В декабре 2017 года мы с мужем прилетели в Париж и обосновались в доме, примыкающем своей спиной и боком к шикарной гостинице Бристоль. Хозяин Airbnb в процессе сдачи жилья так много раз напоминал нам о почти отсутствующей разнице между его квартирой и сверх-знаменитым соседом, что совсем нас загипнотизировал, и вселившись, мы чувствовали себя постояльцами Бристоля.
Наш «Бристоль» был расположен на Авеню Матиньон. На эту улицу я и вышла утром первого дня в Париже. Настроение было довольно кислое: в самолете из Лос-Анджелеса я потеряла или у меня украли IPad. Ночные звонки в компанию Air France и в бюро находок аэропорта оказались безрезультатными. Также, как теперь уже известно, не принесло пользы и заполнение длинных форм на сайте Lost and Found, где я описала приметы пропажи.
Я нечасто теряю вещи, но когда теряю, долго не могу смириться с исчезновением кошельков и ключей и продолжаю их мысленно искать. Погруженная в разгадывание неразрешимого ребуса о потерянном гаджете я брела по городу, обходя безразмерные лужи, в которых отражалось серое небо, готовое пролиться очередным дождем. Запланированный праздник от встречи с Парижем никак не наступал.
Первое веселое слово прокричали пузыри, выдутые из окон дома.
Арт-магазин на Авеню Матиньон был под завязку наполнен скульптурами Ники де Сен-Фалль. Я знала, что встречу работы знаменитой француженки в столице Франции, но не ожидала, что ее искусство вот так выскочит в ста метрах от гостиницы в витрине художественного салона в первые минуты пребывания в Париже.
Я думаю, мало кому знакомо имя Ники де Сен-Фалль, сложное оно для запоминания, но выдуманные ей колоритные, массивные, несерьёзные, напоминающие героев мультфильмов скульптуры вам, несомненно, встречались. Они веселят глаз в парках и на площадях многих городов от Нью-Йорка до Токио.
Ники де Сен-Фалль родилась 29 октября 1930 года в Нейи-Сюр-Сен, недалеко от Парижа.
Гугл-Дудл (англ. Google-Doodle) в честь Ники, появившийся на главной странице поисковой системы в день рождения скульптора 29 октября 2014 года. Фото из интернета
Последние десять лет своей жизни с 1992-го по 2002-й Ники де Сен-Фалль работала в Сан-Диего. Она, пожалуй, самая известная художница этого Калифорнийского города, куда я вас и приглашаю познакомиться с ее творчеством.
Ники де Сен-Фалль. Фото из интернета
Она была достаточно красива, чтоб сниматься для обложек модных журналов Vogue и Life и принадлежала к тринадцатой по древности фамилии Франции. Правда, великая депрессия сильно потрепала финансовое благополучие отца-банкира, и в тридцатых годах прошлого века «обедневшие» Сен-Фалль перебрались в Нью-Йорк. Там они жили в фешенебельном районе на Манхэттене очень обеспеченно, но далеко не в таком великолепии, как их предки во Франции.
Ники вышла замуж в возрасте 20 лет, но не смогла быть матерью и женой. Она бросила свою семью — двоих детей и мужа, американского писателя Харри Мэтьюс (Harry Mathews), но состоялась как художница.
Я пропущу описание богемно-аристократической жизни Ники, а обращусь лучше сразу к работам художницы, которая по словам многих очевидцев жила, пронизанная жаждой и необходимостью творить.
В середине 60х она придумала первую версию персонажа, которую назвала Нана — танцующую женщину гротескных пропорций и форм. Наны изготавливались из укреплённого стекловолокном пластика и полиуретановой пены. Эти материалы позволили придать фигурам уникальный вид, сделав их похожими на ярко-раскрашенные игрушки из папье-маше. (Они же, вероятно, и привели Ники к смертельной болезни легких).
За Наной последовали легионы фантастических гуманоидов, животных, растений и монстров, которые поселились в сюрреалистических парках, музеях современного искусства и частных коллекциях.
Искусство прославившее Ники показывает ее живое и очень богатое воображение.
Гигантского размера, сделанные из цемента, стекла, зеркал и керамической плитки, работы скульптора привлекают широкий круг зрителей от ценителей поп-арт до детей.
Фантастические существа напоминают архитектуру Антонио Гауди, с творчеством которого Ники познакомилась в 1950 году и которое, вне всякого сомнения, сильно повлияло на неё.
Ники в Сан-Диего
«Калифорния послужила новому рождению моей души, она была словно землетрясение для моих глаз — море, пустыня, горы, просторное открытое небо, роскошный блеск света и бесконечность пространства вокруг. Я нашла новый путь жизни, и это моё открытие отразилось в моих работах»
В Сан-Диего хранятся архивы и много произведений Ники де Сен-Фалль. В Мингей музее в Бальбоа парке, закрытом в данный момент на ремонт, под потолком летают Наны, у входа поэта вдохновляет муза, а дети ползают по крокодилу по имени Ники-гатор.
Ники-гатор во время ремонта музея Мингей развлекает прохожих около Музея Визуальных Искусств в Либерти Стэйшн (Liberty Station)
В Университете Калифорнии в Ла-Хойа распахнул руки-крылья Петух-солнце, ставший чуть ли не символом колледжа. Изображения Бога Солнца печатают на футболках, чашках и прочих сувенирах.
Красочная птица помещена наверху пятиметровой арки, увитой плющом. В 1984 году студенты начали проводить у этой арки Фестиваль Бога Солнца, который к сегодняшнему дню превратился в самый большой ежегодный праздник на кампусе
Бог Солнца (Sun God) — первая работа, заказанная Университетской организацией, носящей имя Коллекция Стюарта.
В начале туристической Пятой улицы рядом с Конференц-Центром (англ. Convention center) установлен объект — наполовину мужское, наполовину женское лицо, слившиеся в одно.
Соединяясь вместе (Coming Together) (2001)
В центре на набережной три большие мозаичные скульптуры «Змеиное дерево», «Большой тюлень» и «Бейсболист» «окружили» здание Администрации города Сан-Диего, разместившись в прилегаюших по бокам скверах.
Здание Администрации города Сан-Диего в стиле арт деко.
Ники де Сен-Фалль «Змеиное дерево»
Ники де Сен-Фалль «Большой тюлень»
Ники де Сен-Фалль «Бейсболист»
Магический круг королевы Калифии (англ. Queen Califia’s Magical Circle).
В ней «так много фантазии, что все возможно».
Последняя монументальная работа скульптора — «Магический круг королевы Калифии» находится в соседнем с Сан-Диего городе Эскондидо. «Магический круг» угнездился внутри большого парка Кит Карсон (англ. Kit Carson) перед холмом, поросшим дикой травой, к которому от входа ведёт немощеная дорога. Художница с помощниками в течение нескольких лет день за днём работала над волшебными персонажами, но чуть-чуть не дожила до завершения проекта.
Чтоб войти в замкнутый парк скульптур, нужно преодолеть лабиринт, коридоры которого облицованы черно-белой плиткой с зеркальными вставками.
В центре парка диаметром около 50 метров на спине гигантского пятиногого орла величественно возвышается чуть менее гигантское изображение мифологической чёрной Амазонки — королевы идиллического золотого острова.
Можно забраться под тело орла и рассмотреть инкрустации на его груди, выложенные из синих зеркал.
С фантастической птицей соседствуют восемь тотемических скульптур. Некоторые монстры, звери и божества напоминают персонажей мексиканского фольклора.
Инкрустированные пугающие змеи ползут по стене, окружающей парк, вернее, из змей стена парка и построена.
Пятнистые шкуры рептилий интересны и как мини-минералогический дисплей.
Кроме поделочных камней — кварца, бирюзы, тигрового глаза в мозаичной кладке использовано разноцветное стекло, керамика, ракушки.
Пока взрослые посетители смотрят мечтая на монстров чарующего сада и на свои отражения в маленьких зеркалах, их дети лазят по скульптурам, что не возбраняется.
На всякий случай замечу, что «Магический круг королевы Калифии» находится по дороге из Лос-Анжелеса в Сан-Диего и достоин того, чтоб туда завернуть. Я многих своих гостей водила к королеве Калифии, недовольных не было.
Фонтан Стравинского
Я начала свой рассказ в Париже, там же я его и закончу.
В один из дней пребывания на родине Ники я добралась до Центра Джорджа Помпиду. Помните «Фонтан Стравинского» рядом с музеем современного искусства? Тот самый фонтан, где весёлые фигуры и механизмы резвятся, выплевывая в воздух струи воды под музыку нашего великого соотечественника. Это, наверное, самая знаменитая инсталляция Ники.
Работа выполнена совместно со швейцарским кинетическим художником Жаном Тэнгли, с которым Ники связывал роман, второе замужество и продуктивное сотрудничество, продолжавшееся тридцать лет.
Тэнгли сконструировал механические фигуры фонтана, а Ники — авангардные скульптуры из пластика. Все обитатели бассейна связаны с произведениями Стравинского. «Шляпа клоуна», например, напоминает о балете «Петрушка».
Несмотря на то, что фонтан — одна из ранних работ художницы, ее персонажи уже узнаваемы по сочным, чистым и жизнерадостным краскам, которые скульптор-самоучка так любила и которые стали ее маркой, ее знаком.
Фонтан Стравинского. Это плохое фото, да и фонтан был на ремонте, но, думаю, картинки этой достопримечательности есть у многих.
Ники де Сен-Фалль не очень заботило, можно ли ее скульптуры считать искусством, но «Никто не исключён из моих работ», — говорила она, как бы отвечая своим критикам.
Я, наткнувшись на арт-салон Ники в Париже случайно, все последующие дни сознательно повторяла путь первого дня, чтоб лишний раз взглянуть на фантазии мастера. Не знаю, искусство это или нет, но скульптуры ее веселят, радуют и зовут: «Иди сюда».
Практическая информация
Queen Califia’s Magical Circle
Где: Kit Carson Park
3333 Bear Valley Parkway
Escondido, CA 92025
Когда: Открыто по вторникам и четвергам с 9 до 12 и каждую вторую и четвёртую субботу месяца с 9 до 14 часов.
Сколько: вход бесплатный
А также работы Ники де Сен-Фалль можно найти в двадцати двух странах мира: во Франции, Германии, Италии, Японии, Швейцарии, Израиле…
Теги:
Самостоятельные путешествия