Все мне видится Павловск холмистый,
Круглый луг, неживая вода,
Самый томный, и самый тенистый
Ведь его не забыть никогда
А. Ахматова
Все мне видится Павловск холмистый,
Круглый луг, неживая вода,
Самый томный, и самый тенистый
Ведь его не забыть никогда
А. Ахматова
В августе этого года наконец-то исполнилась моя давняя мечта и я вместе с сыном отправилась в Петербург. Поездка получилась отличной и плодотворной. Из Питера мы съездили на два дня в Карелию и конечно же не оставили без внимания пригороды — побывали в Петергофе, Царском селе, Павловске и в Гатчине. С погодой очень повезло, солнце светило всю дорогу и понравилось везде. Но особенно запала в душу экскурсия в Павловск, историческим центром которого является дворцово-парковый ансамбль конца XVIII — начала XIX веков. Его красочные пейзажи, раскрывающие удивительный мир и богатство русской природы необыкновенно прекрасны!
История Павловска началась в 1777 году, когда Екатерина II в. благодарность за рождение долгожданного внука подарила эти земли своему сыну Павлу и его супруге Марии Федоровне. В ту пору кругом стояли дремучие леса, в которых устраивали придворную охоту. Первоначальный этап строительства сводился к выборочной вырубки леса и осушению болот, а первыми строениями стали два деревянных дворца — «Мариенталь» (долина Марии) и «Паульлюст» (Павлова утеха), на месте которого впоследствии построят Павловский дворец.
По велению Павла Мариенталь тоже перестроят, но в самую настоящую военную крепость с башнями и бойницами. Называли цитадель по-разному: Форт, Бипс или Бип (Большая Игрушка Павла). Во время Великой Отечественной войны крепость полностью сгорела и долго была заброшенной.
Каменное здание с угловой круглой башней обращено к Мариентальскому пруду, созданному в запруде реки Славянки. По спокойной водной глади сегодня умиротворённо плавают утки. А во время правления Павла на территории пруда устраивались катания на лодках и парусные гребли. Начинается пруд у подножия крепости Бип, а заканчивается у Большого каменного моста-плотины. Примерно в 1790–1793 годах в этом месте соорудили первый мост. Его полностью уничтожили фашисты при отступлении и в итоге Мариентальский пруд сильно обмелел и заболотился. В 1961 году воздвигли новый мост, который обрёл свой исторический облик.
От Мариентальского пруда наверх ведёт широкая Трельяжная лестница. Особенно эффектно она смотрится издалека на фоне павильона Трёх граций, построенного рядом с императорским дворцом.
В центре павильона установлена скульптура, вытесанная из целого куска мрамора. Три грации, три стройные женские фигуры поддерживают высоко над собой вазу.
Рядом переливаются всеми цветами радуги и радуют глаз ухоженные клумбы Собственного садика, разбитого прямо под окнами личных комнат Марии Федоровны. Великая княгиня страстно увлекалась садоводством, много знала об уходе за растениями. Под её личным руководством отбирались саженцы для оранжерей и для посадок в саду. Мария Федоровна уделяла особое внимание обустройству Павловска, который трогательно любила всю свою жизнь.
В центре зеленой долины на высоком берегу Славянки возвышается грациозный светлый дворец. Трехэтажное здание построено по замыслу Камерона в духе итальянской загородной виллы. От центрального корпуса с куполом расходятся в обе стороны полукруглые галереи, «обнимая» обширный парадный двор.
Отстояв в билетной кассе очередь всего из 8 человек (во-первых — раннее утро, во-вторых — коронавирус) и надев маски идем осматривать дворец, имеющий в общей сложности более трехсот помещений. Однако для посещения открыто не так много и на осмотр отводится всего час.
Внутреннее убранство залов поражает разнообразием интерьеров и утонченностью декора. Облицованные искусственным мрамором стены, сияющие зеркала, камины, резьба и позолота создают торжественное и праздничное настроение. Каждая комната, каждая деталь выполнены с фантазией архитекторов и мастерством исполнителей.
Из путешествия по Европе Павел I и его супруга Мария Федоровна привозили мебель, картины, скульптуры, бронзу, шелка, фарфоровые сервизы и множество сувениров от европейских королевских дворов, превращая свой дворец в истинное произведение искусства.
Общее впечатление дополняет уникальный паркет. В каждом зале использовался свой узор и орнамент. Рисунок создавался из разноцветных пластин из различных драгоценных пород дерева.
Глядя на ослепительную роскошь дворцовых покоев трудно поверить, что во время Великой Отечественной войны все вокруг было сожжено, разграблено и превращено в руины. Картина разрушений была страшная. Работы по возрождению Павловска развернулись уже весной 1944 года и продолжаются до сих пор. Кропотливый труд многих художников-реставраторов, живописцев, скульпторов, резчиков и других мастеров постепенно возвращает ансамблю былую прелесть.
После осмотра дворца можно и пообедать. Сделать это можно прямо во дворце в ресторане «Большой Колонный зал». Однако мы огибаем центральный корпус и садимся за столик в гриль-кафе «Кюхельбекер». На свежем воздухе и дышится легко, и аппетит получше!
Холмистые берега извилистой Славянки с живописными уголками и полянами стали первостепенными элементами замысла Камерона, мечтавшего достичь иллюзии естественной природы. Гуляя по тропинкам парка действительно забывается, что всё это очарование создано человеком.
Органично вписываются в окружающий ландшафт и подчеркивают его природную естественность многочисленные мостики. Среди изумрудной зелени восхитительно смотрится арочный мост Кентавров, построенный по проекту известного архитектора Винченцо Бренна. В годы правления Павла на пьедесталы были установлены четыре гипсовых кентавра. В 1805 году архитектор А. Воронихин заменил их мраморными. Две пары симпатичных и обаятельных кентавров по-прежнему вызывают восторженный интерес посетителей.
По правому берегу реки Славянки идем до Большой каменной лестницы в 64 ступеньки, сооруженной по проекту В. Бренны в 1799 году. Лестницу иногда называют Итальянской или Лестницей Бренна. На нижних ступенях сидят свирепо рычащие чугунные львы, а на верхних гостей встречают фигуры милых и ласковых львов из белого мрамора.
На небольшом мысу у излучины реки привлекает внимание павильон в виде ротонды, окруженной белыми колоннами. Свет проникает внутрь помещения через единственное круглое окно в центре купола. Это Храм Дружбы, созданный Ч. Камероном в 1782 году. Великокняжеская чета задумала возвести храм как ответный дар Екатерине II за предоставленные им земли. Павильон считается совершенным произведением архитектурного искусства и давно уже стал символом парка.
Рядом с Храмом Дружбы переброшен через Славянку Чугунный мостик, отлитый в 1823 году по проекту Карло Росси на Александровском чугунолитейном заводе в Петрозаводске. Из чугуна и решетка перил, и пол, и декоративные вазы, похожие на широкие чаши. Но мостик кажется легким и изящным.
Ниже Висконтиева моста по течению находится Пильбашенный пруд с одноименным мостом. Название им дала рядом стоящая Пиль-башня, сложенная в пасторальном вкусе. Раньше на этом месте была лесопилка с приводом от водяного колеса и полагают, что своё имя башня получила от слова «пилить». По другой версии название происходит от английских каменных сторожевых башен Pele towers (Пиль-башни). Как бы там ни было, а Пиль-башня выглядит оригинально и эффектно смотрится с разных сторон.
Иду под рощею излучистой тропой;
Что шаг, то новая в глазах моих картина;
То вдруг сквозь чащу древ мелькает предо мной,
Как в дыме, светлая долина;
Жуковский
Долина Славянки за Пиль-башенным мостом сходит понемногу на нет и начинается район Старой и Новой Сильвии. «Silva» на латыни обозначает «лес». Новая Сильвия больше напоминает уголок нетронутого густого леса с прямоствольными соснами и мохнатыми елями.
Парковый район Старой Сильвии был создан в 1793 году под руководством итальянского архитектора Винченцо Бренна. Важное значение здесь отведено бронзовой скульптуре. В самом центре Старой Сильвии гордо стоит на пьедестале скульптура Аполлона Бельведерского. Вокруг него расположились по кругу девять муз искусства и античные божества: Меркурий, Венера и Флора. От Аполлона расходятся в разные стороны двеннадцать аллей и на них можно увидеть Актеона, Илионея, Боргезского бойца и гибнущих от стрел Аполлона Ниобид. Каждая дорожка ведет к какому-либо памятнику.
Раскинувшись на площади около 600 гектаров Павловский парк охватывает два берега реки Славянки и включает семь ландшафтных районов. Понятно, что за один день осмотреть все достопримечательности невозможно. Но прогулка по парку принесла огромное удовольствие и положительные эмоции. Природной красотой, тишиной и спокойствием мы насладились здесь в полной мере.
Буду рада, если прочитаете мои рассказы о поездке в Петербург и его окрестностям -