Когда мы отправились в Ронду, на душе у нас было спокойно. В тот момент путешествие только набирало обороты, и казалось, что впереди еще много счастливых дней и новых открытий.
К моменту выезда в Ронду я уже успела полюбить Андалусию. Знакомство с Михасом, Эльвирией и Марбельей подарили мне массу приятных часов и вот теперь наступило время Ронды!
Вид с Нового моста (Puente Nuevo)
Утро было чудесным и, выехав из отеля, мы направились в горы, где за парой небольших перевалов нас ждал совершенно необычный город.
Я еще не особенно освоила арендованный автомобиль, так что ехала не спеша, с небольшими остановками на фотопаузу.
Фотопауза по дороге в Ронду
Фотопауза по дороге в Ронду
Утренняя прохлада располагала к оптимизму, и я рассчитывала, что светлого времени суток вполне хватит, чтобы увидеть не только Ронду, но и побывать в Сетениле и Ольвере, да еще на обратном пути заглянуть в Саару и Грасалему. Мне казалось, что все городочки настолько компактны, что легко хватит времени на все. Сейчас, глядя на этот план, мне становится смешно. Подумать только, на Ронду я отводила всего каких-то два часа!
Сад Дома Мавританского короля (Casa del Rey Moro)
Как я уже говорила, дорога шла через горы и на ней обнаружилось несколько неприятных поворотов, которые в темное время я не рискнула бы проходить. Этот факт заставил принять решение вернуться в Марбелью засветло. В остальном все было хорошо, и мы добрались до пункта назначения без приключений.
Вблизи церкви Санта-Мария-ла-Майор мы припарковали машину и отправились изучать город.
Церковь Санта-Мария-ла-Майор
Санта-Мария-ла-Майор весьма интересный экземпляр. Изначально она была мечетью, но в конце 15 века ее превратили в католический храм. То, что было когда-то минаретом теперь выполняет роль колокольни.
Впрочем, Санта-Мария-ла-Майор не уникальный случай превращения мечети в церковь. Взять хотя бы знаменитую Мескиту в Кордове. По традиции средневековья завоеватели разрушали или видоизменяли наследие побежденных. В те времена люди мало интересовались чужой культурой, разве что перенимали какое-нибудь полезное приспособление. Крайне редко победители откликались на красоту, и сохраняли чуждые им шедевры в первозданном виде из любви к искусству.
Однако я отвлеклась. Вернемся в Ронду.
Площадь рядом с церковью Санта-Мария-ла-Майор
Мы с Татьяной, увидев большую экскурсионную группу входящую в Санта-Марию-ла-Майор, не стали заходить в церковь и сразу отправились к городской стене Ронды. Предполагалось, что мы выйдем к ней где-то в районе старинных ворот, но узкие улочки города нас запутали и мы вышли к стене совсем в другом месте.
Была мысль повторить попытку, но часы неумолимо отщелкивали время, и нам пришлось от этой идеи отказаться.
От городской стены Ронды мы направились к самой главной достопримечательности города — Новому мосту (Puente Nuevo).
Новый мост (Puente Nuevo)
Боясь вновь заблудиться, мы не стали срезать путь и вышли на прямую улицу Арминьян, которая привела нас к знаменитой достопримечательности.
Таня уже бывала в Ронде и Puente Nuevo был ей знаком. Я же его видела впервые и поэтому пребывала в детском восторге!
Вид на второй ярус Нового моста (Puente Nuevo)
Пуэтнте -Нуэво — это что-то потрясающее! Это и не мост вовсе, а настоящая крепость, выстроенная в глубоком ущелье Эль Тахо! Ничего похожего я нигде не видела!
Мы перешли мост и остановились возле касс, где продавали билеты на его второй ярус.
Здесь Таня предложила прикинуть время и определиться с тем, что мы будем смотреть в Ронде. Прогулка от парковки до моста показала, что все достославные места города мы увидеть не успеем.
Я целиком и полностью положилась на выбор моей подруги, и мы, купив билеты, отправились исследовать Пуэтнте -Нуэво.
Новый мост в Ронде появился в 18 веке. Он возвышается над рекой Гуадалевин и его высота составляет 98 метров. Это приблизительно как 30-этажное здание. Для своего времени это было грандиозное сооружение. Впрочем, и сейчас от его вида захватывает дух.
Пуэтнте-Нуэво служил не только переправой через глубокое ущелье, но и выполнял роль тюрьмы. Она находилась на втором ярусе моста и содержали там особо опасных преступников. Сейчас тюрьмы там нет. В освободившемся помещении организован музей.
Сад Дома Мавританского короля (Casa del Rey Moro)
Мы с Таней прогулялись по галереи второго яруса, заглянули в музей и во все уголки, которые были доступны посетителям, а потом вернулись назад.
На втором ярусе Нового моста (Puente Nuevo)
Поднявшись наверх мы пошли вдоль ущелья силясь найти точку, с которой мост открывался бы в полный рост. Не скажу, что нам удалось найти идеальное место, но представление об архитектуре получили.
Новый мост (Puente Nuevo)
На знаменитую обзорною площадку с беседкой решили не ходить. Как только закончилась возможность видеть Пуэтнте -Нуэво, мы сошли с тропы и отправились смотреть Арену для боя быков — Пласа-де-Торос.
Арена для боя быков - Пласа-де-Торос
Надо сказать, что в тот момент я считала корриду негуманным зрелищем и была на стороне ее противников. Скорее всего и сейчас я придерживалась бы этого мнения, если бы не разговор с Игорем, владельцем экскурсионного бюро в Марбелье.
Наша беседа состоялась через несколько дней после моей поездки в Ронду и именно она заставила меня взглянуть на корриду по-другому.
Раз уж зашел разговор на эту тему, давайте немного поговорим о тавромахии. Тем более, что Ронда с ней тесно связана. Именно в Ронде в 18 веке, после 20-ти летнего запрета, возродилась древняя традиция.
Сад Дома Мавританского короля (Casa del Rey Moro)
Истоки современной корриды лежат глубоко в тысячелетиях. Находки, относимые к минойской и микенской цивилизациям, свидетельствуют о присутствии в этих культурах игр с быками. Скорее всего это было связано с культом плодородия и люди играли с жертвенными животными. Бои с быками были известны и позднее, в древнегреческой Фессалии и Афинах атлеты боролись с быками. Греки не прочь были продемонстрировать свое мужество в единоборстве с серьезным противником.
Как и какими путями тавромахия перекочевала на Пиренейский полуостров, не известно. Историки утверждают, что бои с быками были распространены на территории современной Испании еще до прихода римлян. Так что вполне возможно, что к древним иберам это культовое зрелище пришло от греков.
Сад Дома Мавританского короля (Casa del Rey Moro)
Бои с быками практиковались при вестготах и во времена владычества мавров. После реконкисты коррида вообще стала считаться благородным занятием. Рыцари сражались с быками верхом на конях. В этот период у корриды появилось два направления: народный — пеший и аристократический — конный.
Надо сказать, что древний обычай дважды пытались запретить. В первый раз корриду хотели запретить в конце 16 века. Против нее ополчился папа Пий V. В своей булле он проклял языческий культ и запретил его под страхом отлучения от церкви. Однако правивший в те годы в Испании Филипп II Благоразумный, воспротивился этому запрету.
Второй раз запрещение исходило от испанского короля Филиппа V Бурбона и было это в начале 18 века. Филипп V счел развлечение варварским и наложил на него вето. Однако в испанских деревнях сохранили искусство тавромахии и после смерти короля коррида возродилась.
Monumento al Toro de Lidia
Сейчас, тема отказа от корриды набирает обороты. Если король Хуан Карлос I был защитником боев с быками и даже готов был выйти из Евросоюза в случае их запрета, то его сын, правящий сейчас король Филипп VI придерживается противоположного мнения. Многим испанцам позиция нынешнего короля не нравится.
Коррида — трагический балет в трех действиях (терциях), который проходит по строго установленным правилам.
В первой терции быка дразнят и заставляют проявить все свои бойцовские качества, во второй терции его успокаивают и дают отдохнуть. Дальше наступает третья терция, которая является целью и кульминацией всего представления. На арену выходит матадор, вооруженный мулетой и шпагой. Начинается смертельный танец с быком. Расстояние между разъяренным быком и человеком максимально сокращается. Любая ошибка может стоить матадору жизни.
Основное время последней терции — 10 минут, если их не хватает, чтобы закончить бой, судьи дают тореро еще три минуты. Если бой и теперь не заканчивается, выделяют еще две минуты. Если и на этот раз бык не убит, коррида завершается, и животное с почестями уводят с арены.
Фотопауза по дороге в Ронду
Правила гласят, что тореадор должен убить быка только стоя с ним лицом к лицу на предельно близком расстоянии. Я не представляю, какую силу воли надо иметь, чтобы не поддаться страху и не бежать от огромного разъяренного животного.
В корриде принимают участия быки специальной иберийской породы, которые по своей фактуре напоминают туров. Это очень ловкие, умные и агрессивные животные. Настоящие борцы тяжеловесы.
К боям допускаются быки в возрасте от 4 до 6 лет и весом не менее 450 кг.
Выходя на арену, матадор по-настоящему рискует жизнью. Статистика говорит, что за свою карьеру тореро в среднем получают 20 ранений, многие из которых весьма серьезны.
Сад Дома Мавританского короля (Casa del Rey Moro)
Исход противостояния человека и быка не всегда заканчивается смертью последнего.
Если бык не был убит в третьей терции его отправляют на ферму, где он благополучно проживает свою жизнь.
Также зрители могут потребовать сохранить жизнь отважному быку. В этом случае животное тоже ждет счастливая жизнь на тучных пастбищах.
Выжившие быки больше никогда не участвуют в корриде. Можно сказать, что бой с тореадором — кульминация всей их жизни.
Monumento al Toro de Lidia
Сторонники тавромахии считают, что это высокое искусство является частью испанской культуры. Кроме того, они призывают вспомнить о печальной участи обычных быков, которым уготовано бесславно погибнуть под ножом мясника. Также защитники корриды говорят, что с запретом корриды исчезнет и порода иберийских быков. Этих агрессивных животных держать будет невыгодно.
Таким образом движение за запрет тавромахии выглядит не таким уж однозначным, как кажется на первый взгляд.
Артефакт на дне ущелья Эль Тахо
Мы с Таней прошли вдоль стен Пласа-де-Торос, постояли у памятника Хемингуэю, большому поклоннику корриды, и вернулись на Новый мост. Дальше наш путь лежал к Дому Мавританского короля (Casa del Rey Moro).
Мы перешли мост и немного задержались на смотровой площадке, чтобы полюбоваться на Пуэтнте -Нуэво, с другой стороны.
Новый мост (Puente Nuevo)
Потом углубились в узкие улочки Ронды.
Но прежде чем пойти в гости к мавританскому королю, мы спустились чуть ниже, чтобы посмотреть на Старый мост (Puente Viejo) и стоящие перед ним ворота короля Филиппа V, того самого, который в 18 веке запретил корриду.
Старый мост (Puente Viejo)
Увы, времени прогуляться по мосту у нас не было и мы, посмотрев на Puente Viejo сверху, отправились в Дом мавританского короля.
Дом Мавританского короля (Casa del Rey Moro)
Надо сказать, что, если бы не Таня и ее знание Ронды, я вполне могла бы пропустить это замечательное место. Дело в том, что хоть фасад дома и украшен портретом эмира Бадиса, мавританские короли в нем никогда не жили.
Портрет эмира Бадиса на фасаде Дома Мавританского короля (Casa del Rey Moro)
Дом появился здесь только в 16 веке, когда от арабского владычества не осталось и следа. Что касается сада, то он вообще появился только в начале 20-го века.
Сад Дома Мавританского короля (Casa del Rey Moro)
Сад Дома Мавританского короля (Casa del Rey Moro)
Тем не менее, оказавшись здесь, хочется верить, что на этом месте когда-то было что-то арабское. Думаю, что это не беспочвенно, т. к. имеющуюся здесь шахту La Mina точно вырубили в скале мавры.
У шахты La Mina было много функций. Она обеспечивала доступ к питьевой воде, служила тюрьмой и, кроме этого через нее можно было, в случае опасности, тайно покинуть Ронду.
В садах мавританского короля мы отыскали вход в шахту и спустились к воде. Нам пришлось преодолеть больше 300 ступеней. Идти надо было осторожно, т. к. сквозь стены просачивается вода и в некоторых местах довольно скользко. Однако, не смотря на все эти трудности, спуститься вниз однозначно стоило.
Не передать те незабываемые ощущения, когда из мрачного подземелья выходишь на свет божий и оказываешься на самом дне ущелья у кромки воды.
Надо признать, что на Ронду мы выделили ничтожно мало времени. Если бы нам чуть меньше хотелось попасть в Сетениль, мы бы точно здесь задержались на целый день.
Много всего интересного осталось у нас за кадром. Мне, например, очень хотелось перейти на противоположную сторону и погулять в Садах Куэнка о-Де Ла Мина.
А еще хотелось побывать в настоящей резиденции мавританских правителей — дворце Мондрагон, спуститься к подножью Нового моста, посидеть в каком-нибудь кафе и заглянуть в какой-нибудь музей города.
Как же хорошо, что есть друзья- туристеры и благодаря им можно восполнить пробелы! Спасибо Наташе, что дала возможность заглянуть вместе с ней в музей Лара
Мы с грустью прощались с Рондой. Радовало только то, что впереди нас ждал совершенно необычный Сетениль.
На этом я пока остановлюсь. О Сетениле расскажу вам в следующий раз.
Теги:
Самостоятельные путешествия, Культурно-познавательный туризм