О Свердловской области у нас на Туристере написано немало. Но, в-основном, это рассказы о городах, музеях. Хотя Урал не только кузница и опорный край державы. Это, в первую очередь, горы, давшие своё название огромному региону нашей страны от приполярных областей до оренбургских степей. Да и до недавнего времени Каменный Пояс, как называли горы в старину, считался самым древним горным массивом на планете. Лишь в 21 веке учёные что-то там быстренько пересчитали и назначили самыми древними горы Махонджва в Южной Африке. Согласно гиннесовской книге их возраст оценивают в 3,6 млрд лет. Вот никогда не верил я ихним «рекордам»! У соседей, в Челябинской области, есть неприметная, 600-метровая горка Карандаш, чей возраст геологи оценили в 4,2 млрд лет… Ну, да ладно.
Горы наши, раз такие древние, то и невысокие — потрепала их стихия за миллиарды лет. А у нас в области они даже ниже, чем у соседей на севере и юге. И чтобы покорить их, не нужно специального снаряжения — достаточно иметь внедорожник, чтобы добраться практически до самого верха к многим вершинам.
Июнь 2020-го с его дождями и холодом закончился, и на Урал опять пришло лето! Вот только вирус вместе с непогодой не ушёл… В городах делать нечего — почти все ещё закрыто. Поэтому решено было прокатиться на природу, в глушь уральских лесов.
В 100 км от Екатеринбурга, за Кировградом, там, где расчистила свои склоны для горнолыжников гора Ежовая, начинается хребет Весёлые горы. И тянется он с юга на север 50 км до горнолыжной Мекки Среднего Урала — горы Белой. К высшей точке Весёлых гор, горе Старик-Камень, и был наш путь.
До Ежовой домчались быстро. Покрытые свежей зеленью трав склоны отдыхают от паломничества горнолыжников.
В деревне Карпушиха сворачиваю на грейдер, и через пару километров на опушке леса (не леса — тайги!) дорога оказывается перегороженной шлагбаумом.
Вывеска на будке оповещает о том, что мы попали в Висимский заповедник.
Вышедший смотритель оценивающе посмотрел на машину
— Пройдёт! Пошли, запишу вас.
До недавнего времени здесь не было никаких шлагбаумов. Да и граница заповедника фактически начинается в десятке километров отсюда. Вот только в наш век всеобщей автомобилизации заметно прибавилось безбашенных водителей, не думающих о проходимости своих машин и считающих, что раз дорога нарисована, значит проеду. Природе тоже наносится ущерб неконтролируемыми заездами большого числа автомобилей. Вот и поставили на ближайших подступах к заповеднику кордоны для регистрации и отсеивания откровенных «пузотерок». Правда, пропуска к Старик-Камню пока не выписывают, а вот в другие места надо получать пропуск в офисе заповедника. Многие оставляют свои машины у шлагбаума и идут дальше пешком. Ну нет, 15 км в один конец по лесной дороге в, пусть и невысоких, горах уже не для меня… Добро на проезд получено, вперёд!
С названием Весёлые горы точной определенности нет. Одни лингвисты считают, что это от «красивые, радующие». Другие — что в старину обитали здесь «весёлые» людишки (в смысле разбойнички). А я почему-то сразу обратил внимание на деревья. В других местах чудаковатых стволов в больших количествах редко встретишь. Здесь же от шлагбаумами до вершины Старик-Камня нам встречались и неестественно изогнутые, и сплетенные стволы, и канделябры.
Да и обломанных будто чьей-то могучей рукой верхушек мощных кедров хватало.
Тем временем будто выложенная мелким булыжником дорога начала менять своё «покрытие».
Камни становились крупней, разбросанными хаотично.
Их выступающие острые грани заставили сбросить скорость до минимума, чтобы вовремя направить колёса по безопасной траектории. Подъём в гору был практически незаметным, и внезапно на обочине возник столбик.
По хребту Весёлые горы проходит граница Европа — Азия.
Мы стояли на вершине водораздела. Этот пограничный столб один из немногих, стоящих точно на границе. Около него — огромный муравейник.
В голове отчего-то возникла мысль из серии «что было раньше — курица или яйцо?» Муравьи ли построили свой город в самом сухом месте на перевале или люди обозначили его?..
Через пару километров — камень на распутье.
Налево — без пропуска никак, направо… Здесь начинается территория Висимского заповедника. В дальнейшем все стрелки — указатели будут показывать направление на Старик-Камень, куда пропуск не нужен.
Дорога тем временем становилась все более и более «весёлой».
Заповедник под названием «Висим» был создан в 1946 году. Но через 5 лет он был ликвидирован. И началось… Стране нужны были стройматериалы, и тайга стала вырубаться подчистую. Через 20 лет опомнились, и на малой части бывшей территории заповедная зона была восстановлена. Дорога, по которой мы двигались — бывшая лесовозная «трасса». Хоть и засыпана колея скальником, остатки бревен деревянной гати то тут, то там вылезли на поверхность.
Да и помимо полусгнивших бревен, на дороге стало появляться все больше сюрпризов — то неглубокие лужи, то большие валуны.
Попадающиеся на обочине оборванные брызговики с ВАЗовской ладьёй и куски пластиковых бамперов говорили о том, как нелегко приходилось здесь некоторым водителям. Но о том, что мы на верном пути сигнализировали яркие ленточки, привязанные к ветвям деревьев.
Вот и информационный щит.
Неподалёку от него руками туристов сложена каменная пирамида — благодарность Богу гор за преодоление маршрута.
Ещё метров 400 в сторону от основной дороги — и мы на большой, густо заросшей травами поляне практически на вершине.
Дальше — узкая, теряющаяся в траве тропинка.
Навигатор показывает, что мы всего лишь на 45 метров ниже вершины…
Гора Старик-Камень самая высокая в Весёлых горах. Конечно, 755 метров не сравнить с вершинами Кавказа. Но ведь это тоже гора! Есть несколько версий происхождения названия. Согласно мансийской мифологии гора — это окаменевшие древний бог. По другой легенде камень этот лежал в гуще леса. Когда лес весь вырубили, открылась скала, покрытая мхом. Словно замшелый старик…
Почти сразу от поляны начинается курумник. Реки из нагроможденных камней стекают с вершины.
В некоторых местах они практически заросли мхом и пробившимися между камней жиденькими стволами берез и кедров.
Но, в-основном, как по науке — абсолютно голые камни.
Лишь кое-где мхам и лишайниками удалось зацепиться за поверхность.
Конечно, и более высшие растения пытаются прижиться в таких условиях.
А найденный триангуляционный знак успокоил, что с направлением не ошиблись.
Вокруг на десятки километров — море тайги, покрывающей вершины хребта. Словно огромные волны возникли в этом зеленом океане.
Совсем рядом серым пятном выделяется гора Голая.(738 м) Вся её вершина покрыта курумником, отсюда и название.
А вот вдали безлесые склоны Ежовой.
Кажется, что совсем рядом вершины Дикой, Билимбая, Оборотной.
С одной из тех гор связана история времён Великой Отечественной. 5 лет назад туристы — экстремалы на склоне горы Оборотной нашли обломки разбившегося Ли-2 с останками экипажа. По номеру найденного ордена Ленина восстановили картину авиакатастрофы. Орден этот принадлежал директору Воронежского авиазавода М. Б. Шенкману. Завод с началом войны был эвакуирован в Куйбышев. В 1943 году в Нижнем Тагиле запустили производство бронекорпусов для Ил-2, и 12 мая Шенкман вылетел в Тагил для решения производственных проблем. Из-за отсутствия видимости летчики дезориентировались и самолёт врезался в гору…
Все-таки вид с гор завораживает. Время шло, а желания спуститься не возникало. Лишь взглянув на часы и прикинув время возврата, заставил себя начать путь домой. Обратная дорога никаких сюрпризов не преподнесла. А вот вечером сон никак не шёл. В голове возникали образы — то внезапно возникающие перед машиной валуны,
то снующие перед лобовым стеклом птицы. И зелёный — зелёный океан тайги…
Постараюсь и в дальнейшем знакомить вас с интересными вершинами Уральских гор. Каменного Пояса, как говорили в старину…
Теги:
Автопутешествия