Кроме кладбища расположенного в южной части Масличной горы в Иерусалиме, о которой шла речь в первом рассказе, северную часть, издревле занимали оливковые рощи.
3
Отсюда и название горы. В древности было не просто транспортировать собранный урожай, и его старались обработать на месте. Вот и устраивали в оливковых садах
3
маслодавильни, которые на принятом тогда арамейском языке назывались «Гет Симен». «Гет» — «жёрнов». «Симен»-«масло». А когда в Иерусалиме появились греки, они стали это название выговаривать на свой лад, как всегда в таких случаях, вместо ивритского или арамейского «Т», произнося «Ф», ну и частично изменяя гласные. Так вместо «Гет Симен» появился «Гефсиман».
Сегодня, от огромного Гефсиманского сада, осталось всего несколько деревьев.
4
Их можно видеть во дворе церкви Страстей Господних, у подножия горы. Научно доказанный возраст этих деревьев действительно около 2 тысяч лет. Что вообще-то для маслины возраст большой, но не уникальный.
5
Здание Церкви Страстей Господних было построено в начале двадцатого века по проекту итальянского архитектора Антонио Барлуцци. Стиль здания определяется, как нововизантийский.
5
5
По размерам и расположению оно похоже на находившуюся здесь в IV — V веках византийскую церковь.
Повторён даже рисунок мозаик пола, скопированный с найденного при строительстве византийского фрагмента.
3
В алтаре церкви три мозаики с изображением событий, которым церковь посвящена.
Моление о чаше. «Отче мой! Если возможно, да минует Меня чаша сия: впрочем, не как я хочу, но, как Ты! (Мф 25:39).
«Поцелуй Иуды» (Мф 25:49
2
и «Арест Иисуса» (Мф. 25:51–57).
Перед алтарём в полу можно видеть природную скалу.
3
Христиане верят, что именно на этой скале произошли все описанные выше события, а тёмный интерьер церкви помогает создать иллюзий ночи, когда, согласно Евангелию, эти события происходили.
У церкви 12 куполов — в честь 12 католических стран финансировавших её строительство,
3
на каждом куполе герб одной из этих стран. Отсюда и второе название «Церковь Всех Наций».
Храм католический, принадлежит францисканскому ордену, но снаружи, во дворе устроен алтарь для молений православных.
3
Среди древних олив есть 2 молодых деревца, посаженных римскими Папами Павлом VI и Франциском.
3
В нескольких десятках метров от церкви Страстей Господних, лестница, ведущая вниз, к большому порталу.
3
Это место почитается христианами, как Гробница Девы Марии. Богоматери. Когда-то это была просто погребальная пещера. В византийский период над ней построили церковь. Позднее она была разрушена, скорее всего, персами в 614 году. А в двенадцатом веке, крестоносцы оборудовали церковь в пещере.
6
При спуске в гробницу, примерно на середине лестницы, с двух сторон ниши с надгробиями. Считается, что в правом похоронены родители Марии — Анна и Иохим,
4
а в левом обручник — Иосиф
3
Сегодня две трети храма принадлежат православным грекам, и одна треть (всё, что слева от лестницы) армянам. Здесь проходят так же службы коптов и сирийцев.
Коптский священник.
Главная святыня церкви — кувуклия Богоматери, где согласно преданию была похоронена Дева Мария, и откуда она вознеслась на небо.
3
4
В алтаре за кувуклией находится икона Иерусалимской Божьей Матери, считающаяся чудотворной.
Нужно отметить, что Дева Мария почитается и мусульманами. Правда, под именем Мирьям. Более того, это единственная женщина, упоминаемая в Коране по имени.
Невдалеке от гробницы Марии, в Кедронской долине находится греческая церковь святого Стефана.Христиане верят, что как раз на этом месте первый христианский мученик был забит камнями за свою веру.
4
Если, выйдя из гробницы Марии повернуть по улице налево, а за воротами церкви Страстей Господних, повернуть направо,
2
через 50 метров окажитесь у ворот русского монастыря Марии Магдалины.
1
Позвоните и вам откроют. Дорожка, ведущая от ворот вправо, вверх между цветущими палисадниками,
3
2
приводит к церкви выстроенной в русско-московском стиле.
Во второй половине 19 века, должность начальника русской духовной миссии на Святой земле, занимал очень интересный человек. Архимандрит Антонин Капустин. Будучи помимо своего сана историком и археологом, он прилагал большие усилия скупая на Святой земле участки для строительства русских храмов.
Церковь Марии Магдалины была построена в 1888 году, по проекту архитектора Грима, на деньги царской семьи. Иконостас написан художниками Василием Верещагиным и Сергеев Ивановым.
3
А росписи А.Соколовым, А Корзухиным, Е.Сорокиным.
Интересен алтарный образ. Сергей Иванов изобразил на нём Марию Магдалину, представшую с Благой Вестью («Христос воскрес!») перед императором Тиверием. И в доказательство предъявившую ему покрасневшее куриное яйцо.
Среди важных реликвий этой церкви икона Одигитрия,
3
раки с мощами великой княжны Елизаветы Фёдоровны и её келейницы Варвары, расстрелянных в Сибири большевиками, а затем канонизированных и вывезенных в Иерусалим через Китай (Харбин).
Есть здесь и другие мощи. Церковь принадлежит московской патриархии.
Если, выйдя из монастыря продолжить подъём, еще через пару сотен метров можно слева увидеть еще одни ворота. Они ведут к часовне Dominus Flevit (Плач Господень). Христиане верят, что на этом месте Иисус оплакивал будущую судьбу Иерусалима. «И не останется здесь камня на камне…" (Мф 24: 1–3).
Часовня построена в 1955 году по проекту уже знакомого нам по церкви Страстей Господних Антонио Барлуцци.
Сильнейшее впечатление вызывает потрясающее окно часовни, терновым венцом окружающее великолепный вид Старого города.
6
Мозаика изображающая курицу, накрывшую цыплят своими крыльями, отсылает нас к словам Иисуса, в Плаче о Иерусалиме:
4
«Иерусалим! Иерусалим! Избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! Сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица птенцов своих под крылья, и вы не захотели!» (Лк 13:34).
Во дворе можно видеть остатки мозаики, разрушенной византийской церкви пятого века,
3
а так же погребальные камеры периода Второго Храма со множеством осуариев (погребальных сосудов, в которые складывали кости покойников после истлевания мягких тканей).
2
За воротами Доминус Флевит, дорога продолжается ещё несколько сот метров до самой вершины горы. Здесь находится одно из важнейших для христиан место в мире — часовня Вознесения, почитаемая христианами, как место, откуда Иисус через 40 дней после воскресения, вознёсся на небо.
2
Т. е. событие в космологическом плане стоящее в одном ряду с воскресением. Ведь Иисус в момент вознесения утратил человеческую природу и приобрёл полностью божественную.
«Сказав это, Он поднялся в глазах их, и облако взяло Его из вида их." (Деян 1:9)
К сожалению, мои старые снимки места, которые делал еще на плёнку, не сохранились. А при нынешнем посещении, человек по имени Ибрагим, который по телефонному звонку должен был прийти и открыть часовню,
узнав, что посетитель всего один, решил, что ради 10 шекелей не стоит в 8:30 утра, вылезать из прохладной постели, на сорокаградусную жару. Но я считаю, что читатели заслуживают того, чтобы увидеть это, поэтому пришлось взять два снимка из Википедии.
Это место почиталось христианами и до того, как в конце 4 века здесь была построена первая церковь, разрушенная персами в 614 году. В 12 веке, крестоносцы построили ту часовню, которую можно видеть и сегодня.
4
Фото из Википедии
Затем с помощью Саладдина она перешла в собственность мусульманского Вакфа, который владеет ею и сегодня. Дело в том, что мусульмане, отрицая распятие Исы (как они называют Иисуса) и воскресение, верят в его вознесение.
Главной святыней капеллы считают Стопу Спасителя, или, как её ласково называют русские паломники Стопочку. Это камень с выемкой похожей на отпечаток левой стопы человека — согласно вере христиан — оттиск ноги Иисуса в момент отрыва от земли.
2
Фото из Википедии
Очевидцы, еще во времена крестоносцев (до конца 12 века) писали, что отпечатков ног было два. Но позднее мусульмане вырубили второй оттиск и перенесли за Кедронскую долину, в мечеть Эль Акса. Там он и сейчас.
Рядом с часовней Вознесения находится совершенно уникальное место — принадлежащая монастырю ордена кармелиток церковь Pater Noster (Отче наш!).
4
Эта церковь была построена в 1872 году над пещерой, где согласно христианскому приданию, Иисус объяснял своим ученикам, как нужно молиться, и даровал молитву «Отче наш».
1
История этой церкви очень похожа на судьбу большинства других церквей находящихся поблизости. Построена византийцами, разрушена персами в 614 году. Восстановлена крестоносцами, затем разрушена арабами и возведена вновь уже в конце 19 века.
Отличительная особенность этой церкви — расположенные по всему клуатру 107 каменных панелей с текстом молитвы «Отче наш» на разных языках.
3
3
5
А на некоторых языках существуют и металлические пластины с текстом азбукой Брайля, для слепых.
3
5
Перед тем, как спуститься с Масличной горы, нужно обязательно посетить смотровую площадку перед иорданским отелем «7 арок».Отсюда открывается потрясающий вид на город, который, по мнению последователей трёх религий является дверью, через которую наш земной мир общается с миром божественным — небесным.
6
Согласно этой вере, здесь (где сегодня золотой купол в центре снимка), Господь начал Творение Мира. Там же Иаков видел лестницу — канал связи миров земного и небесного. По этому же каналу, не смотря на любой ветер, вертикально поднимался дым от жертвенника Храма (согласно Талмуду), а потом им же воспользовался Мухаммед, восходя на небеса для беседы с Аллахом (как это описано в Коране). А, чуть выше и чуть левее от золотого купола, два серых. Это церковь Гроба Господня. Христиане верят, что, здесь Иисус умер на кресте, и здесь же воскрес в своей гробнице. Теперь переносимся в нижний правый угол панорамы. К подножию горы, на которой стоим. Здесь гробница Марии, из которой по вере христиан она вознеслась на небо. Ну и почти в месте, откуда сделан снимок — вознесение на небеса Иисуса. Я перечислил только важнейшие, космического масштаба (для верящих с них людей) события. Есть ли ещё подобное место на нашей планете? Не зря здесь, на расстоянии нескольких сотен метров одно от другого первые по святости места иудаизма и христианства и третье ислама.
«… Во все века, в любой одежде
Родной, святой Иерусалим
Пребудет тот же. Что и прежде, —
Как твердь небесная над ним." (Самуил Маршак 1918 год)