Были времена, когда любой уважающий себя феодал развешивал в своём замке целые картинные галереи с портретами своих предков. Чем больше было таких живописных полотен — тем старше был род и этим гордились. Известные живописцы ценились.
Шло время, изменялся мир. Французский живописец Деларош (1797- 1856), говоря про фотографию, писал: «Живопись умерла с этого дня». Но даже в наше время живопись и фотография существуют, занимая каждый свою нишу и не вытесняя друг друга.
Если сравнить создание живописных полотен с производством, то сначала картины создаются, затем выставляются для показа, а самы заслуженные и наиболее понравившиеся концентрируются в художественных галереях.
У меня в Болгарии всё получилось с точностью до наоборот. В Старом Несебре набрели на картинную галерею.
Художественная галерея была закрыта на обед. В последнее время в России многие магазины работают без обеда, но от туристов в Болгарии людям тоже надо отдыхать.
В магазинах Несебра вместе со всячиной, рассчитанной на запросы туристов, мы тоже увидели живописные полотна.
В Созополе нам повстречались несколько палаток с картинами,
но вот продавцы не желали засветиться на фотографиях заезжего туриста и тихо ускользали в зоны, куда объектив фотоаппарта не дотягивался.
Очень интересно выглядели картины фентезийного стиля.
Эти картины были не типичны для уличных художников, которых мы встречали в Бургасе и Солнечном Береге.
Ведь когда увидели уличных художников, то создаваемые на глазах прохожих картины были другими.
На потеху туристам во многих курортных городах прошлого века появилась такой симбиоз, как рисование портретов с фотографий. Но местным властям некоторых европейских городов не нравились уличные художники и, начиная с последнего десятилетия прошлого века, их начали вытеснять из многих европейских городов. Было запрещено рисовать на улицах в Мюнхене, Кельне, появились регламенты в Париже и Барселоне для желающих рисовать на улицах.
А вот в Болгарии уличных художников никто не гоняет. Может законы другие или существуют патенты на занятие этой деятельностью, точно сказать не могу. Когда мы прохаживались по Бургасу в промежутке между автобусами при поездке из Солнечного Берега в Созополь и обратно, то возле туристического информационного центра повстречали уличного художника.
Помимо рабочего процесса запечатлели момент, когда художник отдыхал.
Создание картин — это процесс творческий и во многом интимный, многие живописцы не любили показывать свои незаконченные шедевры вплоть до их завершения, а Репин даже после выставки своих картин в галереях старался подправить их Памятник Репину. Художник: реальность, парадоксы и мистика.
Психологически трудно под взгядами зевак творить шедевры.
И самое главное — возразить художники не могут, ведь они сами выбрали трудную судьбу — рисовать в общественных местах.
Непросто заниматься творчеством, когда рядом сидят и контролируют твою деятельность.
В болгарском Солнечном Береге в центре города я насчитал более десятка уличных художников, рисующих портреты с фотографий.
И сюда по количеству портретов, развешенных вокруг творящих картины, услуга востребована.
При этом многие художники не копируют один к одному фотографию, а где-то улучшают, где делают картину на основе нескольких фотографий.
Да и навряд ли киноактёр Джонни Депп приезжал в Солнечный Берег, чтобы позировать в киношном наряде пирата Карибского моря.
Портрет, созданный художником, интереснее как сувенир, чем просто фотография.
Стереотипы в наших мозгах сидят крепко. Но художников — мужчин на слуху много, в отличие от женщин-художников, хотя в Саратове у меня есть знакомые женщины-художники.
Нашёл статистику 2015 года (может быть есть более свежая). В среднем около 30% занимают сольные женские экспозиции в расписаниях мировых музеев.
В Солнечном Береге среди уличных художников были как мужчины,
Главное — они несли радость людям. И это замечательно!
Фотоальбомы к рассказу
Теги:
Самостоятельные путешествия