Мы стали забывать о временах, когда не было сотовых телефонов и встречи назначались заранее. В качестве мест для встреч выбирались пятачки «под часами», «у фонтана», «у памятника». Эпоха мобильных устройств привела к большей мобильности людей и часто встречи назначаются спонтанно, порой совсем в неожиданных местах. Но ориентиры для встречи остались нужны. В Мармарисе часто можно услышать «в 100 метрах от Ататюрка», «пройдите по набережной, а возле Ататюрка сверните налево». При этом говорящие и слушающие прекрасно понимают, что речь идёт о памятнике Ататюрку, установленному на набережной.
Позади него находится набережная, а вдали за спиной — Райский остров. Перед памятником главная улица Мармариса раздваивается, одно ответвление уходит вдоль набережной, а второе, являющееся главным, направляется поперёк всего города к выезду из него. Фигура словно всматривается вдаль, подняв руку к головному убору.
Мустафа Кемаль Ататюрк (Mustafa Kemal Atatürk, 1881 -1938) умер 10 ноября 1938 года в 9–05.
Памятников Ататюрку в Турции — тысячи, если не десятки тысяч. Также в обязательном порядке в турецких городах есть площадь, обычно главная, или улица, названные в его честь. В каждом более-менее крупном населённом пункте имеется хотя бы один памятник основателю турецкого государства.
В пригороде Мармариса Ичмелере их два. Один на въезде,
другой поближе к мечети на площади Ататюрка.
В самом Мармарисе памятники первому президенту Турецкой Республике попадались мне в различных местах: в закрытом от взгляда посторонних лиц дворе полиции,
возле административного здания,
на перешейке Обманный пролив, соединяющим материк и полуостров Нимара.
Но больше всего их во дворах различных учебных заведений.
Иногда вместо памятника или бюста присутствует лишь скульптурное изображение головы великого турка.
Но почти в обязательном порядка на постаменте присутствует одно из изречений Ататюрка,
Памятники основателю и первому лидеру Республиканской народной партии Турции стали появляться в Турции еще при его жизни. На Северном Кипре, на котором был размещен после 1974 года турецкий военный контингент, памятников Ататюрку также достаточно много.
Помимо памятников в Мармарисе есть граффити на стенах в честь Ататюрка,
а на балконах можно увидеть флаги с его изображением.
В Турции на государственном уровне отмечаются восемь праздников, они были установлены Актом № 2429 от 19 марта 1981 года, из них четыре (ровно половина) тем или иным образом связаны с именем Ататюрка.
День национального суверенитета и детей (Ulusal Egemenlik ve Çocuk bayramı) празднуется 23 апреля.
Интересна история его появления. Когда Османская империя была на последнем издыхании, но формально правил султан появилось 23 апреля 1920 года Великое национальное собрание Турции (Türkiye Büyük Millet Meclisi).
Согласно закону 1921 года, 23 апреля стал первым национальным праздником Турции, получившим название «Национальный праздник 23 апреля» (23 Nisan Milli Bayramı). Сначала 1 ноября 1922 года Великое национальное собрание упразднило османский султанат, а затем 29 октября 1923 года — провозгласило появление Республики Турция. Даты почти одинаковы, но 29 октября празднуется день Республики (Cumhuriyet Bayramı), а 1 ноября праздновался Праздник национального суверенитета (Ulusal Egemenlik Bayramı).
В 1935 году праздники 23 апреля и 1 ноября были объединены в один — «23 апреля — Праздник национального суверенитета». А за несколько лет до этого — в 1927 году- начали праздновать День детей, и чтобы не задействовать новых дат — решили праздновать его 23 апреля.
В 1981 году объединение трёх праздников в один было официально зафиксировано и появился «День национальной независимости и детей Турции» (Ulusal Egemenlik ve Çocuk bayramı), который празднуется 23 апреля.
Ататюрк оставил много крылатых выражений, одно из них: «Будущее нации закладывается в детстве», поэтому 23 апреля взрослые чествуют детей и детство. И это правильно, все мы родом из детства.
Турецким детям с младых ногтей прививают любовь к национальному герою. Причем очень многие дети плачут, узнав в первый раз, что Ататюрк, которого они так любит, все-таки умер. Поэтому некоторые скульптуры изображают его с ребенком на руках.
День памяти Ататюрка, молодежи и спорта (Gençlik ve Spor Bayramı), в честь которого названа в Мармарисе Площадь Молодёжи им. 19 мая (19 Mayıs Gençlik Meydanı).
Установлен в честь выступления Ататюрка в 1919 году в Самсуне, в котором лидер нации призвал молодёжь к мобилизации против врагов Турецкой Республики.
День Победы (Zafer Bayramı) празднуется 30 августа.
Установлен в честь разгрома иностранных интервентов в сражении при Думлупынаре в 1922 году в войне за независимость. Битва при Думлупынаре (26 — 30 августа 1922 года) стала решающим сражением второй греко-турецкой войны (5 мая 1919 — 10 ноября 1922 года). До этой битвы греческие войска выигрывали большинство сражений у турецких, а после этой битвы покинули Малую Азию.
После эвакуации войск начались самые кровавые события войны. В ходе последовавшей кровавой резни, устроенной турками, греческое гражданское население потеряло 600 тысяч убитых, а затем 1 500 000 были изгнаны родимых мест, где они жили тысячелетиями. Во многом решающую роль сыграли финансовая и военно-техническая помощь кемалистам со стороны большевистской России, начиная с осени 1920 года и в последующие 2 года, также помогали туркам номинальные союзники греков — итальянцы и французы. Последствием политических игрищ стал факт, что Советская Россия потеряла Западную Армению.
В результате Ататюрк выиграл турецко-армянскую войну, длившуюся с 24 сентября по 2 декабря 1920 года, а затем победил греков. Как сказал по этому поводу Уинстон Черчилль: «Кемаль отпраздновал свое триумф, превратив Смирну в пепел и убив там все коренное христианское население».
День Республики (Cumhuriyet Bayramı) отмечается 29 октября. Установлен в честь провозглашения Республики в 1923 году.
День матери (Anneler günü) не является государственным, но очень популярен в Турции и фактически является продолжением политики Ататюрка, который предоставил в 1926–1934 годах женщинам равные с мужчинами права.
«При преемниках Ататюрка сложился его посмертный культ личности. В каждом городе имеется памятник Ататюрку, его портреты присутствуют во всех государственных учреждениях, на банкнотах и монетах всех достоинств и т. п. Обычным стало указание лет жизни на плакатах 1881–193∞. После потери власти его партией в 1950 году почитание Кемаля сохранилось. Был принят закон, согласно которому особого рода преступлением признано осквернение изображений Ататюрка, критика его деятельности и очернение фактов его биографии» .
Но политика политикой, с её памятниками и флагами, но ведь простые люди помнят Ататюрка с уважением. Может это просто модно. Но я видел подпись Ататюрка не только на памятниках, но и на обычных автомобилях.
Такого не в СССР, ни в России не наблюдалось.
Теги:
Самостоятельные путешествия