Приближался отпуск, а с ним и вопрос: Куда бы поехать? Раскинула карты, не те с тузами и королями, а те, что с уроков географии, на которых отмечены моря и горы, а также государственные границы. Выбор пал на Португалию. Самая западная страна Европы, родина великих мореплавателей и согревающего душу портвейна привлекла множеством достопримечательностей и относительно тёплой погодой. Поездка намечалась на середину ноября.
Между покупкой билетов, выбором гостиниц и составлением плана мероприятий время пролетело незаметно. Ранним пятничным утром приземлились в аэропорту Лиссабона. Первым делом купили в автомате карточки для проезда в общественном транспорте. Подробности в совете.
Отель находился в центре города у площади Рестаурадорес (Praça dos Restauradores). Площадь с обелиском, посвящённом обретению Португалией независимости от испанского владычества, окружают старинные особняки. Розовый слева, Паласио Фос построен в конце XVIII века в неоклассическом стиле по проекту итальянского архитектора Франсиско Ксавьера Фабри.
Номер по причине раннего времени был ещё не готов, зато на завтрак как раз успели. Подкрепились и в город. Как приятны первые шаги в новом месте. Всё вокруг удивляет и радует обещанием новых открытий. Чуть отошли от отеля и перед нами открылась одна из главных площадей Лиссабона — Площадь Россиу (Praça Rossio). В центре возвышется колонна с бронзовой фигурой короля Педро IV.
Под ногами «катятся волны» из традиционной португальской мозаики. Кажется, что стоишь на палубе корабля, глазом ищешь за что бы ухватиться. Однако, Национальный театр королевы Марии II стоит на месте твёрдо. Театр построили в 1846 году. Здание по проекту итальянского архитектора Фортунато Лоди считается лучшим представителем неоклассической архитектуры Палладио в Лиссабоне. Колонны портика позаимствовали из монастыря Святого Франциска разрушенного великим землетрясением 1755 года.
Наверху можно разглядеть Монастырь Карму и лифт Санта-Жушта.
По обе стороны площади расположены два фонтана в стиле барокко, каждый с четырьмя статуями русалок. Бронзовые скульптуры были созданы во Франции и установлены вместе с фонтанами в 1889 году.
Чуть в стороне прекрасный фасад железнодорожного вокзала Россиу. Отсюда идут поезда в пригород Лиссабона Синтру. Вокзал был построен в 1886 году архитектором Хосе Луисом Монтейро. Поезда идут в горку через двухкилометровый туннель, одно из самых важных инженерных сооружений в Португалии, построенных в XIX веке.
По улице Rua Augusta дошли до монументальной триумфальной арки с часами.
Арка украшена гербом Португалии и важными для страны и города фигурами — Васко да Гама, маркиз Помбал.
Вправо и влево отходят крытые галереи, охватывающие огромную Площадь Коммерции (Praca do Comercio).
Коммерческая деятельность кипит в правительственных конторах по периметру, а центр украшает конная статуя короля Жозе I. Бронзовая статуя работы Хоакима Мачадо де Кастро стала первой подобной статуей, отлитой в Португалии. Монумент торжественно открыли в день рождения короля в 1775 году.
Площадь выходит на набережную. Воды реки Тежу набегают на песчаный берег, по которому деловито разгуливают чайки. В дымке на горизонте видны очертания Моста 25 Апреля (Ponte 25 de Abril).
Два столбика у мраморных ступеней обозначают Пирс Кайш-дас-Колунас (Cais das Colunas). Пирс использовали для встречи важных гостей города. Через эти колонны шествовала Королева Великобритании Елизавета II, которая в 1957 году посетила Португалию.
С набережной отправились бродить по улочкам центрального района Байша. Район был заново отстроен после Лиссабонского землетрясения. Реконструкцией руководил Маркиз де Помбал. Землетрясение 1755 года было крупнейшим в Европе и разрушило весь центр Лиссабона. Помбал использовал катастрофу как возможность застроить город в соответствии с новейшими достижениями. К планированию были привлечены военные инженеры. Сейсмостойкие здания собирали как конструктор из готовых фабричных блоков.
Возник даже новый архитектурный стиль — Помбалино. Здание Помбалино обычно четырёхэтажное, с галереями на первом этаже. Фасад выдержан в функциональном стиле без излишеств и украшений.
Ровно такими зданиями окружена Площадь Фигейра (Praça da Figueira), на углу которой расположена старинная кондитерская.
Confeitaria Nacional была основана в 1829 году Бальтазаром Ройсом Кастаньейро. Это самая старая традиционная кондитерская в Лиссабоне. Шесть поколений спустя она по-прежнему принадлежит семье Кастаньейро. Именно в Confeitaria Nacional были установлены первые телефоны в Лиссабоне, соединившие пекарню и магазин. Частная телефонная линия с символическим номером функционирует до сих пор.
В кафе подкрепились кофе с пирожными и с новыми силами двинулись на осмотр красот португальской столицы.
Лиссабон город холмистый, а Байша находится в своеобразной «долине» между Байрру-Алту с запада и Алфама с востока. В Байрру-Алту решили подняться на фуникулёре Глория. Фуникулёр идёт от площади Рестаурадорес. Колёса вагончика стоят на клинообразной платформе, чтобы пассажиры ощущали под ногами горизонтальную поверхность. Фуникулёр был спроектирован инженером из Порту Раулем Менье де Понсаром. Он же является автором всех остальных подъёмников в Лиссабоне, включая лифт Санта-Жушта.
Вышли из трамвайчика и сразу попали на смотровую площадку Мирадору-ди-Сан-Педро-ди-Алькантра. Ступеньки в парк были на ремонте, поэтому удалось полюбоваться городом только с верхней террасы.
Перед нами открылся великолепный вид на город с крепостью на вершине Алфамы.
С площадки бодро зашагали вниз по улице к Церкви Святого Роха. Церковь Святого Роха (Igreja de São Roque) была первой иезуитской церковью в Португалии и одной из первых в мире. Не смотрите на скромный фасад, обязательно загляните внутрь.
В 1505 году Лиссабон охватила страшная эпидемия. Источником заражения стало с венецианское торговое судно. В связи с этим Король Мануэль I рассудил, что будет справедливо просить власти Венеции уступить мощи святого Роха для защиты от чумы. Реликвию поместили в небольшой скит. В 1540 году король Жуан III пригласил в страну членов Ордена иезуитов. Иезуиты построили новую церковь и посвятили её Св. Роху.
Украшение интерьера финансировалось за счет средств, поступающих в казну из заморских владений в Бразилии, Макао и Индии. В нишах алтаря представлены статуи основателей Ордена: Игнатий Лойола, Франциск Ксавьер, Алоизиус Гонзага и Фрэнсис Борджиа изготовленные в 1630 году.
Плоский потолок нефа раскрашенный в технике тромплёй создаёт иллюзию объёмного свода с куполами. Единственный в Лиссабоне образец расписного потолка в стиле маньеризма был создан в конце XVI века. Барочный орган построили в 1784 году.
Однако главное сокровище церкви восемь боковых алтарей. Здесь можно увидеть целый букет стилей: маньеризм, раннее барокко, позднее барокко, римское барокко.
Часовня Святого Причастия датируется 1636 годом. Скульптура Успения Богородицы окружена фигурками ангелов.
Часовня Св. Роха — вторая половина XVI века украшена золотом на белом фоне. Статуя Св. Роха, согласно традиции, точно повторяет рост святого 140 см. У его ног шесть фигур евангелистов и Св. Петра и Павла из посеребренного дерева.
Часовня Богоматери Доктрины в стиле позднего барокко — конец XVII века полностью выполнена из позолоченного дерева.
Часовня Пиеты — 1708 год. «Голгофа» окружена венком из ангелов парящим над Иерусалимом. Ангелы украшают витые позолоченные колонны. Весь дизайн напоминает театральную сцену с декорациями.
Самая роскошная — Часовня Иоанна Крестителя считается шедевром европейского искусства XVIII века. Часовню построили по заказу короля Жуана V в. 1740 году. Над проектом работала целая команда итальянских мастеров. Часовню сначала собрали в Риме, а потом разобрали на части и по морю перевезли в Лиссабон.
Португальский двор закупил самые драгоценные материалы: лазурит, агат, алебастр, каррарский мрамор, аметист, порфир. Помимо различных сортов мрамора использовалась также позолоченная бронза, инкрустации из ценных пород дерева и слоновой кости. По завершении строительства это была самая дорогая часовня в Европе.
Часовня привнесла в Португалию новый тогда стиль рокайль или рококо с его фестонами и гирляндами. Картины на центральной и боковых панелях на самом деле представляют собой собранную из крошечных кусочков мозаику.
Симметрия мраморных узоров подчёркивается строгими геометрическими линиями колонн из лазурита прочерченных позолоченными канавками.
Любоваться такой красотой можно долго. С сожалением покинули пристанище иезуитов и отправились дальше.
Совершенно случайно заглянули в Церковь Девы Марии в Лорето (Igreja de Nossa Senhora do Loreto) и поразились красочным интерьером. Церковь построили итальянские иммигранты по проекту архитектора Филлипо Терци из Болоньи. Интерьер облицован оригинальным итальянским мрамором. По сторонам нефа 12 часовен с картинами, а над ними роспись в технике тромплёй создающая иллюзию статуй. Не проходите мимо фасада со скульптурами Борромини, одного из ведущих архитекторов римского барокко.
Бродили кругами пока, наконец, не вышли к скверу Ларгу-ду-Карму (Largo do Carmo) с старинным фонтаном. Chafariz do Carmo окружён четырьмя арками с дельфинами в центре. Нигде больше в Лиссабоне нет похожего дизайна. Когда-то фонтан обеспечивал пресной водой весь район.
Площадь получила свое название от бывшего монастыря Карму, основанного в 1389 году. Монастырь значительно пострадал в результате землетрясения 1755 года. Здание оставили как есть. Руины монастыря с пустыми арками напоминают о тех разрушениях, которым подвергся город.
Напротив монастыря устроен знаменитый лифт Санта-Жушта. Чудо индустриальной эпохи поднимает пассажиров на высоту 42 м из Байшы в Байрру-Алту. Ажурная металлическая башня смотрится как готическая колокольня.
По перекинутому над улицей крытому мостику прошли на смотровую площадку. Мостик открыт для всех желающих.
Внизу как на ладони открылась площадь Россиу.
По винтовой лесенке поднялись на самый верх.
Несмотря на позднюю осень погода радовала ясным небом, ничто не омрачало панорамные виды. С одной стороны красные крыши Байши, крепость Святого Георгия и монастырь да Граса.
С другой колокольни Лиссабонского собора и баржа, идущая по реке Тежу.
Проехать на лифте нам не удалось. Несколько раз вставали в очередь, но не хватало терпения дождаться. Вместо этого пошли вниз пешком и обнаружили другой лифт, которым потом и пользовались. Про находку написала в совете, может кому-нибудь пригодится.
Вечерело, а уходить не хотелось. Спустились и пошли к реке.
Не могла не задержаться у дома Banco Totta на улице R. Aurea. Домик в стиле ар-нуво построили в 1906 году. Отделанный мрамором фасад с фигурными балкончиками и львами. Капители колонн подпирают якоря обвитые змеями.
Перед тем, как разойтись по барам и кафе народ подтянулся на набережную полюбоваться закатом. Чудо природы, которое не обходит стороной ни пышную столицу, ни крошечную деревню, несёт людям надежду на завтрашний день.