеги показывают некоторые раритеты из своей огромной коллекции. Поразительное ощущение — ты словно прикасаешься к самой истории!
Особая ценность хранилища фотодокументов — бархатные фотоальбомы, которые держали в руках императорские особы. Это настоящее чудо — служительница архива, предварительно надев на руки перчатки, достает из шкафа большие фотоальбомы в тяжелых переплетах и демонстрирует черно-белые, почти не тронутые временем фотографии.
Люди из далекого уже прошлого смотрят на нас со старинных снимков, как живые. По сути, это и есть магия — не просто эфемерные воспоминания, а настоящее, вещественное доказательство того, что эти люди действительно были: жили, прожили каждый свою жизнь, свою судьбу.
А вот совершенно удивительный и приятный для нас снимок — ярославский храм Ильи Пророка! Вот и память о нашем родном городе бережно сохранена в главном архиве кинофотодокументов страны.
В противоположной стороне от хранилища фотодокументов находится просторный зал, который именуется каталогом фотодокументов. Общий архивный каталог включает в себя несколько подкаталогов: именной и систематический каталоги, авторский каталог, каталог фотоальбомов. Такое деление облегчает работу пользователей с архивной информацией.
Зал, словно пчелиные соты разделен деревянными стеллажами медового цвета с ящичками, есть и столы для работы с каталогами.
Самое удивительное (и это тоже отмечает моя начальница), что в наш цифровой век, когда, казалось бы, вся информация давно уже перешла в электронные мозги машин, в Красногорском архиве все еще используют бумажные каталоги — карточки.
Правда, наш гид уточняет, что параллельно с бумажной картотекой используется и электронная, но из-за огромного объема информации еще не все успели внести в компьютерные базы.
Спускаемся на первый этаж и знакомимся с читальным залом. Здесь, в отличие от классического архива документов или библиотеки, есть свои особенности. Например, помимо обычных столов, есть специальные звукомонтажные столы для кинодокументов.
И опять ящички с картотеками, а еще стеллажи с жестяными коробками, в которых и хранится пленка, сами пленки, рулонами свисающие со звукомонтажных столов.
Оказывается, старые съемки пользуются спросом: их используют режиссеры, студенты профильных образовательных учреждений, журналисты для создания документальных фильмов или исторических сюжетов.
Правда, несмотря на картотеку, которая содержит по возможности подробное описание всех пленок с покадровыми пояснениями, найти нужные кадры весьма непросто. Порой приходится проводить часы и дни за монтажным столом, просматривая километры пленки, чтобы найти необходимый сюжет. Да, архивная работа — это, прежде всего, колоссальное терпение! Интересно, что старинные кадры вновь возвращаются в РГАКФД, но уже в ином качестве — в составе новых фильмов, которые также принимаются на хранение. А еще поискать что-то любопытное может любой желающий — в архиве предоставляют такую услугу.
Ненадолго заглядываем в комнатку — гордость архива, где установлен телекинопроектор «Millenium 16/35 HD». Именно на нем осуществляется копирование фото- и видеодокументов в формате высокой четкости. Причем, оцифровать аудиовизуальные документы можно в различных современных форматах.
Нам даже демонстрируют, как на современном мониторе компьютера мелькают черно-белые кадры — еще одно чудо, удивительное сочетание прошлого и настоящего.
Также на первом этаже находятся фотолаборатория, где производятся фотопечать и сканирование документов, и кинопроекторная. Жаль, время ограничено, а нам надо успеть увидеть святую святых РГАКФД. А, значит, начинается самое интересное. По светлому симпатичному коридорчику-переходу с многочисленными цветами (сразу понятно, что коллектив архива преимущественно женский!) нас проводят в лабораторию, где восстанавливают кинодокументы.
Это просто чудо какое-то, все эти диковинные аппараты, химические запахи — алхимия, да и только!
Немного истории. Удивительно, но именно пленка размером 35 миллиметров уже более 120 лет хранит память о реальной жизни человечества. Самые первые кадры были показаны в 1895 году в парижском «Гранд кафе» на бульваре Капуцинов, где были продемонстрированы такие сюжеты, как кормление младенца, выход рабочих с фабрики и некоторые другие. А первый документальный фильм, показанный там же братьями Люмьер, запечатлел прибытие поезда на станцию Ла Сиота. В России первая киносъемка была сделана в 1896 году: французские кинооператоры из фирмы «Братья Люмьер» Ш. Муассон и Ф. Дублие снимали историческое для нашей страны событие — коронацию последнего Российского императора Николая II, которая согласно обычаю происходила в Москве. Таким образом, кинематограф (правда, на тот момент и вплоть до 1905 года исключительно документальный и предназначенный для особых событий) был известен в Российской империи еще до революции 1917 года. Вообще же, особенность аудиовизуальных документов состоит в том, что они не только являются историческими источниками, но также выступают и в качестве художественных произведений, имея признаки и тех, и других.
За долгое время в архиве кинофотодокументов накопилось четверть миллиона кинодокументов и 60 тысяч километров пленки — этого хватило бы, чтобы обмотать земной шар более 5 раз! Здесь хранятся кинодокументы на нитро (горючей), триацетатной (безопасной), лавсановой основах, цветные и черно-белые, снятые в разные годы, обработанные в различных условиях. Причем, исключительно оригиналы. Правда, хранить старинную кинопленку весьма не просто: она довольно взрывоопасна, легко воспламеняется. Поэтому и в настоящее время хранят ее в особых боксах в специальных помещениях — подземных бункерах (нитрохранилищах), при температуре не выше 10 градусов. В середине шестидесятых годов 20 века кинематографисты перешли на более безопасную пленку, но и она нуждается в особенных условиях.
Для работы с капризной пленкой в архиве создан специальный отдел технического контроля, специалисты которого следят за состоянием пленки в течение всей ее жизни, начиная с момента поступления в архив. Именно они решают, нужно ли оправлять пленку на аппаратное «лечение», или же требуется более тонкий подход — и тогда ею занимаются реставраторы. Все-таки, людской труд невозможно полностью заменить машинным. В любом случае и ручная, и машинная работа обеспечивает замедление процессов старения кинопленки, появления дефектов, в ходе нее устраняются недостатки пленок, проводятся реставрационные и консервационно-профилактические работы.
В просторном зале витает химический запах. Помните, такой был при домашней проявке пленки? Мерно гудят пока еще малопонятные механизмы.
Впрочем, гостеприимные сотрудники архива охотно делятся своими секретами и рассказывают, как возвращают кинопленку к жизни. Оказывается, в сложном технологическом процессе задействовано шесть специальных водных и ультразвуковых аппаратов, которые и производят реставрационные и консервационные работы, бережно очищают пленку, наносят защитные слои.
Особая гордость архива — это уникальная реставрационная машина «АН-2», которую сотрудники ласково называют «Аннушка». На то, что делает этот аппарат, не способен никакой другой. Тем более что «Аннушка» — единственная в своем роде, собственная разработка архивистов, подобные машины больше не выпускают. Потому сотрудники ее не только уважают, но и берегут. Ведь с помощью «АН-2» затираются и удаляются мелкие царапины, а изображение становится более четким.
На реставрационных установках пленка, накрученная на штырьки и бобины, проходит все необходимые циклы. Моется в различных растворах, «купается» в пене, тщательным образом промывается, сушится. А следят за всем этим преображением «из старушки в юную красавицу» зоркие глаза сотрудниц лаборатории. Важно строго соблюдать все технологические процессы — ведь каждая пленка является уникальным, единственным экземпляром!
А вообще, уже давно идет спор — что же важнее: пленка или «цифра»? Сотрудники архива считают, что в отличие от современных цифровых технологий, которым еще только предстоит доказать свою долговечность, пленка за 120 лет уже подтвердила свою надежность. Ну, и не стоит забывать, что истинная ценность пленки — в ее достоверности. В то время как цифровые документы можно не только легко растиражировать, но и не менее легко подделать. Думаю, с этим утверждением трудно поспорить, посему Красногорский архив города будущего, хранящего прошлое, если и называть очень консервативным, то в самом хорошем смысле.
После экскурсии всю нашу группу пригласили на чаепитие к директору РГАКФД. Руководители, обменявшись подарочными изданиями, обсуждали насущные проблемы в области архивного дела и пути их решения, а мы с удовольствием пили горячий чай со сладостями. В заключение визита каждой из нас презентовали диск «Россия. 20 век. История в фотографиях». В общем, замечательная, насыщенная и очень интересная получилась у нас поездка. Да, наверное, и каждому, кто интересуется историей нашей страны, не будет лишним побывать в Российском государственном архиве кинофотодокументов. Благо, экскурсии там периодически проводятся, только вот записываться надо заранее.
* * *
Бытует мнение, что люди, которые любят фотографироваться или сниматься на видео, подсознательно боятся смерти. Отсюда и желание запечатлеть себя, оставить след — на фотобумаге, бесконечно бегущей ленте кинопленки, а теперь вот — и на цифровых носителях. Ничто и никто не исчезает бесследно. Также как и событие, заканчиваясь, продолжает существовать в воспоминаниях, так и человек, уходя, продолжает жить в памяти людей, которые его знали. Наверное, потому так ценны семейные архивы. А в масштабах города, страны — архивы муниципальные и государственные.
Человеческая память — бесценна. А если уметь ее хранить — вечна. Мы живы, пока о нас помнят. Память — это еще и колоссальный опыт, накопленный веками, тысячелетиями. Архивные службы и музейные фонды — это не просто склад пыльных, забытых и никому не нужных вещей. Они помогают сохранить едва ли не самое ценное, что есть у людей, — память. Ведь, покуда мы помним, покуда жива наша память, будет жить и человечество.
Ноябрь 2017 г. — сентябрь 2020 г.
Спасибо за внимание!
Теги:
Культурно-познавательный туризм, Автобусные туры