Перевалочный пункт
Бразильскому мегаполису Сан-Паулу выпала почетная миссия — проводить нас домой. Впрочем, при случае этот город мог и поприветствовать нас, если бы за него это не сделал двумя неделями ранее Буэнос-Айрес.
Я это к тому, что существует большая степень вероятности оказаться в Сан-Паулу по пути из Европы в Южную Америку или обратно. Получается, что Сан-Паулу крупнейший перевалочный пункт Южной Америки, аэропорты которого используют большинство авиакомпаний обслуживающих это направление. Длинными рейсами Сан-Паулу соединяет Европу с южно-американским континентом, а более короткими практически со всеми крупными городами Бразилии, и с большинством стран региона.
На мой взгляд, это важная информация при планировании самостоятельных маршрутов по Южной Америке. Самый дорогой сегмент подобных путешествий это, безусловно, межконтинентальный перелёт, поэтому важно принять правильное решение.
Я не проводил очень уж подробного сравнительного анализа, но при подборе билетов на нужные нам даты, самыми оптимальными вариантами перемещения из России в Южную Америку выглядели предложения Al Italia транзитом через Сан-Паулу. Эта итальянская авиакомпания точно не лучшая в мире, из моего личного опыта впереди множество других, в том числе российский Аэрофлот. Но вот по таким критериям, как стоимость и время в пути итальянцы предложили самую лучшую альтернативу, ещё раз обозначу, что идёт речь о рейсах из России. По поводу других стран не скажу, не знаю.
Итак, представляем, что мы прибываем в Сан-Паулу после длительного межконтинентального перелёта, перед которым, был ещё, как минимум один, может и два или более, подряд. Или вам только предстоит подобный перелёт, а за ним ещё несколько, в моём случае, на обратном пути по Европе и России их было три. В любом случае, в такой ситуации возникнет мыслишка передохнуть.
Нет, конечно, есть семижильные персонажи, которых устраивает сон в самолёте, самолётная еда, не волнует сбитый режим, и разница во времени. Я вот вроде бы крепенький, здоровье, слава Богу, пока позволяет, если будет сильно надо, понятное дело, выдержу. Но вот зачем чересчур напрягать себя?
Так что многим, возможно, придётся по душе идея задержаться в мегаполисе на денёк-другой, акклиматизироваться, собраться силами и мыслями.
Но тогда, возникает вопрос, а чем заняться в Сан-Паулу, что там делать, что смотреть, и вообще, как с пользой потратить время.
Мы вот, провели в этом городе две ночи и полтора дня, время пролетело незаметно и его, этого времени, понятное дело не хватило. Кое-что посмотрели, имели великолепную встречу со знакомой наших знакомых, вот уже пять лет проживающей с мужем в Сан-Паулу, москвичкой Лилиан, и остались бы в этом городе ещё на некоторое время, если бы оно, конечно, было в запасе.
Так что планируйте смело Сан-Паулу, а с программой пребывания давайте разберёмся.
Резиденция Папы Римского в Бразилии
Мы прибыли в Сан-Паулу вечерним рейсом из Рио-де-Жанейро. По рекомендациям, имеющимся в материалах нескольких резидентов нашего клуба, в том числе лидера рейтинга, забронировали недорогой Hotel Joamar. Без каких-либо сомнений, положительные рекомендации дам этому отелю и я. Чудес гостеприимства от отеля «2» звезды ждать не стоит, но услуги его вполне технологичны и функциональны, что для кратковременного пребывания самое то.
А вот по своему расположению отель вообще идеален, для ориентира берите Муниципальный театр (Teatro municipal de Sao Paulo), он от отеля буквально в двух шагах, а это самый центр города.
Меньше километра от отеля и до монастыря Сан Бенто, а это уже совсем интересно, самое-то место для начала знакомства с городом.
Монастырь древний, заложен в конце 16-го века, это раз. Но самое главное монастырь в настоящее время официальная резиденция Римского Папы в Бразилии. Чтобы проникнуться духом этого объекта культа, посмотрел случайно найденную программу посещения Папой города Сан-Паулу.
Речь идёт не о нынешнем Папе, а о его предшественнике Бенедикте XVI, который совершил свой пятидневный апостольский визит в этот город в мае 2007 года. Тогда Папа прямиком из аэропорта на «папамобиле» сразу отправился в монастырь Сан Бенто. По прибытии с балкона монастыря он поприветствовал и благословил собравшихся многочисленных прихожан. На следующий день в 8 утра провёл в соборе монастыря Сан Бенто Святую Мессу. Дальнейшая программа пребывания Папы в Сан-Паулу продолжала быть чрезвычайно насыщенной, и большая часть мероприятий происходила именно в монастыре Сан Бенто, как то, встреча с представителями других христианских конфессий и других религий, обед с членами Президиума бразильской епископской конференции и членами папского сопровождения, канонизация некоего блаженного Фреи Галвао, проповеди Святейшего Отца.
Вот такой вот уровень религиозного заведения, прошедшего свой многовековой путь от небольшой часовни, в которой монах по имени Мауру Тейшейра, что основал её, проводил свое одиночество, до монастыря аббатства братьев Бенедиктов, на базе которого функционирует философский факультет. Мы попали только в сам собор, ибо только он открыт для посещения. Остальную территорию монастыря, где обитают монахи, слышал, тоже можно увидеть, но исключительно с организованной экскурсией, однако, подробностями, к сожалению, не владею.
Собор реально понравился своими витражами, украшениями, выполненными из дерева.
К какому архитектурному стилю относиться внутреннее убранство собора не скажу, потому как, не имею по этому поводу ни малейшего понятия, но заметил, что собор заметно отличается от других католических храмов Бразилии и Аргентины, виденных мной в этой поездке.
Как подтверждение этому, где-то промелькнула информация, что весь собор расписан вручную, и действительно в каком-то особом стиле.
С первым пунктом пребывания разобрались, идём дальше.
«Не мной управляют, а я управляю»
Лозунг, вынесенный в заголовок этого абзаца, присутствует на гербе города Сан-Паулу. И это не случайно. Сан-Паулу не только самый крупный город в Южной Америке, но и экономический центр региона.
Для размещения многочисленных офисов местных компаний и транснациональных корпораций, международных банков и их филиалов необходим современный деловой центр города. Услышав словосочетание «деловой центр» на ум сразу приходит этакое скопление небоскрёбов, что в любом крупном городе США именуют не иначе как downtown.
Сан-Паулу не исключение, в этом мегаполисе тоже есть свой деловой центр и, насколько я понял, таковых там несколько. Один из них в классическом варианте, бразильская копия Манхэттена, находится рядом с монастырём Сан Бенто.
Наше внимание привлекло здание «Алтину Арантис» или BANESPA, это 36-этажный небоскрёб высотой 161 метр.
Двойное наименование небоскрёба вполне оправдано, ибо BANESPA название банка, для которого в 1947 году этот небоскрёб и был построен, а Алтину Арантис Маркис имя первого президента банка.
В здание «Алтину Арантис» можно попасть по входному билету, который продаётся в холле сразу при входе. Стоимость и режим работы не скажу, у меня всегда проблема с запоминанием этой информации. Надо, наверное, взять привычку записывать, чтобы поднять практическую ценность своих материалов.
Что делать внутри здания? Надо понимать, что туристов куда попало, не пускают и точек выхода не так уж и много. Сначала на лифте, управляемом лифтёром, нас доставили на самый верхний этаж на специально оборудованную смотровую площадку.
Собственно говоря, это и есть главное развлечение, ради которого и задумано это посещение.
Обзор предусмотрен с разных сторон, если есть желание можно обосноваться в кафешке, и исследовать панораму Сан-Паулу с большим комфортом.
Что сказать по поводу открывающихся видов? Ну что, понятное дело, занятно смотреть на огромный город с высоты, но по мне, так урбанистические виды явно проигрывают видам природным. Тем более город для нас был абсолютная terra incognita, и ничего знакомого мы там внизу не находили.
Рано или поздно, наскучит обозревать окрестности, какими бы замечательными они не были, тогда спускаемся вниз. Можно опять на лифте, а можно своим ходом по лестнице, если переходы не такие уж и большие.
На информационных стендах наверху указано, на каких этажах можно выходить и что вас там ждёт. Ждать может всё что угодно, какие-то инсталляции, экспозиции. Даже не знаю, как всё это описать, посмотрите на фото, и смысл будет примерно понятен, хотя вряд ли.
Мне реально понравилась всего лишь одна экспозиция. Это была полная имитация рабочей обстановки банка примерно середины прошлого века, причём не только с подлинной конторской мебелью и банковским оборудованием, но и звуковым сопровождением рабочего шума.
Вот такая вот достопримечательность Сан-Паулу, идти туда или нет, решать вам. Мне лично понравилось.
Вокзал в колониальном стиле
Знаете, Сан-Паулу огромный мегаполис о численности населения, которого мне попадались разные цифры. На специализированных сайтах, коим стоит доверять, что-то в районе 12 миллионов, другие вроде бы приличные источники уверяют, что с пригородами под 22 миллиона, но иногда попадались данные о 40 миллионах жителей, если брать в расчёт и фавелы.
Последние в Сан-Паулу, в отличие от Рио-де-Жанейро, расположены достаточно далеко от центра и в глаза не бросаются, но они есть и невероятно огромных размеров. Сколько там народу, скорее всего никто точно и не знает, может с ними и набегает та безумная цифра.
В любом случае город большой, но первую половину дня мы исследовали его исключительно пешком. Вот и от старинного монастыря Сан Бенто, преодолев пешеходный мост Santa Efigenia, что перекинут через оживлённую и широкую автотрассу, мы пешком дошли по одноимённой мосту до небольшой церкви.
А уже от неё к железнодорожному вокзалу Луз, намереваясь посмотреть его, прилегающий к нему парк и расположенную рядом с вокзалом картинную галерею, в подражание древним грекам, именуемая как Пинакотека.
Передвигались мы по этому району города практически без опаски. Возможно по той причине, что уже адаптировались к атмосфере бразильских городов, расслабились и перестали бояться. Но скорее всего потому, что город выглядел комфортно и современно, хотя и не без социальных изъянов.
В качестве последних выступали бомжи, спящие на уличных тротуарах, точно как мы, но на своих двуспальных и односпальных кроватях. Я их не фотографировал, но поверьте, они там есть, и чем ближе к вокзалу, тем больше.
Зачем мы вообще пошли на железнодорожный вокзал, не собираясь в тот день покидать пределы города? Так он очень красивый, да ещё и с историей, бывший когда-то давно главными воротами Сан-Паулу.
Прочитал, что архитектором вокзала в своё время был некий англичанин Генри Драйвер, но если бы сказали, что на самом деле сиё творение дело рук Густава Эйфеля, известного специалиста по проектированию металлических конструкций, я бы не удивился.
Вот точно в его стиле и чем-то, не формой, а смыслом, напоминает пресловутую башню.
Это кусочек города, которого больше нет, ибо вокруг скребут небо одни небоскрёбы. Время вокзала ушло безвозвратно, важнейший в иные времена транспортный узел, сейчас вокзал Луз обычная станция для пригородных электричек. В те времена вокзал доминировал в округе, определял городской облик, а по часам на его башне сверяли часы всего города.
Увы, «ничто не вечно под луной». Однако, согласитесь, надо было увидеть этот объект, как некий антипод современному мегаполису.
Зашли и прогулялись по парку, что рядом с вокзалом. Что про него сказать?
Парк, как парк, в меру экзотический, но впрочем, ничего особенного.
«Искусство принадлежит народу»
Времени, проведённого в Пинакотеке, было совсем не жаль.
И не потому, что я большой знаток изобразительного искусства, скорее всего наоборот. Если классический реализм или там работы импрессионистов поглощаю легко и, как мне кажется, понимаю, то при взгляде на абстрактное искусство, уподобляюсь известному скотнику Пафнутьичу, который был бы и рад хоть раз в жизни испытать когнитивный диссонанс, но четыре класса образования не давали ему ни малейшего шанса.
Короче говоря, многого в живописи я не понимаю, музеи, конечно, периодически посещаю, но в основном ради того, чтобы работать над собой и расти духовно.
А вот в Пинакотеке Сан-Паулу чувствовал себя великолепно, дух там не просто музейный, но творческий.
Во всяком случае, таковым он мне показался.
В Пинакотеке вообще всё заладилось с самого начала. Дело в том, что вход в музей платный, недорого, но всё же. Но раз в неделю пускают бесплатно, и именно в тот день, мы удостоили Пинакотеку своим вниманием. Я всё время переживаю, что даю в своих материалах мало ценной практической информации, и вот чтобы как-то исправится, сообщу по секрету, что это был за день. Только, чур, больше никому не говорите, что это суббота.
Наверное, сейчас следовало бы приступить к подробному описанию выставленных экспонатов, картин и скульптур, однако делать этого я не буду.
Задача моя вызвать интерес к объекту, и исключительно для этого сообщу, что Пинакотека старейшая художественная галерея, ей уже 115 лет. Что она весьма популярна, ведь в год её навешают больше чем полмиллиона ценителей искусства или выдающих себя за таковых.
Привлекает и то, что выставленные работы в основном местных мастеров, а это для меня особенно важно, ибо считаю, что полотна итальянских живописцев органичнее воспринимаются в Уффици, голландских в Рейксмюсеум, а бразильских соответственно в Пинакотеке Сан-Паулу.
Ладно, не буду больше умничать. Приходите и смотрите, ведь именно для этого картинные галереи и существуют.
Проспект имени жителей Сан-Паулу
Вторую половину дня мы провели на Авенида Паулиста, самой знаменитой улице Сан-Паулу, парадной витрине города, или, если желаете большего пафоса, финансовой артерии экономического центра страны.
Иметь офис с адресом на Авенида Паулиста в Бразилии очень престижно, ровно также как во Франции на Елисейских Полях. Все воротилы бразильского бизнеса квартируются именно там, образуя ещё один небоскрёбистый деловой район города.
Формальным поводом нашего визита на Авенида Паулиста была встреча с Лилиан. Очень классно получилось, что в первый день нашей поездки мы встретились в Буэнос-Айресе с моей приятельницей, великой путешественницей, новоиспечённой гражданкой Аргентины Валей Алёхиной, а в последний, здесь в Сан-Паулу, с Лилиан.
У моих компаньонов по поездке и Лилиан есть общая подруга в Москве, чем не повод найти друг друга в огромном городе и поговорить.
Мы надолго засели в уютном ресторанчике, вкусно кушали, немного выпивали. Лилиан рассказывала, о своём житье-бытье в Сан-Паулу, что здесь они с мужем, уже пять лет, пребывание их временно и это связано с работой мужа. Как это водится речь зашла и о бразильцах, их менталитете и образе жизни. Всё это очень занимательно, взгляд вроде бы со стороны, но не мимолётный, времени для наблюдения было предостаточно.
Прогуляться по Авенида Паулиста после сытного обеда, было самое то.
Кстати, «паулиста» если дословно означает «житель Сан-Паулу», что ещё раз говорит о статусе улицы.
Честно говоря, было не до достопримечательностей. Завтра рейс домой, настроение чемоданное, шли по главной улице далёкого города и наслаждались моментом.
Так что MASP — художественный музей Сан-Паулу, наверное, более знаменитый, чем Пинакотека остался вне нашего внимания.
Зашли только в старинный парк Трианон, кусочек дикого леса посреди каменных джунглей.
Провожали нас домой небоскрёбы, символы экономического процветания и будущего Бразилии, и только несколько чудом сохранившихся колониальных особняков и небольшая часовня передавали привет из прошлого.
Через неделю после нашего отъезда всю Южную Америку посадили на карантин, прервав всякое сообщение с другими частями земного шара. Мы успели, что называется, в последний момент, да и добирались до дома окольными путями.
Сан-Паулу — Рим — Мюнхен — Москва — Краснодар, это мой маршрут домой по захваченной коронавирусом Европе. После этих перелётов я дико устал, что и понятно, но как же скучаю теперь, после пяти месяцев изоляции, по этому дискомфорту путешествий
Теги:
Культурно-познавательный туризм, Самостоятельные путешествия