Наше знакомство с Прагой после Вышеграда продолжаем на набережных правого берега Влтавы.
Трамвайная остановка Нове Место (Новый Город) на набережной Рашинов.
Наше знакомство с Прагой после Вышеграда продолжаем на набережных правого берега Влтавы.
Трамвайная остановка Нове Место (Новый Город) на набережной Рашинов.
Наверное, трамваи моя слабость, не упускаю случая, чтобы сфоткать. Тем более чешские трамваи, тем более на набережной в Праге. Это, видимо, с давних студенческих времён в Ленинграде, когда чешский трамвай был чем-то необыкновенным — самым красивым, бесшумным, с удобными мягкими сидениями, и самое главное — зимой в нём было тепло.
Небольшая площадь на пересечении с улицей На Морани, с памятником Франтишеку Палацкому (1796–1876), чешскому историку и политическому деятелю. И, конечно же, с трамваем.
В продолжении улицы На Морани расположен мост Палацкого через Влтаву.
У Йираскова моста набережная Рашинов переходит в набережную Масарика (Masarykovo nábřeži). Томаш Масарик (1850 — 1937) — первый президент Чехословацкой Республики (1918–1935).
Впереди слева невысокая башня с шляпкой на макушке. Это Шитковская водонапорная башня. Построена в 1588—1591 гг., при реконструкции в 1648—1651 гг. приобрела свой характерный «шлем». Работала до 1881 г. Предполагался снос этой башни, но, благодаря протестам общественности, её удалось сохранить.
Белое здание за башней — выставочный центр MANES.
Издалека кажется, что башня и галерея распложены на набережной. В действительности башня «вырастает» прямо из русла протоки между набережной и островом Славянский, а выставочный центр построен над протокой.
Перед нами здание, крыша которого напоминает театральную. Это действительно театр, только главный его фасад расположен с противоположной северной стороны. К сожалению, не доехав до театра, мы развернулись и поехали по набережной Масарика в обратную сторону. Но сказать о театре несколько слов необходимо.
Полное его название — Большой театр балета, оперы и драмы. Иногда называют Национальный, иногда — Народный. И то, и другое правильно. Национальный — потому что это главный театр для чешской нации. Народный театр (по-чешски Národní Divadlo) — потому что он символ сохранения народных традиций, языка, культуры. Но не только. Театр создавался «по инициативе снизу» и был построен на народные пожертвования.
Из-за противодействия венской имперской бюрократии, история создания театра растянулась на тридцать лет. Сбор средств был начат в 1851 году, в 1862 году был построен небольшой Временный театр на 800 мест (это как раз то здание, которое мы видим), с расчётом в дальнейшем включить его в комплекс нового большого театра. Основное здание театра в духе неоренессанс на 2000 мест было в основном закончено и официально открыто 11 июня 1881 года, в честь визита кронпринца Австрии Рудольфа. После одиннадцати спектаклей театр закрыли, чтобы завершить строительство.
Увы. В августе того же года случился грандиозный пожар, уничтоживший купол, зрительный зал и сцену. Это была всенародная трагедия. И снова народ сказал своё слово. Всего за полтора месяца были собраны необходимые средства, а через два года (1883) состоялось повторное открытие театра. По проекту восстановления, здание Временного театра было включено в комплекс нового большого театра, в нём разместили дирекцию, служебные помещения и гардеробные.
Интересно, что и при первом, и при повторном открытии театра давали оперу Бедржиха Сметаны «Либуше» (Libuše). С тех пор пошла традиция каждый новый сезон открывать этой оперой. Да, опера Бедржиха Сметаны посвящена той самой Либуше, о которой в связи с памятником в Вышеградском парке я упоминал в первой части этого рассказа. Легендарной первой правительнице племени чехов, предсказавшей зарождение и великую славу будущей чешской столицы Праги.
От театра едем по набережной Масарика в обратную сторону. Очень интересно: когда ехали туда — видели одни достопримечательности, едем обратно — там же, но совсем другие.
Вот интересный угловой дом на перекрёстке набережной Масарика и улицы На Струзе. Начало XX века, модернизм. Построен в 1904—1905 гг. для банка, сейчас в нём культурный центр — Филиал международного Института имени Гёте. Угловой фасад с эркером увенчан фронтоном с позолоченной фигурой над ним (глобус в обрамлении исходящих от него лучей) и скульптурами по бокам. На крыше между двумя высокими каминными трубами — огромный орёл. Что он должен символизировать — не понял.
Ну и, конечно же, трамвай, отходящий от остановки Národní Divadlo… Как можно было пропустить это глянцево-сверкающее чудо?
Красивая решётка на набережной Масарика. На другом берегу Влтавы виднеется белый столбик с шатровой крышей — это Малостранская водонапорная башня (Malostranská vodárna).
Подъезжаем к маленькой Йирасковой площади с памятником Алоизу Йирасеку (1851–1930) — чешскому писателю и общественному деятелю.
Впереди прямо по курсу (за Йирасковой площадью) — форменное безобразие, бесстыжие танцы-шманцы-обжиманцы средь бела дня у всех на виду. Тот, который светлый и лохматый, ещё пытается отстраниться, а эта, наглая, в полупрозрачном прикиде, так и жмётся к нему, и обнять пытается…
Тьфу, наваждение. Это же «танцующий дом» (Tančící dům). Неформальное название «Джинджер и Фред» в честь пары танцоров Джинджер Роджерс и Фред Астер. «Танцующий дом» построен в 1994- 1996 гг. в стиле деконструктивизма. Курировал строительство тогдашний президент Чехии Вацлав Гавел. В здании сейчас отель, наверху ресторан.
Не доезжая до «танцующего дома», поворачиваем направо, на Йирасков мост. Характерная для Праги картинка — пражанин на велосипеде. На дальнем плане слева виден Пражский Град.
На следующем кадре слева — Малостранская водонапорная башня (Malostranská vodárenská věž), XVI век. В центре кадра — утопающий в зелени Детский остров, справа — Стрелецкий. За ними просматриваются контуры следующего моста через Влтаву — моста Легии.
Административное деление Праги, как мне показалось, весьма запутано. В 1960—1990 гг. было установлено деление на десять округов (районов), от Прага 1 до Прага 10. В 1990—1992 гг. город был поделён на 57 муниципальных образований (частей), которые в 2001 году были сгруппированы в 22 административных округа, с соответствующими наименованиями: Прага 3, Прага 17 и т. п. Сейчас официально существуют 10 городских округов и 22 входящих в них административных округа, причём границы городских и административных округов могут и не совпадать. Вы что-нибудь поняли? Я тоже.
Видимо, чтобы окончательно не сбить с толку хотя бы своих горожан, на табличках с названием улицы дополнительно указывают имя кадастровой территории, которое обычно отражает название старого населённого пункта до его вхождения в состав Праги. Именно эти старые названия жители Праги чаще всего используют в повседневном общении.
После этой арифметики, которая хитрее высшей математики, с трудом понял, что Йирасков мост из городского округа (района) Прага 1 на правом берегу Влтавы привёл нас в район Прага 5 на левом берегу. Встречается также историческое название Смихов. Впрочем, так и не уверен до конца.
Зато вот здесь могу похвастать точной привязкой по месту. По улице Элишки Пешковой через перекрёсток с улицей Водни въезжаем на площадь Кинских, получившую название (после множества переименований) в честь чешского княжеского рода. Слева виден покрытый зеленью холм — это фрагмент сада Кинских на южном склоне холма Петршин. Сад создан в XIX веке, известен коллекцией экзотических растений.
Площадь Кинских известна своим фонтаном с необычным названием «Провал времени». Если присмотреться, можно его рассмотреть на следующем фото, слева от раскидистой кроны дерева в сквере. Читал, что струи фонтана поднимаются на высоту 8 метров, но для нас они соизволили приподняться лишь на метр, поэтому издалека его почти не видно.
Дальше мы поехали налево по улице Голечкова, в объезд достаточно высокого холма Петршин, мимо монастыря Святого архангела Гавриила. Бывшего монастыря. Возникший на рубеже XIX–XX веков, монастырь просуществовал недолго. Владевшие им монахини-бенедиктинки, в основном немецкого происхождения, после распада Австро-Венгрии продали монастырь Чешскому почтовому ведомству и ушли в Австрию. В основном, как считается, из-за враждебного к ним отношения со стороны чешского населения.
Минут через десять поднялись на возвышенность. Проехали по улице Белогорской в западном направлении, до соединения её с улицей Паточкова, и почти сразу подъехали к красивым фигуристым воротам, намекавшим, что здесь монастырь.
Да, это Бржевновский монастырь. Расположен в районе Бржевнов, Прага 6.
Считается, что название происходит от созвучного ему слова «бревно». Основан в 993 году чешским князем Болеславом II. Первоначальная деревянная постройка в XI веке была заменена каменной, впоследствии ещё много раз перестраивалась. Главное сооружение монастыря, базилика Святой Маргариты, обрела свой современный облик в стиле барокко в результате полной реконструкции в XVIII веке.
Признаюсь, не прекрасная Маргарита была целью нашего посещения, а вот это неприметное строение справа от неё. На гостеприимно распахнутых дверях короткая надпись: klášterni šenk, монастырский шинок. Похоже, он популярен у местных. Значит, здесь и отобедаем.
Старый деревенcкий шинок, без стилизации. Как будто в другую эпоху попали.
В гастрономии я полный профан, поэтому не стану утомлять показом блюд, которые заказал да не одолел и понял только, что в чешской кухне совсем не смыслю. Были в нашей компашке и более удачливые, со всем справились. Например, с этим супчиком в хлебе, говорят, вкусно.
Ну и как же не отведать монастырского тёмного пива! А я вот, дремучий, кофеем пробавляюсь…
Ах да, чуть не забыл. Говорят, что в этот шинок захаживает Президент Милош Земан, отведать монастырского пива. Подтвердить не могу, лично не видел. Но не исключено, т. к. от президентской резиденции здесь недалече, а народ в шинке в основном свой, местный, можно и за жизнь поговорить…
Подкрепившись, двинулись дальше. Наш путь — к Страговскому монастырю. Едем по той же Белогорской улице в обратном направлении, на восток. Слева ухватил кусочек приметного здания — 4-звёздочной гостиницы «Пирамида». Переезд недальний и недолгий — вон впереди уже показались башенки Страговского монастыря
Страговский монастырь расположен в Градчанах, район Прага 1. Название происходит от слова «стража», так как именно в этом месте располагалась застава, охранявшая подступы к Пражскому граду. Монастырь основан в 1140 году князем Владиславом II. Первоначально деревянный, с 1143 года каменный. Многовековая история монастыря полна драматических событий. Много раз он подвергался разрушению пожарами и войнами, но каждый раз возрождался заново. Современный облик монастыря в барочном стиле сложился в XVII–XVIII веках.
В конце XVIII века судьба монастыря снова висела на волоске. Император Иосиф II приказал закрыть монастыри, которые «не сумеют показать свою пользу для общества». Тогда аббат Страговского монастыря, Вацлав Майер, открыл книжные фонды монастырской библиотеки для горожан. Другие монастыри закрывались, а хранившиеся в них книги привозили в Страговскую обитель. Так открытие библиотеки, доступной для широкой публики, спасло монастырь. К сожалению, здание библиотеки снаружи не заметно, а внутрь мы не заходили, так что показать его не могу. Знаю только, что с библиотекой всё в порядке, а интерьерам теологического и философского залов позавидуют многие дворцы.
Вход в монастырь. Барочные ворота со скульптурой святого Норберта Ксантенского, основателя католического монашеского ордена премонстрантов. Имя это произошло от названия французского местечка Премонтрё (Prémontré), в аббатстве которого в 1120 году зародился орден.
Как мне показалось, крест с двумя горизонтальными перекладинами (фигура над воротами слева) и жезл с характерным спиралевидным навершием (фигура справа) представляют собой отличительные символические знаки ордена премонстрантов. Правда, подтверждения этому предположению нигде не нашёл. Так же, впрочем, как и опровержения.
У входа табличка с названием монастыря и стилизованным изображением жезла ордена премонстрантов.
Доминантой и украшением Страговского монастыря является Базилика Вознесения Девы Марии.
В здании, обрамляющем Страговский монастырь с северо-восточной стороны (на снимке справа), расположился ресторан «Беллависта». На снимке — его летняя площадка. На территории монастыря есть ещё два ресторана и своя пивоварня.
На дальнем плане видна Петршинская башня на холме Петршин, на которой, кроме антенн, имеется ещё и смотровая площадка — самая высокая в Праге. Высота башни 65 м, построена в 1891 году.
Рядом со Страговским монастырём — одна из самых популярных смотровых площадок.
Следующий снимок я сделал на подходе к ней, чтобы показать характерную для Праги особенность. Такое впечатление, что каждый свободный от застройки клочок земли здесь занят виноградником. Сейчас май, видно только подпорки для будущей лозы, но заметно, как она уже тянется к солнцу. А за этими «палками» открывается панорама, на которой можно выделить Пражский Град (слева) и телевышку (справа).
Немного продвинувшись, действительно попадаем на довольно удобную площадку, правда, не очень высоко расположенную и с ограниченным сектором обзора. Примерно так. Народ внизу движется к Пражскому Граду или возвращается оттуда. Некоторые — бегом.
Два объекта снял дополнительно с доступным приближением (на зуме). На следующем кадре — Собор Святого Вита в Пражском Граде. Дальше мы туда и направимся.
А это — Жижковская телевизионная башня. Высота 216 м, построена в 1985—1992 гг. За своеобразный внешний вид пражане в шутку прозвали её «Пражский космодром».
Со смотровой площадки Страговского монастыря не спеша двинулись к Пражскому Граду. По пути попадаются разные интересности. Вот, например, небольшой отель в старинном здании с распятием на крыльце. Вероятно, монастырская гостиница.
Случайная уличная сценка
Пражская Лорета — так называется комплекс исторических зданий на восточной стороне Лоретанской площади в Градчанах. Слева — колокольня костёла Рождества Господня (1631).
Чтобы не гадать, что тут и зачем, процитирую Википедию
«В 1626 году благочестивая дама Катержина из рода Лобковицев пожелала создать в Праге копию святой хижины Девы Марии в итальянском городе Лорето. Рядом с хижиной был заложен костёл, который освятили 25 марта 1631 года. Считается, что при строительстве хижины было использовано несколько кирпичей и балок, привезённых из хижины в итальянском Лорето. Хижина была украшена фресками и статуями ветхозаветных пророков и сценами из жизни Девы Марии Лоретанской.
Святыня стала центром паломничества, что обусловило расширение комплекса строений. В 1730-е гг. под руководством Криштофа и Килиана Игнаца Динценхофера Святая хижина была украшена фасадом в архитектурном стиле барокко»
Теперь понятно, откуда это итальянское название.
На этом же кадре на фоне пышной древесной кроны можно заметить памятник. Это памятник второму президенту Чехословакии (1935–1948) Эдуарду Бенешу (1884–1948).
Напротив Лореты на той же площади расположен Чернинский дворец, строившийся с 1669 по 1774 гг. (На предыдущем снимке слева виден его фрагмент). После реконструкции 1928—1934 гг. во дворце (с перерывом на 1939–1945) располагается Министерство иностранных дел Чешcкой Республики (до 1992 — Чехословакии).
Здесь же на Лоретанской площади похоронен красноармеец Беляков, погибший в Праге 9 мая 1945. На 8 мая 2019 могила в полном порядке, укрыта живыми цветами.
Потихоньку продвигаемся по Лоретанской улице в сторону Пражского Града.
Исторический фонарь «Канделябр» у здания Hradní stráž («Военная база», здание слева). Чугунный пятитонный канделябр работает с 1868 года, первоначально был газовым.
Дальше, на Градчанской площади, есть ещё один такой же фонарь, и называется он «Газовая лампа». Возможно, для большего соответствия историческому облику его действительно перевели на газ. В день нашего посещения на нём велись ремонтные работы, рядом были смонтированы строительные подъёмники.
Подсказка для заблудившихся. Нам по стрелочке — вперёд, на Пражский Град.
Можно было свернуть сюда, на эту улочку-закоулочку…
Но мы предпочли если и не совсем прямую, то по крайней мере не такую горбатую улицу, выведшую нас на Градчанскую площадь. Вдалеке прямо по курсу уже виден парадный подъезд Пражского Града.
Вот это непонятное здание справа — Шварценбергский дворец (1545–1576). Знатоки характеризуют этот архитектурный стиль как «чешский ренессанс» — наложенные на чешские традиции мотивы итальянского Возрождения. Род Шварценбергов владел дворцом в 1719–1945 и в 1991—2002 гг. Сейчас здесь музей чешской барочной живописи.
Напротив Шварценбергского дворца на Градчанской площади в 1726 году установлена Марианская чумная колонна (Mariánský morový sloup). На этом месте в XVII веке во время эпидемии чумы проводились богослужения. Когда чума отступила, в благодарность за избавление от мора была установлена колонна со скульптурными изображениями Девы Марии и святых, которым приносились молитвы.
Справа от колонны виден сбоку фасад Архиепископского дворца (1538).
С восточной стороны площади расположены центральные ворота Пражского града, появившиеся при его реконструкции после провозглашения в 1918 году независимости Чехословакии. Центральный вход охраняется почётным караулом, смена которого происходит каждый час. Вход «охраняется» также скульптурной композицией «Битва титанов».
Вообще-то Пражский Град — это крепость, основанная ещё в IX–X веках. Архитектурная доминанта — собор Святого Вита, в чём можно было убедиться на снимках Пражского Града со смотровых площадок.
Крепость была резиденцией чешских королей и императоров Священной Римской империи, с 1918 является резиденцией президента Чехии (до 1992 — Чехословакии). Считается самой большой по площади президентской резиденцией в мире.
На внутреннюю территорию Пражского града мы попали через гостевой вход, расположенный слева от главного. Отсюда виден выход из резиденции во двор. Флаги у выхода означают, что Президент в настоящее время на рабочем месте в резиденции.
В здании с закруглённым торцом (на кадре слева) — часовня Святого Креста. Путеводитель по Пражскому Граду указывает, что там расположена Сокровищница замка (крепости).
В следующем крепостном дворе расположен Собор Святого Вита — главная достопримечательность Пражского Града. Полное его название: Кафедральный собор святых Вита, Вацлава и Войтеха @ Источник https://praga-praha.ru/prazhskij-grad/
Собор святого Вита — грандиозное сооружение: длина его главного нефа — 124 метра, высота — 34 метра. Южная башня собора достигает в высоту почти 100 метров. Охватить собор одним кадром невозможно из-за малых размеров прилегающей площади. Поэтому заснял только фрагмент портала. В его оформлении есть что-то созвучное с порталом собора Св. Петра и Павла в Вышеграде, такая же ажурная вязь резьбы по камню над входом.
Впрочем, такое сходство, возможно, и не случайно. Оба древних собора многократно перестраивались, каждый раз под соответствующую эпоху, а последнее обновление и того, и другого пришлось на начало XX века.
Глубоко внутрь собора мы не заходили, до деталей интерьера не дошли, где-то исподволь уже начал стучать таймер обратного отсчёта времени до отправления нашего автобуса в Вену. Но, конечно, неизгладимое впечатление произвели высокие светлые своды собора.
Заснял ещё несколько витражных окон, привожу один из витражей. Похоже на чистилище с ангелами, архангелами и людскими душами. Мне кажется, витраж современного исполнения.
На обратном пути, не в силах одолеть длинный подъём, притормозил у какого-то заведения на Лоретанской улице. Пока ждал машину, стал свидетелем съёмки телерепортажа местного TV. Надеюсь, не попал в кадр, а то вид был неважнецкий.
Заключительная фаза нашего ознакомительного круиза по Праге получилась какой-то смазанной.
Гид заспешила по своим делам и высадила нас где-то в Старом Городе, пожелав приятной пешей прогулки до Карлова моста, а потом обратно до автовокзала. Мы толком не сориентировались, подумали, что близко, и поплелись, куда показали. Далеко мы, конечно, не ушли, повернули, чтобы не опоздать, и успели на автобус чуть ли не в последнюю минуту.
В итоге остались усталость, чувство досады и несколько последних случайных фото. Только сейчас обратил внимание, что на всех этих фото — характерные пражские башни, причём на трёх кадрах, похоже — одна и та же.
Вот кажется мне, что на следующем снимке та же башня, что и на двух предыдущих, только немного в другом ракурсе.
А вот это явно другая башня, и есть в ней нечто мистическое
До свиданья, Прага, прекрасная незнакомка, которая за эти неполные шесть часов стала чуточку менее незнакомой, хотя и ещё более загадочной.