Большинство памятников в Китае, как и везде в мире, имеют религиозное происхождение. Храм неба в Пекине — наследие разновидности язычества (шэнизм) тех незапамятных времен, когда императоры считались сыновьями неба. Существуют храмы последователей даосизма, конфуцианства, и, конечно, буддизма. Который, зародившись в Индии, и не став там основной религией, распространился на весь Китай и страны Юго-восточной Азии. Встречаются еще и ламаистские храмы. Ламаизм — это тибетская разновидность буддизма, где главным гуру является Далай Лама. С 1912 года Тибет-де-факто был независим от Китая. Китай вновь присоединил Тибет в 50-е годы 20 века при Мао Цзедуне, завоевав его жестоко и кроваво… Сотни тысяч тибетцев погибли, сотни храмов были разрушены, Далай Лама был вынужден покинуть страну через Индию и скрываться за рубежом. Сначала прогрессивное человечество возмущалось и сочувствовало тибетцам, но через несколько десятков лет эти события стали как-то сглаживаться, терять свою остроту и забываться. .Хотя Далай Ламы так и скитаются с тех пор по свету в своем изгнании, мир привык, похоже, к такому порядку вещей. Ау! — Крым наш).
А при коммунистах властвовала единственная религия — атеизм. Если же вернуться к традиционным религиям, автор считает их довольно мирными, скажем так — неагрессивными. Людей, исповедывающих другие религии, не относят к "неверным", как бывает, например, у мусульман… И основные китайские религии больше похожи на философские учения, особенно конфуцианство, впрочем, и буддизм с даосизмом тоже. Кстати, при восстании тайпинов в середине 19 века было разрушено множество садов и парков с буддистскими храмами в том же городе Ханджоу. Верхушка восставших состояла из китайцев-протестантов, все буддистское казалось им отжившим и политически вредным. Да еще кипела праведная классовая ненависть к богатым, ведь достижения культуры были доступны, в основном, правящим классам. Впрочем, такое случалось частенько в мире — наши родные крестьяне в 1917 — 20 годах спалили сотни дворянских усадеб вместе с картинами, разбили скульптуры, а революционные матросы использовали мраморные вазы Зимнего дворца как ночные горшки…
В Китае всегда любили давать поэтичные названия. Вот какие исторические объекты предлагают посмотреть туристам в городе Сиане — Большая пагода дикого гуся, расположенная в монастыре Великого материнского милосердия.
В дополнение в городе есть также Малая пагода диких гусей.
А в городе Сучжоу предлагается прогулка по следующим знаменитым классическим садам — Сад скромного чиновника и Сад ловца сетями (Сад рыбака). Сады и есть, по мнению автора, самое интересное и красивое в Китае. Данные сады являли собой соединение природной красоты с бережным встраиванием в нее плодов человеческих рук и предполагали неспешное любование, медитацию, душевное слияние с природой в соответствии с принципами Фэн Шуй. Сады предполагали наличие нескольких обязательных атрибутов — водный объект, заселенный рыбами, черепахами и утками, со сложной системой мостиков, растения и цветы, беседки для чаепития и отдохновения, камни разнообразных природных форм. Мягкому камню придавали наиболее необычную и красивую форму и даже вымачивали иногда несколько лет в водоемах, чтобы вид был наиболее естественным и природным. В зданиях была специально подобранная мебель и предметы интерьера, способствующие полному расслаблению и медитации. Окна же и двери располагались так, чтобы из них был красивый вид и смотрелся, как на картине - живопись по шелку.
Деревья высаживались не для сбора плодов, а таким образом, чтобы цветущая ветка выглядела поэтично, дополняла пейзаж и способствовала полному и окончательному слиянию Инь и Янь и достижению полной гармонии. Все эти атрибуты компановались в саду в зависимости от размеров территории, ландшафта, пожеланий заказчика, а в целом от количества бабла, располагаемого хозяином. Тот же «скромный чиновник», видимо, неплохо попилил императорский бюджет, прежде чем вышел в отставку и соорудил себе будущий исторический памятник.
В разных садах в целях достижения гармонии использовались различные авторские фишечки. В одном из садов, например, беседка была спроектирована так, что гости, расслабляющиеся медитацией вечером, могли соревноваться в подсчете количества отражений луны, находящихся в зоне видимости…
Китайская кухня, по некоторым оценкам, входит в тройку главных кухонь мира, которая включает еще французскую и мексиканскую. По другим рейтингам — в пятерку, по третьим — в десятку. Все это, конечно, весьма условно. Но бесспорен факт, что это одна из древнейших, разнообразнейших и экзотичных кухонь мира. Все видели по ТВ, как китайцы жарят скорпионов, разных пауков, личинок, или, на худой конец, саранчу, но это экзотика в большей степени рассчитана на туристов. В реалиях повседневной жизни основой всей еды, как и в большинстве стран Юго-восточной Азии, в Китае является рис и производные из него — хлеб, лапша и т. д.
Скажу честно, изучить кулинарные изыски автору не удалось, да и цель была иной — благополучно добраться до конца путешествия. Опасения были не напрасны — одну даму из нашей группы после презентации пельменей в хорошем ресторане пришлось отвезти в больницу. После промываний все обошлось и здоровье восстановилось. Впрочем, казус с туристкой произошел не из-за качества пельменей, а из-за их количества и хорошего вкуса. трудно было во время остановиться.
В целом при питании в отелях или заранее известных кафе-ресторанах, риск последствий не очень велик, все-таки уровень гигиены в китайском общепите гораздо выше, чем в Индии или даже Таиланде. Нас кормили и в очень приличных, чистых ресторанах и в простеньких кафе, где галдели толпы китайцев, были очереди за столик и, временами, не очень чистые помещения и задерганные официантки. Такой вариант, причем с перебранкой нашего гида с администратором кафе, возник после посещения музея терракотового войска в Сиане. Гид объяснил нервную ситуацию недостаточно развитым сервисом в данном месте при огромном количестве туристов.
В ресторанах при отелях обычно шведский стол, выбор блюд приличный, но названия написаны на китайском или отсутствуют. А на вид блюда могут быть весьма обманчивы — думаешь, что мясо, а это что-то соевое. Наличие языкового барьера подсказывало обратиться за советом к гиду. Но туристов много, а гид один, группа постоянно в движении, так что данный вариант не часто удавался. Оставалось действовать методом проб и ошибок или методом научного тыка, если угодно. Это каждый раз приносило интересные результаты, например, безобидное на вид овощное блюдо типа соте вдруг оказывалось огненно наперченным, а аппетитный на вид пельмень из клейкого риса — абсолютно безвкусным.
В ресторанах при отелях используются обычные столы, а вот в китайских ресторанах - столы круглые с крутящейся серединой. Народ садится, официант ставит блюда на крутящуюся часть и каждый едок при верчении стола набирает себе понемногу из разных тарелок. Непривычно, но достаточно удобно. Так и остались в большинстве своем неизвестны названия блюд, которыми мы питались и какие загадочные грибы и моллюски имели место в них быть. Исключением стала утка по пекински, которой угощали в анонсированном заранее ресторане. Если честно, то готовили ее долго, выносили помпезно, согласно церемонии, но порции были так малы, что особенно распробовать блюдо и тем более наесться не удалось. У китайцев такой культ еды, что при встрече они вместо здравствуйте спрашивают — хорошо ли поели?
В городе Сучжоу была прогулка на катере по малой части Великого канала, который строился в течение 2000 лет и был достроен в 13 веке. Канал судоходен, в Сучжоу на его берегах сохранилась аутентичная жилая застройка….