Впервые за долгие годы, я провел все лето в деревне. Деревня была американская, называлась Пагоса Спригс. Я специально выбрал себе деревню, которая находилась в самом центре Соединенных Штатов, в Колорадо, что бы при желании было легче добраться до любой части страны. Насколько Пагоса Спригс деревня сказать трудно, сразу возникает много вопросов. Официальный титул места где я проживал — town, на русский переводится как город, вот и city тоже переводится как город, а разница есть? Есть конечно, даже не похожи.
Трудности перевода заключаются не в том что человеку трудно выучить словарь, это как раз самое простое. Перевод обычно затрудняется незнанием объекта, информацию о котором ты пытаешься донести до пользователя.
В Советском Союзе были замечательные переводчики, они были настоящими писателями. Во многом наша любовь к американской литературе связана с их блестящими переводами, но они никогда не видели то о чем писали, не знали культуры страны, в которой происходят события.
Часто, они просто не понимали о чем речь и немножко удивившись оправляли героев есть мороженное в аптеку. Типичная путаница, в южных штатах, про которые писал Фолкнер, drugstore не аптека, там продают всякую мелочь, повседневные покупки. Это то что в советской деревне называлось сельпо. Кстати, у многих сельпо, за стенкой была чайная, правда там мороженного не было, за то чая тоже не было.
Газировка из скалы бьет холодная и это хорошо, правда вонючая и это сильно снижает ее ценность.
Пусть town, в котором я провел лето, называется деревней. На деревню он похож больше, ну может за исключением центральной площади. На центральной площади любой американской деревни стоит несколько монументальных зданий. Это в первую очередь суд и церковь, потому что так будет идеологически правильно. Кроме этого там обычно находится библиотека, деревенская администрация, небольшой мемориал погибшим и банк. На этом город заканчивается и начинается полное село.
Исторически такие тауны обычно возникали для удобства крестьян. По официальной версии крестьянам нужно было ходить в церковь и учить детей, поэтому миссионеры строили церкви, таким образом, чтобы к ним удобно было добираться со всех окрестностей.
Понемногу вокруг церкви начинали селиться мастеровые, предлагавшие крестьянам свои услуги, строились магазины и мастерские, организовывалась ярмарочная площадь и возникал небольшой поселок, куда по воскресениям приезжали люди со всех окрестных ферм.
Версия хороша, я бы даже в нее поверил, если бы не страсть отцов основателей деревень к датам на фасадах зданий. Обычно дата на здании церкви лет на десять более поздняя, чем на здании пивняка.
Когда едешь на машине по Штатам как минимум раз в час встречаешь указатель — Старая Главная Улица. Не знаю насколько реальны реплики старых деревень, но по сравнению с современными, там есть второй капитальный блок, в котором находились публичные дома и бани. В современных деревнях, эта часть не сохранилась.
Я упомянул реплики (города музеи), можно пару слов о них. В Штатах популярны всякие частные музеи, иногда целые музейные кварталы, которыми можно привлечь в город туристов.
Владелец ресторана хорошо понимает, что его шансы получить клиента резко возрастают если напротив его ресторана находится дом в котором шериф Гарретт застрелил Билли зе Кида. «Что говорите не застрелил? Вот и хорошо, вот и славненько. Сан Данс Кид был неплохим парнем, хоть и грабил поезда. Важно не это, важно то, что стейки у нас из местной говядины, бычки пасутся на соленной траве, вряд ли вы найдете что ни будь подобное в других местах. Да, да, конечно свежайшие фрукты для дам».
Иногда музеи совсем дурацкие, иногда такие что дух захватывает. Рядом с деревенькой Крид, Колорадо находится Серебряная Гора, здесь была шахта где добывали серебро или скорее много шахт. Когда смотришь такое место можно подумать и понять откуда в этой стране взялись деньги. Как стиснув зубы ползли вперед недобрые пионеры, один из них побеждал в этом страшном соревновании, где ставкой была жизнь, остальные, ну как получится.
Остатки опор под железную дорогу для вывоза руды, здесь шли тяжело груженные поезда.
Я инженер, я такие сооружения понимаю и легко читают. Еще у меня есть фантазия и мне легко добавить сюда баб, которые на карачках прут вагонетки и мужиков, которые рвут скалу динамитными шашками не поднимаясь из шахты. Я хорошо знаю эти скачки, я в них участвовал, очень скоро ценность человеческой жизни, включая твою собственную, обнуляется, остается супер цель, это не обязательно деньги, может быть просто гол в ворота соперника или вершина горы. Важно другое, жажда успеха полностью заслоняет нормальные человеческие инстинкты, включая инстинкт самосохранения.
Да, помню, все помню, только рассказывать не хочу. Наверно такая жизнь «на краю» — это форма охоты, ты должен победить зверя и накормить племя или умереть. Твоя смерть не очень важна, все равно и ты и племя твое погибнут, если ты проиграешь.
Нынешняя американская деревня другая, от сытости люди становятся добрые и ленивые. Когда я последний раз, почти пятьдесят лет назад, был в деревне, на картошке, девчонки студентки были хорошие и трудолюбивые, но недобрые. Если они видели что по улице бежит ничья курица, то уже через десять минут, курица не бегала по улице, а варилась в небольшом, но удобном походном котелке. В американской деревне по улице стадами шастает живность, которая теоретически могла бы принести пользу голодным людям.
Если вы возвращаетесь домой, а сосед который пьет пиво на веранде своего дома кричит вам: «Эй, Миша, не пугайся, там у тебя в помойке медведь сидит». Это он не шутит. Что здесь смешного?
На этот раз оленята в крапинку пришли, с ними как то спокойней.
Вот про лису я смешную и нехарактерную историю наблюдал. Тетка копала на огороде морковку складывала в корзину, а потом вываливала из корзины на большое брезентовое полотно наверно на просушку. Лиса сидела в канаве практически у нее за спиной и как только тетка отворачивалась от брезента, тырила оттуда морковку и тащила ее лисятам, которые игрались метрах в пятидесяти от морковного поля.
Что удивительно лисята морковку ели с видимым удовольствием. Лена ты не одинока, ширится и растет веганство в мире и его окрестностях. Еще одну смешную историю про лисенка подсмотрел. Лисенок притворялся, что он смелый и сильный охотник на кошек. В результате кошка его поймала и надавала по шее. Слава Богу мама лиса успела вовремя вернуться и выручить своего «охотника».
Наличие в американской деревне поля с морковкой в целом нехарактерно. В отличии от России в Штатах крестьяне в деревнях не жили. В деревнях жили люди, которые обслуживали крестьян, а сами они жили на… Ну вот опять неправильное слово, не на фермах они жили, ведь есть в русском языке свое родное слово хутор, вот там они и жили.
Фермер в Штатах земледелец у него поле на берегу реки или озера, он изо всех сил старается полить свое поле водой из реки. Фермер все время ударно трудится, поэтому он личность в целом положительная, хотя и простоватая.
Всех остальных крестьян назовем ранчерами — можно и ковбоями называть это тоже будет справедливо. Этим принадлежат колоссальные латифундии, иначе в безводной американской прерии бычков не прокормишь. Интересно, в России крупный рогатый скот обычно называют коровы, а в Штатах быки.
Это конечно необычные для Штатов бычки, но очень уж они мне понравились.
Бычки идут по кругу от одного колодца в степи до другого. В былые времена уровень жизни скота сильно зависел от скорости ветра, пока быки ели траву и потихоньку брели по прерии, примитивный насос с приводом от ветровика набирал в емкость воду, сколько накачает столько и выпьют, а не накачает значить такая коровья судьба. Сейчас скважины глубже и насосы в основном с приводом от солнечных батарей, так что даже у коров уровень жизни вырос.
Ранчерам особо делать нечего, они целый день сидят на лошади (обычно задом наперед, задрав на лошадь ноги) и думают, а лишние мысли, как известно, до добра не доводят. Поэтому репутация у ранчеров гораздо хуже чем у фермеров.
Удивительно, но относительно небольшие пастушьи собаки умеют запрыгивать «на ручки» хозявам сидящим на лошади.
Понятие «фермер» близко к тому что в России называют «крестьянин» и те другие занимаются земледелием и молочным животноводством. Фермер теоретически мог бы жить в деревне, просто не хочет. Ранчер (ковбой) в деревне жить не может. Дома ранчеров разбросаны по огромной территории американских прерий иногда расстояние от ранчо до ближайшего города составляет добрую сотню километров.
Сидеть на лошади задом наперед, с собакой в руках, в общем то неплохое занятие, но через какое то время даже настоящие ковбои начинали чувствовать себя одиноко. Они поворачивались в правильную сторону, поручали стадо младшим ковбоям и скакали в город, стараясь успеть как можно быстрее, до того как волки или (и) индейцы сожрут стадо и младших ковбоев. Откуда здесь возьмется хорошая репутация.
Ну да ладно, что я все о чуждых нам ковбоях. Возникает естественный вопрос, что я так долго делал в американской деревне? Да как у классика: «Опять я в деревне, хожу на охоту, пишу мои вирши, живется легко." Охота — это совсем не обязательно кого ни будь убивать и вообще шуметь, просто бродить по лесу вполне достаточно. Какая то добыча не помешает, но это вторично.
Можно просто за зверюшками смотреть или за птицами. Вот мы с Олегом любим птиц, но разных птиц и по разному. Я вот люблю, например, рябчиков, диких индюков я тоже люблю, но рябчиков больше.
Рябчик которому лень летать
Забавно наблюдать беспечность американских животных. Большинство из них с рук не ест, но людей совершенно не боится. Думаю с рук не едят просто потому что не приучены, ни кто просто их не кормит. Напротив, видел как тетка дала оленю по хребту здоровенной дрыной, за то что он жрал ее розы, он посмотрел, на нее в стиле — «ну ты дура, больно же», но розы доел.
В общем случае люди и животные не обращают внимание друг на друга, исключение составляют животные, которые сильнее людей: пумы, медведи и скунсы. Те ведут себя нагло и считают, что помойки это их наследная вотчина, «еще моя бабушка…». Большинство помоек, выполнены как настоящие сейфы, но люди постоянно забывают или ленятся их закрывать.
Это честные бурундучки, они не в помойке ковыряются, а едят семечки, которыми я с ними поделился.
В обязанности шерифов входит прогонять опасных животных из городов и деревень. Шерифы, в соответствии с инструкцией, грустно дудят в дудки с клизмой и свистят в свистки, медведям наверно нравится — ужин как в ресторане, с музыкой. Так что не скучаем…
Увертюра к балету Лебединое Озеро
К сожалению последнее время у шерифов появлась новая обязанность, прогонять из своих деревень городских борцов за свободу. Борцы так расплодились в больших городах, что им часто не хватает места и они едут на природу искать себе сторонников. Там им обычно бьют морду, на что «борцы за свободу» традиционно обижаются.
Белое адажио из балета Лебединое Озеро
Понравился разъясняющий знак, появившийся недавно, люди заменяют обычную лампочку над входом в дом на синюю, что обозначает — вооружен и готов помочь полиции. В принципе, что тут лампочки вворачивать, на селе в основном живут нормальные рабочие люди, все они вооружены и готовы помочь полиции. Так что в американской деревне «демократия» не пройдет, наше дело правое и т. д.
Так как действие происходило в деревне, на роль лебедей были приглашены гуси. Если вы думаете, что это все, вы неправы. Я еще ни куда из деревни не уехал. Мне здесь красиво и хорошо. Я потом вам еще подробности, подтвержденные фотоматериалами, пришлю.
Теги:
Самостоятельные путешествия