В Дербенте, чуть ниже цитадели Нарын-Кала, расположено старое мусульманское кладбище под названием «Кирхляр», что переводится как «Сороковник» — это одна из главных достопримечательностей Кавказа. Про него в своём коротком отчёте упоминал побывавший здесь в 1623 г. русский купец Фёдор Котов.
Сорок массивных блоков установленных в VIII веке над могилами легендарных шахидов (борцов за веру), вросли в землю. На них, как впрочем, и на других могильных плитах, до сих пор сохранились арабские надписи.
2
От цитадели вниз в старый город спускаемся по лестнице, которая насчитывает 211 ступеней.
5
Нарын-Кала снизу кажется грозной тучей, нависающей над городом. Думаю, людям, проживавшим под стенами крепости, Нарын-Кала представлялась естественным и незыблемым символом власти шахов и ханов.
2
Старый город, наполненный простолюдинами, генетически оказался крепче, пережив знать. В восточных сказках часто рассказывается, как шах, переодевшись в платье бедняка, идёт в народ и общается с людьми. Но это всё в сказках — в старом городе все друг друга знают, и новый человек виден здесь за версту.
Дабы не загораживать дорогу, древние Жигули прижимаются к ещё более древним сасанидским стенам.
2
Рядом в тени здания на корточках сидят местные мужчины. Дома в старом городе не продаются. Семьи живут здесь веками, и велика вероятность, что предки именно этих мужчин выпиливали циклопические блоки, возводили эти мощные укрепления.
1
Когда-то в Южной стене было трое ворот, до нашего времени дожили только двое. Ближе к верхней крепости расположены ворота Баят-Капы (VI—VII вв.), ранее арабы называли их Баб-эль-Мактуб. По чертежам 1720 г. они имели стрельчатый проем.
4
В 1811 г. Баят-Капы были капитально перестроены по проекту инженера Карпова, но при этом старая арочная схема была сохранена.
4
Разглядывая стену можно видеть, как на сасанидские блоки положена новая кладка.
3
Над замковым камнем южного фасада ворот высечена русская надпись — Время меня разрушило, послушание меня построило, 1811 г.
Московская интеллигенция долго возмущалась, когда в Леонтьевском переулке снесли два довольно спорных в историческом плане особняка: в первом Станиславский сделал предложение своей будущей жене, а второй стоял на том месте, где ранее располагался дом, в котором проживала семья Мартынова, того самого убийцы Лермонтова.
Пусть москвоведы спорят о ценности снесённых зданий между собой. Я же хочу сказать, что здесь в Дербенте, в этом городе-музее, за его 2-х, а возможно и 4-х тысячелетнюю историю, каждый дом построен на фундаменте чего-то ещё более древнего.
Безусловно, здесь были свои Ромео и Джульетты, свои Гамлеты, Пушкины и Мартыновы, однако мировое сообщество мало что знает про повседневную мирную историю Дербента.
Сказать, что здесь что-то такое в архитектурном плане запредельное, я, увы, не могу.
3
Более того, город-музей как музей вовсе не выглядит.
3
Многие исторические объекты нуждаются в реставрации.
3
Скорее это просто старый восточный город, поделённый на кварталы.
3
Зато атмосфера здесь своя, неповторимая и несравнимая с районами плановой хрущёвской и брежневской застройки.
3
Играя в различные игры, по улицам старого города бегают вездесущие дети. Женщина несёт что-то из магазина, заходит в свой дом, калитка закрывается, изнутри слышим радостные детские крики. Рядом, в тени родового дома, сидят на лавочке старики, а где-то внизу через крыши домов озорной синевой выглядывает море. Из верхней крепости казалось, что оно совсем рядом, но здесь понимаешь, Каспий достаточно далеко.
3
Чередой однотипных переулков выходим к зданию женской бани.
3
Ныне это Музей Быта Древнего Дербента. Наш гид Жабир Омаров, предлагает зайти внутрь.
3
Опять-таки сказать, что тут что-то такое удивительное, я не могу, но, тем не менее, если вы побываете в Дербенте, посетить женские бани просто необходимо.
Спускаемся вниз, здесь два зала. В первом женщины раздевались, наполняя угрюмое каменное пространство своим весёлым щебетаньем, во втором мылись.
1 из 2
2
Представим на мгновенье, сколько интриг и сплетен на протяжении веков услышали эти каменные своды.
5
Есть и ещё один момент, почему так необходимо посетить женскую баню — здесь снимались отдельные эпизоды фильма «Белое солнце пустыни» — в женской бане «находился» гарем.
3
Фото из интернета
К сожалению, в первый день осмотреть весь старый город не удалось. Мы вернулись сюда на следующий день, правда, заходили мы уже через другие ворота.
Когда видишь впервые Орта-Копы (средние ворота), невольно останавливаешься, дабы лучше рассмотреть их и даже потрогать.
6
Орта-Копы — самые красивые ворота Дербента, они относятся к числу древнейших в городе и датируются 6 веком. Наружный вход украшен арками, опирающимися на круглые колонны.
2
Над основным проемом каменная скульптурка в виде льва. Возможно, что Орта-Копы перестраивались в XI веке. Жабир показывает, что на одном из камней стоит дата — 435 г. мусульманского летоисчисления (1043- 1044 гг.), рядом выбиты имена арабских мастеров.
Южная стена избежала штурмов и обстрелов, главным её врагом стала мирная жизнь. Интересно, какие чувства испытывают водители, проезжающие через ворота Орта-Копы? за что больше переживают, за свой бампер или за 1500-летние стены?
И Орта-Копы и Баят-Капы создают композицию парадного входа в город. На мгновение можно представить, как сюда более 1000 лет назад заходили для отдыха купцы со своими гружёными караванами — впереди на Севере их ждала голая степь, которую лишь номинально контролировали хазары.
Что будет с их караваном дальше? стоит ли туда идти? и не лучше ли здесь под мощными стенами распродать свой товар? Уверен, здесь в Дербенте купцов одолевали подобные сомнения.
3
В верхнем городе находится музей декабриста А. А. Бестужева. График его работы какой-то непонятный. В первый день мы сюда не попали, и на следующий день решили вернуться.
1
Думаю, про музей и про самого А. А. Бестужева-Марлинского стоит рассказать подробно.
Александр Александрович Бестужев-Марлинский родился 23 окт. (3 нояб.) 1797 года. В 30-х годах 19-ого века Бестужева-Марлинского называли Пушкиным в прозе, тогда как в наше время этот писатель незаслуженно забыт. Очень жаль!
Его жизнь можно разделить на До 14 дек. 1825 года и После. До этого Бестужев вместе с Рылеевым издавал альманах «Полярная звезда», где он трудился не только как литератор, но ещё и как литературный критик, чем также добился признания читающей публики. Его обзоры вызывали оживлённую полемику. Сам Пушкин из Одессы и из псковской деревни отправлял Бестужеву свои стихи для оценки и критики.
Декабрьские события 1825 г. на некоторое время прервали его литературную деятельность. Очередной уже отпечатанный номер «Полярной звезды» был изъят и уничтожен. Бестужева арестовали, разжаловали и направили в Якутск, откуда его далее в качестве рядового солдата в 1829 г. перевели на Кавказ. Будучи в Дагестане, Бестужев участвовал во многих баталиях и сумел отличиться.
Вначале он получил чин унтер-офицера, позже был награждён георгиевским крестом, ещё чуть позже ему присвоили звание прапорщика. Кавказ явил большое количество интересных сюжетов, и это дало ему возможность вернуться к литературе. Бестужев был переведён в Дербент, где вновь начал писать, правда, чтобы обмануть цензоров Бекендорфа, он взял псевдоним — Марлинский.
Бестужев-Марлинский проживал в Дербенте в верхнем городе, в обычном для того времени доме.
2
Именно здесь он создал такие произведения как: «Лейтенант Белозор», «Страшное гадание», «Аммалат-бек», «Фрегат Надежды» и др. Благодаря Марлинскому нам известны многие эпизоды Кавказской войны.
Бестужев-Марлинский стал первым русским «романистом». Он быстро приобрёл известность. Читатели ждали выхода в свет его новых и новых произведений.
2
Позже, когда на Кавказ приезжал Дюма, он также начал изучать историю Кавказской войны, однако, познакомившись с сочинениями Бестужева-Марлинского, от темы Кавказской войны француз отказался, мотивируя это тем, что лучше Марлинского он уже не напишет.
В конце 30-х годов 19 века литературная публика от романизма стала отходить. Более того, литературоведы считают, что Бестужев-Марлинский стал прообразом Печорина в известном романе М. Ю. Лермонтова «Герои нашего времени».
Причиной тому послужила страшная трагедия, которая разыгралась здесь в этом доме в 1834 г.
2
Дочь коменданта крепости Ольга Нестерова дружила с писателем и часто бывала у него в гостях. Дело шло к свадьбе. Как-то раз Ольга, придя к Александру, захотела посмотреть его пистолет. По трагическому стечению обстоятельств она случайно произвела выстрел — пуля попала ей в грудь.
3
Бестужев-Марлинский в панике выбежал на улицу, призывая на помощь врача. Дербентцы, услышав выстрел и узнав, что случилось, вскипели от ярости, желая произвести над Бестужевым-Марлинским самосуд. Горожане его скрутили и связали. Но тут появился комендант крепости капитан Нестеров и успокоил дербентцев. Умиравшая Ольга на какой-то момент пришла в чувство и успела сказать отцу, что выстрелила в себя сама — этим она спасла своего жениха.
А. А. Бестужев не смог далее жить в Дербенте и особенно в этом доме, и попросил о переводе. Его просьбу удовлетворили. Он был переведён в Адлер, где 7 июня 1837 года погиб в лесу во время стычки с горцами.
— Нас было пять братьев, и все пятеро погибли в водовороте 14 декабря, — перед смертью в 1871 г. скажет Михаил Бестужев.
В музее хранится военная форма, принадлежавшая, по утверждению смотрителя, самому А. А. Бестужеву-Марлинскому. Так это или нет, неизвестно, однако мебель здесь действительно старая, и очень даже вероятно, что все эти предметы помнят произошедшую трагедию.
2
Большой раздел музея посвящён Мухаммеду Али Казем-Беку, очень похожему на Карла Маркса. Этот человек являлся азербайджанцем по национальности, и маловероятно, что он вообще был в этом доме. В любом случае он жил в Дербенте.
1 из 2
Далее Казем-Бек принял христианство и уехал в Россию, где преподавал историю и философию Востока. В России его в наше время почти не знают, но дагестанцы его помнят и уважают. Для своего времени это была довольно яркая личность. Даже пленный Шамиль, будучи в Москве, попросил о встрече с двумя людьми — с Ермоловым и с Казем-Беком.
На старых фотографиях можно увидеть потомков рода Бестужевых и потомков Казем-Бека — и те, и другие приезжали в Дербент. Часть стендов посвящена знаменитым дагестанцам, а также тем известным людям, кто был в Дагестане и в частности в Дербенте.
1 из 3
1
Все здания верхнего города по многу раз перестраивались, и лишь благодаря этому, в котором воссоздан музей, мы можем представлять, как выглядел Дербент 200 лет тому назад.
2
Возле каждого дома имелась небольшая площадка, предназначенная под огородик.
1
Дома строили двухэтажные с обязательным широким балконом.
2
Выходим из музея и движемся дальше. В некоторых местах старого города можно видеть оформленные камнем и заброшенные ныне источники.
3
В дома пришёл водопровод, и женщинам нет надобности, ходить по воду с кувшинами. Любопытно, что в музее я видел картину, судя по которой дербентки использовали большие медные кувшины для доставки воды вплоть до 70-х годов прошлого столетия.
3
Представляю, каким экзотичным, для ленинградца, или для москвича выглядел Дербент того времени.
Сверху, когда смотришь на старый город, внимание к себе привлекает большой купол, похожий на ядерную боеголовку. Это Джума-мечеть — самая главная в городе.
3
Движемся в её сторону. Вдруг останавливается машина, водитель молодой парень предлагает купить дербентский коньяк. Я заинтересовался, спрашиваю, есть ли Лезгинка, Старая крепость или Седой Каспий, ибо дагестанские коньяки очень даже люблю. Парень в ответ смеётся.
Жабир уводит меня в сторону, объясняя, что тут все самопальные коньяки одного разлива. В любом случае, Дагестан в корне отличается от соседней Чечни. У Кадырова в Грозном во время Рамадана даже бочки с квасом закрыты. В Дагестане такого нет — держать, или не держать Уразу, каждый решает для себя сам.
Джума-мечеть это гигантское сооружение, которое, словно Гулливера в стране лилипутов, со всех сторон надёжно облепили маленькие дома. Мечеть от внешнего мира огорожена забором, но внутри довольно большая площадь, где могут молиться верующие, если им не хватит места в мечети.
1
Некоторые историки отмечают, что «дагестанские горцы приняли ислам вполне мирно, так как новая вера ничем не нарушала обычного образа их жизни. С кавказскими горцами случилось то же самое, что было с арабами, в среде которых зародился ислам, а так как арабский быт 7 века близко совпадал с бытом и взглядами тогдашних лезгин, то немудрено, что магометанство пожало обильную жатву в горах Дагестана».
Возможно это и так, но в Дербенте, ситуация была несколько иной, ибо город был населён христианами. Перед входом в Джума-мечеть стоит столбик, под которым по легенде покоятся глаза неверных.
3
Впрочем, про арабского халифа Масламу, и как он в 733–734 гг. вводил в Дербенте ислам, я уже писал в предыдущей части.
Без всяких сомнений Джума-мечеть ранее была христианским храмом, который за 1300 лет многократно перестраивался и переделывался.
3
В некоторых местах можно увидеть новую кладку, положенную в качестве декора поверх старой.
2
В интернете можно найти всевозможные страшилки про Джума-мечеть: кто-то дескать здесь (или рядом) на почве религиозных разногласий кого-то порезал, обстановка напряжённая и всё такое прочее…
Ничего подобного я не заметил — более того, из мечети к нам вышел парень, предложив зайти внутрь и посмотреть, попросив, верующих не фотографировать.
Снимаем, обувь заходим внутрь.
3
Здесь невольно вспоминается Бестужев-Марлинский и то, как он почти 180 лет назад описал Джума-мечеть.
3
Я также как Дюма, соревноваться с Марлинским не буду.
2
От себя могу добавить, что те тысячелетние чинары, про которые он писал, растут точно на том же месте.
2
А те правоверные в мечети, которые 180 лет назад были погружены в благоговенье, молитвы своей не прерывали, и сидят, поджав ноги на коврах, в тех же позах.
Любопытно, но со стороны улицы совсем недавно был обнаружен ещё один вход в Джума-мечеть (жаль, но он пока не обследован).
2
Вот так запросто, штукатурка обвалилась, и вдруг показался арочный свод, едва выступающий над дорогой. Впрочем, ничего удивительного здесь нет, ибо Дербент это город, где постоянно что-то находят, и это что-то чаще всего из глубины веков является людям само порой самым неожиданным образом.
Позже, будучи в Москве, из новостей узнал, несколько лет назад, ученые обнаружили хижину, где во время своего пребывания в Дербенте в 1722 году, жил сам Петр Первый. О том, что Петр I жил в землянке, говорят исторические факты. Хижину постоянно охраняли часовые.
Фото из интернета
В 1848 году над ней была построена крытая колоннада, для защиты от осадков и пыли. Но самое интересное — императоры Александр III и Николай II по приезду в Дербент первым делом посещали именно это место. Николай, приехав в город на поезде, шел с вокзала пешком до хижины великого царя.
В советское время власти не придали никакого значения царской хижине, и музейный объект был утерян.
Хочется добавить, что в Дербенте были такие известные правители как: Тохтамыш, Тимур и Надир-шах. Город их помнит.
2
Того времени, что мы потратили на изучения исторических объектов для меня оказалось катастрофически мало — на изучение города нужно закладывать три полноценных дня.
1 из 2
2
Конечно, многие исторические памятники Дербента находятся в непотребном состоянии, и здесь можно до бесконечности спорить, что лучше — новодел или развальня. В настоящий момент можно посмотреть на исторические объекты глазами археолога, глазами первооткрывателя.
2
Дербент занесён в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Дербент — это одна из главных достопримечательностей России.
4
Самое главное, не верьте во всякую ерунду — люди здесь вполне адекватные, и они рады видеть у себя в городе туристов.