Вологодский кремль, или, вернее, Архиерейский двор, расположенный в самом центре Вологды, в так называемом Городе, не только прекрасное украшение северянки, но и ее душа, ее история.
Сейчас на территории Архиерейского двора находится ГУК «Вологодский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник» (Вологодский Кремль).
Адрес: г. Вологда, ул. С. Орлова, д.15, режим работы: 10.00–17.00, выходные дни: понедельник, вторник. Сайт: www.vologdamuseum.ru. Тел./факс: (8172) 72-22-83, тел./факс экскурсионно-просветительного отдела: (8172) 72-25-11. E-mail: museum@vologda.ru, museum.admin@vologda.ru.
3
2
Филиалы: «Дом-музей Петра I» (Петровский домик), выставочный комплекс «Вологда на рубеже веков», музей «Мир забытых вещей», музей-квартира К. Н. Батюшкова, музей «Литература. Искусство. Век ХХ», дом-музей А. Ф. Можайского, экспозиция «Вологодская ссылка», архитектурно-этнографический музей Вологодской области, «Музей кружева». О некоторых из них расскажу поподробнее в соответствующей главе.
Архитектурный ансамбль Архиерейского двора довольно компактный, но интересный, он состоит из построек XVI—XVIII вв. — храмов, палат, крепостных стен. В 1671—1675 гг. был обнесен каменными стенами, став настоящей неприступной крепостью. С XIX в. за ансамблем утвердилось наименование «Вологодский Кремль».
В первую очередь внимание привлекает величественный Софийский собор. Мы любовались его красотой еще с противоположного берега, гуляя по Заречью. Вблизи же собор произвел неизгладимое впечатление. Он монументален, торжественен, грандиозен и в то же время строг и лаконичен. В нем чувствуется суровая северная красота. И, наверное, именно этот собор мог повелеть построить такой неоднозначный царь, как Иван Грозный.
2
Возведение лучшего собора Вологды, равно как и Архиерейского двора, активно разворачивалось с 1565 по 1570 гг. Но после «дурного знака» почти уже законченный собор ожидал своей участи аж 17 лет. К счастью, небеса покровительствовали северянке и ее главной святыни, Софию все-таки освятили (пусть и после смерти грозного царя). Разрушения, реставрации, переделки — ничто не обошло стороной красавца-собора. В 1686—1687 гг. он был расписан ярославскими изографами — Дмитрием Григорьевичем Плехановым с 30 товарищами, о чем повествует надпись на стене внутри храма. К сожалению, полюбоваться внутренним убранством Софии нам не удалось. Кажется, собор был на реставрации, по крайней мере, снег вокруг его крыльца был чист и нетронут, не вели в стены вологодской святыни ни следы любопытных туристов, ни рабочих.
Но все равно Софийский собор произвел неизгладимое впечатление. Белый, огромный пятиглавый собор с классическими серыми куполами-луковками, увенчанными утонченными крестами, на фоне ослепительного снега и безоблачного неба выглядел совершенным. Впечатлил — ничего не сказать, поразил, вызвал трепет, восторг, восхищение, ни чем-нибудь, не помпезностью, роскошью и особым изыском отделки, — а именно этой лаконичной идеальностью форм, какой-то внутренней самодостаточностью. Он не просто красив, он — по-настоящему великолепен, по-северному прекрасен!
Еще меня очень удивило название собора — Софийский. Как-то принято именовать центральные святыни городов и монастырей Успенскими, Рождественскими, Воскресенскими, Вознесенскими или, допустим, в честь чудесного явления икон (например, Казанской, Владимирской Божией матери). Вообще, у нас не очень популярны женские имена. Вот храмы в честь Ильи, Михаила, Николы, Иоанна, Дмитрия (сразу же вспоминается Ростов Великий) — наиболее часто встречаются в наших городах. Пытаюсь вспомнить названия церквей в честь святых-женщин, на память приходит лишь, пожалуй, Параскева Пятница (к примеру, Пятницкий храм в Большом селе). Но София?! Позднее мы увидим церковь во имя святых Константина и Елены, и я опять смутно почувствую ветерок Византии здесь, на севере, в Вологде…
На самом деле примерно можно объяснить такое нетипичное наименование собора, ведь строил его Иван Грозный. И, как знать, может, думал он в тот момент не столько о будущем, сколько о предках своих, в том числе бабушке Софии Палеолог. И о ее несметных богатствах, библиотеке ее заветной, с любовью привезенной из дальних стран в качестве приданого. Ну, а дальше, имея богатую фантазию, можно высказывать предположения о кладах, тайнах, загадках и легенде «о кирпиче»…
А только много ли вы назовете в России соборов, посвященных мудрой (опять фолиантами бесценными повеяло) Софии? Я что-то не припомню ни одного…
1
Колокольня. Стройную красавицу, органично дополнившую Софийский собор, дошедшую до нас из глубины веков, построили в 1869—1870 гг. на месте шатровой колокольни 1659 г. Проектом ее перестройки занимался губернский архитектор В. Н. Шильдкнехт. Примечательно, что высота вологодской доминанты — 78,5 м, а на площадке звонов сохранились колокола XVII—XIX вв. Украшением колокольни Софийского собора и сейчас служат часы-куранты, изготовленные фирмой братьев Гутеноп в 1871 г. Колокольня действительно величественна, такая пышная белоснежная свеча, украшенная бирюзовой отделкой и интересными стрельчатыми проемами. Ее венчает крупная позолоченная главка-луковка с лучистым крестом. Жаль, что в марте еще нельзя было подняться на колокольню, читала, что с нее открывается изумительный вид на город и окрестности.
2
Воскресенский собор. Построен в 1772—1776 гг. на месте разобранной Юго-Восточной башни крепостной стены Кремля по проекту архитектора Златицкого. Храм выполнен в пышном стиле барокко, очень красив, интересно и богато декорирован, весь такой ярко-желтый с белыми лепными украшениями, увенчанный маленькими главками на шейках-башенках и большим центральным куполом. Он больше похож на сказочный дворец. Воскресенский собор служит прекрасным украшением Кремлевской площади, но, увы, не действует. В нем сейчас располагается Вологодская областная картинная галерея, судя по описаниям, довольно неплохая. К сожалению, попасть нам сюда не удалось, двери были закрыты, а объявление гласило, что до 18 марта происходит что-то типа инвентаризации экспозиции. Так что пришлось лишь полюбоваться помпезной архитектурой Воскресенского собора.
1
Симоновский корпус с церковью Рождества Христова (1669—1670 гг.) представляет собой большое трехэтажное здание с двухъярусной галереей на главном фасаде и высоко поднятым четвериком домовой церкви с главкой. Здесь располагались парадные апартаменты, Христорождественская церковь, личные покои архиерея и кельи монахов, служивших при доме, а также кухни, хлебопекарни, трапезная низших служителей; над церковью была архиерейская ризница. Располагающаяся в стенах Симоновского корпуса Крестовая палата была гордостью и украшением Архиерейского двора. Действительно, корпус выглядит строго и торжественно, слегка потертая красная штукатурка придает ему некую солидность, дыхание времени, а белый декор небольших окон и открытой галереи — парадность. Здание увенчано серебристой главкой — очень в стиле вологодских храмов. Сейчас здесь размещаются музейные экспозиции.
1
Воздвиженская церковь над святыми воротами очень лаконична, белая, компактная, ее облик оживляют симпатичные резные «арочки» и тоненькая шейка-барабан, увенчанная маленькой серой главкой, расположенной на подобии «перевернутого колокольчика». Очень мило.
1
Интересен пышный Иосифовский корпус (1764—1769 гг.). Его нарядность и замысловатая отделка сразу привлекают взгляд. Примечательно, что внутри здания сохранилось несколько потрясающе красивых печей, дошедших до нас с XVIII в. На их яркие, позитивные и интересные изразцы можно полюбоваться и сегодня, если посетить расположенные в корпусе музейные экспозиции.
1
Гуляя под лазоревым мартовским небом по уютной небольшой территории бывшего Архиерейского двора мы с удовольствием продолжили знакомство с его архитектурой. Пусть он не блещет роскошью и количеством святынь, как, скажем, Архиерейский двор Ростова Великого, не огромен по площади, но есть в нем что-то теплое, душевное, уютное. Среди архитектурных памятников следует обратить внимание на Экономский корпус (1659 г.), Консисторский корпус (1740 — 1774 гг.), Гаврииловский корпус (конец XVII в.), Безымянный и Иринеевский корпуса, Юго-Западную башню Кремля и Южную стену с Трехэтажным корпусом. Здесь тоже размещаются службы музея-заповедника. Очень понравился так называемый Летний домик, такой симпатичный и деревянный.
2
От архитектуры бывшего Архиерейского двора перейдем к его наследнику — Вологодскому музею-заповеднику. Его экспозиции мы посетили на следующий день и остались довольны. Не скажу, что коллекции особо отличаются от того же нашего музея-заповедника, но по-своему интересны хотя бы потому, что любовно рассказывают о милом вологодском крае, его прошлом и настоящем.
Стоимость билета — 50 руб. Залов много, экспонаты — разнообразны. Особенно понравились те самые старинные изразцовые печи — настоящее чудо! Занимательные историко-краеведческие экспозиции, повествующие о древних временах археологические находки (черепки, наконечники, женские украшения и прочие предметы быта и охоты — воспоминания о каменном веке), запомнился еще скелет — «женское погребение из Караваевского могильника» (аж мурашки по коже!), различные вещицы, чудом дошедшие из бронзового, раннежелезного веков, средневековья. В зале, иллюстрировавшем времена польско-литовской интервенции, обратили внимание на одеяние русичей (кольчуга, шлем, шит, металлическое оружие, образа). Интересно было ознакомиться с коллекцией портретов XVIII—XIX вв.
Понравился обширный отдел «Природа», очень красочные диорамы: здесь и стая свирепых волков, и хозяин русских лесов — медведь, кабан, лисы, суровые сохатые, бобры, птицы вологодского края (тетерева, утки, совы), коллекции ископаемых, гербарии и многое-многое другое. Здорово, что диорамы показывают представителей вологодской фауны не только в их естественной среде обитания (вот вам лесная чаща, а здесь поле, берег реки, солнечная полянка), но и по временам года. Очень актуально для сегодняшнего мира и по своему злободневно: рысята, в зимнем лесу загрызшие беленького барашка, коварный филин, схвативший на безмятежном цветочном лугу уточку. Вот так и в жизни у нас происходит: или ты, или тебя. Наверное, стоит задуматься… Содержательная и обширная экспозиция, думаю, нужно посетить и с детьми.
Впечатлила большая выставка, посвященная Великой Отечественной войне. В нескольких залах представлены старые документы, фотографии, плакаты, письма, одежда, личные вещи, особенно запомнились макет локомотива и стенд, повествующий о военном хирурге (халат, инструменты). Сильная, правильная экспозиция.
Наверное, мы увидели далеко не все фонды, которыми располагает Вологодский музей-заповедник, но впечатления остались самые приятные.