Продолжаю повествование о нашем семейном автопутешествии по Болгарии в августе 2013.
Быть в Болгарии и не посетить Шипку — для русского человека просто неприлично. Да и любопытно, как выглядит это знаменитое место.
В Болгарии есть свыше 400 памятников русским воинам. Многие улицы, города и сёла названы в честь русских общественных деятелей и полководцев, отличившихся в Русско-турецкую войну 1877–1878, в результате которой Болгария снова обрела свободу после пятивекового османского владычества.
На окраине крохотного городка Шипка (население 1400 человек), откуда начинается подъём на Шипкинский перевал, находится Храм-памятник Рождества Христова. Первый памятник болгаро-русской дружбе на территории Болгарии, воздвигнут в память русских солдат, офицеров и болгарских ополченцев, погибших в освободительной русско-турецкой войне 1877—1878 гг.
Инициатива создания храма принадлежит Ольге Николаевне Скобелевой, матери прославленного генерала М. Д. Скобелева. В 1881 году был объявлен конкурс на проект храма. Победителем конкурса стал Антоний Томишко — русский архитектор чешского происхождения. Внешний вид не вызывает сомнений: это храм в русских архитектурных традициях. Архитектор А. О. Томишко спроектировал его в стиле Ярославской школы церковной архитектуры XVII века.
Храм строился в 1885—1902 гг. на пожертвования русского и болгарского народов, торжественно открыт 27 сентября 1902 года. По воле дарителей, храм создан для молитвенного поминовения воинов-освободителей, поэтому получил наименование «Храм-памятник».
Внутри храма и на стенах открытых галерей установлены мемориальные плиты с названиями войсковых частей, участвовавших в боях за Шипку, а также именами офицеров, павших при обороне перевала. Останки героев покоятся в 17 саркофагах в крипте храма. Колокола отлиты в России, на их производство российское военное ведомство выделило 30 тонн стреляных гильз.
Первоначально Храм-памятник вместе с прилежащими землями и постройками являлся экстерриториальной собственностью России, затем СССР. В 1934 г. передан в дар Болгарии, в течение нескольких десятилетий был в государственной собственности.
Столетие спустя после открытия храм был отреставрирован Балтийской строительной компанией, после чего 9 февраля 2005 г. Храм-памятник Рождества Христова на Шипке официально передан Республикой Болгария в собственность Болгарской Православной Церкви.
На территории, прилегающей к храму, предполагалось создать монастырь. Этот замысел не осуществился, но вокруг храма остался парк.
В парке есть и берёзы, напоминающие о русских корнях Храма-памятника
От храма через парк в сторону долины идёт длинный спуск, оформленный лестницей
На террасной аллее парка некоторые успели провести модельную фотосессию.
Многие боевые памятники, посвящённые одному из ключевых сражений русско-турецкой войны 1877—1878 гг., установлены на Шипкинском перевале и окружающих его возвышенностях. Через Шипкинский перевал проходит стратегически важный путь сообщения между городами Габрово на северном склоне Балканского хребта и Стара Загора — на южной стороне Балкан. По сути, это ворота из Придунайской равнины (северная Болгария) в южные районы Болгарии и далее до Константинополя (Стамбула). Запереть эти ворота, не дать соединиться северной (Плевна) и южной (Стара Загора) турецким группировкам — вот задача, стоявшая перед Шипкинским отрядом русских войск.
Эпопея взятия и последующей обороны Шипкинского перевала — героическая и в то же время трагическая страница русской военной истории. Пожалуй, лучшие материалы на эту тему, которые мне встретились на просторах интернета — статья Павла Воробьёва «Свидетели защиты» в журнале «Вокруг света» за 2012 год http://www.vokrugsveta.ru/vs/article/7799/ а также публикация http://shepelevy.net/shipka.htm .
Сейчас на месте боёв существует Национальный парк-музей Шипка. Центральный объект парка-музея — Памятник Свободы на вершине Шипки, на высоте 1523 м над уровнем моря. Однако первоначально вершина называлась Святой Николай (Свети Никола), в т. ч. и в военных сводках. В 1954 г. вершина была переименована на пик Столетова, в честь русского генерала Николая Столетова, командира болгарского ополчения (почти 5000 штыков) при обороне Шипки. Генерал Столетов фактически руководил обороной Шипки до прибытия командующего Шипкинской группой русских войск генерала Фёдора Радецкого 11 августа 1877.
Поскольку имя генерала Столетова тоже Николай, народ продолжал называть вершину по-старому. В 1977 г. название горы было изменено на Шипка, хотя возвышенность с таким названием здесь уже была. В связи с этим в 2007 г. в Болгарии проходила кампания за возвращение вершине исторического названия Святой Николай. Не могу сказать, насколько успешной была та кампания, но в Википедии в списке памятников парка-музея Шипка указано его болгарское наименование «Паметник на свободата на връх Шипка», что понятно и без перевода.
Авторы Памятника Свободы архитектор Атанас Донков, скульптор Александр Андреев. Памятник построен на пожертвования болгарского народа, открыт в августе 1934 года. Сейчас каждый август возле него проводится историческая реконструкция событий 1877 года.
Памятник Свободы представляет собой трапецеидальную башню в стиле старинных болгарских крепостей. Высота башни 31,5 м. Над входом огромный 8-метровый каменный лев и надпись: «На борци за свободата» (Борцам за свободу). Внутри семиэтажный музей с экспонатами, имеющими отношение к боям за Шипкинский перевал в июле—декабре 1877 года. С верхней площадки башни открывается панорамный обзор на холмы и горы вокруг, на которых в разных местах белеют обелиски в местах наиболее ожесточённых сражений и над могилами русских воинов.
Как-то так получилось, что в моём архиве нет фото главного фасада памятника. Впрочем, и в интернете таких видов очень мало. Причина простая: эта сторона памятника смотрит на север и почти всегда находится в тени. Снимать снизу вверх да ещё против солнца… У меня не получилось, поэтому позаимствовал фото из интернета (свободный доступ).
Расстояние от парковки до памятника по прямой примерно 700 м, и большая часть пути — подъём, несколько лестниц. Читал, что всего там около 900 ступеней. Не проверял. Но вот главная широкая лестница, ведущая к входу, насчитывает шесть пролётов по 30–35 ступеней в каждом. На следующем фото, сделанном с верхней площадки этой лестницы (перед последним маршем), видно сразу несколько памятников.
Справа — «Большой» русский памятник на Шипке (Големият руски паметник на Шипка) с упоминанием императора Александра II. (Согласно другим источникам — памятник «Оборона Шипки»). Вероятно, он считался самым значительным из всех шипкинских памятников до возведения более позднего памятника Свободы (1934). Предполагаю, что как раз та вершина, на которой он установлен, и называлась в ту пору Шипка.
Левее Большого памятника на опушке леса — памятник на братской могиле русских воинов. Предположительно, здесь была позиция «стальной батареи», названной так потому, что в ней были собраны отбитые у турок крупповские пушки из стального литья. (Русские пушки того времени были ещё бронзовые).
Надпись на памятнике: «1-й стрелковой бригады. При атаке перевала 8 июля убиты полковник Климантович, капитан Шенелев и 29 стрелков; при отбитии атак 11, 12, 13 и 18 августа штабс-капитан Червинский, поручики Вознесенский и Дюков, подпоручик Кантемиров, прапорщик Туров и 175 стрелков». По этой надписи можно заключить, что Шипкинский перевал был взят отрядом русских войск 8 июля, а месяц спустя в середине августа были отражены неоднократные атаки турок, пытавшихся вернуть контроль над перевалом.
Слева на фотографии — памятник на братской могиле русских воинов, павших при защите Шипкинского перевала с 9 августа по 28 декабря 1877 года: 14-ой артиллерийской бригады полковник Князь Мещерский, 53-го Волынского полка поручик Годило-Годлевский, подпоручик Сапожков и нижних чинов 314
А это уже нынешние «герои», даже этакий наполеончик нарисовался. Но если подумать, то и ради этих будущих сорванцов 136 лет назад стояли здесь насмерть русские воины.
Вокруг памятника Свободы стоят пушки того времени. Много пушек. И это не бутафория, здесь действительно располагались артиллерийские позиции русских войск на Шипке.
В целом русская артиллерия была на высоком уровне, артиллеристы себя хорошо показали в войне 1877–1878. Некоторые военные историки вообще считают, что решающий вклад в победу на Шипке внесла именно русская артиллерия.
С этой артиллерийской позиции виден ещё один памятник, белый каменный крест.
Подходим ближе, читаем: «На этом месте пал смертью героев флигель-адьютант Князь Эмануил Николаевич Мещерский 5 сентября 1877 года». У памятника живые цветы.
Трудно представить, что в таком благословенно-мирном месте когда-то шли жесточайшие бои
Мы взглянули на башню вблизи с двух сторон. Над цоколем выбиты названия мест, с которыми было связано сражение на Шипке: «лицом» к нам Шейново, справа СтараЗагора, с противоположной стороны (потом будет видно) — Шипка.
Обойдя памятник, зашли в музей. Сейчас уже и не помню, был ли вход платный или свободный, да это и не важно. Интереснее вспомнить что-нибудь про экспонаты.
На первом кадре — странная какая-то стрелялка с колёсами от артиллерийского орудия. Это скорострельная (до 200 выстрелов в минуту) 10-ствольная картечница Гатлинга, запатентованная в 1865 г. в США. По сути, картечница была прообразом будущего пулемёта.
Россия стала первой европейской страной, закупившей картечницы Гатлинга непосредственно с фабрики Кольта в США. Для контроля качества продукции на завод-изготовитель в США был командирован член артиллерийского комитета генерал А. П. Горлов. Негласной, но, возможно, основной задачей А. П. Горлова была научно-техническая разведка с целью организации в дальнейшем производства аналогичного оружия в России. Предвидя такую возможность, Гатлинг настоял на том, чтобы российская сторона закупила не менее ста картечниц американского производства, после чего Россия приобретала права на собственное лицензионное производство.
Закупленные в Штатах картечницы были приняты на вооружение полевых артиллерийских бригад. Но что-то там не подошло для полевой артиллерии, и в 1876 г. картечницы сдали в крепости. Видимо, не все сдали. Во всяком случае, один экземпляр обнаружился в музее на Шипке. Не знаю, применялся ли он в боях на Шипке, в просмотренных публикациях на эту тему ничего не нашёл. Но, как видим, Россия располагала таким оружием.
На стенде выставлены снаряды той эпохи, для нарезной артиллерии. Все пушки, которые мы видели вокруг памятника — русские, из бронзового литья, с нарезными стволами.
А у стенда диалог: «Ярик, ты такой сильный…« — «А то…».
У стенда с обмундированием русских офицеров 1877–78 гг. выставлен караул.
Представление о жестокости и кровопролитности боёв на Шипке дают картины, выставленные в музее. К сожалению, не удосужился сфотографировать этикетки картин, поэтому не все их могу сейчас идентифицировать.
«Сражение на Шипкинском перевале 11 августа 1877 г." (1893). Автор Алексей Данилович Кившенко (1851–1895) — русский художник, близкий к передвижникам. Самая известная его картина «Военный совет в Филях» (1812 год).
Ещё картина того же художника — «Сражение у Шипки-Шейново 28 декабря 1877 года». (1894).
По информации из Википедии, обе картины находятся в Центральном военно-историческом музее артиллерии, инженерных войск и войск связи, Санкт-Петербург. Значит, здесь, в музее на Шипке — копии.
«Защита „Орлиного гнезда“ орловцами и брянцами 12 августа 1877 года». Это подлинник картины, написанной в 1893 году. Автор Алексей Николаевич Попов (1858–1917) — русский художник-баталист, полковник артиллерии, «классный художник 1-й степени по баталической живописи».
На картине изображён один из критических моментов обороны Шипкинского перевала
Орлиное гнездо — это скалистая гряда, протянувшаяся в юго-восточном направлении от памятника. Своё название это место получило в честь солдат Орловского пехотного полка, героически отражавших турецкие атаки. В том месте, где проходило изображённое на картине сражение, установлен памятник погибшим защитникам «Орлиного гнезда» в виде большого металлического креста. Если присмотреться, можно его увидеть на следующем снимке, сделанном со смотровой площадки башни.
Бои на Шипке начались в июле и продолжались до конца 1877 года. Трудно даже представить, каково пришлось защитникам Шипки в зимнюю стужу и метели, перемежавшиеся промозглыми оттепелями, без специального зимнего обмундирования и без защищённых от снега и дождей укрытий. Полы промёрзшей шинели не гнулись, а ломались. Упавший в снег солдат не в силах был подняться самостоятельно. В этот период, получивший у историков название «зимнее сидение на Шипке», потери русских войск больными и обмороженными были в разы больше боевых потерь.
Тогда же стала печально знаменита дежурная фраза из донесений командования Шипкинским отрядом в Ставку: «На Шипке всё спокойно».
На следующей картине как раз изображён типичный момент «зимнего сидения на Шипке». К сожалению, идентифицировать картину не удалось, автограф в правом нижнем углу неразборчив.
Но вот битва за Шипку успешно завершена. В конце декабря 1877 армия турецкого командующего Вессель-паши, долго и безуспешно пытавшаяся взять Шипкинский перевал, капитулировала под ударами восточной колонны русских войск генерала Святополк-Мирского и западной колонны генерала Скобелева, до этого взявшей Плевну.
Момент триумфа русских войск в сражении у селения Шейново изображён на картине выдающегося нашего художника Василия Васильевича Верещагина «Шипка-Шейново. Скобелев под Шипкой». В музее мы видим не подлинник, а копию работы неизвестного художника. Подлинников (авторские варианты) — два: один в Русском музее, другой в Третьяковке.
Во время Русско-турецкой войны 1877—1878 гг. художник Василий Верещагин служил на Балканах. Он был своего рода военным репортёром, прикомандированным к войскам генерала М. Д. Скобелева: делал карандашные наброски и писал этюды на полях сражений. Поэтому на его картинах война предстаёт такой, как она есть — безобразной, жестокой.
Картина «Шипка-Шейново. Скобелев под Шипкой» — единственная в балканской серии, на которой Верещагин запечатлел радость победы. На фоне горы Святого Николая изображён генерал Михаил Скобелев на белом коне, поздравляющий солдат с победой. За ним — офицеры, среди них Василий Верещагин написал и себя (со знаменем на гнедом коне).
Но и здесь мы видим парад победителей на удалении от зрителя, а на переднем плане — заснеженное поле с неубранными ещё телами погибших, застывшими в самых невероятных, но не придуманных позах. Не случайно французский живописец Жан Луи Эрнест Месонье, увидев картину «Шипка-Шейново. Скобелев под Шипкой», воскликнул: «Это увидено, это наблюдено!»
Доминантой художественной части музея на Шипке я бы назвал вот этот триптих-икону. Не нашёл её описания, но мне кажется, что на ней отражены мотивы Болгарского национально-освободительного восстания (апрель—май 1876), жестоко подавленного турками. Погибли до 30 тысяч мирных жителей. Это событие стало одной из причин русско-турецкой войны 1877—1878 гг.
После осмотра музея поднялись на смотровую площадку башни-памятника Свободы. Вид на запад. Светлое пятно справа — это парковка с торговыми точками, кафе и небольшим отелем.
Ближе к нам от предыдущего кадра хорошо видна главная лестница, ведущая к памятнику (пять маршей из шести). В отдалении виден упоминавшийся памятник на братской могиле русских воинов, павших при защите Шипкинского перевала с 9 августа по 28 декабря 1877 года. Дорожное кольцо вокруг него и парковка — для служебного транспорта и туристических автобусов.
В северо-восточном и восточном направлении открывается панорама Балканских гор с невысокими покрытыми лесом вершинами, укутанными полудневной дымкой.
Одряхлевшие горы, недаром болгары называют их Стара Планина.
Эта скалистая гряда в юго-восточном направлении ведёт к «Орлиному гнезду», о котором я уже упоминал.
Спускаясь со смотровой площадки, задержались на галерее второго яруса у барельефа богини победы Ники.
Ой, птичка вылетела…
Дальше снимал с высоты рельефа и собственного невеликого роста. Некоторые панорамы, мне кажется, получились даже лучше, чем со смотровой площадки. Видимо, оптическая прозрачность атмосферы при наличии дымки зависит от угла наклона камеры.
Попробовали пройти по гребню к «Орлиному гнезду». Не очень далеко ушли, но ближайшую скалу «покорили». Ну как же без обязательной «виктории»…
А сама скала, кажется, не слишком рада.
Более скромные члены команды обошлись простым фото «на память о…" на фоне памятника Свободы и болгарского флага.
Вид памятника с восточной стороны. Заметна надпись «Шипка» — одна из трёх, напоминающих о местах наиболее ожесточённых боёв.
«И пошли они, солнцем палимы…»
И снова панорамы, доступные «от земли».
Как будто снова то же самое, а всё равно как-то иначе, и невозможно оторваться
Но всё-таки пришлось оторваться и вернуться на парковку. На задворках кафе, в которое зашли перекусить, меня почему-то заинтересовал этот топор непривычной для глаза конструкции.
Между тем Ярика уже одарили где-то яблочком,
а у бабушки моих внуков горе горькое: «Ой, мамочки, кошелёк дома забыла…" Не горюй, дорогая, внучек яблочком уже угостился. а денежки целее будут.
Возвращаясь к памятникам и памяти, не могу обойти стороной одну тему. Болгария в мировых войнах официально была в состоянии войны сначала с Россией, затем с Советским Союзом. Сейчас она состоит во враждебном России военном блоке НАТО. Несмотря на это, согласно данным исследования американского социологического центра Pew Research Center, проводившегося в мае 2017 года, 56% болгар считают, что сильная Россия необходима для того, чтобы противостоять Западу. Значит, есть «молчаливое большинство» — народ, и есть решающее меньшинство, делающее политику. Зацикливаться на этом не надо, но и забывать не стоит.
Мы как рядовые туристы, слава богу, с политиками не общаемся. На Шипке всё спокойно.
Теги:
Самостоятельные путешествия, Культурно-познавательный туризм