Люди всю жизнь сражались за эту землю и сражаются, но это ничье, это Божье.
Автор приносит извинения за фото и видеоматериалы невысокого качества. В этом повинно не только неумение и слабенькая фотоаппаратура, но и попытка автора снимать «вживую», без позирования, понравившиеся ему типажи, да еще в темное время суток.
Иерусалим — самый древний, самый крупный, самый многогранный и неоднозначный город Израиля… ученые оценивают его историю в 4 тысячи лет, еще с доеврейского периода. Расположен в гористой местности вдали от моря. Израиль считает обе его части (Западную и Восточную) официальной и неделимой столицей страны, в то время как не созданное Палестинское государство считает Восточную часть Иерусалима своей, ООН в своих резолюциях не признает суверенитета Израиля над Восточным Иерусалимом, однако в настоящее время США переносит посольство в Иерусалим. Многолетний клубок противоречий, политических, религиозных, национальных… Не будем трогать эту тему, как и историю города, они просто неисчерпаемы. Необходимо только отметить, что Иерусалим является священным городом для христиан, мусульман и иудеев, то есть для трех мировых авраамических религий. Несмотря на сложную историю взаимоотношений, трения и даже вражду в настоящем, представители этих религий как-то сосуществуют в городе под надзором вооруженных военных, хотя временами и происходят обострения отношений.
Квинтэссенцией древней истории и религиозных святынь является Старый город, про него будет рассказано далее. А сейчас немного про Западный Иерусалим, его современные районы, выросшие за стенами Старого города. Западный Иерусалим, в отличие от Восточного, заселен в основном евреями, эта часть города находится под контролем Израиля с момента образования государства, соответственно он более современный, европейский, подавляющее большинство туристов и христианских паломников останавливаются здесь.
Системообразующим элементом является улица Яффо, самая длинная улица города, которая тянется на несколько километров от вокзалов в сторону Старого города и упирается в его Яффские ворота. Улица последние годы является пешеходной, но по ней курсирует современный скоростной трамвай. Она довольно симпатична, на ней работает много кафе, закусочных, различных магазинов, играют уличные музыканты.
Мелодия еврейского квартала
Здания на улице разные, встречаются современные, многим уже лет за сто, но в целом архитектурные стили сочетаются друг с другом. На полпути к Старому городу с правой стороны раскинулся рынок Махане-Иегуда, одна из достопримечательностей города. Рынок шумный, по восточному колоритный, торгуют на нем, в основном, евреи.
Вечерний рынок Махане-Иегуда
Одна из интересных особенностей Израиля — это достаточно сильно иудейская религиозная составляющая, которая проявляется, в частности, в многочисленных религиозных праздниках, которые являются не просто выходными, но конкретно греховными днями для работы. Мы отложили недели на две поездку в Израиль в октябре месяце, так как там сначала был двухдневный праздник под названием Йом Киппур, потом где-то на неделю растянулся праздник с названием Суккот. А уж шабат бывает каждую пятницу, где-то с середины дня до вечера субботы. Эти дни сложны для туриста тем, что практически ничего в Израиле не работает — от магазинов до общественного транспорта. Ибо, по иудейским заповедям это является грехом…
Автор читал, что в одной из ортодоксальных сект всерьез дискутировался вопрос о том, можно ли в шабат нажимать кнопку лифта, так как это действие можно, в некотором роде, трактовать как работу)) И победили сторонники запрета! Если двигаться вдоль улицы Яффо далее, то слева от нее, в некотором отдалении расположен знаменитый квартал иудейских ортодоксов Меа Шеарим. Он был образован в 19 веке как квартал для еврейского религиозного населения. За прошедшие полтора века вокруг Меа Шеарим выросло ещё около 40 ортодоксальных кварталов. Во время прогулок и поездок по кварталам вокруг улицы Яффо показалось, что все окрестные районы в настоящее время заселены ортодоксами.
Улочки и типажи квартала Меа Шеарим
Вот об этой группе населения и хочется рассказать подробней. Автор знал, что они в Израиле есть, но понятия не имел сколько их, слабо представлял как они выглядят и какую роль выполняют в государстве Израиль. Пожалуй, именно они более всего удивили меня в этой неоднозначной стране. Как уже отмечалось в первых частях заметок, города Израиля сильно отличаются по составу жителей. Иерусалим, в отличие от Тель-Авива, поразил просто огромным количеством ортодоксов! Они сразу видны, выделяются своей одеждой — черные шляпы, лапсердаки, халаты, пейсы, чулки, огромные меховые шапки. Впечатления туриста — или это карнавал, или ты провалился куда-то вглубь истории лет на 250 назад и идешь по еврейскому району Кракова или Гомеля)) Ан нет — это современные реалии!
У ортодоксов множество движений, течений, направлений, религиозных групп и так далее. Сами себя они называют харедим — богобоязненные. У каждой группы своя «униформа». Но одежда — только внешнее проявление, дресс-код. Гораздо важнее образ их жизни. Вот за это их и не любят светские евреи Израиля. От гидов в их адрес можно было услышать такие определения как дармоеды и бездельники. И это еще весьма мягко. Существует поговорка, что у трудящегося еврея на одном плече сидит араб, на другом ортодокс. Звучат обвинения, что они не работают, сидят на шее у государства, не служат в армии и только плодятся как кролики)) Во многом эти обвинения имеют обьективную базу — в армии подавляющее большинство служить отказывается по религиозным причинам, огромное количество не работает, являясь всю жизнь религиозными студентами, соответственно, и налогов они не платят. Но при этом женятся рано, рожают до 10–15 детей, получая от государства различные пособия. С обьективной точки зрения они делают благо для Израиля, увеличивая его население, но дети воспитываются в ортодоксальном родительском духе, соответственно, и они не собираются в будущем служить в армии и трудиться…
По оценкам социологов к 2025 году количество ортодоксов в общей численности евреев Израиля достигнет 30 процентов. А начиналось то все в 1949 году с 800 человек) Часть из направлений ортодоксов вообще отказывает государству Израиль в праве на существование, утверждая, что создали его безбожники, и поддерживают при этом отношения с арабскими деятелями, мечтающими Израиль уничтожить… Государство недавно попыталось провести закон об обязательной воинской службе для харедим, но после сильных протестов пошло на попятную. Вот почему бывает, что светские евреи испытывают к ортодоксам чувства, близкие к антисемитизму… Живут ортодоксы в своих районах кучно, бедновато и грязновато. Но при этом не любят чужих, могут бросать в зашедших в район женщин в несоответствующей, по их мнению, одежде, камнями или теми же камнями встретить во время шабата заехавший в их район автомобиль. Водить автомобиль в шабат по их понятиям работа, то есть грех, а вот бросить в него камень, видимо — развлечение.
Вот такие ортодоксы живут в Израиле, для туриста являясь прикольной диковиной, а для государства немалой проблемой. Судя по всему, некоторые из них не брезгуют попрошайничеством. Автор наблюдал пару типичных молодых ортодоксов, клянчащих деньги у гуляющих туристов. А в другом месте упитанный дядя с длиннющей бородой и такими же пейсами радостно подскочил к нам, всучил какую-то красную нитку и бодро задал вечный еврейский вопрос на русском языке — "Деньги есть?")) Еще забавная деталь — ортодоксы не дураки в праздники крепко выпить. Автор замечал это в шабат на улицах, и в сети существуют многочисленные фотосвидетельства…
Шабат. Молодежь в Старом Городе
Старый город в Иерусалиме находится за крепостной стеной и состоит из 4 кварталов — мусульманского, христианского, еврейского и армянского. Он овеян древностью веков и осыпан прахом ушедших цивилизаций. Изучен тысячами историков и археологов, воспет поэтами, писателями и художниками. Именно в него стремятся попасть многочисленные паломники и туристы. У автора интерес к Иерусалиму возник в детстве после прочтения Булгаковского романа «Мастер и Маргарита».
В Старом городе находятся великие святыни разных религий — Храмовая гора и её Западная стена, она же Стена плача — иудейская реликвия, храм Гроба Господня и Виа Долороза (крестный путь Иисуса Христа) — христианская, мечеть Купола скалы и мечеть Аль-Акса — мусульманская. Весь старый город окружен замкнутой крепостной стеной, построенной во времена правления в Османской империи Сулеймана Великолепного. В стене существуют несколько ворот, часть из которых заложена, поэтому в справочниках их количество разнится, в википедии указано восемь. Для туристов существует платная возможность прогуляться по значительной части стены. У нас, к сожалению, не хватило на это времени, как и на некоторые другие интересные объекты Старого города, не хватило буквально одного дня…Но это для того, чтобы по ним прогуляться. А для глубокого изучения города может не хватить и всей жизни.
Зато мы посетили музей города Иерусалима, расположенный в так называемой башне Давида — многократно перестроенной древней Цитадели.
Мы прошли по всему крестному пути Иисуса Христа, начинающемуся в арабском квартале и заканчивающимся у Храма Гроба Господня, встроенном в гору Голгофа, по той самой Виа Долороза, побывали у Стены плача. Посетили два раза сам Храм Гроба Господня, залезли на крышу Австрийского странноприимного дома полюбоваться видами мусульманского квартала. Следует пояснить, что ходить по Старому городу не просто, поскольку улочки узкие, часто наклонные, со скользкими отполированными миллионами ног ступеньками…Весь район Старого города, особенно Арабский квартал, является восточным базаром с бесконечной чередой лавок, магазинчиков. Постоянный гвалт, теснота, толкотня, сквозь толпу пробираются группы христианских паломников, повторяющих путь Христа на Голгофу, поющих псалмы и несущих с собой кресты, пересекаясь с многочисленными экскурсиями.
Улочка Старого Города
На пути Виа Долороза до места казни было 14 остановок, каждая из которых отмечена церковью, часовней или хотя бы памятным знаком на стене. В такой обстановке сложно сосредоточиться и погрузиться в себя, тем более, что много внимания уходит на то, чтобы не потеряться и сохранить ноги целыми. Неискушенным людям надо принимать во внимание эти факторы.
Торговцы вывешивают товары рядом с памятными знаками
Из-за огромного количества желающих попасть в самые известные храмы, в них очень тесно и многолюдно. В Храме Гроба Господня главная святыня христиан — гробница Иисуса Христа заключена в специальную часовню, Кувуклию. Из нее на пасху выносят благодатный огонь. Большинство посетителей храма хочет попасть в Кувуклию, выстраивается огромная, на несколько часов очередь.
Подобная ситуация и в Храме Рождества Христова, находящегося на Палестинской территории в городе Вифлееме. Под амвоном базилики находится величайшая христианская святыня — пещера Рождества. Место рождения Христа отмечено в ней 14-конечной серебряной звездой. Чтобы попасть в эту пещеру, надо выстоять многочасовую очередь. Паломникам это удается, а туристам, завязанным на экскурсию, как правило, нет. Нам в виде компенсации в Храме Рождества Христова была предоставлена возможность посетить пещеру Вифлеемских младенцев, убитых по приказу царя Ирода.
Пожалуй, свободней всего было у Стены Плача, возможно из-за довольно приличных размеров площади, прилегающей к стене. Пришедшие, и иудеи и туристы всяческих других конфессий оставляют в щелях стены между каменными блоками записки, где излагают свои просьбы к всевышнему. Каждую ночь специальные служители выгребают из стены горы бумаги, чтобы освободить место для новых страждущих. У левой — мужской части стены есть синагога, в которую заходят более солидные мужчины, с правой стороны стены молятся женщины, а молодежь устраивает громкие групповые пляски в самом центре площади.
Стена Плача
По узким улицам Старого города патрулирует довольно много вооруженных силовиков, что может быть и неплохо.
Вот и пришло к окончанию путешествие в Израиль, небольшую и неоднозначную страну с такой богатой и древней историей. Надо отметить, что Израиль страна довольно дорогая — например, поездка на общественном транспорте в переводе на российские деньги стоит около 100 рублей, батон хлеба — 200. Кроме того, в ней имеются многочисленные «напряженные точки», которые время от времени становятся горячими, что не добавляет комфорта туристам. Учитывая все изложенное, не рекомендовал бы заморачиваться Израилем любителям пляжного отдыха. Гораздо проще им побывать на отдыхе в Турции. Израиль, несомненно, очень интересен, да просто незаменим для любителей истории и паломников.
Часть 1. Древняя история и современность. Тель-Авив, Бат Ям, Яффо
Часть 2. Монастыри Иудейской пустыни. Галилея – колыбель христианства
Часть 3. Уникальное море-озеро в Иудейской пустыне. Города у Средиземного моря
Теги:
Культурно-познавательный туризм