Сразу после окончания поездки по Франции, я не был уверен, что имеет смысл писать про шато Шеверни, но посмотрев подряд все фотографии замков Луары, понял, что написать нужно обязательно. Дело в том, что шато Шеверни «другой» замок, не совсем характерный для этого региона. Замки Луары в своей архитектуре несут поиск, типичный для переходного периода от готики к ренессансу. Шеверни в отличии от всех остальных является завершенным, симметричным, классическим комплексом, построенным по единому проекту. Он скорее родственник Люксембургского Дворца в Париже, чем остальным шато на Луаре.
Строить шато Шеверни начала семья Юро в середине шестнадцатого века. Прожили они там не долго, Генрих II подыскал замку владельца получше. Обвинив Канцлера Юро в растратах, Генрих конфисковал замок и подарил его Диане де Пуатье. Диана нашла подарок неубедительным, начала кривляться и получила в еще и Шенансо. Когда Медичи наводила порядок в имуществе конкурентки, она забыла про Шеверни и Диана умудрилась продать его семье Юро назад. Похоже те действительно воровали крепко, расплатились не торгуясь.
Посмотрите на крышку сундука внимательно, вот это замочек, не чета нынешним электронным.
После того как замок вернулся в их руки, Семья Юро начала строительство комплекса, дошедшего до наших дней. Они еще раз потеряли контроль над замком и как раз вовремя, перед Французской Революцией. В смутные времена, замком владел крупный революционер — посол де Шеверни, что спасло замок от разграбления.
Маркиз Юро умудрился вновь выкупить замок целым и невредимым в 1825 году, когда все страсти улеглись. Шато оставался во владении Юро до двадцать первого века, пока не умер последний наследник. Они были первыми из владельцев французских замков, кто уже в 1922 году разрешил доступ в замок широкой публики. За что им и спасибо, хорошее начинание.
Замок Шеверни имеет, пожалуй, самый богатый интерьер в этом регионе. Славные борцы за справедливость, нуждающиеся в портянках так, и не добрались до гобеленов Юро. Выглядит все очень богато.
Помните я писал в какой-то из заметок, что в любом замке следовало иметь королевские комнаты. В Шеверни покои короля сохранили свой первоначальный вид. Правда французские короли на этой роскошной кровати так и не поспали, за то не так давно здесь останавливалась английская королева.
В замке богатая картинная галерея. Кроме этого, во время войны, была какая-то мутная история про спрятанные в Шеверни сокровища Лувра включая Джоконду. В замке раздавали какие-то листочки с очередным рассказом про хитроумных французов и глупых немцах, но я если честно не дочитал. Перевод на английский был жутко корявый, да и потом раздражают меня немножко все эти французские военные «повести», видимо так и не вняли они призыву поэта: «Что тут хитрить, пожалуй к бою…»
Еще там была какая-то временная экспозиция, про то, как в самом в конце войны все это спасли американцы и англичане. Хорошо, что вспомнили. Если американцам пофигу, англичане до сих пор злятся на французов за последнюю войну и за их сегодняшнюю интерпретацию событий. При том что вопрос освобождения Франции мне безусловно интересен, как-то эта экспозиция не в тему была, и я смотреть не стал. Не умею быстро переключаться, я уже настроился старинный замок смотреть.
В замке было достаточно много вещей, которые смотрелись неожиданно — огромные конструкции из Лего и странные современные игрушки, выглядевшие угрожающе. Понятно, что как-то нужно развлечь детей, пока, взрослые разглядывают гобелены и фрески, но мне, если честно, не понравилось, диссонирует.
Я не претендую на знание, я про себя лично, не люблю «ерша». Тема переплетения культур возникла еще на подъезде к шато, когда азиатская пара, хорошо говорящая на английском, начала бурно переживать по поводу некого Тинтина. Они пытались у нас выяснить как добраться до музея этого самого Тинтина. В результате мы выяснили, что едем мы в одно и то же место, просто интересуемся разными вещами.
Дело в том, что в замок Шеверни бельгийский художник Эрже поселил героя своих комиксов. Сейчас в приусадебных помещениях Шеверни есть экспозиция посвящённая «Приключениям Тинтина».
Боюсь, что нашим попутчикам, люди ничего не слышавшие о великом Тинтине, показались недалекими и малообразованными. На нас любители комиксов, пересекшие полпланеты для того, чтобы припасть к истокам, тоже не произвели глубокого впечатления. На самом деле просто дело вкуса, а о вкусах, как говорится, не спорят.
Одной из важных тем интерьера, которая проходит красной линией через весь дворец — это охотничьи трофеи. В основном оленьи рога. Охотиться предки владельцев замка начали давно, еще в Ледниковый Период. Рогам на фотографии ниже, как минимум двадцать пять тысяч лет. Жалко саблезубых тигров не настреляли.
Есть английский парк, есть французский парк, есть просто большая лужайка, наверно американская, американцы, пожалуй, больше других народов любят, огромные как футбольные поля пустые газоны.
Очень неприятное впечатление оставила псарня, я собак люблю и думаю понимаю. Здесь в рамках моего понимании собачей жизни было явное нарушение прав гончаков на то, чтобы бегать. Охотничьи собаки — не коровы, чтобы стоять в стойле, нельзя держать такую большую свору в тесной псарне. Большинство (хотя при такой тесноте скорее всего все) собак серьезно больны и это хорошо заметно, хозяева просто не могли этого не видеть. Попробовал бы кто ни будь загнать в такую клетку сотню тигров, его бы зеленные загрызли, а ведь тигр по природе двигается намного меньше чем собака. Неприятно.
Материалов на русском языке по Шеверни очень мало. Англоязычные источники знаний уверенно сдирают друг у друга одну и ту же глупую фразу, которая в переводе звучит приблизительно так: «Замок построен из местного песчаника. Песчаник этот очень прочен и не темнеет от внешних природных воздействий. Как хорошее французское вино, он со временем становится только лучше. За все время существования фасад здания никогда не реставрировался." Создается впечатление, что во всем мире активно перенимают перуанский опыт художественного трепа. Правда, в этой фразе, только то, что многие песчаники с известняковым цементом от внешних воздействий не темнеют, а светлеют. Так и здесь, те камни, которые посветлее выглядят много старше желтоватых камней, вставленных в кладку при последней реставрации.
Песчаник не гранит, для него характерны достаточно высокая открытая пористость и проницаемость. Здесь визуально проницаемость порядка одного Дарси, т. е. воду впитывает как промокашка. Что будет если после зимнего дождя ударит мороз вы и без меня догадаетесь. Так на всякий случай, внешний слой до глубины одного сантиметра будет потерян.
Несмотря на недолговечность использование светлых песчаников, для строительства зданий и сооружений явление обычное, но есть в Шеверни и во всей долине Луары свой фирменный материал, который характерен именно для этого региона. Крыши почти всех старых домом здесь выполнены из черного сланца.
Новая сланцевая крыша на Азей ле Ридо.
Глинистый сланец — это в общем случае это окаменевшая глина, т. е. если склеятся и окаменеют песчинки — получится песчаник, если перетертые ракушки — известняк, а если глина или ил застынут в виде тонких слоев получится сланец. Сланец отличается от большинства осадочных материалов тем, что практически не пропускает воду. Ни известняк, ни песчаник не подходят для того, чтобы делать из них крыши. Умный француз по имени Дарси доказал, что они по природе своей впитывают и пропускают через себя воду и даже написал удобную формулу, по которой можно определить сколько воды через них пройдет в единицу времени. Формула, как и единица измерения получили его имя. Сланец в отличии от известняков и песчаников изотропен, на человеческом языке — неоднороден или поточнее имеет разные физические свойства в разных направлениях. Он состоит слоев толщиной в несколько миллиметров, между слоями вода пройти может, а через слой практически нет.
Видимо то, что побили при транспортировке.
Люди режут пласт сланца на кубики, а дальше колют каждый кубик по напластаваниям. Если умеешь это делать получаются тоненькие пластиночки толщиной от 5 до 15 мм. Такие пластиночки являются идеальным водоизоляционным материалом. Важно также, что служит такая крыша лет сто, а может и двести, т. е. она абсолютно не подвержена коррозии, износ связан в основном с механическими воздействиями. К негативным чертам сланцевой крыши следует отнести ее большой вес и, как наверно стало понятно из описания методики изготовления, совершенно заоблачной стоимости материала. По словам производителя, практически вся изготавливаемая сейчас сланцевая плитка идет на реставрацию старых зданий. По его же словам, в поставках дешевой плитки из Армении фирма не нуждается).
Дом, целиком облицованный сланцем. Тур.
Ну и ладно, не очень-то и хотелось, но смотрятся крыши очень приятно. Я думаю, эти крыши сыграли немаловажную роль в том, что люди в этом регионе до сих пор живут в домах, которым по пятьсот, шестьсот лет. Вода не попадала на балки и перекрытия, не было внутреннего скрытого гниения здания.
Белые города с черными крышами – это красиво. Сомюр.
До шато Шеверни очень легко добраться от Блуа. Это одна из остановок туристического автобуса, который идет от железнодорожного вокзала. Билет на автобус стоит совсем не дорого, кажется, шесть евро. Не забудьте предъявить его на кассе, когда будете покупать билеты в замок, дадут два евро скидки. Автобус ходит пару раз в день, первый в районе девяти. Билеты у водителя. В нашем случае водитель вполне говорил на английском.
Замок нам безусловно понравился. Особенно рекомендую его любителям старинных интерьеров. Шеверни располагает, пожалуй, самыми богатыми интерьерами в округе. Внешним своим дизайном он не похож на все остальные замки Долины, а судить хорошо это или плохо уже вам. Замок жилой и это заметно, его обжитость вносить определенный флер во общее восприятие.
Теги:
Самостоятельные путешествия