Турист Маргарита Кушниренко (Margaritka)
Маргарита Кушниренко — была 2 января 2022 2:10
сейчас в Москве

Горно-Алтайск — Россия Сентябрь 2020

Наша поездка на Алтай началась, во-первых, совершенно спонтанно, о чем я писала здесь и здесь, а во-вторых, с отвратительной погоды.

Русский Патмос и др. красоты Чемала. Горный Алтай

Так как со всех сторон нам сообщали о разбушевавшемся по всему Горному Алтаю ненастье, то никаких планов даже на ближайший час у нас не было, поэтому решили заземлиться на любимой турбазе двоюродной сестры в Чемале.

Дождь нещадно поливал за окном, но мы не теряли время зря и умудрились сварить самый взаправдашный борщ и сделать шашлыки под навесом.

К обеду потоки дождя начали затихать, а вместе с ними и зародилась надежда хоть что-то успеть увидеть в этот день помимоберега Катуни, на котором стоит турбаза.

Русский Патмос и др. красоты Чемала. Горный Алтай

На свой страх и риск выехали к ближайшей достопримечательности под названием Остров Патмос, когда ещё во всю поливало, но уже не так отчаянно и сильно!

По пути не пропустили ни одного пешеходного мостика через Катунь

Русский Патмос и др. красоты Чемала. Горный Алтай

А смелость, как известно, города берет — пока доехали, дождик таки то начал совсем стихать и даже стал пытаться рваться на небе плотный покров серой облачной пелены, пропуская нерешительные и еле заметные солнечные лучики!

Остров Патмос на Алтае находится чуть южнее пос. Чемал, в котором мы остановились.

Русский Патмос и др. красоты Чемала. Горный Алтай

Это местная достопримечательность посреди живописного С-образного изгиба правого берега Катуни, причем, не только географически-туристическая, но и палмнически-духовная.

Мне довелось услышать немного от экскурсии, что мы встретили на острове, когда покидали его, что лучше бы я ничего не слышала, потому что, как историк, впала в такой глубокий ступор, что посчитала своим долгом провести личное историческое расследование на тему Острова Патмоса и в этом рассказе его квинтэссенция.

История уже умалчивает, как этот остров назывался у алтайцев до их христианизации.

Русский Патмос и др. красоты Чемала. Горный Алтай

Но доподлинно известно, что с приходом учения Христа в Горный Алтай остров нарекли Макарьевским в честь сначала одного, а потом и другого Макария — христианских миссионеров в этих местах:

1.Архимандрит Макарий (в миру Михаил Яковлевич Глухарев, 8/11/1792–18/05/1847, причислен к лику святых в 1983 г.) 2.Митрополи́т Мака́рий (1912—1917 гг. (в миру Михаи́л Андре́евич Парвицкий-Не́вский 1/10/1835-16/02/1926), (1912–1917 Митрополит Московский и Коломенский, а с 1920 г. митрополит Алтайский, с любовью именуемый «Апостолом Алтая» и «Сибирским столпом Православия», а так же — «живой Русский святой». Причислен к лику святых в 2000 г.

Русский Патмос и др. красоты Чемала. Горный Алтай

Потом остров 3-жы освящалдся и перекрещивался место духовной силы, освещенное епископами Парфением (1855 г.), Иннокентием Бийским (1915 г.), Антонием (2001 г.) и неизменно в одно и то же имя — Патмос!

Как раз первому из Макариев в период его активного Алтайского служения и принадлежит инициатива наречения острова Патмосом (греч. — «скала»), во-первых, из-за своей внешней схожести с оным — так же небольшой, так же, с отвесными обрывами скалистых берегов и так же, безлесый на своей вершине-плато!

Русский Патмос и др. красоты Чемала. Горный Алтай

А во-вторых для такого названия острова в Алтайской глубинке послужила именно близкая смысловая нагрузка, духовная преемственность и непосредственная религиозная связь с Патмосом, так как именно на нём был в ссылке любимый ученик Иисуса Иоанн Богослов. И именно на этом безлюдном в те времена острове он услышал глас Божий и написал Книгу Апокалипсис — IV Евангелие от Иоанна.

А почти через тысячу лет после смерти апостола Иоанна, православный грек игумен Христодул Чудотворец основал в его честь монастырь на месте пещеры, в которой евангелист получил Откровения.

Монастырь на греческом острове и сегодня действующий.

Возможно, поэтому богодухновенный барнаульский епископ Макарий (Глухарёв) ещё аж в 1855 г. построил Храм во честь Иоанна Богослова, а сам скальный остров на Катуни назвал во имя о. Патмос.

История российского алтайского храма Иоанна Богослова непростая, хотя он тоже принадлежит монастырю (только в отличии от греческого) — женскому Барнаульскому Знаменскому монастырю.

Русский Патмос и др. красоты Чемала. Горный Алтай

К тому же, история храма на самом островке Патмос на Катуни становится очень запутанной, если не знать, что вначале речь шла о храме на берегу напротив острова, который освятили в 1849 г. и т. д. и т. п.

На мой взгляд наиболее последовательная и очень толково рассказана эта история здесь

Русский Патмос и др. красоты Чемала. Горный Алтай

А уже её советский период более живо изложен здесь

Кстати, у храма на островке есть своя достопримечательность высеченная в скале Богоматерь с Младенцем, но подходы к ней мирянам перекрыты и увидеть скульптурную икону на камне можно только с «материка» аж через р. Катунь.

История этого изваяния проста, как сама жизнь. Монахиня Надежда — настоятельница скита из ближайшей деревеньки во сне увидела этот образ и будучи в прошлой мирской жизни скульптором изваяла его в скале по подобию того, что был в видении

Русский Патмос и др. красоты Чемала. Горный Алтай

Об этом, высеченном в камне образе, рассказывают чудеса, мол, когда высокая трава закрыла лик, неожиданно откуда-то появились кролики, съевшие пышную растительность, тем самым вновь открыли лик для обзора.

Впрочем, помимо этого чуда остров и храм обросли ещё немалым количеством чудес: здесь икона Божьей Матери, потемневшая от времени в день Св. Троицы самообновилась, а икона «Господь Вседержитель» стала мироточить со дня освещения нового Богословского храма.

На острове так же есть свои церковная лавка и родник с целебной водицей, и особые камни, исполняющие желания, и возможность ударить в билы (предвестники колоколов), чтобы проникнуться их исцеляющими вибрациями и благодатным звуком!

Русский Патмос и др. красоты Чемала. Горный Алтай

А встречает посетителей благодатного островка небольшой, но благословенный грот-икона с сюжетом поклонения волхвов новорожденному младенцу Иисусу

От всех этих чудес вместе или от каждого в отдельности паломники получают умиротворение духа, утешение их молитвенного чаяния, исцеление тела, решение своих проблем и т. д. и т. п.

Так что российский о. Патмос на Катуни в народе слывет не только чудотворным, но и мистическим.

И попасть на этот чудо-остров возможно только по единственному пути — раскачивающемуся от шагов подвесному мостику на высоте минимум 15 метров над бирюзовыми водами Катуни, по которому можно двигаться строго в одну сторону и нельзя одновременно находится более, чем 8-ми человекам.

Русский Патмос и др. красоты Чемала. Горный Алтай

Об этом количественно-весовом ограничении сообщает табличка перед выходом на мостик.

Когда мы были на Патмосе, вначале было совсем немного людей из-за окончания тур-сезона и плохой погоды и это правило 8-ми соблюдалось, зато когда мы покидали островок, дождь уже совсем закончился и народу сразу прибыло и в том числе и на мосту образовалось много больше, чем полагается…

Русский Патмос и др. красоты Чемала. Горный Алтай

Кто не знал этого ограничения, кто не понимал, а скорее, русский авось и пофигизм

Ещё говорят, что вход на подвесной мостик и следом на остров платный? Может быть, в высокий сезон, но повторюсь, мы были в сентябре и тогда вход был свободный

Русский Патмос и др. красоты Чемала. Горный Алтай

Справа от мостика небольшая тропинка выводит к такому же небольшому пляжику у крутой скалы, откуда в сезон отправляются экскурсии вокруг острова и по Катуни, а так же, сплав

Русский Патмос и др. красоты Чемала. Горный Алтай

Мы были уже по завершении тур. сезона и сразу после дождя, поэтому пляж был совершенно пустой без шанса воспользоваться услугами рафтинга или покататься на катере по реке.

Русский Патмос и др. красоты Чемала. Горный Алтай

Была только доставка лодками туристов к месту сплава и обратно.

Дорога от автостоянки к подвесному мосту и Храму на о. Патмос идёт под откос по натоптанной земле, а после дождя скользит под ногами до самых до деревянных мостков.

Русский Патмос и др. красоты Чемала. Горный Алтай

Слева, в сосновом лесу перед выходом на деревянные настилы у подвесного моста стоит просторная Часовня-Храм освященная в честь одного из Макариев — Невского, «апостола Алтая» и «патриарха алтайских миссионеров» (в 1912—1915 гг. митрополита Московского и Коломенского).

Возведена она в 2011 г., аккурат, на месте его бывшей кельи и приписана Часовня-Храм к Иоанно-Богословскому скиту того же Знаменского Барнаульского женского монастыря.

Русский Патмос и др. красоты Чемала. Горный Алтай

Здание выполнено из элитного кедрового бруса в стиле русской избы, украшено резной окантовкой.

В храме примечательны иконостас и иконы Николая Чудотворца, Святой Троицы. А главное, здесь находится икона с частицей мощей митрополита Макария. 31 августа 2016 года его нетленные мощи были перенесены из Троице-Сергиевой Лавры в г. Гоно-Алтайск и положены в храме преподобного Макария Алтайского (Глухарёва) до завершения строительства кафедрального собора.

Часовня-храм окружена настолько густым сосняком, что невозможно найти точку ее съемки, чтобы не попадали в кадр деревья.

Русский Патмос и др. красоты Чемала. Горный Алтай

В народе есть устойчивое поверье, что св. Макарий оберегает находящихся в лесу и не позволяет им заблудиться.

Рядом с храмом св. Макария Алтайского находится могила Виктора Николаевича Павлова, устроителя и эконома скита и храма Иоанна Богослова на острове Патмос, члена Союза Журналистов.

Чуть южнее алтайского о-ва Патмос находится место слияния рек Катунь и Чемал

Здесь же, в устье последней из-за постоянного климата и чистой экологии в 1935 г. была построена гидроэлектростанция.

Говорят, что строительство велось руками осужденных Алтайского края. Общая мощность станции составляла 500 кВт. После катастрофы в 2011 г. весь комплекс законсервировали. Вокруг дамбы организовали заповедники, санатории, аттракционы.
На территории дамбы открыли музей, вход не бесплатный. Здесь же находятся лодочные объекты, в машинном отделении открыт действующий музей. Рядом со станцией построили парк экстремальных аттракционов, колесо обозрения, канатные дороги

Большинство туристов совмещают экскурсию на остров с посещением музея Чемальской ГЭС, большого парка «Рублёвка» с аттракционами, места слияния Чемала и Катуни., что сделали и мы, но эти фото вместе с кучей других у меня испарились в очередной раз.

Только осталось совсем уж кое-что от местной «Рублёвки»…

Русский Патмос и др. красоты Чемала. Горный Алтай

На обратном пути мы остановились полюбоваться Зубьями дракона, которые торчат из бирюзовой воды Катуни

Русский Патмос и др. красоты Чемала. Горный Алтай

На один из этих зубов и упирается автомобильный подвесной мост!

Русский Патмос и др. красоты Чемала. Горный Алтай

Мы поразвлеклись аттракционом переправы по нему автомобилей с использованием мостового светофора.

Машины перед началом движения по мосту останавливаются перед ним и ждут разрешающего сигнала.

Русский Патмос и др. красоты Чемала. Горный Алтай

Подобные атракции интересны для жителя равнины, а для жителя гор они обычное дело.

Мне приходилось их много наблюдать в разных горах, особенно в Гималаях, где всё это действо выглядит много более экстремально и экзотично.

Очень впечатлили развалины старого моста на сохранившемся отрезке старой дороги. Они не обозначены нигде как достопримечательности Чемала, но произвели на меня много большее впечатление чем, к примеру, ГЗС

Русский Патмос и др. красоты Чемала. Горный Алтай

Снова начал расходится дождик и стало темнеть!

Русский Патмос и др. красоты Чемала. Горный Алтай

В горах смеркается быстро, особенно в пасмурную погоду, что и не успеваешь опомниться!

Мы и не успели опомниться и заехать на форт Куюм…

Русский Патмос и др. красоты Чемала. Горный Алтай

Зато попили и набрали впрок ключевой воды перед поворотом на него

Русский Патмос и др. красоты Чемала. Горный Алтай

Так что на свою турбазу мы возвращались уже в кромешной темноте и снова в потоках дождя!

Но, слава Богу, погода нас пожалела и позволила хоть что-то из этого дня всё же выжать!