Два года назад подвернулись билеты в Майами по очень приятной цене, притом не из Москвы, а прямо из Екатеринбурга (через Хельсинки). На форумах мнения о том, что там делать в ноябре, разделились: половина говорила, что чудесный месяц для релакса, половина просто заявляла, что делать в Майами две недели вообще нечего))) Пока читала, цена успела подняться на 3 т. р. Феномен давно известен: чем недоступней, тем больше хочется! Решила брать; однако, пока бронировала и оплачивала, цена снова опустилась до первоначальной))) Ну все, это судьба, — решила я, — а уж что делать, как-нибудь найду.
С релаксом вопрос вообще не стоял — пляж мое всё. Смутила единственная вещь — часть форумов дружно пугала изобилием акул. Зловещая фраза «Каждый год на побережье Майами от акул погибают несколько туристов» компенсировалась еще более зловещей «В таком-то году акула заглотила российскую туристку». Я успокоила себя тем, что статистику не обманешь, план по русским туристкам акулы на ближайшие годы выполнили, мне бояться нечего. И занялась поиском жилья и культурной программы. Шикарные отели вдоль побережья смотрели на меня свысока, их стоимость уже не компенсировал даже дешевый перелет. Ладно, в конце концов, лечу в Штаты в четвертый раз, до сих пор везде жила в частных домиках и квартирах, к отелям не привыкла — и привыкать нечего. Нашла хороший адрес недалеко от аэропорта (прилет ожидался вечером), хозяин даже предложил бонусом забрать из аэропорта.
Но судьба не хотела, чтобы я расслаблялась, вплоть до самого отъезда. Сначала отменили хельсинкский сегмент. Finnair предложил замену на Аэрофлот со сдвигом на день. На день так на день, отдохну не 15, а 14 дней. На самом деле «Все, что ни меняется, — к лучшему» сработало здесь на 200 %. Аэрофлотом лететь комфортнее в плане языка, чем финнами, а еще ушла стыковка в Нью-Йорке, которая длилась всего полтора часа и определенный риск был. Так что за те же деньги я замечательно долетела из Москвы до Майами прямым рейсом в заполненном не более чем на 2/3 салоне, где половина пассажиров были бабушки из Белоруссии, летевшие к своим взрослым детям и внукам. С листочками для границы «Я не понимаю по-английски, я лечу из Минска в Майами к дочери и внукам».
Это еще не все. За неделю до вылета хозяин написал мне с извинениями, мол, «вынужден уехать из города на ваши даты». Я в очередной раз напряглась, но в качестве очередной компенсации судьба сайт дал мне сколько-то процентов компенсации плюсом к уже оплаченной сумме. С учетом этого плюса я нашла чудный домик на 199-й Северо-Западной стрит. Это север Майами (самая северная улица — 215-я). Город тянется с севера на юг, я имею в виду Майами.
А восточнее — те самые пляжи-пальмы-отели, то, что мы представляем себе как Майами, но на самом деле Майами-Бич, — это паралельная неширокая полоса, соединенная с даунтауном дамбами, через которые идут автобусы и машины. На фото как раз залив Бискейн, разделяющий Майами и МБ.
С пляжной составляющей, т. е. моими впечатлениями о Майами-Бич, можно познакомиться здесь. А в этом рассказе я поделюсь именно о городе Майами. Практически все две недели погода была дивная (это не везение, а закономерность, на второй неделе я уже и прогноз на завтра перестала смотреть — все равно изо дня в день вода 28, воздух 27. Только в день отлета похолодало до 18, так что улетать было комфортно). Поэтому распорядок не менялся: с утра на пляж, часа в 3–4, когда до сумерек оставалось часа полтора-два (да-да, это ноябрь), ехала куда-нибудь по городу.
Автобус — самый распространенный в Майами общественный транспорт. Они очень удобные, всегда свободные и очень холодные. Кондишн молотит от души. Водители в белых рубашках и черных галстуках, часто — дамы в рубашках, но без галстуков. И пассажиры, и водители в основном мулаты, испанская речь преобладает. В первый день ненароком села в автобус, маршрут которого считается не городским, а что-то типа межгорода. Проездной купила еще по прилете сразу в аэропорту, но на этот рейс он не годился. $2.25, — сказал водитель. Однако у меня не было мелочи, у нас в банках даже 10-долларовая купюра — редкое везение, обычно дают только сотни и пятидесятки. А карты в автобусах не принимают. $20 отдавать жалко, сдачу водитель не вернет при всем желании — деньги платишь не ему, а бросаешь в такую мини-кассу, он только следит, чтобы пассажир положил не меньше. Больше — можно, тогда водитель пропустит через турникет. В общем, хотела уже выйти, как вдруг благородство посыпалсь сразу с двух сторон: водитель сказал «Садитесь, мэм», а следом какой-то латиноамериканский пассажир, зашедший за мной, заплатил за нас обоих, о чем мне приветливо сообщил шофер)) Gracias, — ответила я тому товарищу и презентовала питерский шоколад «Вдохновение», который на всякий случай взяла с собой))
Люди в целом весьма непосредственные и дружелюбные. Не раз на остановке закатывали в автобус людей на коляске. И даже когда не было сопровождающего, водитель просто сам выходил, опускал ступени, вкатывал по пандусу коляску, в передней части салона прикреплял ее в четырех местах к стенкам — все спокойно сидели и ждали. Болтали, занимались своими делами — вот, например, эта леди, тоже с ограниченными возможностями, просто рукодельницала прямо по ходу движения)) Я косилась-косилась, но так и не поняла, что же она ваяет…
Скажу к слову, что проездной на неделю стоит всего $20, то есть за 9 поездок уже окупается. Другое дело, что купить на вторую неделю оказалось делом сложным — в аэропорту-то без проблем, а вот попробуй найди автомат в городе, да когда найдешь, еще порадуйся, что принимаются только кредитки, которых у меня никогда в жизни не бьыло — одни дебетовые))) А с налички сдача выдается в автомате не более $20 (или 40). Тот еще квест! Пришлось идти все с той же неразменной сотней в огромный Авентура-молл напротив автостанции и покупать там что-то за наличку. Я угадала прямо в «черную пятницу»))) цены были снижены, а вот очереди…
Но давайте оставим шопинг и вернемся в город. В даунтауне, т. е. в центре Майами, можно пересесть с автобуса на метромувер — это в чем-то уникальный транспорт, который представляет собой скорее не средство передвижения, а… нет, и не роскошь, ибо он вообще бесплатный))) а просто приятный аттракцион. Нет, доехать-то на нем куда-то можно, 21 станция, только все они так близки друг к другу, что многие туристы просто катаются на метромувере ради потрясающих видов. Это 1–2 вагончика — вот и весь состав))) всего 3 маршрута, но не линии, как у нас, а loops, петли — они дублируют друг друга на многих участках. В итоге, пересев два раза с одной петли на другую, затем на третью, вы потратите на весь путь меньше часа, и то с учетом ожидания поездов и частичного повтора участков. Вагончики меньше наших, и лавочек там всего две, рассиживаться некому — зашел-вышел. Чем-то напоминает эта система дубайский монорейл: тоже водителя нет, все автоматизировано. Только в Дубае поезд несется по прямой, а здесь постоянно какие-то повороты. Но главное — это город сверху, когда едешь словно в каком-то лесу из небоскребов, и едешь не по земле, а где-то между небом и землей.
Трудно представить, что современный Майами — это бывший болотистый островок, где четыреста лет назад жило поселение индейцев. Название племени и дало, кстати, имя городу. Самое время обратиться к истории города. HistoryMiami Museum (так и называется, в одно слово) — музей, в котором я побывала в первый же день после прилета. Он находится как раз в даунтауне, открыт был в 1962 г. Почему-то на многих веб-сайтах о нем пишут как об едином 2-этажном здании, может, устаревшие сведения, которые бездумно переписывают одни авторы у других. (На Туристере-то с этим все в порядке, неверной информации о музее нет). На самом деле это два 2-этажных корпуса, заходить можно в любой, а потом переходить с выданным на кассе стикером в соседний. В одном здании говорится об истории Майами и Южной Флориды. Второй этаж — постоянная экспозиция «Тропические мечты: история народов Южной Флориды». Быт индейских племен на макетах и картинах, артефакты, найденные на раскопках. «Пиратский» зал — сундук, бочонок рома, йо-хо-хо. Первые поселения европейцев — начало XIX в. Этажом ниже — более современные экспонаты ХХ века, например разные виды транспорта: старый вагон начала столетия, экспозиция, посвященная авиации, прогулочный катер 50-х годов.
Тема выставок во втором здании — искусство. Ар-деко, ар-нуво, костюмы и игрушки — все очень интересно. Там же выставлялась временная экспозиция современной фотографии. Снимки великолепные, очень художественные. Но негатива хватает. Запомнилось фото, где леди выражает недовольство тем, что население города (не туристы) говорит не по-английски. Ну, а о преступлениях, наркомании я уж не говорю. Не буду перегружать рассказ, потом напишу отдельно обо всех музеях, и в Майами, и в Майами-Бич, здесь лишь чуть-чуть иллюстраций и информация о режиме работы: выходной понедельник, часы работы с 10 до 17, в воскресенье с 12 до 17. Входной билет $10, детский вдвое дешевле.
Минут за 20 отсюда можно дойти до 14-этажной Башни cвободы (тоже одна из станций метромувера). Ей 95 лет, и сначала в ней находилась редакция Miamy Times. А 60 лет назад в башне стали по распоряжению правительства заниматься помощью кубинским беженцам. Затем, когда поток спал, она была продана и даже заброшена, а в 97-м здесь разместился Кубино-американский фонд. Сейчас в башне есть библиотека кубинской литературы, музей, образовательный и культурный центры.
На западе от Башни свободы находится район Маленькая Гавана — опять же в память о событиях начала 60-х. Богатые кубинцы и просто противники революции бежали во Флориду. Власти штата не притесняли их и даже выделили землю под постройки. Эти люди, а больше их потомки, живут здесь и сейчас.
Степень бедности населения в Маленькой Гаване довольно различается, что видно по зданиям. В целом они отличаются и от небоскребов даунтауна, и от обычных одноэтажных районов на севере. Есть интересные виллы и домики, есть даже многоквартирные дома.
А есть елка — дело было во второй половине ноября))
Рядом с пальмами и прочей южной флорой забавно смотрится!
Гуляя по кварталу, я издали услышала какой-то стук. Даже не вознико ассоциации с нашими дворовыми доминошниками)) Наверное, они давно уже не сидят в российских дворах? А ведь это был именно доминошный клуб!
Теперь пора упомянуть музей Bay of Pigs — залива Свиней. В апреле 67-го года, когда Фидель пришел к власти, американцы набрали почти полторы тысячи беженцев и отправили их вместе со своими солдатами назад, на Кубу, чтобы свергнуть революционное правительство. И хотя намники были вооружены гораздо лучше, кубинская милиция отразила высадку десанта ночью, а утром ей помогла авиация и операция, задуманная ЦРУ, провалилась. Часть солдат и наемников вернулись в Майами, часть была убита, а больше тысячи попали в плен. Впоследствии Штаты выкупили их у Кубы за огромные деньги и лекарства, а директор ЦРУ Аллен Даллес осенью подал в отставку, признав, что его ведомство не должно вмешиваться в военные действия между странами.
Музей посвящен прежде всего именно этой операции. Он небольшой, работают в нем выходцы с Кубы — все рассказывают и денег не берут)) Надписи в основном по-испански, но многое понятно — «революсьон, эмиграсьон» еще понятней, чем на английском.
Если пойти отсюда на северо-восток, можно побывать в уникальном районе — музее граффити под открытым небом. О «Стенах Винвуда» — Wynwood Walls — я писала здесь. Отличный пример того, как банальную промзону можно превратить в одно из крупнейших собраний инсталляций от дизайнеров и художников со всего мира.
А по пути к Wynwood, в районе Spring Garden (Весенний сад) совсем другая атмосфера. Здесь гуляют курочки и петушки, и все это рядом с еще одним неожиданным музеем.
Посреди сельской идиллии «Весеннего сада» как напоминание о том, что в Майами не все спокойно, стоит музей… как же его перевести-то? В свете последних новостей, когда переименовывают даже Агату Кристи и несчастные 10 негритят подверглись обработке аж у французов))) уже как-то и неловко называть черным кого-то, а не что-то. В общем, это Black Police Precinct & Courthouse Museum — слова со второго по пятое переводятся как «Музей полицейского участка и зала суда», а вот первое слово — «Черный». Относится оно, разумеется, не к залу и не музею.
Итак, музей посвящен участку, в который в 1944 г. впервые набрали чернокожих полицейских. Они патрулировали район Coloured Town (Цветной город), не имея никакого офиса. В 50-м наконец было построено здание участка, суда и изолятора. Это был первый участок такого рода. В 1963-м его интегрировали с другими, а здесь теперь проводят экскурсии. С оплатой по карте что-то не срослось, наличку ребята не брали, поэтому меня пропустили бесплатно и еще приставили гида — как я поняла, он когда-то сам служил здесь!
Работает музей со вторника по пятницу с 10 до 17 ч.
Да, Майами — это не только пальмы и пляжи… Уровень преступности здесь в полтора-два раза выше, чем в целом по стране. Большой процент выходцев из Латинской Америки — это не самый высокий уровень образования, зато весьма высокий уровень безработицы. Отсюда всем известные социальные проблемы.
Плакат предлагает наркоманам и алкоголикам обратиться к специалистам, но кто-то верит, что это так эффективно?..
И все-таки город понравился. Понятное дело, все мы отличаем турпоездку от эмиграции)) Две недели накануне зимы среди зелени и позитива не могут не радовать.
Да, цены не самые низкие, но вышеупомянутая «черная пятница» позволила сэкономить на шопинге, а «ближайший» супермаркет, в который я через день заходила, возвращаясь домой по вечерам, не очень обременял мою карту.
Ближайший в кавычках — так как идти от него до дома 20 минут)) И чаще бывало, что за все это время я не встречала ни одного прохожего — все мчались мимо меня на авто по шоссе))) А я шла, каждый раз доходила до этой вышки и отмечала про себя: ага, полпути осталось)) На фото еще светло, это я перед вылетом вернулась пораньше. А обычно видны были только огоньки на ней. За две недели я так и не привыкла к потрясающему ощущению, когда выходишь с покупками из прохладного магазина и тебя волной накрывает жаркий и влажный воздух. И при этом совершенно темно вокруг, и ты вспоминаешь, что на дворе — конец ноября!..
Вот она, моя 199-я NW стрит:
* * *
Мне запомнился Майами! Теперь мы видим, что Майами и Майами-Бич — это два разных города.
И хотя в первую очередь я летела 13 часов ради пляжей и солнца, вторая компонента поездки, знакомство с этим местом, оказалась очень интересной. Минусы в виде высоких цен и специфического состава населения, когда испанская речь слышна чаще английской, были вытеснены плюсами:
— разнообразие городских районов;
— дружелюбие местных вообще и моих хозяев в частности. Чудесная пара родом с Сент-Люсии («О, Ленард, а наша дочка как раз в сентябре побывала на Мартинике и Сент-Люсии» — после чего Ленард проникся ко мне еще больше), гостеприимные, доброжелательные, интеллигентные люди;
— интересные достопримечательности;
— возможность найти вполне лояльные цены;
— комфортные автобусные маршруты с точным расписанием, отсутствие пробок;
— просто приятные мелочи каждый день — вроде «дерни за веревочку — автобус остановится». Это не шутка: на каждом маршруте около сотни остановок, и почти все — по требованию, то есть едут они по схеме «остановка игнорируется, только если на ней не стоит человек в ожидании или кто-то в салоне не дернет за веревочку, висящую вдоль всех окон»;
И, как говорят англичане, last but not least — последнее по порядку, но не по важности. Чудесный климат))