В Израиле, чтобы быть реалистом, нужно верить в чудеса.
Давид Бен-Гурион
В Израиле в настоящее время государственным языком является иврит. Это древний язык, который после расселения евреев с Земли обетованной много веков оставался книжным языком, языком молитв. Евреи Европы говорили на разных языках — немецкие и восточноевропейские евреи (ашкеназы) говорили на наречии идиш, испанские и балканские евреи (сефарды) на наречии ладино. Были и другие еврейские языки, например у бухарских евреев. Понятно, что на эти еврейские языки сильное влияние оказывали языки местной титульной нации. После образования государства Израиль государственные идеологи решили, в стране должен быть единый еврейский язык и возродили в этих целях иврит, для чего в стране усиленно внедрялись программы его изучению. Люди шутили, что Израиль — единственная страна в мире, где дети учат матерей говорить)) — школьникам новый язык давался проще. Надо отметить, что в Израиле задуманное успешно претворяется в жизнь — древний иврит прекрасно справился с ролью национального государственного языка.
Экскурсия в Иерихон и монастыри Иудейской пустыни было путешествием в глубину веков. Пустыня реально впечатляет мертвенным бесплодным пейзажем, кое-где встречаются поселения бедуинов, нищие и замусоренные… и вдруг в глубоким ущелье открывается величественный вид на монастырь святого Георгия Хозевита, строения прилепились к скалам вроде ласточкиных гнезд. У монастыря очень долгая история, в настоящее время в нем проживает только настоятель и несколько рабочих.
Монастырь Георгия Хозевита
Монастырь Святого Герасима находится ближе к реке Иордан после выезда из горной местности на равнину, расположенную вокруг Мертвого моря. Интересен легендой о дружбе монаха и льва, а также тем, что здесь по пути в Египет останавливалось святое семейство с младенцем Иисусом в то мрачное время, когда царь Ирод дал команду истребить новорожденных мальчиков. В монастыре тема льва повторяется и в скульптуре и в мозаике.
Монастырь Святого Герасима
А высоко над библейским городом Иерихоном на горе Каранталь находится монастырь Искушения, куда можно подняться на фуникулере. По преданию, после крещения Иисуса Иоанном Крестителем в водах Иордана, он 40 дней постился на этой горе, искушаемый дьяволом… Выдержав это испытание, отправился выполнять свою миссию на берега Галилейского моря. Все внутренние помещения монастыря расположены, словно соты, в пещерах на высоком склоне горы. Иерихон с высоты фуникулера смотрится поселком, нигде не видно стен, рухнувших от звуков иерихонских труб в момент атаки города древними евреями)) Историки вообще сомневаются, что стены были, но какая красивая легенда…
Вид на город Иерихон с фуникулера
Недалеко от Иерихона протекает река Иордан, уже через 4 километра впадающая в Мертвое море. Богословами и историками принята версия, что Иисуса крестили на другом берегу реки, ныне принадлежащему королевству Иордания в том месте, которое называется Каср-эль-Яхуд. Вода реки в этом месте мутная, желтого глинистого цвета, но паломники совершают омовение и с израильской и иорданской стороны. Хитроумные современные израильтяне устроили купель в совершенно другом месте, на десятки километров выше по течению реки, там, где она только вытекает из озера Кинерет. Вода там прозрачная, плавают рыбки, в специальном комплексе оборудованы раздевалки, душ, кафе. все устроено очень удобно, на коммерческой основе, да и туристам с паломниками приятней погружаться в чистую реку в цивилизованных условиях)) Народу, совершающего там омовение, в разы больше. Да и мы, чего греха таить, совершили обряд именно там…
Фото реки Иордан в Каср-эль-Яхуд
Здание на противоположном беоегу реки находится уже на территории Иордании
Интересен вопрос об израильском сельском хозяйстве. Оно очень выскоразвито и производительно, несмотря на малоплодородные каменистые земли, жару и недостаток пресной воды. Прогрессивные технологии, включая капельное орошение, позволяет выращивать стабильно высокие урожаи. Приличную часть сельскохозяйственных предприятий составляют еврейские коммуны-колхозы под местным названием кибуцы. Что характерно, евреи почти 2000 лет, после изгнания их римлянами с Земли Обетованной, мало где занимались сельским хозяйством, не считая приусадебного. Их диаспоры занимались чем угодно, от ремесленничества и аптекарского дела до торговли, винокурения и ростовщичества. Где-то местная власть не разрешали им владеть землей, а где-то они не особо и стремились.
Например, в Российской империи, при наличии черты оседлости, в разных губерниях были ограничения на владения евреями землей. В то же время в 19 веке проводилась государственная политика по образованию на плодородных землях Херсонской, Николаевской и других малонаселенных южных губерний колоний евреев-землепашцев. Под эту программу выделялись земли, большие льготные кредиты на жилье и технику. Но толком из этого ничего не вышло, земли плохо обрабатывались, сдавались в аренду соседям, жилье продавалось, кредиты проедались, а еврейское население быстро переселялось куда-нибудь в Одессу или Харьков. Кредиты при этом, как правило, не возвращались. В лучшем случае, путем земельных спекуляций, разбогатевшие евреи становились землевладельцами-латифундистами, как Давид Бронштейн, отец Льва Троцкого. В то же время рядом в этих краях процветали сельскохозяйственные немецкие колонии. А вот сейчас в Израиле сельское хозяйство прекрасно развито! И евреи им с удовольствием занимаются, особенно в кибуцах. Видимо этот парадокс можно объяснить одним — родная земля, Земля обетованная))
Экскурсия в Галилею христианскую является поездкой в самые глубинные библейские места, связанные с земной жизнью Иисуса Христа. Эта местность на северо-востоке Израиля, где находится самый крупный пресноводный водоем Израиля — озеро Кинерет, еще известное как Тивериадское озеро, а в библии оно чаще называлось Галилейским морем. Озеро довольно крупное, достигает более 20 километров в длину и более 10 в ширину. В него впадает несколько речек, в том числе Иордан, который потом из него и вытекает, неся свои скромные воды по полупустынной местности к Мертвому морю. А вот озеро Кинерет очень даже живое, в нем до сих пор в промышленном масштабе ловится рыба. В библейские времена по берегам росли леса, прямо райские места для такой обезвоженной и каменистой местности.
По дороге из Тель-Авива около 100 километров до Назарета, в котором и прожил основную часть жизни Иисус. Уже по дороге названия проезжаемых мест уносят в библейскую древность — долина Армагеддон, гора Фавор. А еще через 20 километров после Назарета берега озера, где в библейские времена располагался город Капернаум и другие населенные пункты, в которых Христос после принятия крещения от Иоанна Крестителя начал свою миссию проповедника, нашел учеников, ставших проповедниками христианства — апостолами, большинство из которых были местными рыбаками: Петр, Андрей (Первозванный), Иоанн (Богослов), Иаков и другие. Недаром у первохристиан несколько столетий символом был не крест, а рыба. Там Иисус поселился в доме Петра, произнес знаменитую Нагорную проповедь, там творил свои чудеса. Там его признали, там он нашел себя. В отличие от родного Назарета, где соседи и часть родственников не признавала его Мессией, было непонимание и конфликты, вплоть до попытки расправы. По этому поводу были произнесены им слова: «Нет пророка в отечестве своем…». Не пожелали признать земляки в Иисусе сына божьего, ибо знали его как сына соседа-плотника.
Более двух тысяч лет писатели, поэты и художники вдохновлялись в своем творчестве библейскими сюжетами. Недавно автор побывал на выставке Поленова — на многих картинах узнаваемы не только сюжеты, но и Галилейские места. Из современного вспомнилась песня группы Наутилус Помпилиус: «С причала рыбачил апостол Андрей, а Спаситель ходил по воде, и Андрей доставал из воды пескарей, а Спаситель погибших людей.». Хоть автор текста и переврал библейский сюжет, там было все наоборот — Иисус призвал с берега рыбаков, в том числе будущего апостола, Андрея, идти с ним («Будете со мной ловить человеков»), и было это задолго до распятия, но тем не менее именно он вдохновил автора, да и песня неплохая получилась))
В Назарете находится крупнейший на Ближнем Востоке собор — Храм Благовещения, который принадлежит католическому ордену францисканцев. Католики считают, что на этом месте находилось жилище девы Марии и здесь ангел принес ей благую весть о беременности. Греческая православная церковь считает по другому — благую весть Мария узнала у источника. Соответственно, там ею и был построен свой храм — Церковь Благовещения. Но не будем вдаваться в вечные историческо-теологические споры церковных деятелей… Храм ордена францисканцев огромных размеров, современной архитектуры. Самое необычное в нем — десятки различных мозаик с изображением Девы Марии, присланные из самых разных стран католическими общинами, от Японии до Чили, все выполнены в национальном колорите. Соответственно, китайская дева Мария сильно напоминает китаянку и чертами лица и одеждой…
Храм Благовещания
Изображения Девы Марии из различных католических стран
У храма в Назарете играл музыкант. Попробуйте угадать мелодию с 3 нот!
гармонь в Назарете
На берегу озера Кинерет, где когда-то располагался Капернаум, расположена греческая церковь Петра и Павла или 12 Апостолов, красивая, с розовыми куполами. Построена на том месте, где по преданию Иисус совершил одно из своих чудес — исцеление больного, паралитика.
Церковь Петра и Павла
А совсем недалеко от нее археологи раскопали место, где находился условный дом апостола Петра, а также белую синагогу, где Христос проповедовал. Несколько дальше по берегу озера в местечке Табха находится Церковь умножения хлебов и рыб. Понятно, что на этом месте Иисус совершил другое чудо — накормил пятью хлебами и тремя рыбами 5000 человек. Церковь знаменита своим мозаичным полом, которому 1500 лет и каменным алтарем, на котором Иисус раскладывал пищу. В 2015 году молодые еврейские экстремисты на почве религиозной ненависти подожгли Церковь, она получила значительные повреждения. Преступники были выявлены, главарю, по сообщениям прессы присудили 4 года заключения.
Церковь умножения хлебов и рыб
Озеро Кинерет или Галилейское море
В этих местах есть еще храмы, знаменующие деяния Иисуса — на горе Блаженства, где произносилась Нагорная проповедь, в Кане Галилейской, где Иисус воду превратил в вино, в той же Табхе на месте, где Иисус явился ученикам после воскрешения. Но эти храмы остались за пределами экскурсии. Экскурсия по Галилее закончилась посещением того самого местечка Ярденит, в котором устроен центр, где христиане всего мира проводят символический обряд крещения — недалеко от озера в еще чистых водах Иордана, в очень симпатичном месте. На берегах реки много зелени, в воде плавают почти ручные стаи рыб.
Для омовения люди приезжают со всех концов света, при нашем посещении было много темнокожих, но еще больше латиносов. Католицизм в Латинской Америки имеет сильные позиции, впоследствии в Иерусалиме автор наблюдал огромное количество паломников именно из стран Латинской Америки. В Европе же, за исключением Польши и частично Испании и Италии, христианство очень сильно ослабело. Это доказывают и личные впечатления при поездках по Европе — прекрасные соборы почти пустуют без паствы, только туристические группы оживляют их тишину. Побеждает тот самый, самоубийственный, по мнению автора, мультикультурализм…
Купель в Ярдените