Турист Анна Кудрявцева (Anna_08)
Анна Кудрявцева — сейчас на сайте

Бор — Россия Сентябрь 2020
Духовно-просветительский центр «Сергиевская слобода»

Многие знают, что в Нижнем Новгороде есть такая популярная у туристов достопримечательность как канатная дорога. Почему бы не воспользоваться возможностью посмотреть на Волгу с высоты?

Город Бор — ближайший сосед Нижнего Новгорода

Мне в Нижнем Новгороде не повезло с погодой: обещали, как обычно, одно, а в результате начались дожди. Хорошо еще, что они большей часть шли ночью, а днем все равно — серость и мрак. Но выбирать не приходится!

Стекла кабинок чистотой не отличались, а на обратном пути закапал дождь, так что хороших фотографий из кабинки по пути ждать не стоит.

Доехать до Бора и сразу повернуть обратно, — это не моя программа, если уже занесло в город, нужно немного посмотреть. Крупное село Бор упоминается в документах с XIV века, но городом Бор стал в 1938 году. Его население составляет на 2020 год 76 872 человека.

Неподалеку от станции канатной дороги «Борская» стоит здание Культурного центра «Теплоход», видимо бывший заводской Дворец культуры. Название понятно: еще в 1911 году в Бору нижегородским промышленником Д. В. Сироткиным был основан судостроительный завод. Этот завод первым в Российской империи начал выпускать новую продукцию — теплоходы, которые пришли на смену пароходам. Завод «Нижегородский теплоход» в городе существует и сейчас.

Город Бор — ближайший сосед Нижнего Новгорода

В сквере перед зданием культурного центра установлен «Памятник участникам ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС».

Есть еще памятник Д. В. Труховской-Ванеевой. Доминика Труховская активно занималась революционной деятельностью, в 1896 году была арестована по делу Союза борьбы за освобождение рабочего класса вместе с Н. К. Крупской. Позже вышла замуж за личного друга В. И. Ленина Анатолия Ванеева, а после смерти мужа — за его брата, также революционера Василия Ванеева. С 1902 года Труховская-Ванеева жила в Нижнем Новгороде, а после революции в городе Бор. Здесь она работала педагогом, организовала первый в городе детский сад. Этот детский сад еще недавно работал.

Город Бор — ближайший сосед Нижнего Новгорода

Вот борский вариант скамьи примирения.

Неподалеку площадь Победы, где горит Вечный огонь.

Город Бор — ближайший сосед Нижнего Новгорода

На площади памятник «Героям Великой Отечественной войны». Довольно необычный памятник в части элемента, похожего на хвост кита. На нем написаны фамилии боровчан - Героев Советского Союза и слова из песни «Вставай страна огромная…».

За зданием культурного центра на открытой площадке выставлена боевая техника, пользующаяся популярностью у детей самого разного возраста, уставших от процесса получения знаний.

Город Бор — ближайший сосед Нижнего Новгорода

Там же памятник Е. А. Негину, уроженцу Бора. Это крупный ученый, академик РАН, генерал-лейтенант. С 1959 по 1991 год Е. А. Негин был главным конструктором ядерных зарядов в институте «атомного города» Сарова, поэтому рядом с памятником лежит образец — РДС-4, советская ядерная бомба, тактическое ядерное оружие, производившееся серийно.

Памятник участником локальных войн и памятный знак — «Пограничный столб № 116».

Город Бор — ближайший сосед Нижнего Новгорода

Погуляем немного по городу.

Вот центральная улица Ленина, очень зеленая, впрочем, как и весь Бор, ему подходит его имя.

Город Бор — ближайший сосед Нижнего Новгорода

Как обычно, на центральной улице находятся главные здания города. Вот «Сбербанк»,

а это «Промсвязьбанк».

Здесь есть большие магазины. Обратите внимание на торговый центр «Зеркало». В него встроена «Пожарная каланча Борского вольного пожарного общества», объект культурного наследия регионального значения. Каланча была построена в конце XIX века на общественные пожертвования жителей села и средства нижегородского губернского земства, как написано на табличке.

По соседству еще одно здание из списка культурного наследия — «Дом Московцевых с торговым помещением» конца XIX — начала XX века.

Город Бор — ближайший сосед Нижнего Новгорода

Здание похоже на бывший кинотеатр, но, судя по названию «Будь готов!», в нем должен был быть Дворец пионеров. А теперь ночной клуб. Вот такие метаморфозы!

Ресторанно-гостиничный комплекс «Купеческий клуб» в здании — памятнике архитектуры XIX веке, доме И. И. Шерстнева. В интерьерах воссоздан исторический облик России того времени.

Город Бор — ближайший сосед Нижнего Новгорода

Неподалеку на улице Ванеева еще один ресторанно-гостиничный комплекс — «Магеллан Хаус».

И, конечно, на улице Ленина находится здание администрации города Бор.

Город Бор — ближайший сосед Нижнего Новгорода

Исторического наследия в городе немного. Самое красивое здание — «Борский краеведческий музей» в особняке купца А. Л. Старова конца XIX века.

Есть здания в грустном состоянии, такие, например, как дом Королева начала XX века, спрятавшийся за кустами и сорняками. Он сейчас без хозяина.

А мне нравятся деревянные домики с резными наличниками вокруг окошек.

Конечная цель моего путешествия — Духовно-просветительский центр «Сергиевская слобода», посвященный Сергию Радонежскому.

Город Бор — ближайший сосед Нижнего Новгорода

На его территории у входа церковная лавка,

далее ажурная беседка.

Город Бор — ближайший сосед Нижнего Новгорода

В центре — памятник преподобному Сергию Радонежскому, игумену Земли Русской.

Строящееся здание за памятником — Духовно-просветительский центр. Каким он будет показано на паспорте объекта.

Город Бор — ближайший сосед Нижнего Новгорода

Главное на территории центра — две церкви. Одна — церковь иконы Божьей Матери «Знамение» (Николо-Знаменский храм). Первый храм в честь Николая Чудотворца был деревянным, он упоминается в документах 1533 года. Каменную трехпрестольную церковь начали строить в 1778 году и строили до 1794 года. Главный престол освятили в честь Иконы Божией Матери «Знамение», но сохранили и Никольский придел. Поэтому за церковью закрепилось двойное название — Николо-Знаменский храм. Всего в церкви было девять приделов.

В 1930–1932 годах храм варварски разрушили и перестроили его в хлебозавод. После возвращения храма верующим его долго восстанавливали, возрожденный храм освятили в 2013 году. На втором этаже храма располагается Музей преподобного Сергия Радонежского, который служил на Нижегородской земле в 1362–1365 годах.

Город Бор — ближайший сосед Нижнего Новгорода

Я сфотографировала не главное помещение храма, сначала зашла в помещение пристроенной справа теплой церкви, где никого не было. Могу ошибаться, но там приделы Рождества Христова и Благовещения Пресвятой Богородицы. Спросила разрешения в главном храме у служительницы, та ответила, что батюшка не благословил.

Территория центра очень красивая и ухоженная.

Город Бор — ближайший сосед Нижнего Новгорода

В составе центра есть православный детский сад.

На территории есть отличная детская площадка в форме корабля, доступная для всех. Есть также развлечения и для малышей.

Город Бор — ближайший сосед Нижнего Новгорода

Вторая церковь — Сергия Радонежского. Эта церковь без колокольни была построена в 1754–1757 годах на средства местного священник Андрея Курицына с небольшой помощью прихожан. Каменную колокольню к церкви построили в 1828 году на деньги крестьянина, свободного землепашца Николая Пачколина.

В 1935 году храм закрыли, снесли колокольню, а здание перестроили сначала в клуб, потом в библиотеку, а позже — в Дом пионеров. Вернули верующим в 1991 году, в 1995 начались службы. В 2006 году церковь закрыли на ремонт и полностью восстановили дореволюционный облик по сохранившимся чертежам.

Город Бор — ближайший сосед Нижнего Новгорода

С площадки центра открывается великолепный вид. Волгу за деревьями не видно, но в хорошую погоду можно рассмотреть все здания на Верхне-Волжской набережной. Например, второе здание справа — знаменитый Дом Рукавишникова. Но вам придется поверить на слово в такую погоду.

Чуть ниже находится площадь Георгия Победоносца. Но спуститься туда, пока идет строительство, с территории центра невозможно, пришлось обходить. Памятник святому великомученику Георгию Победоносцу был открыт на площади в День города, когда праздновали его 80-летие, то есть в 2018 году.

Город Бор — ближайший сосед Нижнего Новгорода

Пора возвращаться назад, отправимся теперь по другой улице — Луначарского.

Город Бор — ближайший сосед Нижнего Новгорода

Эта улица застроена в основном частными домами, есть повод полюбоваться резными наличниками, которые кое-где еще сохранились.

Современные особняки и дома в любом исполнении мне неинтересны.

Хочу показать вам еще одну достопримечательность Бора, которая скромно стоит на площадке за сеткой с предупреждением о видеонаблюдении. Я услышала о ней случайно. Накануне на экскурсии в Городец мужчина рассказал, что ездил в Бор, хотел увидеть памятник Сталину, но не нашел его. Рекомендую пользоваться 2ГИС, там он есть, но назван скромно — «Фигура Сталина».

Оказывается, местный житель поставил его на своем участке недавно, в июле этого года. Участок согласован для строительства дома, а памятник он назвал «садово-парковой скульптурой», так что запретить это никто не смог.

Он неподалеку от станции канатной дороги «Боровская», с которой я отправилась в обратный путь в Нижний Новгород. Кстати, таким путем добирается каждый день на работу в Нижний Новгород значительная часть населения Бора.