Продолжаем знакомиться с маршрутами ярославских трамвайчиков. Вчера катались на водном. Сегодня – на сухопутном, причем, самом настоящем и даже в своем роде историческом. Вагон, на котором мы отправляемся в наше маленькое путешествие, был выпущен в далеком 1989 году, отреставрирован и поставлен на маршрут, обретя свою вторую молодость. А все моя «сверхспособность» выискивать в любом месте мероприятия со славной приставкой «free» :). Новый туристический аттракцион запустили совсем недавно, 5 сентября, в качестве промо-акции в оба выходных оба рейса были бесплатны. Дальше стоимость – 200 рублей, время в пути – 40 минут, экскурсионное сопровождение – аудиогид, вагон будет курсировать по выходным, совершая по 2 рейса: в 11 и 14 часов. Посадка производится на платформе у трамвайного кольца возле ТРЦ «Аура».
Вообще, на мой взгляд, это классно, когда общественный транспорт не просто выполняет свою обычную функцию, но и выступает туристической достопримечательностью. К уже действующему красному автобусу и экскурсионному теплоходу добавился еще и трамвай, весьма романтичное средство передвижения. Вагончик веселенький, снаружи расписан узнаваемыми ярославскими брендами – визитными карточками Ярославля: Волковский театр, Стрелка, Губернаторская беседка, Успенский собор и церковь Ильи Пророка.
1 из 7
Внутри – удобные сиденья и разноцветные шарики – для настроения. Мы немного опасались, что люди, прочитав накануне новости о запуске экскурсионного трамвая, ринутся на новый аттракцион. Но народ у нас традиционно нелюбопытный, а туристы, видимо, пока о новинке не знают. Так что, места свободные были.
1 из 2
Экскурсионный трамвай следует без остановок по действующему маршруту № 1: Бутусовский парк – ул. Чкалова – Бутусовский парк, или, попросту, по Пятерке. Особенно интересно, что маршрут и экскурсия проходят по местам, куда вряд ли заглядывает обычный турист, как правило, ограничивающийся центральной зоной ЮНЕСКО. Да и проживающие в других районах горожане здесь не частые гости. Тем интереснее посмотреть на уже знакомые места под совершенно иным углом, послушать любопытную информацию. На мой взгляд, поездка по небанальным маршрутам – это уникальная возможность увидеть настоящее лицо города, не пригламуренное, умыто-чистенькое, образцово-показательное, для туристов и чиновников. А на саму Пятерку действительно лучше смотреть из окна трамвая (кто знает, тот поймет).
Любопытно, что название Пятерка (неофициальное название Ленинского района Ярославля) тоже связано с трамваем. В середине 20 века этот район начал активно застраиваться, в том числе, как поселок Ярославского моторного завода. Здесь когда-то ходил трамвай № 5, долгое время остававшийся основным видом транспорта, – потому и Пятерка. Маршрут уже давно изменили, а название прижилось.
Вообще, во время экскурсии дается достаточно информации и об объектах – зданиях и улицах, и о людях, с которыми места или их названия связаны. Вместе с мелькающими за окном видами перелистываются страницы истории нашего города. Немного расскажу о том, что показалось интересным именно мне, но это лишь малая часть информации, озвученной в ходе экскурсии.
Бутусовский парк (шутку от аудиогида про лидера «Наутилуса» заценили :)) – место, откуда, собственно, и начинается наше путешествие, именно около него расположено новое трамвайное разворотное кольцо, открытое в 2014 году. Застройка территории, впоследствии получившей название Бутусовского поселка, началась после белогвардейского восстания 1918 года, когда чуть ли не весь город лежал в руинах. Проект жилых зданий был выбран на всесоюзном конкурсе, инициированным Бутусовым К.И. в 1926 году Это был целый комплекс домов с объектами сферы обслуживания и разбитым неподалеку парком, построенный по принципу «город-сад», призванный отражать «переход к новому быту и торжество коммунистических идеалов». Впрочем, о Бутусовском парке и бывшем Бутусовском поселке следует рассказывать отдельно, неспешно прогуливаясь по этому кварталу. Мы же из окна трамвая лишь издалека видим зеленый массив и, оставляя его позади, спешим углубиться в городские кварталы.
Трамвай следует по Кучерскому переулку – маленькому, узкому, зеленому и даже в некоторой степени уютному. Его название возникло во второй половине 19 века, как обиходное, а все потому, что жили здесь кучера. Прежде эта улочка называлась Малой Романовской, но все-таки народное, а, значит, более привычное название взяло верх.
1 из 4
Тем временем мы уже подъезжаем к площади Карла Маркса, названной так в 1972 году в связи с открытием памятника основателю социально-экономического и философского учения, а попросту марксизма. Коммунистические времена давно прошли, а площадь и по сей день сохранила свое официальное название, да и огромная голова Макса на гранитном постаменте до сих пор стоит.
Впрочем, это место ярославцы чаще именуют Гигантом, по названию расположенного здесь клуба, а теперь – Ярославского дворца молодежи. Клуб «Гигант» – наравне с ДК имени А.М. Добрынина, пожалуй, одно из самых легендарных учреждений культуры нашего города. Строительство звукового кинотеатра Ярославского резиноасбестового комбината (впоследствии клуба «Гигант») шло в 1931–1934 годах по проекту архитектора Князева И.А. и представляло собой яркий образец конструктивизма. Сейчас это здание кажется нам совершенно неинтересным и безликим, но тогда, во времена строящегося коммунизма и борьбы с излишествами этот проект выглядел очень даже новаторским. Я, если честно, тоже не большая поклонница конструктивизма, но в качестве исторического примера развития нашей страны он все-таки может быть интересен. Само же название «Гигант», берущее свои корни в греческой мифологии, в 30-е годы прошлого века, по всей видимости, было символом грандиозных строек первых пятилеток.
1 из 3
На противоположной стороне, в тенистом сквере, проходящем по проспекту Ленина, мы видим весьма симпатичную скульптуру городового с секирой, установленную в 2008 году по проекту известного ярославского скульптора Елены Пасхиной. Эта история мне уже известна: раньше здесь проходила граница города и именно на этом месте в конце 18 века на въезде в Ярославль из Романова-Борисоглебска (а ныне – Тутаева) находилась Романовская застава. Обязательным атрибутом заставы была кордегардия (или, как говорили в народе, «караульня»). Строгий будочник (а в нашем случае – городовой) тщательно проверял документы, записывая всех едущих в книгу прибытия и убытия, а также сличал внешность путешественника с хранившимися на каждой заставе описаниями находившихся в розыске государственных преступников. Любопытно, что все эти данные ежедневно печатались в отдельном столбце газетной хроники, чтобы жители города знали, кто к ним пожаловал в гости.
Наш трамвай следует по проспекту Октября. А мы, не забывая смотреть по сторонам в поисках монументальной сталинской архитектуры, слушаем рассказ о больнице имени Н.В. Соловьева.
А также о самом Николае Васильевиче, хирурге, заведующем хирургическим отделением бывшей Ярославской губернской земской больницы, чье имя и носит сегодня лечебное учреждение. Впрочем, меня лично больше всего впечатлила информация о первом в Ярославской губернии медицинском учреждении – «Доме для лишённых ума», которое было открыто в 1781 году, а сейчас известно как «Загородный сад» или «Желтый дом». Ну, конечно, лечебное учреждение какой специализации первым открывать у нас :)?
А потом, свернув у утопающего в еще зеленой листве Юбилейного парка, мы начали углубляться в улочки тру-Пятерки, которая, кажется, до сих пор осталась в прошлом, еще советском веке.
Немного трешово – но оттого еще интереснее. Смотрела, не отрываясь, с горящими глазами.
Сталинские домики – особнячки, на фасадах которых еще остались следы изящной лепнины.
Типовые краснокирпичные пятиэтажки 50–70 годов. Высоченные деревья – такие были только в детстве.
Любопытный момент: среди многочисленных сетевых магазинов частенько попадались вывески маркетов «Пятерочка» – ну, конечно, где им еще быть, как не на Пятерке!
А если вернуться к истории, точнее, уже далекому советскому прошлому, то стоит вспомнить, что спорт в СССР был в приоритете, о чем свидетельствуют здания бассейна «Лазурный» и отреставрированного дворца спорта «Торпедо». Впрочем, и в новое время физкультура – «наше все», вот и современный быстровозводимый ФОК под куполом построили.
А возле Ленинского рынка, как всегда, движуха. Когда-то мы частенько здесь бывали, даже в какую-то забегаловку муж меня по молодости водил, пиццу там ели. Ностальгия!
1 из 2
Впрочем, весь этот маршрут для большинства ярославцев будет наполнен ностальгическими воспоминаниями, а для гостей города станет весьма небанальным аттракционом – классно же проехать на трамвае по бывшим рабочим окраинам!
Трамвай заворачивает на кольце и следует в обратном направлении. Теперь аудиогид очень подробно рассказывает об истории и современности ярославского трамвая. Слушать весьма интересно. Впрочем, здесь целесообразно отметить существенный недочет нового аттракциона. Трамвай дребезжит, и во время пути аудиогид практически не слышно. Очень обидно, потому как путешествовать по данному маршруту надо именно с экскурсией, ведь эта информация позволяет взглянуть на знакомую Пятерку по-новому. Надеюсь, со временем проблема с динамиками будет решена.
Но вернемся к ярославскому трамваю. К гордости нашего города ярославский трамвай – одна из старейших трамвайных систем в России. Стоит отметить, что о постройке городской рельсовой дороги для перевозок грузов с железнодорожного вокзала на волжские пристани, а также для внутригородских пассажирских перевозок задумывались еще с середины 1890-х годов, когда были высказаны первые предложения о строительстве конки. Впрочем, Ярославль пошел по прогрессивному пути: минуя этап перевозок на конной тяге, в городе сразу решили строить электрическую транспортную сеть. Это произошло во многом благодаря стараниям Ивана Александровича Вахрамеева, предпринимателя, общественного деятеля, историка и коллекционера, человека образованного и дальновидного, который на тот момент занимал пост городского головы. Вообще, стоит заметить, что в период его руководства городом Ярославль заметно преобразился: помимо современного на тот момент трамвая, появилось электрическое освещение, был устроен водопровод, вымощены улицы и разбит бульвар (ныне – Демидовский сквер).
После заключения концессионного договора с бельгийским акционерным обществом на строительство в Ярославле городской железной дороги на электрической тяге (как сначала назывался трамвай) несколько лет ушло на подготовку необходимой документации, прокладку линий, устройство первого трамвайного депо с электростанцией. И вот 17 (30) декабря 1900 года состоялось торжественное открытие ярославского трамвая! В этот день в кортеже из четырех вагонов первые лица города проехались из депо до центра Ярославля, а всего на линии вышли 19 моторных вагонов постройки кёльнской фирмы «Гербрандт» с электрическим оборудованием «Валькер». Трамвайные линии на тот момент проходили практически по всей правобережной части города. Интересно, что некоторое время трамваи ходили даже по нижней террасе Волжской набережной, где вдоль пристаней была построена летняя линия. Понятно, что это, в первую очередь, было необходимо для перевозки грузов. Но как было бы замечательно прокатиться вдоль Волги на романтичном трамвайчике!
Любопытно, что вагоны делились на первый и второй класс, соответственно, с разницей оплаты в 2 копейки, а остановок первоначально не было, о них надо было предварительно сообщить кондуктору. Жители города сначала с недоверием относись к чуду технического прогресса, особенно недолюбливали трамвай извозчики – дореволюционные «таксисты», лошади которых пугались громких звуков и звонков. Да и остановки «где придется» были не безопасны. Посему было решено определить официальные и строго закрепленные места, где люди могли спокойно ждать вагон, входить и выходить. Еще пара любопытных моментов. Так, есть у нас на Московском проспекте остановка с забавным названием Выемка (6 лет входила-выходила на ней, когда училась в институте, недоумевая, откуда такое неблагозвучное имя). Оказывается, это место было так названо, потому что для прокладки трамвайных путей здесь вынимали грунт, расширяя дорогу. А еще есть остановка Градусова – свое название она получила по фамилии проживающего здесь богатого купца. Трамвайная остановка находилась как раз возле его особняка, место было суетное, громкое. И вот, чтобы скрасить его недовольство городские власти решили дать остановке фамилию Градусова, тем самым увековечив ее на века. А вообще, ярославцы довольно быстро привыкли к трамваю, как быстро привыкают ко всему удобному и современному.
История ярославского трамвая неразрывно связана с историей самого города. Вместе они пережили времена взлета и упадка, тяготы революций и войн. Так, в годы Великой Отечественной войны часть подвижного состава была перепрофилирована в санитарные вагоны, трамвай активно использовался для перевозки грузов, да и пассажиропоток значительно увеличился. Трамвайное движение не прерывалось ни на день, использовались все линии, а вагоны ходили практически круглые сутки, с 4 до 23 часов.
За свою более чем вековую историю изменялись не только трамвайные маршруты, но и отношение к этому виду транспорта. Помимо трамвая, на улицах города появились более современные троллейбусы и автобусы. В последние годы часть трамвайных путей была и вовсе снята. И все-таки трамвайчики, весело звеня, продолжают стучать колесами по улицам Ярославля. Для меня трамвай – это в первую очередь ностальгическое воспоминание о детстве. Такой «мини-поезд», овеянный неким ореолом путешествий. Ходили трамваи и у нас возле дома – я с детства привыкла засыпать под стук их колес и звонки. Ладно, хоть поезда продолжают ходить – перестукивать-убаюкивать…
В целом, поездка на экскурсионном трамвае нам понравилась. Занятно, небанально, комфортно. К сожалению, трамвай – вид общественного транспорта, постепенно уходящий в прошлое. Сейчас, пожалуй, далеко не во всех городах он есть. Так что, это своего рода экзотика, раритет. И хорошо, что трамвай пока еще сохранили в Ярославле. Здорово, что придумали организовать такой аттракцион. Если честно, мы мало знаем свой город, мало его любим. И такие вот замечательные идеи позволяют взглянуть на знакомые места совершенно с другой стороны.