В 1128 году в разгар реконкисты в Португалию прибыли воины Ордена Тамплиеров. Король Афонсу I принял «бедных рыцарей» под своё покровительство и в 1159 году за помощь в завоевании территории, в частности в битве за Лиссабон, пожаловал им землю. Магистр тамплиеров Гуалдим Паис выбрал участок на правом берегу реки Набао и основал там поселение Томар.
Добраться в Томар из Лиссабона довольно просто. С вокзала Санта-Аполония региональные поезда идут каждый час. Время в пути около двух часов.
Субботним утром покинули отель, спустились в метро и через несколько минут оказались на станции. Билеты купили в кассе. До поезда оставалось ещё полчаса. Случайно выглянула на улицу и обомлела. Небо горело и переливалось всеми оттенками от фиолетового до золотистого. Пристань загораживала сетка. Пока бежала вдоль неё, краски побледнели, осталось только розово-голубое небо с лёгкими облачками.
Томар городок небольшой. От станции до крепости минут 15–20 пешком. Заблудится невозможно. Сквозь золотистые осенние листья над черепичными крышами проглядывали сторожевые башни.
У ворот Парка Семи Холмов установлена бронзовая статуя Генриха Мореплавателя. Именно в Томаре он планировал экспедиции, принесшие славу Португалии как родине Великих географических открытий.
Дорожка начала карабкаться вверх.
Перед глазами открылась панорама городка. Красные крыши, а над ними колокольня Церкви Иоанна Крестителя.
Ещё немного и мы у ворот крепости. Калитка в неприступную некогда цитадель гостеприимно распахнута.
Крепость тамплиеров наряду с другими крепостями региона являлась частью оборонительной Линии Тежу. Строительство началось 1 марта 1160 года. Место было стратегически выбрано на высоком холме. Крепостная стена в два ряда окружала центральную башню. Башня или донжон была новым словом в строительстве укреплений, привезённым в страну тамплиерами.
Ещё одним новшеством стали круглые башни более устойчивые в случае атаки, чем квадратные.
За воротами открылся просторный двор.
Меж зелёных самшитовых бордюров росли апельсиновые деревья, увешанные плодами. Непривычная картина, учитывая, что на дворе ноябрь.
Когда-то здесь была оружейная площадь. Гарцевали всадники в тяжёлых доспехах, маршировали пехотинцы.
Одновременно с крепостными стенами начали возводить и церковь. Шестнадцати-гранная конструкция с мощными контрфорсами и встроенной колокольней прекрасно вписалась в окружающий пейзаж.
Ренессансный портал, добавленный в начале XVI века, украшают фигуры Богородицы и пророков Ветхого Завета.
Кроме крепости и церкви Монументальный комплекс — Монастырь Ордена Христа также включает восемь клуатров, построенных в XV–XVI веках.
Готический Клуатр захоронений (Claustro do Cemitério) служил местом успокоения рыцарей и монахов Ордена. Стены дворика облицованы изразцами XVI века.
Двухэтажный Клуатр прачечной (Claustro da Lavagem) был построен при Генрихе Мореплавателе в 1433 году. Здесь стирали одежду монахов, отсюда и название.
К клуатрам примыкает Часовня Антонио Портокаррейроса, построенная для его семьи в 1626 году.
Выложенная «ковром» трёхцветная плитка относится к XVII веку.
На 11 панелях азулежу начала XVIII века изображены сцены из жизни Христа и Девы Марии.
Однако, самое главное сокровище ждало впереди. За крепкими суровыми стенами скрывается настоящая жемчужина. Один из редких круговых храмов средневековой Европы — Чарола.
В церковь ведёт высокая триумфальная арка, спроектированная Жуаном де Кастильо в 1515 году. Напротив мраморной кафедры справа, точно такая же нарисованная слева.
Внутри округлые арки расходятся лучами от восьмиугольной колоннады, по две на каждую грань. Стены и потолки расписаны готическими узорами. В целом дизайн Чаролы следует византийско-романскому стилю, но не без влияния готики.
Убранство церкви представляет собой уникальный пример использования разнообразных художественных приёмов: росписи по камню, полихромное дерево, лепнина, резные, расписные панно. Внешняя галерея содержит коллекцию картин и скульптур XVI века.
Круговой алтарь окружён расписными колоннами с полихромными статуями святых под роскошными позолоченными балдахинами.
У основания купола чередуется крест — эмблема Ордена и сферическая астролябия — дань морским завоеваниям. Генрих Мореплаватель, который возглавлял орден в течение двадцати лет, использовал богатства Конвенто де Кристо для финансирования своих экспедиций.
После ослепительно яркой Чаролы глаз отдыхает на готическом ребристом своде нефа.
Крытый переход от церкви к монашеским кельям выводит к главному клуатру.
Клуатр Жуана III является символом высокого ренессанса в Португалии. Проект принадлежит архитектору Диого де Торралва, который и начал строительство в 1557 году. Завершил клуатр другой мастер, придворный архитектор Филиппа I итальянец Филиппо Терци.
Изящная двухэтажная галерея окружает двор с фонтаном в форме рыцарского креста. Сквозь открытый проём на углу видна винтовая лестница, ведущая на террасу.
Романская башня монастыря. Судя по окнам в ней были жилые помещения.
С верхней галереи есть выход на веранду с видом на лесопарк и руины Зала Капитула.
Строительство Зала началось в 1515 году, но так и не было завершено.
Пока обходили галерею заметили необычное окно с узелками.
Галерея пересекала окно посередине, поэтому ухватить в кадр целиком не удалось.
Узелки верный признак стиля мануэлино. Весь прямоугольный неф монастырской церкви покрыт подобными узорами. Видите над аркой портала справа натянута верёвочка.
Спустились по лесенке, чтобы рассмотреть необычный фасад поближе.
Тут нас ждало настоящее открытие. Ещё одно окно, краше первого.
Окно Капитула — шедевр позднеготической архитектуры мануэлино. Скромная решётка увита канатами, гирляндами из водорослей и морскими узлами. По сторонам окно венчают армиллярные сферы, а в центре герб Ордена Христа.
Автором дизайна был Диогу де Арруда создавший это чудо морской архитектуры в 1510–1513 годах. Считается, что барельеф в нижней части окна изображает самого художника.
К нефу примыкает Гостиничный клуатр (Cloister of Hospedaria). Клуатр построили в 1541 году для размещения знатных гостей и паломников, а также их слуг.
На первом этаже также располагались лазарет и конюшни.
Водостоки традиционно оформлены в виде гаргулий. Полузверь-получеловек держит в лапах человеческое лицо.
На улицу вышли с северной стороны. Обогнули конвент по Estrada do Convento, чтобы увидеть часть монастырского акведука. Акведук начали строить в 1593 году и завершили к 1614 году. 6-ти километровый водовод снабжал водой крепость и монастырь.
В Средние века Томар считался центром Португалии. Здесь сходились все пути. Чтобы попасть в Лиссабон, Коимбру, Порту нужно было проследовать через Томар.
На центральную площадь Praça da República выходит фасад Церкви Иоанна Крестителя. Церковь построили в 1510 году по указу короля Мануэля I. Интересен главный портал выполненный в стиле мануэлино.
Восьмиугольная колокольня с часами XVI века украшена уже знакомыми символами — крест, сфера, герб. Часы были перенесены на колокольню из Замка тамплиеров. Вокруг циферблата можно разглядеть череп и кости.
В центре установлен монумент основателю города, великому магистру Ордена Тамплиеров Гуалдиму Паис. Паис вместе с королём Португалии сражался за освобождение Португалии от мавров, за что и был посвящен в Великие Магистры.
Напротив церкви здание муниципалитета — бывшего дворца Мануэля I, в котором он жил прежде чем стать королём Португалии.
Когда-то в этом городке вершились судьбы стран и народов. По этим улочкам ходил Генрих Мореплаватель вынашивая свои грандиозные планы. Замок на холме напоминает о тех славных временах.
Раписание электричек на сайте португальских железных дорог:
https://www.cp.pt/StaticFiles/timetables/lisbon-tomar-regional-trains.pdf
Теги:
Самостоятельные путешествия