8 мая был последний день нашего «галопом по Европам», на следующий день вылет из Вены. Мы подумали, и я решил: совершим в этот день героический бросок в Прагу, где мы ещё не были, а страсть как хотелось. Задумано — организовано: билеты электронные (туда поезд, обратно автобус, транспортная компания Regio. Jet в оба конца, бюджетно и комфортно), гид с машиной (списался по электронке), предварительный маршрут с расчётом на 5,5–6 часов с обедом.
Вагон вполне комфортный, до Праги доехали замечательно.
По пути пытался снимать через окно, но «фокус не удался». Стекло даёт какой-то неприятный оттенок на фотографиях, так что по этой части нашего путешествия предъявить, извините, нечего (хотя кое-что любопытное было).
От вокзала до Вышеграда
Приехали. Предварительно хотя бы два слова о Праге надо сказать. Название, по одной из версий, происходит от порожистого русла Влтавы в черте города. По возрасту Прага с Веной примерно ровесники, где-то X века. Вот непорядок был в делопроизводстве, метрики не сохранились.
Веками на месте нынешней большой Праги сложилась агломерация из не очень большой собственно Праги и десятков пригородов разной величины, причём некоторые были сопоставимы с самой Прагой и даже имели статус города. Говорят, их объединению противодействовала опасавшаяся сильного конкурента Вена, столица Австро-Венгерской империи, в состав которой с XIX века входила Чехия.
После крушения Австро-Венгерской империи, образования в 1918 году независимого чехословацкого государства и провозглашения Праги его столицей это безобразие закончилось. В 1922 году к городу было присоединено 37 окружающих её городов и местечек, так что население города выросло почти втрое, а территория почти в 9 раз, выведя Прагу на уровень крупных европейских столиц своего времени. Сейчас Прага поделена на 10 административных округов (районов), её население 1300 тысяч (2018).
Наша ближайшая цель — Вышеград, один из старейших городских районов. От вокзала едем по улице Вилсонова. Слева — Национальный Музей. Направо от музея уходит Вацлавская площадь.
Вацлавская площадь — по сути не длинный, но очень широкий проспект с 4 полосами движения в каждую сторону и пешеходной зоной между ними. Архитектура разных эпох, от неоклассицизма до конструктивизма. Мы там не останавливались, все снимки сделаны на ходу из машины.
Развернувшись и возвращаясь по Вацлавской площади, снова видим перед собой здание Национального музея. Освещение, конечно, неудачное для его «портрета анфас», так же как и для статуи Святого Вацлава, чьим именем названа площадь.
Не помню, по каким улицам ехали от Вацлавской площади,
но точно — мимо Театра на Виноградах. Я успел выхватить только фрагмент его фронтона с крылатыми фигурами.
Потом свернули на улицу Англицка (так название на карте обозначено)
Дальше действительно едем по Англицкой. Впрочем, на следующем кадре она уже не Англицка, а Житна. Зелёное здание впереди — отель Deminka Palace.
По улице Житна едем в сторону Влтавы, пересекаем улицу Легерова
и через квартал сворачиваем налево, на улицу Соколска,
по которой движемся на юг. Через 4 минуты начинаем подъём к Вышеграду.
По пути справа замечаем совершенно несвойственный Праге архитектурный комплекс. Это конгресс-центр, построенный в 1976–1981, первоначально назывался Дворец культуры.
Вышеград
Подъехали к Вышеграду с юго-востока, по улице с названием На Панкраца. Перед нами Таборские ворота (ок. 1640), встроенные во внешнюю стену Вышеградской крепости.
Метров через триста — Леопольдовы Ворота, расположенные во внутренней, основной стене крепости. Названы в честь Леопольда I, короля Чехии и Венгрии, императора Священной Римской империи. Построены во второй половине XVII века в стиле барокко.
Основная достопримечательность Вышеградской крепости — базилика Святых Петра и Павла. Основана в XI веке, перестраивалась в XIV, XVII и в конце XIX века. Современный вид приобрела в 1902–1903, когда была дополнена порталом и боковыми башнями высотой 58 м в неоготическом стиле.
Мрачноватый портал и башни собора несколько смягчаются и уравновешиваются нежной весенней зеленью.
Площадка перед собором небольшая, поэтому весь он в кадр никак не умещается. К тому же при съёмке в противосвет он сильно утяжеляется, детали плохо различимы.
Снял отдельно нижнюю часть фасада, здесь кое-что можно разобрать. Справа и слева от розетки, венчающей портальное окно, изображения апостолов Петра и Павла. В тимпане центрального портала искусно выполненный резьбой по камню барельеф со сценами Страшного суда.
Любопытно, почему так различаются символические знаки на мозаиках левого и правого порталов. Предположил, что слева — мужской символ, справа — женский. Интернет на этот счёт безмолвствует, но зато выдал информацию, что две абсолютно одинаковые неоготические башни имеют имена: Адам (слева) и Ева (справа). Всё сошлось. Видимо, в «последней редакции» собора предполагалось, что вход для мужчин будет слева, для женщин — справа.
Но зачем такое деление? И тут я припомнил, что в венском Соборе Святого Стефана тоже намечалась похожая сегрегация, с отдельными входами в собор для женщин и мужчин. В полном объёме этот замысел не был реализован, но северный неф собора до сих пор называется Женским. Видимо, были какие-то подвижки в католицизме в направлении разделения прихожан по гендерному признаку, как, например, в мечетях.
Внутрь собора не зашли из-за очень плотного графика, а жаль, там есть что посмотреть.
От собора отправились на Вышеградское кладбище.
Когда-то это было местное кладбище Вышеградской крепости, но после присоединения Вышеграда к Праге (1883) оно стало общегородским мемориальным. Здесь хоронят наиболее выдающихся деятелей Чехии.
Вот надгробие композитора Антонина Дворжака (1841–1904)
От кладбища переходим к смотровой площадке на северной стене крепости. Отсюда открывается панорама восточной части Праги. Возвышение площадки небольшое, поэтому передний план плотно забит крышами. Крыши симпатичные, надо признать.
Некоторые наиболее приметные объекты, попавшие на панораму, снял дополнительно на зуме. Показываю в очерёдности слева направо.
Пражский Град, резиденция Президента Чешской Республики. Высотная доминанта — Собор Св. Вита. Некоторые подробности приведу во второй части, в описании нашего посещения Пражского Града.
Костел Пресвятой Девы Марии и Покровителей Славян при Эммаусском монастыре был основан в 1347 г. по указу Карла IV для бенедиктинцев, читавших литургии на славянском языке. В течение столетий монастырь переходил из рук в руки, менялся его облик.
14 февраля 1945 при бомбардировке американской авиацией костёл был разрушен до основания. Прямым попаданием были уничтожены обе готические башни собора. В память об этом трагическом событии, при восстановительных работах (1950-е гг.) вместо разрушенных башен к церковному зданию были пристроены два фигурных шпиля из железобетона в форме остроконечных лепестков.
Массивное белое здание на следующем снимке не отличается архитектурными изысками. Но это — клиника при медицинском факультете Карлова Университета на улице Вышеградской.
На следующем кадре слева церковь Святого Аполлинария — римско-католический храм, расположенный на холме Ветров по улице Аполлинарская. Построен в готическом стиле во второй половине XIV века по инициативе короля Карла IV. С 1958 года церковь охраняется как культурный памятник Чешской республики.
Справа группа зданий с тёмной шатровой башенкой — это родильный дом на Аполинарской улице, построенный в 1867—1875 гг. по проекту чешского архитектора Йозефа Главки.
После того как насладились панорамой, проходим вдоль крепостной стены в западном направлении.
У поворота обнаруживается довольно широкое пространство между внутренней и внешней стенами крепости, в котором оборудована летняя концертная площадка.
Далее идём на юг параллельно Влтаве, но река закрыта крепостной стеной
В стене сохранились бойницы, через которые видна Влтава и заречный район Праги
Внутри крепости рядом с костёлом есть симпатичный Вышеградский парк. Из него и собор смотрится как-то иначе,
особенно через кружево покрывшихся зеленью ветвей.
В парке установлены четыре парные скульптуры, имеющие отношение к истории и мифологии не только Вышеграда, но и Праги, и всей Чехии. Все скульптуры выполнил в 1881—1890 гг. Йозеф Мысльбек, автор памятника Святому Вацлаву на Вацлавской площади. У меня на фотографиях — только две скульптуры.
Скульптура «Лумир и Песня» показывает старого певца с девушкой, олицетворяющей песню.
Скульптура «Пржемысл и Либуше» изображает Пржемысла Орача (Пахаря) с княжной Либуше — дочерью князя Крока, основателя Вышеграда (IX век).
С княжной Либуше связана легенда, которую любят рассказывать гиды, но не знаю, насколько она популярна у самих чехов. С одной из смотровых площадок Вышеграда заметны руины древнего строения, которое когда-то стояло здесь на скале прямо над водой.
По официальной версии это остатки одного из крепостных сооружений (как прозаично…). Но есть и другая версия, гораздо увлекательнее. Это строение — баня княжны Либуше, в которой она любила купаться с подругами и любовниками. Что было потом с любовниками? — правильно, знакомый сюжет: несчастных сбрасывали со скалы. Кстати: на некоторых картах Праги это строение называется, как и в легенде, «Купальня Либуше».
Впрочем, есть и другая половина легенды, которая гласит, что Либуше полюбила-таки, но не знатного, а простолюдина Пржемысла, и основала с ним королевскую династию Пржемысловичей. Именно здесь, в Вышеграде, княжна Либуше предсказала расцвет и мировую славу чешской столице — Праге, что и отражено в знаменитой скульптуре.
Скульптурные группы изначально были установлены на мосту Палацкого (ближайший к Вышеграду мост через Влтаву), но во время войны были сильно повреждены. Восстановленные скульптуры были переданы в музей, а их копии установили в Вышеградском парке.
И вот мы на южном бастионе Вышеградской крепости. Сейчас здесь одна из наиболее привлекательных смотровых площадок Праги, откуда открывается панорама Влтавы вверх по её течению.
Далее некоторые фрагменты, не попавшие на панораму или выделенные более крупно.
Красивое здание внизу (точнее, комплекс) называется «Институт по уходу за матерью и ребёнком», возможно, аналог наших перинатальных центров.
На Влтаве в городской черте Праги много небольших островов, и каждый из них для чего-нибудь используется.
Заочно Влтава представлялась мне совсем небольшой речкой. Признаюсь, был не прав. Конечно, это не Кама, но и так неплохо, местами ширина под триста метров.
И дальше — продолжение панорамы
Загадочный домик на том берегу, зелень, красные крыши… Ничего особенного, просто кадр приглянулся
Далее наш путь — за Влтаву, в Страговский монастырь и в Пражский Град. Об этом — во второй части рассказа.
Теги:
Самостоятельные путешествия, Культурно-познавательный туризм