ООООООООО, АААААААААА, ВАААУУУ, ЙАХУУУ!!!!! Это все мои вопли восторга….Потому что свершилась мечта, и я встретилась с НИМ, самым красивым, самым элегантным, самым большим, самым — пятимачтовым винджаммером Royal Clipper — флагманом всех парусников!!!
18
15
7
Это была настоящая любовь с первого взгляда… Однажды, увидев ЕГО близ Капри, долго не могла отвести от него глаз… Потом встречалась с НИМ еще и еще… И вот, однажды, компьютер вывел его изображение на случайных фото скрин-сейвера. И тут уж душа не выдержала. Все, мой час настал. Пора бронировать ЕГО!!! Цена вопроса… Да бог с ней, с ценой….Готова была отдать все, что угодно, только бы иметь возможность быть на НЕМ!!! Никогда не считала себя особо эмоциональным человеком, а здесь оказался один сплошной экстаз! На этом с эмоциональной частью рассказа покончим, и я попытаюсь рассказать уже более полезную информацию об этом великолепнейшем паруснике. История вопроса Итак, Ройял Клипер (Royal Clipper) — пятимачтовый круизный парусный лайнер, который был построен в 2000 году. Изначально корпус судна предназначался для трехмачтового судна «Gwarek», но в 1999 году он был перестроен в большой парусный корабль. На сегодня это самый большой и единственный в мире пятимачтовый парусник с прямым парусным вооружением. Прообразом парусника стал знаменитый немецкий пятимачтовый винджаммер «Preußen», спущенный на воду в 1902 году. Это был самый большой и самый быстрый парусник, который когда-либо видел мир, но в отличие от «Пруссии» — «Royal Clipper» создавался как пассажирское судно. Теперь к услугам туристов комфортные каюты, спа-центр, салон красоты, марокканская парная, спортзал, три бассейна, библиотека, магазин, а также специальная платформа для занятий водными видами спорта (водными лыжами, дайвингом, снорклингом, кайякингом, серфингом). Кроме того, на самой нижней палубе «Холл капитана Немо» через двадцать четыре иллюминатора с подсветкой можно полюбоваться красотами подводного мира. Автором и реализатором проекта стал шведский предприниматель Микаэль Крафт — владелец небольшого флота крупных круизных судов, с юных лет мечтавший создать королевский парусник. Однажды в польском порту Гданьск он увидел незаконченный стальной корпус для учебного судна, но его строительство прекратилось, и он купил его. Началось переоборудование корабля. К работе были привлечены лучшие дизайнеры и декораторы с лучшими сортами дерева и ткани, собранными со всей Европы. Они создали роскошный интерьер, которого никогда не было на клиперах. Через 14 месяцев парусное судно превратилось в великолепный пассажирский лайнер. Мальчишеская мечта стала реальностью. И почти через сто лет на воду был спущен новый винджаммер почти тех же форм и габаритов, что и «Пруссия». Теперь «Royal Clipper» занял место самого большого парусника в мире, но на «Роял Клипер» совершенно иная — автоматизированная парусная часть. Постановкой парусов занимаются только двадцать человек, при этом вахтенный офицер с мостика отдает «кнопочные» команды механизированным вращающимся реям, а работу выполняют мощные гидравлические лебедки. Кстати, парусник способен проходить под более низкими мостами, чем высота его мачт в рабочем положении. Мачты можно достаточно легко опустить до требуемого уровня. Крестной матерью РК является не кто-нибудь, а сама королева Швеции Сильвия. Она благословила корабль на церемонии присвоении имени в Монако. Сейчас корабль ходит под флагом Мальты. Наш Роял Клиппер — самый младший из трех братьев. Два других — четырехмачтовые близнецы Стар Флаер и Стар Клиппер чуть поменьше и постарше. Корабль Ритм жизни на борту остался таким же, как и сто лет назад: несение вахт, управление парусами и прочее. На мачтах паруса сворачиваются на специальных реях — это новинка в парусной технике. На каждой рее имеется маленький гидравлический мотор, он присоединен к брусу, который проходит сквозь рею. Эта система позволяет без участия человеческих рук свертывать и разворачивать паруса. Это очень удобно при изменении погодных условий и не занимает много времени. Для того, чтобы поднять все паруса, требуется всего 6 минут. На мачте моряки бывают только когда нужно распутать парус или провести профилактические работы. Парусов (а их всего 42) на судне столько, что ими можно покрыть 13 баскетбольных площадок. Что касается хождения под парусами…Конечно, капитан старался при каждой же возможности паруса поднимать, дабы экономить топливо, ну и чтобы пассажиров порадовать, естественно. Но ветер в этот раз зачастую был встречным, поэтому пройти во всей красе возможность предоставлялась не так часто, как хотелось бы. По рассказам самого капитана, лучше всего ходить под парусами на Карибах — там всегда сильные ветра, и парусник сам мчится вперед. Поэтому там пассажирам предлагается особое развлечение — гонки между парусниками, когда Ройал Клиппер соревнуется со своими «братьями» Стар Флайером или Стар Клиппером. Ройал Клипер (РК) по роскоши может состязаться с круизным лайнером: тиковые палубы, отделка корабельных помещений и кают из красного дерева.
4
6
6
На борту имеются три бассейна, у одного из них стеклянное дно, через которое освещается атриум, встроенный между палуб судна. Проходя через три палубы, он освещает три уровня ресторанов. Самая дорогая каюта Owner’s Suite будет стоить 5000 долларов США в неделю на человека. А вообще каюты на паруснике достаточно простые. С одной стороны, здесь есть все, что может понадобиться, а с другой стороны все достаточно скромно. Каюты в основном 10–14 кв. метров. Категории кают от 1–5 различается только площадью в 1 кв.метр. Большинство кают с окном — двойным иллюминатором.
6
5
5
4
1
Из всех категорий самые лучшие каюты типа Owner’s Suites. Здесь есть одна увеличенная кровать и одна большая. Так же есть отдельная гостиная и просторная ванна. Есть две каюты на корме с прямым выходом на палубу. Все каюты имеют отделку красным деревом, мрамором. Имеется большая кровать (что очень приятно), телевизор с ДВД, отдельная душевая — в общем, все компактно, но вполне удобно. В отличие от больших круизных кораблей на РК нет лифтов, широких променадов, лестницы крутые и узкие, двери на палубу так и норовят прихлопнуть пальцы, а ступеньки, канаты, металлические болванки вырастают под ногами в самых неожиданных местах. А что вы хотели, это же настоящий корабль! Обнаружилась библиотека с роскошной обстановкой, камином и неожиданно большим количеством книг на русском. Многотомное собрание Чейза, Пикуль, Грин и прочие книги на морскую тематику (скорее всего, принесенные из домашней библиотеки капитана), детективы и прочее чтиво, явно оставленное прошлыми пассажирами.
9
Сердце корабля расположено в Тропическом баре, на главной палубе. Это большое открытое пространство, где проводятся все основные мероприятия. Это и место встречи для всех экскурсий, и место просмотра развлекательных мероприятий. Здесь также можно выпить бокальчик-другой, попробовать коктейль дня и просто пообщаться с другими пассажирами или даже членами команды.
Зона атриума включает в себя пиано-бар на верхнем уровне, лестницы и ресторан на нижнем уровне. Пиано-бар — это очень комфортное место, прекрасное для отдыха перед обедом или ужином. Здесь каждый вечер за час перед ужином на тарелках выставляются образцы меню, которое будет на ужин, чтобы вы могли иметь точное представление о блюдах. Здесь также сервируются легкие закуски. На среднем уровне есть также магазин, где продаются различные вещи с логотипом Стар Клипперов. Есть тренажерный зал и спа-салон на нижнем уровне, но туда мы так и не дошли. И есть передний зал-лаундж, где периодически устраивают встречи с капитаном, который рассказывает свои «байки» из жизни.
Маршрут круиза Длительность нашего круиза — 10 дней. Круиз проходил по следующему маршруту: Венеция (Италия) — Ровинь (Хорватия) — Хвар (Хорватия) — Дубровник (Хорватия) — Котор (Черногория) — Корфу (Греция) — День в море — Таормина, Сицилия (Италия) — Сорренто (Италия) — острова Понца и Пальмарола (Италия) — Рим (Италия).
11
Ровинь
11
Ровинь
9
Ровинь
9
Ровинь
11
Ровинь
14
Бока-Которска бухта
11
Корфу
10
Корфу
9
Корфу
8
Этна
10
Этна
11
Таормина
9
Таормина
9
Таормина
12
Таормина
8
Таормина
8
Сорренто
10
Понца
5
Понца
11
Понца
12
Понца
11
Понца
10
Пальмарола
6
Пальмарола
О каждом из портов наших остановок я напишу более подробно в отдельных отзывах, дабы не делать кашу из всего. Во время каждой остановки можно высаживаться на берег и гулять либо индивидуально, либо в составе экскурсии. По каждому порту на корабле обычно предлагалось 3–4 экскурсии. Цены, в зависимости от сложности и длительности экскурсии, — от 40 до 100 евро на человека. Посадка и регистрация. Одно из преимуществ круизов на паруснике — это небольшое число пассажиров на борту (у нас было около 200 чел. пассажиров и еще около 100 чел. команды), из-за чего проблемы очередей — будь то регистрация, тендерные перевозки или шведский стол — попросту не существует. Посадка началась в 16–00. Отплытие — в 19–30. Процедура посадки проста. В круизном терминале сдаешь багаж, они сами потом доставляют его на борт и в вашу каюту. В терминале стоит представитель Ройл Клипперс и всем пассажирам парусника предлагает бесплатные соки-воды-фрукты. Никакой регистрации в терминале проходить не нужно. Сразу проходишь к выходу на корабль, где просто сверяют со списком, есть ты там или нет, а затем уже на корабле происходит чек-ин. Регистрация проходит быстро и беспроблемно. Как всегда, паспорта обмениваются на круизный «мультипасс» — пластиковую карту, заменяющую собой на корабле кучу предметов — паспорт, ключи от каюты, кошелек. В 18–45 объявили учебную тревогу, собрали всех в Тропическом баре. Это открытый салон на главной палубе, место всех основных корабельных тусовок. Надо сказать, подошли к этому действу добросовестно, всех заставили одеть оранжевые жилеты. Провели покаютную перекличку на трех языках. Начинали с английского, и если никто не отзывался, переходили на немецкий, потом на французский. С утра процедура повторилась еще раз (видимо, для особо одаренных, не усвоивших урок с первого раза). И вот, наконец, наступил самый торжественный момент дня! В 19–30 под величественную композицию греческого композитора Вангелиса «Завоевание рая» из фильма «1492» наш Ройял Клиппер плавно отчалил от порта Венеции и вдоль Гранд Канала заскользил в морские просторы. Зрелище это ну просто фантастической красоты: паруса раскрыты, играет музыка, всем налили шампанское.
9
4
13
12
7
10
10
Ты плывешь (вернее, идешь, иначе моряки закидают меня тапками) по Венецианской лагуне и понимаешь, что взоры всех на берегу направлены именно на наш красавец парусник, величественно шествующий по лагуне. Офицеры и команда: Компания Стар Клипперс славится своим интернационализмом. Как среди членов команды, так и среди пассажиров обычно граждане десятка, а то и больше стран. Официальных языков, на которых делаются объявления, на корабле 3: английский, немецкий и французский. Сам капитан Брунон Боровка — поляк, старпом — немец, отельный менеджер Паоло — итальянец, круизный директор Лидия Йович — швейцарка хорватского происхождения, главный инженер Никита Свиридюк — русский из Калининграда, корабельный бухгалтер (purser) — очень эффектная блондинка с Украины. В баре работает бармен Сергей из Одессы, есть русские и украинцы и среди технического персонала. Что касается капитана, то Брунон Боровка «капитанит» уже 15 лет. Кстати, ранее я встречала упоминания о том, что капитан на РК русский. Оказывается, периодически капитаны меняются парусниками внутри Стар Клипперс, ну, видимо, для разнообразия))) Так что в этот раз русский капитан был на братском паруснике. Кэп всегда был очень любезным, всегда останавливался поговорить, причем, зная, что мы единственные русские пассажиры на борту, разговаривал даже и по-русски. Круизный директор Лидия свободно говорит на 6 языках, причем, без проблем переключается с одного на другой, даже на середине фразы. Каждый день она на трех языках давала краткую информацию о порте прибытия, что там можно делать, куда сходить, какие экскурсии имеются. Вообще на борту царит абсолютная демократия. Можно поговорить с любым из членов персонала. Все офицеры едят вместе со всеми в столовой, даже иногда могут подсесть за ваш столик. Не могу не упомянуть о случае, произошедшем во время капитанского ужина…Вижу, идет знакомый старичок…Вау, вспомнила!!! Это же его многочисленные фото я видела, когда штудировала информацию о паруснике!!! Это же сам МИКАЭЛЬ КРАФТ, СОЗДАТЕЛЬ!!!!!!!!!!!!! И правда, в этот момент капитан его представляет!!! Это ж очуметь! Господин Крафт затем поведал пассажирам множество занятных историй, которые случались за историю его пребывания на парусниках. А он, как я понимаю, частенько наведывается на борт посмотреть, довольны ли пассажиры, да и вообще, наверно, кайфует человек от своих творений! Контингент пассажиров Пассажиры в большинстве своём — это вездесущие пенсионеры из США, Канады, Германии, Англии, Австралии и Новой Зеландии (что удивительно, ведь не лень было добираться). Было немного французов и прочих национальностей, но очень небольшое число. Россию как пассажиры представляли только мы. Отношение к нам у всех было максимально доброжелательным, даже я бы сказала дружеским. О санкциях никто и не вспоминал))) Что касается молодежи, было немного пар, отмечающих на паруснике свой медовый месяц, ну и молодежь и дети в составе семейств отдыхающих. В числе пассажиров было достаточно много тех, кто уже не в первый раз путешествует со Стар Клипперс. А некоторые путешествовали уже раз 5–6! Вот это любовь! Хотя, чего я удивляюсь, я теперь тоже грежу круизом по Карибам на РК… Атмосфера на борту: никаких правил, никакого дресс-кода. Единственное, о чем просят — это носить брюки на ужин (мужчинам), ну и женщинам быть не в пляжном. В остальное время шорты и купальники — это одежда дня. Так как на борту всего лишь около 200 человек (а это не так много в сравнении с 5 тысячами на больших круизных лайнера), то к концу плавания все общаются как старые друзья. Многих знаешь по именам, со многими общаешься в ходе круиза. А уж персонал практически весь вообще знаешь поименно. Развлечения на борту Здесь, в отличие от больших круизных лайнеров, вы не увидите грандиозных шоу или кабаре. Все развлекательные программы проводит команда судна вместе с капитаном. Все вечера проходят в дружественной атмосфере. Днем можно позагорать и поплавать в бассейне (коих всего 3), или поучаствовать в жизни корабля.
6
4
3
5
6
Моряки научат вас, как вязать узлы, ставить паруса, залезать на мачту и т. д. Возможность залезания на мачту до обзорной площадки (со страховкой) предлагалась три раза в неделю.
3
Самой пожилой пассажиркой, взобравшейся на мачту, была 92 летняя старушка, также среди забирающихся были и маленькие дети. Что представляется абсолютно невозможным на больших лайнерах, так это то, что здесь открытая политика посещения мостика и общения с любым из членов команды, от матроса до капитана. Можно даже, пользуясь добротой капитана, залезть на капитанский мостик и понажимать кнопочки (хотя, конечно, лучше не нажимать). Можно посетить машинный зал, где главный инженер Никита всегда готов рассказать и показать, как что работает. Чем хорош этот парусник, это тем, что корме есть платформа, где есть все необходимое для всех безмоторных видов спорта: купания, виндсерфинга, снорклинга, катания на водных лыжах и «банане».
3
3
7
Есть даже оборудование для дайвинга, вот только не было инструктора в этот раз, поэтому дайвинг-оборудование простаивало.
Можно залезть в гамак, натянутый под бушпритом и поваляться в нем, глядя на бегущую совсем рядом волну.
3
7
Или можно наслаждаться закатом на корме, устроившись на рундуке (который выглядит, как сундук с сокровищами). Вечерами вас ждет развлекательная программа, которую организовывает сама команда: показ мод из ассортимента продукции корабельного магазина, шоу талантов, иногда приглашают танцоров с берега, всевозможные конкурсы. Ближе к концу круиза капитан организовал так называемый фото-тендер. Все желающие могли сесть в тендер и устроить фотосессию корабля со всеми парусами. Тендер ходит по кругу вокруг корабля около 15 минут, чтобы каждый мог сделать невероятнейшие фото красивейшего парусника с разных углов. Интернет на борту…Ээээ, ну если все это вам показалось скучным, и вы просто не можете прожить без сети, на борту есть вай-фай, стоимость — 6 евро/час. Питание и напитки Основное питание организовано в ресторане, у которого потолком является дно бассейна. Очень интересный вид и ощущения! Покушать можете прийти в любое время, занять тот столик, который вам понравится, наряжаться особо не надо. На завтрак и обед работает шведский стол, а ужин по меню. Помимо основного завтрака, есть еще завтрак для ранних пташек с 6 утра в пиано-баре, где предлагаются чай-кофе-фрукты-пирожные; в тропическом баре с 5 до 7 вечера предлагаются закуски (пицца, куриные крылышки, салатики, фрукты), а в пиано баре с 23–45 предлагаются полночные закуски (шашлычки, весенние рулетики, фрукты). Обеды каждый день тематические: азиатский, интернациональный, итальянский, греческий, французский, морепродукты и т. п. Ужин тут не только собственно еда, но и социальное событие. Здесь знакомятся, общаются, обмениваются впечатлениями. Метрдотель обычно спрашивает, на каком языке вы хотите говорить, и сажает к «одноязычным». Мы, естественно, говорили, что наш язык английский, поэтому с нами сажали англоговорящих))) Иногда мы занимали романтический столик на двоих))) Ужин сервируется «а ля карт» по меню, в котором, как правило, имеются три разных закуски на выбор и вегетарианское блюдо, несколько основных блюд, десертов и сырная тарелка. Как я уже упоминала, где-то за час до ужина в пиано-баре вывешивается меню ужина, и выставляются образцы блюд.
6
2
6
Если ничего из предложенного вам так и не понравилось (не представляю такую ситуацию, но все же), то всегда можно заказать стейк и картошку фри в качестве альтернативы))) На «капитанский ужин», как обычно, предлагаются самые изысканные блюда. В этот раз это были хвосты лобстера и говядина по-велингтонски. Качество и разнообразие еды…Даже и не буду особо упоминать об этом. Все на достойнейшем уровне. Единственное, особо хочу отметить десерты. Они просто божественные! Огромнейший респект кондитеру!!! Что касается алкоголя…Цены вполне разумные: от 15 до 30 евро за бутылку. Если вы не выпили всю бутылку, ее сохраняют до следующего раза. Цены на пиво начинаются от 3 евро. Коктейли: от 3,50 евро за коктейль дня до 4,50 евро за остальные коктейли. Бокал шампанского — 3,50 евро. Пронос алкоголя на борт…Конечно, не предполагается, что бы будете проносить алкоголь на борт. Но вообще-то никто ничего не проверяет, не сканирует, можно проносить все, что захочется. Общие мысли: На протяжении всего рассказа я невольно сравнивала путешествие на паруснике с большим круизным лайнером. Определенно, такой круиз не для людей, которые хотят, чтобы им постоянно говорили, что делать, где делать и постоянно развлекали. Также такой круиз не для людей с ограниченными возможностями передвижения, ибо там нет лифтов и масса лестниц. Что касается морской болезни и укачивания… Я хоть с ног до головы запаслась таблеточками, применять их не пришлось. Не качало совсем!!! Один раз близ Сицилии немного море штормило, однако никакого негативного воздействия на здоровье это не оказало. Зато на паруснике у вас есть возможность побыть один на один с природой, любоваться рассветами и закатами. Под парусами, в тишине, которую нарушают лишь всплески волн, можно насладиться звездным небом и луной — в море они особенные. Все это и есть — романтика!!! Выгружались мы с парусника чуть ли не со слезами на глазах, с завистью думая о следующих пассажирах, которые будут наслаждаться в свою очередь всеми романтическими красотами… Перспективы на будущее Президент компании Стар Клипперс Микаэль Крафт, после 15-летнего перерыва, сейчас работает над созданием нового парусника. Новый пятимачтовый барк станет крупнейшим из всех парусников, когда-либо плававших по морям и океанам. Он также будет иметь 5 мачт, только он будет более вместительным, уже будет вмещать до 300 пассажиров. В качестве прообраза нового судна был выбран другой знаменитый парусник начала прошлого века — пятимачтовый барк «France II», самый большой в своём классе. Его длина с бушпритом составляла 144,7 м, ширина — 17 м. По этим параметрам «France II» остаётся по сей день непревзойдённым рекордсменом. Проектом предусматриваются три бассейна, причём один из них будет иметь глубину 6 м и проходить сквозь две палубы. Другой бассейн, как и на «Royal Clipper», будет оснащён стеклянным дном, сквозь которое солнечный свет сможет проникать в центральный атриум. Судно будет иметь всё необходимое для комфортного отдыха: комплекс спа, тренажёрный зал, салоны, бары, библиотеку. В кормовой части судна по образцу «Royal Clipper» предполагается устроить специальную опускаемую площадку-понтон, предназначенную для купания во время стоянки или дрейфа. Контракт на строительство нового парусника заключен с судостроительной компанией Brodosplit (г. Сплит, Хорватия). Предполагается, что барк будет спущен на воду во второй половине 2017 года. А продажи круизов на нём начнутся уже в 2016-м. Как и другие суда компании, парусник будет эксплуатироваться под флагом Мальты. Регионы плаваний — Средиземное море (летом) и Карибский бассейн (зимой). Так что уже можно начинать мечтать…