Как всё порой переплетается во времени и пространстве.
Когда я услышал Максима Ержана в 2019 году на конкурсе «Голос. Дети», одним из победителей которого юный певец стал, я даже не подозревал, что он родом из Уральска и в моём родном городе начинал петь. Школа-гимназия имени Исатая Тайманова, где он учился, располагается в квартале от моего бывшего дома, где я жил до отъезда в Россию.
В коронавирусном Уральске в июне 2020 года строительство продолжалось и омеговский мост находился на ремонте, приходилось совершать круг через деповской мост. Проехав мимо Два ветерана железных дорог у старого депо, автобус свернул на улицу Карбышева и метров через четыреста я увидел бывший ДК железнодорожников, ныне Молодёжный городской центр. Правда сфотографировать на ходу его не смог.
В 1977 году я смотрел здесь концерт ансамбля «Оризонт» Молдавской государственной филармонии.
Именно сюда привели родители Максима для занятия вокалом. Учителем его стала Дария Бакитова, работавшая в Западно-Казахстанской филармонии имени Гарифуллы Курманалиева (1909 — 1993), который был популярным оперным певцом, композитором и музыкантом.
Располагается филармония в известном многим Доме Карева.
А возле Дворца молодёжи расположен памятник Курманалиеву, если буду в Урлаьске, то необходимо будут его сфотографировать.
Возле входа в филармонию висит плакат, посвященный 220-летию композитора-кюйши Даулеткерею Шигайулы (1820- 1887), который родился на территории Западно-Казахстанской области.
26 ноября 2014 года на девятой сессии Межправительственного комитета по охране нематериального культурного наследия ЮНЕСКО в Париже в репрезентативный список нематериального культурного наследия человечества было включено «Искусство исполнения традиционного казахского домбрового кюя» по представлению Республики Казахстан.
Вот что говорилось об этом в официальном пресс-релизе ЮНЕСКО: «Казахский кюй представляет собой сольную инструментальную пьесу, исполняемую на домбре — традиционном двухструнном щипковом музыкальном инструменте грушевидной формы с длинным грифом. Назначение кюя заключается в установлении связи между народом и его историческими корнями и традициями посредством исполнения классических произведений и импровизаций. Кюй исполняется на семейных или общинных мероприятиях и, как правило, сопровождается сказаниями и легендами. Искусство исполнения домбрового кюя играет важную роль в укреплении социальной сплоченности казахского народа и формирует у него чувство самобытности и единства».
Памятников Даулеткерею в Уральске нет, зато есть другие памятники.
Возле детской музыкальной школы № 1 находится памятник Дине Нурпеисовой (1861- 1955).
Своеобразная, но тяжкая жизнь была у неё.
С младых ногтей она впитала музыку степей и играла виртуозно на домбре. Но в 1880 году, когда Дине было 19 лет, она вышла замуж. На этом музыка для неё закончилась, казалось, что навсегда. В 1937 году, когда её было уже 76 лет, её отыскали в забытом богом селе в Астраханской области и привезли в столицу Казахстана Алма-Ату. Здесь она с ходу заняла первое место на втором республиканском слёте народных талантов, а в 1939 году на Всесоюзном конкурсе исполнителей на народных инструментах проходившем в Москве среди девяти человек, занявших первое место, была и Дина Нурпеисова.
Среди учителей, учивших её в девятилетнем возрасте был Курмангазы Сагырбайулы (1818, по другим данным 1823 — 1889, по другим данным — 1896) — казахский народный музыкант, который оказал большое влияние на развитие казахской музыкальной культуры. На проспекте Назарбаева есть памятник ему и Дине Нурпеисовой.
А через проезжую часть проспекта находится бывший педагогический институт, в общежитиии которого впервые была исполнена песня «Джулия» Как рождаются звёзды. A’Studio — песня «Джулия».
В нескольких кварталах от этого места, на площади Абая располагается здание городского акимата.
В советское время здесь располагались горком партии и горисполком, обком и горком комсомола. Здесь мы встречались с Розой Рымбаевой, музыканты её ансамбля «Арай» как раз стали будущей группой «A’Studio».
На другой стороне площади Абая находится памятник кобызу Застывшая музыка, а через квартал на той же стороне проспекта — памятник домбре.
Еще в двух местах города кобыз и домбра расположены вместе, на расстоянии нескольких метров друг от друга.
Позади городского акимата
возле драматического театра,
где находится памятник Джулии.
На той же площади имени первого президента Казастана есть белые гипсовые скульптуры. Она из них посвящена снова кобызу,
Урвн — это древнетюркский рог, предназначенный для того, чтобы подавать сигналы, потому пользовались им не музыканты, а воины.
Похоже, что еще одного игрока на уране,
я обнаружил на кольцевой дороге.
Не только казахские музыканты бывали в Уральске или родились в здешних местах.
Атаманский дом видел в своих стенах композитора Александра Александровича Алябьева и певца Федора Ивановича Шаляпина.
Сохранилась гостиница, ныне перепрофилированная под другие цели, где Шаляпин останавливался.
Об этом напоминают аж две мемориальных таблички.