В Испанию, точнее в Каталонию, я влюбилась с первого взгляда. Такая вот любовь у меня случается не так уж и часто, а тут вот случилась… Уже прошло два года после посещения Испании, а я все вспоминаю с теплотой и любовью дни, проведенные там. Конечно, очень многое осталось неувиденным, и хотелось бы поехать еще раз в эту яркую солнечную страну, но сложившаяся ситуация этому никак не способствует… Будем надеяться, что все-таки ситуация изменится в лучшую сторону.
Одно из самых больших впечатлений произвел на меня Монтсеррат.
Жили мы в Калелье, и если в Барселону, Жирону можно было доехать на электричке, то с поездкой в Монтсеррат немного другая история — пересадка в Барселоне, желательно вернуться к ужину, и поэтому все-таки наилучший вариант- экскурсия, тем более формат экскурсии был подходящим, главное «отвезут, привезут», а в остальном свобода — иди куда хочешь, лишь бы вернуться к назначенному времени к автобусу.
Автобус привез нас к станции кремальеры — зубчатой железной дороги, там мы сели в вагоны и начали подъем вверх. Лучше сесть с левой стороны, тогда во время подъема можно любоваться прекрасными видами, склонами гор, долиной реки.
Сказать, что монастырь меня поразил, ничего не сказать. Я была во многих святых местах, но здесь все настолько атмосферно, настолько сильная энергетика, что просто душа замирает.
Каталонцы очень трепетно относятся к монастырю, любят и чтут Черную Мадонну — святыню Каталонии, заступницу Барселоны и свято верят в ее чудодейственную силу.
Они приезжают к ней и в одиночку, и целыми семьями, и не по одному разу, а по много раз за свою жизнь, стоят в очередях, чтобы только дотронуться до деревянной фигуры святой, просят ее благословения, помощи, благодарят ее за поддержку и исполнение своих сокровенных желаний.
Собираясь в Испанию, я непременно хотела посетить Монтсеррат. Не знаю почему, но я твердо верила, что это необыкновенное место и Черная Мадонна — это особенная святыня, с которой надо непременно встретиться.
Первое чудо, которое поражает всех приезжающих сюда — это горы — величественные, необычной формы, уходящие в небо. Горный массив длиной около 10 километров и высотой свыше 1200 метров под названием Монсеррат имеет огромное значение для каталонцев, это особенное место для них.
На каталонском «Монсеррат» означает — распиленная или разрезанная гора. Одна из легенд, а с горой их связано огромное количество, рассказывает, что однажды на гору спустились ангелы, но их не порадовал окружающий пейзаж — обычная гора, и вот чтобы внести какое-то разнообразие в жизнь, они взяли и распилили гору пополам и украсили ее различными фигурами. Вот так появилась эта необычная гора.
Просто поражает, какие причудливые очертания может создать природа. Тысячи огромных скал возвышаются перед всеми приехавшими сюда, и они настолько необычны, настолько монументальны, что вызывают и восторг, и восхищение, и в то же время какое-то волнение и трепет в душе.
Горные вершины просто фантастической формы. Немного фантазии, немного воображения — и перед вами уже не просто горы, а огромный корабль или сказочный замок, а если смотреть на отдельные вершины можно увидеть и невиданных зверей, и великанов, и каких-то сказочных героев…все зависит от вашей фантазии. Впрочем, у горных вершин и имена колоритные — Монах, Фараон, Епископ, Верблюд, Слон, Страж…
И вот в самом сердце этой такой необычной горы притаилось ещё одно чудо — монастырь со статуей черной Мадонны.
Бенедиктинский монастырь находится на высоте 725 метров над уровнем моря. Вот уж действительно Монтсеррат — место массового паломничества. Ежедневно сюда приезжают тысячи людей. Конечно, не все приезжающие сюда истинно верующие, многие едут, чтобы полюбоваться красотой удивительных пейзажев, красивой архитектурой монастыря, но все-таки очень многих сюда ведет вера в чудодейственную силу Черной Мадонны.
Сейчас, конечно, там гораздо меньше людей, но, как я уже говорила, для испанцев — это особенное место, и даже сейчас Монтсеррат посещаем (специально смотрела в интернете, монастырь открыт).
Монастырь очень древний, уже в 9 веке упоминалось о нем, правда, как о крошечном ските. Ну, а 1025 году был заложен бенедиктинский монастырь в романском стиле. А к началу 12 века монастырь стоял здесь в виде, приближенном к современному. К сожалению, монастырь не обошла стороной война с Наполеоном, дважды наполеоновские войска поджигали и грабили монастырь, в результате чего он был серьезно разрушен, так что восстановление затянулось чуть ли не на сто лет. Что было отстроено заново, а что подверглось основательной перестройке, да такой, что легче было построить заново, чем восстановить.
Ну, а мы идем в монастырь.
Главный вход в монастырь — красивый портал, украшенный гербом Монтсеррата.
Проходим через него и сразу за монастырской стеной начинается улица Pujada de Nostra Senyora, то есть «Подъем Богоматери», ведущая в горку. В тот день подъем-то я и не заметила. Это потом, рассматривая фото, увидела, что улица уходит вверх. А тогда все на эмоциях, еще бы — мы в таком знаменитом монастыре! Правда, на то, что улицу украшают ряды магнолий, внимание обратили.
Пройдя немного вперед слева можно увидеть скульптуру Святого Георгия, изображенного в виде рыцаря со щитом и мечом, само его изображение своеобразно — лицо и корпус сделаны в виде углубления, а все остальное выпуклое. Но самое интересное — его взгляд, под каким углом бы вы на него смотрели, он все равно смотрит на вас. Я прям-таки задержалась здесь, захотелось проверить, правда ли это, да, правда, взгляд Святого Георгия преследует вас с какой бы стороны от него вы не находились.
И вот она — площадь Девы Марии, центр монастыря. Площадь просторная и что интересно, состоит из трех уровней, расположенных каскадом.
На этой красивейшей площади находится Базилика Девы Марии, ее главный фасад.
Мы потом еще вернемся на эту площадь, погуляем по ней, а сейчас мы идем к главной святыне монастыря — Черной Мадонне.
Если вы решили пойти к Мадонне, то это надо сделать с утра пораньше. Может, конечно, это нам повезло, но когда мы подошли к правому крылу храма, где начинается путь к трону Мадонны, очереди практически не было. Правда, вход во внутренний дворик был еще закрыт, и немногочисленным желающим прикоснуться к каталонской святыне, в том числе и нам, пришлось некоторое время, примерно минут 10, провести под сводами галереи, ограничивающей внутренний дворик базилики.
А вот чуть позже уже образовалась очередь.
После открытия входа началось движение, очередь продвигалась быстро, и вскоре мы оказались во внутреннем дворике, где начинается Путь Молчания. Об этом извещают таблички, призывающие к молчанию. Хотя тут и так не тянет на разговоры, обстановка к этому совсем не располагает. Очень волнительно, недаром же каталонцы почитают эту святыню, есть в ней что-то такое, что заставляет замирать сердце и испытывать душевный трепет…
И это даже хорошо, что путь к Мадонне вот такой неспешный, есть время осмотреться вокруг. Капеллы, лестница, ведущая к статуе, алтарь, на котором находится сама статуя — все богато украшено и все изумительной красоты.
Легенда гласит, что в далеком-предалеком 880 году дети увидели свет, идущий из пещеры и войдя туда, увидели скульптуру Черной Девы. Епископ, которому дети рассказали о своей находке, приказал увезти ее в город, но скульптура стала вдруг неподъемной и стало понятно, что она не желает покидать это место. И вот тогда решили построить здесь скит, посвященный Деве Марии, а потом в 1025 году на месте этого скита был заложен бенедиктинский монастырь.
Но есть и другая легенда, согласно которой статуя вырезана Святым Лукой и привезена в Испанию Святым Петром, который спрятал ее здесь в горах, в пещере.
Но вот старинная статуя Девы Марии из тех времен не сохранилась, а та, которую мы вот сейчас увидим, пришла к нам из 12 века. Только представьте, возраст этой статуи более девять столетий! И даже во время разграбления монастыря в 1811 году, статую удалось спасти, и она уцелела, несмотря на то, что монастырь был практически разрушен. И 11 сентября 1881 года римский папа Лев 13-ый официально утвердил Чёрную Деву Монсерратскую покровителем Каталонии.
Мадонна — это статуя, изготовленная из тополя, одетая в золотые одежды, высотой 95 см, на руках у него младенец Иисус Христос. Лицо и руки у Мадонны черного цвета. Вначале это удивляет, почему такой цвет, не связано ли это с негроидной расой? Нет, не связано. Скорей всего, статуя почернела от времени. Но как я поняла, испанцев цвет лица Мадонны вовсе не удивляет и они ее ласково называют Смугляночкой.
И вот подходит волнительный момент — мы у скульптуры Мадонны.
Вся скульптура закрыта стеклянным колпаком, открыта лишь рука Мадонны, к которой и можно прикоснуться. Надолго задерживаться у скульптуры не рекомендуется, но все же можно остановиться на некоторое время. Вот тут-то и нужно обратиться к Мадонне с просьбой, но как говорят, просить нужно о сокровенном и от всего сердца, тогда и желание исполнится.
Что можно сказать? Есть что-то необычное в этой скульптуре, это точно, а уж верить-не верить в чудодейственную силу Мадонны, в то, что она исполняет желания — дело каждого.
Продолжая свой путь, выходим в зал Благодарений, где можно еще раз обратиться к Мадонне и поставить свечи.
Эта галерея интересна не только тем, что здесь находятся тысячи свечей, но и тем, что с одной стороны она ограничена стенами храма, а с другой — самой горой.
На выходе из собора скульптура Ангела Благовещения.
Первый пункт плана нашего посещения Монтсеррат — встреча с Черной Мадонной — выполнен, теперь прогуляемся по площади Девы Марии, а к 13 часам нужно попасть в саму базилику, где можно услышать чудесное выступление хора мальчиков. Это второй, обязательный к выполнению, пункт нашей программы.
Но, а пока у нас еще есть время, идем в музей. Вход в музей находится на площади Девы Марии, а сам музей — под площадью.
Экспозиция музея богатейшая. Тут и древняя живопись — Караваджо, Эль Геко и другие, и работы импрессионистов, таких, как Моне, и картины модерниста Русиньоля, и работы таких известных мастеров, как Дали, Пикассо.
В музее открыты экспозиции не только живописи, но и иконографии Девы Марии.
Вообщем очень советую посетить этот музей. Цена всего 8 евро, но разнообразие и огромное количество экспонатов просто поражает. Уверяю, посещение этого музея запомнится надолго.
На площади Девы Марии несколько построек, относящихся к монастырскому комплексу Монтсеррат.
Если стоять лицом к фасаду монастыря, то слева будет рыжеватое здание отеля Abat Cisneros, построенное еще в 1563 году. Понятно, что после наполеоновского вторжения здание было разрушено, но уже в 20 веке восстановлено. И сейчас, как и много лет назад, здесь размещаются паломники, и еще здесь могут остановиться и многочисленные туристы.
Перед зданием отеля в центре небольшой густо усаженной цветами клумбы можно увидеть готический крест.
Площадь Девы Марии со стороны гор, кроме гостиницы, ограничена небольшим внутренним готическим двориком, представляющим собой изящную галерею, открытую в сторону площади. Во дворике посажены четыре дерева: пальма — символ красоты, олива — символ мира, кипарис олицетворяет тишину и молитву, лавр — славу.
Со стороны долины реки Льобрегат площадь ограничена арочной галереей. В нишах этой галереи — серия скульптур, посвященная святым, связанным с историей Монтсеррата. Эти скульптуры созданы где-то в середине прошлого века разными скульпторами, многие из которых известные.
Эта галерея является еще и отличной смотровой площадкой. С нее открывается великолепный вид на долину реки Льобрегат, петляющей среди небольших городков.
Пройдя через одну из пяти входных арок главного фасада, попадаем в чудесный внутренний дворик.
Дворик представляет собой открытое пространство без крыши. С трех сторон он окружен арочной галереей со скульптурами, а с четвертой стороны — великолепный фасад базилики. Фасад украшают скульптуры Христа и двенадцати апостолов, большое окно-роза и часы.
А под ногами — узорчатая мостовая из белого и черного мрамора, в центре которой находится круг, как говорят, место силы, потому что тут раньше находился алтарь со статуей Черной Мадонны. Нужно встать в центр круга и постоять молча некоторое время и будет с вами сила.
Теперь мы зашли в церковь через центральный вход. Пышный интерьер и великолепное убранство просто поражает! К этому великолепию приложили руку многие известные каталонские художники 19–20 веков, говорят, даже Антонио Гауди творил здесь.
А светильники, на которые нельзя не обратить внимание! Они имеют художественную ценность и являются примером ювелирного искусства Каталонии.
Находясь в главном зале базилики, через окошко издалека можно увидеть скульптуру Черной Мадонны, возле которой сменяя друг друга постоянно находятся паломники и туристы, такие, как мы.
Именно здесь проходят богослужения и выступления хора мальчиков из певческой школы «Эсколания».
Хор мальчиков при монастыре Монсеррат имеет вековые традиции, его считают древнейшим церковным хором в Европе. Говорят, что хор был основан еще в 13 веке.
Полсотни мальчиков в возрасте от 9 до 14 лет живут в интернате при монастыре, здесь они изучают школьные предметы и получают музыкальное образование: обучаются пению, играют на двух музыкальных инструментах, выступают в хоре и оркестре. Учеба здесь нелегкая, но и обучающиеся здесь дети — целеустремленные, талантливые, выдержавшие строгий конкурс при поступлении сюда. И как награда за их труды — полученное здесь очень качественное и разностороннее образование.
Хор исполняет не только церковные песни, но и классические мелодии. Этот хор известен далеко за пределами Испании, мальчики выступают на престижных конкурсах, ездят на гастроли в другие страны. После окончания школы часть детей посвящает себя религиозной службе, а многие занимаются музыкальной деятельностью, становятся успешными певцами и музыкантами.
Хор пользуется такой популярностью, что во время каждого их выступление в базилике яблоку негде упасть, заняты не только сидячие места, но даже в проходах негде встать.
Все в ожидании, вот-вот начнется. И начинается…
Все проходит очень торжественно. 13.00. Из двери, расположенной слева от алтаря, один за одним выходят мальчики, одетые в черно-белые одеяния и занимают заранее подготовленные места за главным алтарем храма. Зал замирает, тишина, ничем не нарушаемая, всего несколько секунд тишины…и вдруг эту тишину разрывают звуки мощнейшего органа.
И вслед за ним — божественные звуки хора, гимн деве Марии, известное в Каталонии песнопение «Виролай». Хор поет около 10 минут, но что это за минуты! Неповторимые минуты невероятного наслаждения! Кажется, пение хора проникает в самую душу, и душа уносится на просторы Монтсеррат…
Закончилось прекрасное выступление хора… Еще некоторое время, находясь под впечатлением от услышанного, мы стояли молча, не в силах сдвинуться с места…
Выйдя из базилики, мы зашли еще в одно очень интересное место — в комнату, наполненную дарами от тех, чье желание исполнилось. Простые и трогательные вещи — фотографии, сувениры, детские вещи, письма с благодарностями… Говорят, что время от времени монахи освобождают комнату от даров, унося их во внутренние покои. И вскоре корзины, стоящие там, снова заполняются…
Посещение монастыря было бы неполным, если бы мы не совершили пешую прогулку по горе Монтсеррат. Есть несколько маршрутов для пеших прогулок, разных по расстоянию и по времени, затраченном на их прохождении.
На вершину горы ведет фуникулер. Вроде бы кабинки часто снуют туда-сюда, но на подъем нужно не менее 15–20 минут. На станции есть еще один фуникулер, который может опустить вас ниже монастыря на тропу, ведущую к гроту, где была обнаружена скульптура Черной Девы.
Так как мы были в монастыре довольно долго, то до отправления автобуса у нас оставалось не так много времени и позволить себе подъем-спуск на фуникулере мы уже не могли. Поэтому мы и выбрали не очень длинный, но очень интересный чисто пешеходный маршрут — к кресту Святого Михаила.
Уже с самого монастыря на фоне неба вдалеке виден крест, стоящий над огромной скалой. Это и есть крест Святого Михаила, к которому мы и пойдем. На таком расстоянии крест кажется совсем маленьким, хотя на самом деле не такой он уж и маленький.
Большая часть пути имеет умеренный угол наклона, одолеть его нетрудно, хотя вообще-то набор высоты около 100 метров. Путь наш пролегает по широкой тропе, окруженной со всех сторон деревьями.
По пути множество памятников, только успевай рассматривать их.
Вот памятник католическому святому Фрациску Ассизскому.
А это памятник каталонскому виолончелисту Пабло Казальса, установленному в 1976 году к столетию со дня рождения.
С каждого поворота открываются новые виды на окружающие окрестности.
Чтобы попасть к кресту, нужно повернуть от тропы налево. Там есть указатели, так что мимо не пройдете. После поворота нужно пройти немного вперед. Вот и крест Святого Михаила, стоящий на отвесной скале.
Со смотровой площадки у креста Святого Михаила открываются чарующие виды и на монастырь, и на горы, и на долину реки. Просто поражает открывшаяся со всех сторон красота!
А монастырь кажется отсюда ну очень далеким, даже удивляет, как же мы далеко ушли!
Виды со смотровой площадки у креста Сятого Михаила, а также виды на пути к нему — это главное, ради чего стоит идти этим маршрутом.
Налюбовавшись видами, спускаемся вниз к монастырскому комплексу.
Такая прогулка займет около часа и подарит массу незабываемых впечатлений.
Конечно, это только очень небольшая часть того, что можно увидеть в горах Монтсеррат. В действительности там есть множество маршрутов, которые находятся и на традиционных туристических тропах, и вдали от них, но по всем по ним можно прогуляться. По сути вся гора — это огромный природный парк, где со всех сторон красивейшая природа, горы и необыкновенные виды.
А недалеко от монастыря на площадке нас ждет автобус, все, время экскурсии закончилось и мы уезжаем…
Что хочется сказать о посещении Монтсеррат? Я, конечно, готовясь к поездке, надеялась увидеть и красоту гор, и ощутить загадочность монастыря и таинственность Черной Мадонны, но реальность превзошла все ожидания!
И если судьба меня занесет еще раз в Испанию, я обязательно посещу это благословеннное место, и прежде всего потому, что надо же поблагодарить Черную Мадонну за то, что сбылось очень важное для меня желание, об исполнении которого я ее просила…
Теги:
Автобусные туры