Мы как-то привыкли к сочетанию «старинный русский город — множество церквей». Вологда в этом отношении не отличается от других провинциальных городков. Да, святыни есть. Кое-что просто в ужасном состоянии, но некоторые храмы восстановлены, отреставрированы, действуют, работы продолжаются. А это уже радует. Я позволю себе провести вас по нашему маршруту и познакомить с вологодскими храмами, а дополнительную информацию можно посмотреть на сайте: www.cultinfo.ru.
Заречье! Да, я была права, решив начать знакомство с Вологдой именно с этого старинного района. Более того, вы не узнаете Вологды, если не побываете в Заречье! Целых шесть храмов на протяжении набережной VI Армии, пусть в разном состоянии, но все равно прекрасных, душевных, намоленных. Раннее утро, мартовский кусачий морозец, тишина, скрип снега под сапогами спешащих на работу людей, замерзшая речка Вологда, нереально-голубое небо и маковки куполов…
Церковь Успения Божией Матери (вторая половина XVIII в.), набережная VI Армии, 121. Теплая. Первоначально была пристроена к холодному храму Дмитрия Прилуцкого, затем разобрана и возведена вновь, чуть поодаль, освящена во имя Успения Пресвятой Богородицы. Небольшая, беленькая, с маленькой синенькой главкой в золотых звездах, увенчанной очень красивым резным крестом. Основной объем храма сильно вытянут в длину, что, оказывается, типично, для зимних (теплых) церквей Севера (мы еще не раз встретим в Вологде подобную архитектуру). Невысокая многогранная колоколенка над входом дополняет облик храма. Он, судя по расписанию служб, действующий, но нуждается в подновлении.
1
Церковь преподобного Дмитрия Прилуцкого на Наволоке (1651 г.), набережная VI Армии, 121. Стоит совсем рядом с Успенским храмом, в ансамбле является холодной (летней). Интересно, что необычным словом «наволок» в старину обозначали низкий речной берег, часто затопляемый в половодье, а ведь именно такой и является современная набережная в Заречье. Церковь крепенькая, яркая, нарядная, ярко-желтые бока украшает белоснежная резьба. Невысокое массивное крылечко плавно переходит в основное помещение церкви с пятью темно-серыми главками все в тех же золоченых звездочках. Читала, что в Дмитриевской церкви сохранились фрески, но она, как и Успенская, в столь ранний час оказалась закрытой.
2
Церковь Николы во Владычной слободе (1669 г.), ул. Гоголя, 108. Этот храм расположен не на первой линии набережной, а во дворах, но увидеть его не сложно. Местность получила свое название по принадлежности Вологодскому Архиерейскому дому, т. е. Владыке. Большая, белая, красивая церковь, отлично отреставрирована, крупные чешуйчатые серые главы тоненькими крестиками пронзают яркое мартовское небо. Особенно интересна красивая резная колокольня причудливой формы — «фонариком» над высоким парадным крыльцом. Никольский храм оказался действующим, внутри — побеленные высокие своды, правда, без росписей, тихо, гулко, торжественно. Кстати, у Никольской церкви есть собственный сайт: www.svnikolai.ru.
2
Церковь Иоанна Златоуста (1664 г.), набережная VI Армии, 105. Жаль, что такая красота не действует. Церковь — высокая, некогда белая, с пятиглавием светло-серых куполов. Приземистая шатровая колокольня. Неприятно стало от вида облупившейся штукатурки и зарешеченных оконных проемов без стекол. Хотя, может, покосившийся забор как раз свидетельствует о том, что Златоустинская церковь восстанавливается? Но как-то грустно.
Сретенская церковь (1731 г.), набережная VI Армии, 85. Очень изящная — полет, пронзительная и печальная красота. Белоснежная, богато украшенная каменным кружевом-резьбой, стройная, такая утонченная. Полукруглые своды крылец. Аккуратные серебристые главки-луковки на тонких шейках, стройная колокольня-свечка, увенчанная тонким шпилем (вспомнился наш Петропавловский храм). Кольнула табличка «Общежитие работников культуры» и почтовый ящик под ней. Да, в советские времена в храмах нередко размещали различные учреждения и квартиры. Хотя, если честно, в голове не укладывается, как в храме, поделенном на комнатушки, жили люди. Впрочем, сейчас, похоже, церковь не обитаема, уж очень запущенный у нее вид. Стоит на берегу реки Вологды, красивая и печальная. Ждет. Дождется ли?..
Небольшой Верхний посад не сказать, что удивил нас и порадовал, скорее, принес привкус горечи и разочарования. От Горнего Успенского монастыря практически ничего не осталось, а некогда прекрасный ансамбль Владимирских церквей тихо умирал в обычном городском дворе. Хорошо, что некоторые храмы все-таки восстановлены. Впрочем, это беда любого русского города, где в прежние времена не ценили и не хранили достояние предков.
Храм Николы на Горе «Золотые кресты» (конец XVII-начало XVIII вв.), ул. Парковая, 17. Примечательно, что такую красивую приставку к своему названию церковь получила от расположенного рядом Успенского собора Горнего Успенского монастыря, славного своими позолоченными крестами на многочисленных главах. Первоначально так и говорили: Никольский храм «у Золотых крестов». Когда же после пожара Успенский собор утратил свое лучезарное убранство, название «Золотые кресты» перешло к Николе на Горе. А мы даже как-то не сразу поняли, что это именно он. Над краснокирпичным храмом не только крестов, но и куполов не было, обезглавленной оказалась и колокольня. Более того, здесь размещалось что-то вроде автобазы. Жуткий вид заброшенности.
Церковь Алексеевская (1714 г.), ул. Парковая, 19а. Когда-то была надвратным храмом бывшего Горнего Успенского женского монастыря, освящена во имя Алексия, человека Божия. Выглядит еще более плачевно, чем соседняя Никольская. Строго говоря, от маленького храма остались лишь стены, обшарпанные, с проступающими сквозь серую штукатурку красными кирпичами. Если бы не табличка, гордо извещающая, что эти горькие останки являются «объектом культурного наследия регионального значения», а, значит, «охраняются государством», мы бы вообще прошли мимо.
Успенская церковь (1692—1697 гг.), ул. Парковая, 19а. Была соборной в комплексе Горнего Успенского женского монастыря. Расположена рядом с Алексеевской и Никольской церквями, но ей повезло значительно больше. Храм действующий, прекрасно отреставрирован, белоснежный, монументальный, торжественный, с крепкими круглыми главами благородного зеленого цвета. Хочется думать, что за восстановлением Успенского храма последует возрождение и его грустных соседок.
1
Церковь Варлаама Хутынского (1780 г.), ул. Засодимского, 14а. Входит в ансамбль бывшего Ильинского монастыря. Очень изящная, миниатюрная, беленькая, с крошечной серенькой луковкой. Над церковкой возвышается небольшая колоколенка-фонарик, украшенная лепными завиточками, тоненькими колонночками и шпилем. Приятная, вся такая аристократичная, благородная.
Церковь Ильи Пророка в Каменье (1698 г.), ул. Засодимского, 14б. Органично дополняет более молодую Варлаамовскую церковку, также принадлежит бывшему Ильинскому монастырю. Храм — прямая противоположность своему соседу. Он такой крепкий, приземистый, даже простоватый, некогда позитивно-желтый, с круглой серой главкой. Скорей всего, использовался, как теплый. Весь Ильинский комплекс милый, но явно нуждается в заботе.
1
Ансамбль Владимирских церквей (XVII—XVIII вв.) на ул. Октябрьской затерялся среди обычных городских дворов. Правда, нашли мы его как-то быстро, практически случайно обнаружив среди домов-пятиэтажек. «Былая красота» — первое, что пришло на ум. Строго говоря, от ансамбля мало, что осталась, и будущая его судьба представляется плачевной. Владимирская холодная церковь (1764 г.), ул. Октябрьская, 46б. Некогда нарядная, бело-розовая, богато украшенная лепниной, с крохотной серой главкой в звездочках. Вид печальный и потрепанный, при входе табличка с названием фирмы по резке стекла, понятно, что храм не действует. Чуть поодаль расположена такая же осиротевшая колокольня (XVIII в.), ул. Октябрьская, 46а. Основательная, шатровая, в кокошниках, жаль, что уже не радует малиновым звоном, собирая прихожан из окрестных домов на воскресную службу. От второй Владимирской теплой церкви (1685—1689 гг.) вообще осталось что-то невразумительное, без куполов, наверное, в ней размещается склад. Очень жаль этот некогда органичный и красивейший ансамбль. Уходили, а мне от души хотелось пожелать, чтобы Владимирские церкви получили вторую жизнь.
2
Церковь святых Константина и Елены (1690 г.), просп. Победы, 85. Интересно, что на табличке значится название «Цареконстантиновская церковь». Вот и снова повеяло дыханием Византии. Храм великолепно отреставрирован, на большом плакате читаем информацию об истории церкви. Узнаем, что «основание храма относится к началу XVI в. Он был поставлен в 1503 г. на месте „сретения“ (встречи) местной святыни — иконы Дмитрия Прилуцкого, которую царь Иван Грозный брал в поход на Казань, икона затем была возвращена городу с благодарностью за дарованную победу. Почти в течение двух столетий храм оставался деревянным. Около 1690 г. на его месте была построенная существующая сейчас каменная церковь с приделом Дмитрия в подземном этаже». Церковь оставила ощущение праздника, такая нарядная, позитивная, просто сказка! Достойный «образец московского зодчества древнерусской архитектуры», высокий белоснежный храм, украшенный рядами кокошников, торжественно увенчанный серебристым пятиглавием. Великолепная бело-зеленая колокольня, похожая на сказочный фонарик и массивное «царское» крыльцо дополняют праздничный облик храма. Мы тихонько зашли внутрь, постояли под побеленными чистыми сводами, послушали службу. Очень яркая и красивая церковь, завершившая наше знакомство со святынями Верхнего посада.
2
Больше повезло историческому Городу — здесь храмы активно восстанавливаются, некоторые уже сейчас выглядят как картинки. Церкви расположены довольно компактно, скажем так, как я и предполагала, из-за малоэтажной застройки центра Вологды их достаточно хорошо видно.
Часовня Владимирской иконы Божией матери (2001—2002 гг.), сквер у Вологодского Кремля. Не хочется применять такое обидное слово «новодел», тем более что современные часовни и церкви — дело не редкое, и это хорошо. Не устаю повторять, что если люди строят храмы — не все еще потеряно в этом мире. Славная часовенка была возведена по проекту архитекторов Германа Виноградова и Андрея Порозова в честь 2000-летия христианства. Небольшая, беленькая, торжественная, с серой приплюснутой луковкой, увенчанной сияющим на солнце крестом. Внутри — очень красивая и яркая мозаичная икона Богородицы, а рядом пушистая веточка мимозы, так трогательно!
1
Церковь Александра Невского (1760 г.), Кремлевская пл., 1. Очень милый храм, изящный, небольшой, светло-голубой с белоснежной отделкой, увенчанный крошечной главкой. Над входом расположена резная колокольня с тонким шпилем. Церковь действующая. Мы зашли внутрь и на фоне чистых белых стен без фресок полюбовались богатым иконостасом. «Передали привет» от нашей любимой часовенки Александра Невского в Ярославле.
2
Храм Покрова пресвятой Богородицы на Торгу (1778—1780 гг.), Торговая пл., 8. Как можно судить по названию, он находится рядом с рынком. Чистенький беленький резной храм обрамляет симпатичное крылечко с полукруглым сводом над входом и массивными колоннами, над которым высится миниатюрная колокольня. Сквозь строительные леса просматривается яркая зеленая кровля и крепкая серая главка-луковка. Храм действующий, внутри — все мило. Подробную информацию можно прочесть на сайте храма: www.vologda-pokrov.ru.
Церковь Казанская (на Торгу) (1760 г.), Торговая пл., 6. Расположена недалеко от Покровского храма, тоже действующая. Простая, лаконичная, небольшая, белая, две темно-серые луковки. Стоит прямо на оживленном проспекте, рядом с остановкой транспорта, но кажется очень уютной, теплой и доброй.
Храм святого Николая на Глинках (1676 г.), ул. Мира, напротив ТЦ «Оазис». Строго говоря, именно его мы увидели первым, ранним утром изучая окрестности вокзала и делая первые шаги по земле вологодской. Правда, тогда мы толком его не осмотрели. Позднее с интересом прочли информацию о судьбе храма: «Построен на пожертвования горожан в 1676 г. по благословлению архиепископа Вологодского и Белозерского Маркела. В 1930 г. приход был закрыт, здание храма национализировано, обезглавлено и разорено. На протяжении многих лет использовалось различными светскими организациями. В 1995 г. храм возвратили Вологодской Епархии Русской Православной Церкви. История храма связана с именами святых Русской Православной Церкви. В середине XVI в. в приходе жил до принятия иноческого сана преподобный Галактион Вологодский; в 1788 г. в приходе родился известный затворник — преподобный Георгий Задонский; здесь прошло детство и юность преподобного Пимена Угрешского». Храм очень интересного нежно-зеленого цвета (большинство вологодских церквей просто белые), с небольшой малахитовой главкой. Сейчас церковь реставрируется, встроенная колокольня в лесах, действует.
Небольшой район Нижнего посада, конечно, скромнее по памятникам религиозной архитектуры, но стоит заглянуть и сюда.
Покровская церковь на Козлене (1704—1710 гг.), ул. Первомайская, 12. Козленской именовалась слобода, здесь проживали знаменитые вологодские канатчики. По преданию, в слободку не раз наведывался бывавший в Вологде Петр I, которому жители преподнесли икону Пресвятой Богородицы Неопалимой Купины, защищающей от пожаров. Император, в свою очередь, повелел хранить древний образ в приходской Покровской церкви. С первого взгляда церковь нам понравилась: милая, ярко-желтая, с белой отделочкой, очень интересен основной объем храма — многогранный фонарик с густо-серой круглой луковкой, над входом — лаконичная невысокая колокольня. Но внутри темно и даже мрачновато, горят свечи. Древние росписи в густых синих тонах на стенах и куполе, огромный деревянный иконостас. Впечатление еще испортило то, что при входе в храм стоял… гроб. А снаружи церковь выглядела такой позитивной.
2
Вернемся снова в Заречье. Последний его, шестой храм, можно посетить наряду с остальными, если вы на машине. Мы засомневались в своих силах (все-таки идти порядка сотни домов), а на следующий день чудесным образом вышло так, что он был расположен по пути от нашего жилья в центр.
Церковь Андрея Первозванного во Фрязинове (1670 г.), набережная VI Армии, 205. Храм красивый, благородный, белоснежный, высокий, увенчан большой серебристой главой с золотистым крестом. На наружной стене торжественная икона. Внешнюю простоту убранства дополняла маленькая симпатичная резная бело-зеленая колокольня. Внутри Андреевского храма было тепло и приятно пахло ладаном, шла утренняя служба. Старинные иконы в позолоченных окладах, свечи перед ними на фоне низких белых сводов без фресок. В церкви оказалось немало народа, особенно мам с детишками. При Андреевском храме действует Воскресная школа. Он произвел приятное впечатление настоящего приходского храма. А дома я прочла, что именно около этой церкви снимал комнату Н.Рубцов.
И еще раз заглянем в Нижний посад, чтобы найти там еще одну замечательную святыню.
Церковь Иоанна Предтечи в Рощенье (1710 г.), Советский просп., 1. Эта дивная церковь находится в симпатичном тенистом парке практически в центре города, почти напротив музея «Вологда на рубеже веков». Совсем рядом — оживленная магистраль, площадь Революции с монументами, детский парк, городская суета. А приходишь сюда и будто оказываешься в сказочном царстве тишины и покоя. Церковь старинная, небольшая, желтенькая с белой отделкой, миниатюрная серая главка и встроенная симпатичная колокольня с острым шпилем. Действует, но нуждается в реставрации. Внутри тихо и спокойно, по-домашнему пахнет дровами и печкой. Низкие массивные беленые своды, полумрак, разбавленный лишь светом горящих свечей. Предтеченская церковь оставила очень приятное впечатление и как бы поставила точку в нашей прогулке по вологодским святыням.