Сегодня хотела поехать к Фудзи, так как по прогнозу погоды это был единственный ясный день на весь период путешествия. Как всегда что-то пошло не так. С утра проверила по веб-камерам погоду на Фудзи, гора была закрыта тучами, а значит нужно снова менять планы. Решила выполнить сегодня план от последнего дня, а именно: деревня Омия, музей бонсай, сад Рикугиэн и cад Коисикава Коракуэн.
В 7 утра я уже была в Старбаксе и пила свой кофе с чизкейком. Так как проездной был активирован только с 23 ноября, то ехать в Омию пришлось за наличные. Минут пятнадцать я как обычно вела совет со своей жабой стоит ли тратить свои кровные или лучше дождаться активации проездного и поехать бесплатно в последний день. Решилась ехать сегодня и как в последствии оказалось, это даже хорошо, так как в последний день было совершенно не до этого и я бы ничего не успела.
На станции Токио вновь увидела рестораныс макетами еды, в некоторых путеводителях даже советуют посетить улицу с магазинами, специализирующимися на продаже таких вот макетов.
Специально оборудованные комнаты для курения.
До отправления поездка оставалось около 20 минут, можно было в принципе подождать и в комнате ожидания. Такие комнаты — лучшая идея для пассажиров, не нужно мокнуть под дождем, мерзнуть или умирать от жары, всегда можно пройти в комнату ожидания и, сидя в мягких креслах, дождаться своего поезда. Почему у нас таких нет?
Сидеть в кресле мне не хотелось, поэтому я праздно ходила по платформе и рассматривала автоматы по продаже напитков. Зачастую они устроены одинаково, но мне впервые повстречался полностью сенсорный экран.
Японцы любят всякого рода автоматы. Кроме напитков, я также видела автоматы по продаже газет, сигарет, презервативов, атрибутики аниме, игрушек и так далее. На фото автомат с газетами.
Ехать до Омия долго, что-то около часа. На станции было совсем немноголюдно. Омия (Omiya) — небольшая деревня, а также сообщество садоводов бонсай, основанное в 1925 году. После великого землетрясения Канто в 1923 году питомники бонсай и садоводы были вынуждены искать себе новое место. Омия была выбрана благодаря хорошей почве и доступной земле. Деревня находится в спокойном жилом районе в префектуре Сайтама, она и по сей день привлекает любителей бонсай со всего мира.
Практически все частные дома здесь имеют свою коллекцию бонсай.
Бонсай нарисован даже на дороге.
Тихие узкие улицы, отсутствие людей, полное уединение и покой — приятно здесь гулять.
Велосипедная парковка напомнила мне снова Амстердам.
Сначала я пропустила вход музей и зашла не с той стороны, затем вернулась немного назад. Странно, как можно было не заметить афишу и огромные стриженные деревья.
Многим известно, что Япония славится бонсай, но немногие знают, что концепция бонсай была завезена сюда из Китая. В отличие от Китая в Японии принято использовать горшки менее кричащих оттенков, здесь больше ценится простота и изящество, каждый элемент, добавляемый к бонсай, вносит свой вклад в общую эстетику композиции.
Деревья бонсай делятся на две группы: Shohaku или хвойные и Zoki или деревья, изменяющиеся в зависимости от времен года, сюда можно отнести клены, вишню, айву и т. д.
По композиции бонсай бывают нескольких видов:
- Обычные прямые деревья — ствол прямой, верхушка находится над корнем. Либо ствол может иметь изгиб, но верхушка все равно находится над корнем
- Деревья с наклоном — здесь все понятно
- Каскад — дерево растет вниз, верхушка находится ниже корня
- Скала — дерево растет на камнях или скале
- Лес — многоствольный бонсай, имитирующий лес, как правило, это несколько деревьев с единым корнем.
Некоторые бонсай могут содержать отмершие белые части ветвей или ствола, такие элементы намеренно не убирают, чтобы продемонстрировать природу в своем естестве. Отмершая часть ствола называется «Шари», отмершая часть ветви называется «Джин», они создают контраст с зеленой листвой.
Вырастить бонсай не так уж и просто, основные этапы по выращиванию включают в себя:
- Полив. Важно следить за влажностью почвы и не допускать её пересыхания или переувлажнения, так как это может привести к корневой гнили.
- Обрезка. Форма бонсай создается путем обрезки ненужных и заросших ветвей, данный процесс необратимый и новые ветви не отрастут, так что нужно быть с этим предельно внимательным и хорошо представлять себе ту форму, которую планируется создать.
- Наложение проволоки. Нужно иметь достаточно опыта, чтобы правильно обернуть дерево и ветви, не повреждая их.
- Пересадка. Со временем корни прорастают, а старая почва блокирует циркуляцию воздуха. Бонсай нужно пересаживать в свежую почву и подрезать корни. Частота этого действия зависит от вида дерева.
Чтобы оценить бонсай, нужно сначала посмотреть на него и получить общее впечатление, затем опустить линию взгляда на тот же уровень, что и бонсай и попытаться представить себя маленьким, глядя на дерево в естественной среде. Я пыталась присесть практически у каждого дерева и посмотреть на него как бы снизу вверх, это дает всю гамму эстетического наслаждения от увиденного.
Музей Бонсай (Omiya Bonsai Art) — вход стоит 300 йен, можно взять аудиогид еще за 300 йен. На русском аудиогида, конечно, не было, зато был на английском. В первом зале нельзя фотографировать, здесь выставлены самые прекрасные деревья бонсай работы Масахико Кимуры. Один из запоминающихся экспонатов — небольшая группа кедров, корнями проросшая через камни. Выглядело это все так: плоские камни толщиной меньше сантиметра, но по длине и ширине что-то около полуметра, были установлены вертикально друг рядом с другом с промежутками около пары сантиметров, эти промежутки были заполнены почвой. Со стороны все это выглядело как многослойный бутерброд из почвы и камней. Сверху на этих камнях была высажена небольшая группа кедров, корни которых проросли в прорези между этими камнями и глубоко ушли в горшок. В общем, сложно описать, нужно видеть — целая скала и миниатюрный лес. Жаль нет фотографий, единственные три экспоната, которые можно фотографировать.
После этого зала все посетители переходят в сад бонсай. Сад разделен на две части, та что поменьше — там можно фотографировать, та что больше, где и деревья поразнообразнее — нельзя. За всем следит охранник, он ни раз подходил ко мне и советовал прослушать аудиогид, затем показывал как нужно нажимать на нем кнопки.
Так как уже осень, то многие деревья сбросили листву. Граб, 60 лет.
Пример каскада, верхушка ниже корня.
Японский можжевельник, по оценкам 800 лет. Наглядный пример «шари» или отмершего ствола.
Небольшой лес, белые сосны, 120 лет.
Самое шикарное дерево, на мой взгляд, это белая коряга с красными ягодками. Судя по подписи это падуб или остролист, 160 лет.
Что-то наподобие этого есть и во втором саду, по-моему, то была бонсай-рябина, она очень красиво смотрится и удачно вписалась бы в любой интерьер. Также был выставлен бонсай-хурма и огромный бонсай-кедр 500 летней давности. Вид со второго этажа музея, на фото он справа у забора.
Еще один из залов музея представляет собой выставку картин, фотографий и информации по содержанию и выращиванию бонсай.
«Needlework in Joreishiki, Ladies Meeting» Yoshu Chikanobu, 19 век. Картина, на которой изображены женщины 19 века за шитьем и глаженьем кимоно, в правом верхнем углу, конечно, бонсай, куда без него. Стоит заметить, что гладят кимоно кастрюлей, наполненной горячими углями.
«Autumn Color, from the Flowers in the Four Seasons» Utagawa Toyokuni Ⅲ, 1853. Картина, на которой изображен ночной осенний фестиваль. За актерами кабуки находятся садовые полки с горшками, опять же есть бонсай.
«Enumeration of Bonsai» Utagawa Hiroshige Ⅱ, 1852, ксилография. На данной картине перечислены множество видов бонсай, горшков и цветовых решений. Подобные картины с перечислением однотипных предметов были настолько популярны, что даже получили собственное название Monozukushie.
«Ferry at Sumida Riverbank» Yoshu Chikanobu, 1895. Паромная переправа по реке Сумида на противоположный берег в район Асакуса. Бонсай на этой картине разглядеть сложно, но он есть.в руках у мужчины в лодке.
На выходе из музея висит вывеска со стрелкой, указывающей на магазин бонсай. У меня вроде и было желание узнать цены, но я передумала и пошла в питомник. Стоило мне немного отойти от музея, как за мной побежала кассир, она извинилась и попросила вернуть ей аудиогид, висевший у меня на шее. Не очень красиво получилось, но думаю она на меня не в обиде. Через десять минут я была уже на входе в питомник, огромные горшки с деревьям стоят прямо на улице.
Внутри опять же нельзя фотографировать, так что только две фотографии со входа
Внутренний двор напоминает ботанический сад, каких только деревьев тут нет: большие, маленькие, «саженцы». Некоторые деревья хорошо ухожены, другие заросли сорняками и травой, особенно этим страдали горшки с целыми миниатюрными лесами. То там, то здесь навалены горшки для бонсай. По рядам уныло бродило несколько покупателей.
У меня не было возможности задержаться надолго, так как время уже было час дня, нужно было успеть в два сада. В парк Рикугиэн добралась примерно через полтора часа, около часа на поезд, далее пересадка на метро, здесь пришлось пройтись около километра и еще с пол часа на самом метро. Пообедала не отходя от кассы, в раменной прямо на выходе из метро. Внутри как обычно стоит автомат по выдаче талончиков. Выбираем рамен, оплачиваем, получаем талон и отдаем официанту. Я заказала себе половину порции удона с соленой курицей, в меню был и кицуне-удон, который я планировала попробовать в эту поездку, но дегустацию этого рамена отложила на другой день. В раменной было занято всего два столика, причем за одним сидели мужчины в возрасте, на вид офисные работники, они очень долго и внимательно меня рассматривали, наверное, у меня рога проросли или борода.
Сад Рикугиэн (Rikugien Gardens) находился прямо напротив раменной. Удивительно, но солнце уже садилось, вроде и не темно, но и не светло. Короткий световой день очень подпортил мне поездку, так как в 16.00 уже было невозможно сделать нормальную фотографию с таким освещением, а в 16.30 полностью темнело.
Вход в парк стоит 300 йен, возле касс можно поставить красивый штамп. Парк, на мой взгляд, не очень живописный. Во-первых, мало клёнов, кто уж его советовал как прекрасное место для момидзи, я не помню. Во-вторых, много где нельзя использовать монопод, так что сделать селфи не получится, мне как одинокому путешественнику, это критично. В-третьих, здесь много людей. Сделать фотографии с видом на озеро и при этом, чтобы кто-нибудь не засветился на фоне, очень сложно. Но как бы то ни было, я уже в парке, так что наслаждалась прогулкой как могла.
Можно подняться на холм, откуда открывается вид на озеро. Мне кажется, отсюда лучший вид, остальные места уступают.
В другой части парка выступал какой-то клоун, он держал кофейник чуть ли не у себя на носу и, подбрасывая его, снимал и надевал крышку обратно.
После парка хотела поехать в сад Коисикава Коракуэн, но так как уже смеркалось, изменила свой план и поехала на смотровую Seaside Top Observatory. По моим расчетам эта смотровая самая дешевая, находится рядом с метро и при этом ничуть не уступает остальным, плюс с неё хорошо видно телевизионную башню Токио.
Доехала на метро, вышла, а уже темно. Вот так, время 17.00, темень и все смотровые, парки и другие объекты на открытом воздухе отменяются. Даже ранний подъем в 5–6 часов утра не гарантировал мне посещение больше двух мест в день. При подъеме в 6 утра, к 7 я только приходила в кафе на завтрак, далее сам завтрак не меньше получаса, но обычно час, затем долгая дорога к очередной достопримечательности, в итоге первый объект я посещала только часам к 10 утра, пара часов уходила на осмотр, затем обед, затем дорога ко второй достопримечательности, глядь — а там уже и время к 16, темнеет.
Что поделать, не ехать же назад, решила прогуляться до Токийской телебашни (Tokyo Tower). Дорога проходила через храм Зодзедзи, не понимаю почему он мало известен и его нет в путеводителях (в принципе также как и моей смотровой Seaside Top Observatory). Насколько я знаю, это храм нерожденных младенцев и каждый родитель украшает каменную статуэтку младенца в детскую одежду. По его периметру стояли сотни статуэток в красных воротничках, вязаных шапочках и с вертушками, в ночи это смотрится пугающе, тем более что был ветер и вертушки изо всех сил крутились.
Вот и показалась телебашня.
На минутку я задумалась не посетить ли мне именно эту смотровую, но 900 йен за нижний этаж сделали свое дело — я зажала денег. Возле Токийской башни уже все было готово к новому году: гирлянды, небольшая аллея с огромным количеством разных видов хвойных.
А что это за существа с пластырем на лице я не знаю
Дорога от метро Daimon до метро Akabanebashi заняла не так много времени, как я полагала. Так как был еще ранний вечер, поехала на станцию Шиндзюку есть суши. Казалось бы почему именно туда. Всё дело в том, что еще до поездки я составила список ресторанов, которые мне хотелось бы посетить, список этот основан на рейтингах сайтов о Японии. В топ-10 лучших ресторанов суши входил Himawari Zushi Shintoshin, туда и направилась. Что могу сказать по факту, рыба оказалась превосходной, меню разнообразное, само место достойно лучших похвал. Мой заказ: угорь, несколько видов лосося, икра тобико, гребешки, осьминог и японское пиво Kirin. В тот день я, наконец, узнала какие на вкус настоящие, свежие морские гребешки. Это же просто объедение, ничего нежнее еще не пробовала, они просто таяли во рту и были слегка сладковаты. Икра летучей рыбы тоже сильно удивила. В отличие от икры, которую подают у нас в ресторанах, японская (настоящая) крупнее, темнее (ближе к бордовому) и жестче. Когда её жуешь, приходится работать челюстями, треск стоит по всей голове. Угорь тоже выше всяких похвал. В общем, ужин удался.
У меня бы было и дальнейшее продолжение вечера, но как назло разрядился роутер, телефон и аккумулятор. Чтобы не заблудиться, никуда больше не поехала, походила по магазинам, а затем вернулась на станцию Токио. На станции купила на ужин какие-то сэндвичи, воду и попробовала свежевыжатый сок из японских дынь. Я бы не стала его пробовать, но меня заманила девушка, которая во всю глотку зазывала к ним на сок. Самый дорогой из предложенных был как раз из дыни, если кто помнит, то дыня в Японии стоит очень дорого, она маленькая и светло-зеленого цвета. На вкус сок оказался не очень, дыня была не спелой. Стоимость стаканчика 432 йены. Прилавок с фруктами неподалеку, киви по 630 рублей и мандарины по 514 рублей.
Местная пекарня. Каждый берет поднос и щипцы и накладывает себе выпечку.