На Павию впервые я обратила внимание после отчета Бориса (borisnov), а в моем маршруте по Италии она появилась после рассказа Натальи (NataliaC) о том, как она не попала в Павийскую чертозу. Именно из-за желания увидеть Павийскую чертозу мы и поехали в Павию.
Уехать в Павию из Милана, который был первой базой в нашем путешествии, проблем нет, расстояние всего 32 километра. Поезда ходят регулярно и в пути всего полчаса. Главное, успеть купить в Павии билет до Чертозы, чтобы не терять времени. Мы все успели, и Чертоза была доступна, о посещении я уже рассказывала: Павийская чертоза. В Павию мы вернулись примерно в 13–30, а обратный билет до Милана был куплен на 19 часов, так что все, что мы успели посмотреть, посмотрели за пять часов.
Павия — город в Ломбардии с богатой и древней историей. Он был основан еще римлянами под именем Тицинум. После падения Римской империи его в 572 году захватили лангобарды, сделали город своей столицей, назвав Папией. Власть лангобардов продлилась два века, после чего город завоевали войска Карла Великого. В XIV веке в Павии властвовало миланское семейство Висконти. Потом были французы, австрийцы, испанцы, снова французы… Не хочу пересказывать историю города, от каждого периода в городе остались свидетельства — его многочисленные достопримечательности.
Путь от вокзала в исторический центр лежит через площадь, в центре которой стоит статуя Минервы, выполненная скульптором Франческо Мессиной в 1939 году.
За этой площадью и начинается исторический центр. Далее путь идет по Corso Camillo Benso Cavour, одной из главных улиц города. Обычная на небольшом отрезке улица
вскоре становится пешеходной, заполненной магазинчиками стандартных брендов.
Из достопримечательностей — Палаццо Карминали-Боттигелла. Этот дворец, построенный в 1480—1482 гг., признали одним из наиболее хорошо сохранившихся в Ломбардии дворцов XV века. Считают, что это работа Донато Браманте, знаменитого архитектора, автора первого проекта собора Святого Петра в Риме, который позже был перестроен.
В здании размещается Ассоциация торговцев провинции Павия.
Я уже говорила, что Италия — страна собак, в таком количестве их нигде не видела! Даже альбом по этому поводу сделала, вернувшись: Италия — страна, где любят собак
Павия — город небольшой, население чуть больше 73 тысяч человек. Это столица одноименной провинции в области Ломбардия. Главная площадь города — пьяцца Виттория, окруженная зданиями XIV века с аркадами. Это, как обычно, рыночная площадь, сейчас используется в качестве городского пространства для различных культурных мероприятий.
На некоторые здания на площади стоит посмотреть внимательнее. Самое известное здание на площади — Palazzo Broletto. Дворец Бролетто построили как епископский в XII века, затем стали использовать для муниципальных собраний. В течение веков достраивали и перестраивали. Например, часы, украшающие фасад, появились в 1872 году. Сейчас здесь находится учебное заведение.
Palazzo dei Diversi — трехэтажный готический дворец с внутренним двором, построенный в 1374 году. Первый этаж использовался под магазины, а верхние этажи — жилые. Здание горожане называли «Красным домом» из-за цвета кирпичного фасада.
Фасад в 1751 году был украшен большой фреской в стиле барокко работы известного художника Карло Антонио Бьянки. От фрески остались только следы обрамления.
Есть на площади небольшое здание церкви Святой Марии Гуалтьери, происхождение которой восходит к X веку. Ее построил рядом со своим домом судья и императорский посланник Гуалтьери. Она выполняла свои религиозные функции до 1789 года, сейчас используется для выставок.
Следующая место, обязательное к посещению — площадь Дуомо, тихая площадь перед кафедральным собором Павии.
Из достопримечательностей здесь, кроме собора, — Епископский дворец (palazzo Vescovi di Pavia) XVI века, проект которого выполнил Пеллегрино Пеллегрини для епископа Ипполито де Росси. Позже дворец достраивали и перестраивали по заказу других обитателей.
Перед епископским дворцом стоит конная статуя Regisole («Король-солнце»). Это реконструкция римской конной скульптуры, когда-то стоявшей в Павии и уничтоженной в конце XVIII века во время восстания якобинцев. Кого изображает статуя, вариантов много, точно только одно — это монарх. Реконструкцию выполнил в 1937 году Франческо Мессина, автор Минервы.
Кафедральный собор Павии (Дуомо) — Собор Санто Стефано и Санта Мария Ассунта, посвященный святому Стефану и святой Марии Заступнице, стоит на месте двух древних романских соборов-близнецов, которые были снесены, чтобы освободить место для нового.
Строительство собора начато в 1488 году и продолжалось почти пять веков из-за нехватки средств и различных технических проблем. Хотя стоит дата завершения — 1933 год, но фактически собор и сейчас не завершен, это особенно заметно по его фасадам. Собор начинали строить по проекту архитекторов Кристофоро Рокки и Джованни Антонио Амадео, но за века в строительство приняли участие и другие не менее известные архитекторы. Упоминают Браманте и даже самого Леонардо да Винчи.
В собор мы попали только со второго раза, осматривали мельком, так как народ собирался к мессе. Размеры собора впечатляют, это квадрат с размерами в плане 83×83 метра. Внешняя высота купола — 97 метров, его внутренний диаметр — 30 метров. Собор трехнефный, боковые нефы обрамляют полукруглые часовни. Все облицовано белым мрамором.
Рядом с собором находятся руины Гражданской башни (Torre Civica). Эта четырехугольная башня высотой 78 метров была построена в XI веке. В последней четверти XVI века архитектор Пеллегрино Пеллегрини добавил к ней мраморную колокольню, в которой временно размещались колокола стоящего рядом собора.
18 марта 1989 года башня рухнула, хотя никаких внешних предпосылок (трещин и других проблем) не было. В рабочий день площадь была немноголюдна. Погибли четверо: бабушка-киоскер в газетном киоске, дедушка в кресле парикмахерской и две восемнадцатилетние подружки, глазевшие на витрины магазинов. Еще пятнадцать человек отделались легким испугом и незначительными травмами. Причины падения так и не установлены, хотя версий было много.
После этого печального события исследовали и укрепили все башни и прочие ценные памятники архитектуры. А вы знаете, что венецианская кампанила Сан-Марко — новодел, так как тоже рухнула в 1902 году?
Немного отдохнули на ступеньках, посмотрели на публику и пошли дальше.
Примерно в полукилометре от кафедрального собора находится еще одна из главных церквей Павии — Базилика Сан-Микеле Маджоре , посвященная святому Михаилу Архангелу.
Базилика — шедевр ломбардийского романского стиля. Она стоит на месте разрушенной в 1004 году пожаром первой церкви, посвященной Михаилу Архангелу, построенной в VII веке во времена лангобардов. Строительство базилики началось в конце XI века, когда построили крипту, трансепт и хор, а завершили строительство только в 1155 году.
Фасад украшен лоджией из двадцати небольших арок. Каждый неф базилики имеет свой портал на фасаде, центральный неф в два раза шире боковых.
Фасад украшают разнообразные фигуры из песчаника, поврежденные за века коррозией под воздействием атмосферных факторов и загрязнения воздуха. Над главным входом изображен Архангел Михаил и дракон, а над боковыми — святой Эннодий, епископ Павийский (VI век) и святой Элеукадио, архиепископ Равеннский (II век).
На горизонтальных барельефах изображены библейские сюжеты, люди, животные и какие-то мифические чудовища.
Базилика в плане имеет форму латинского креста, ее длина 55 метров и ширина в трансепте — 38 метров. Три нефа, в боковых нефах с проходом по четыре неглубоких отсека с часовнями.
В базилике проходило много важных событий. Например, вскоре после ее завершения в 1155 году здесь был коронован королем Италии Фридрих I Барбаросса. Чуть позже в Риме его короновали императором Священной Римской империи. Место коронации обозначено на покрытии пола пятью мраморными кругами.
В апсиде есть большая фреска XVI века и главный алтарь (1383 г.), где находятся останки святых Эннодия и Элеукадио. На пересечении центрального нефа и трансепта расположен восьмиугольный купол, высота свода которого внутри — 30 метров.
Из-за освещения часовен качество снимков плохое, покажу только потолки часовен и боковых нефов.
Статуя Мадонны дель Росарио выполнена в 1714 году. В 2010 году был похищен младенец Иисус, после чего были проведены работы по восстановлению статуи: вырезали нового младенца, а затем воссоединили его с мадонной.
Под пресвитерией находится крипта, сооружение которой относят к X веку.
Крипта разделена на три небольших нефа с двумя рядами по шесть колонн.
Особенно хороши капители колонн, нет ни одной одинаковой.
Базилику можно разглядывать долго, но нужно идти дальше. Напротив церкви за оградой — Palazzo Arnaboldi Gazzaniga, XVIII век.
Город немноголюден, встречается много симпатичных деталей.
Одна из главных достопримечательностей Павии — Ponte Coperto (Крытый мост), его еще называют Ponte Vecchio (Старый мост). Мост выглядит действительно старым, однако он построен в 1949–1951 годах вместо разрушенного союзными войсками во время Второй мировой войны моста XIV века. Его построили, максимально сохранив внешний вид старого крытого моста.
На противоположной стороне реки — район Павии Борго Тичино. С удовольствием погуляла бы там, пофотографировала яркие домики. Видела снимки, во время половодья домики смотрятся совсем по-венециански со стоящими у стен лодками.
Вдали — пятиарочный мост Свободы, построенный в 1934–1936 годах. До 1947 года он назывался Ponte dell’Impero (мост Империи). В 1944 году он был взорван немцами, а в 1947 году восстановлен и назван мостом Свободы. Именно он используется для въезда в город.
На берегу реки на газоне выложен герб Павии. Белый крест на красном фоне — это исторический символ города.
Мы прошли по улочкам исторического центра, где на многих зданиях закреплены таблички. Например, церковь святых Джакомо и Филиппо на Виа Луиджи Порта (Via Luigi Porta), построенная в 1626 году на месте средневековой церкви.
Напротив — башня Сан-Далмацио, одна из старинных башен, сохранившихся в городе. Павию когда-то называли «городом ста башен», но сейчас их осталось немного. Большинство укоротили и встроили в другие здания, нам попадались на пути и такие.
Башня Сан-Долмацио построена в XII веке, она получила название от соседнего монастыря. После обрушения Гражданской башни, было проведено обследование и в 1994–1995 годах для укрепления конструкций внутри был встроен стальной каркас.
На той же улице башня Белькреди высотой 60 метров, это самое высокое здание в городе и одна из двух сторожевых башен, построенных в XII веке. На первом этаже была тюрьма с отдельным входом.
Проходили мимо интересного, не останавливаясь, до многого дойти вообще не было времени.
Корпуса впереди принадлежат университету Павии. Там размещаются некоторые его факультеты, в том числе университетская библиотека. Это корпуса бывшего доминиканского монастыря Сан-Томазо XV века.
Главный фасад университетского здания выходит на площадь Лино. На площади в 1900 году установлен памятник семье Кайроли. Братья Кайроли — итальянские патриоты и видные деятели Рисорджименто, национально-освободительного движения итальянского народа против иноземного господства, за объединение Италии в XIX веке.
На площадь Лино выходит фасад Дворца Арнаболди. У этого дворца интересная история. В 1865 году восемнадцатилетний Бернардо Арнаболди присутствовал на закладке первого камня Галереи Виктора Эммануила II в. Милане, посвященной первому королю Италии. В 1877 Бернардо Арнаболди, избранный мэром Павии, решил построить в городе галерею с куполом, подобную миланской. В 1882 году галерея была построена.
Купол покрывал восьмиугольную торговую площадь, вокруг которой открылись магазины и офисы, а на верхних этажах были роскошные квартиры. На площади по замыслу Арнаболди фермеры и заводчики должны были договариваться о ценах и продажах. За столетие в здании были и престижные магазины, и торговая палата, а в 1951 году квартиру приобрел мэр горда Альберто Рисевути, много сделавший для процветания Павии.
Сейчас главный этаж здания занимает отель B&B Galleria Arnaboldi. Не смотрите на скромное название, цена обставленных исторической мебелью люксов этого отеля начинается от 150 евро.
Как написано на табличке, это здание «Сберегательного банка Ломбардии», построенное в 1929–31 годах. Сейчас здание продается, судя по табличкам.
Возвращаясь к вокзалу, увидели высокую колокольню, которую видели уже не раз, и свернули к церкви.
Церковь Санта — Мария — дель — Кармине считают замечательным образцом ломбардийской готики. Строить церковь начали в 1374 году, но дело шло очень медленно, так как Висконти были заняты строительством Павийской чертозы, денег не хватало. Завершили церковь только в 1461 году, но еще продолжались работы внутри.
Самый красивый фасад выходит на площадь дель Кармине. Его довольно свежий вид — результат недавней реставрации. Особенно красиво терракотовое окно-роза.
Церковь в плане имеет форму латинского креста с тремя нефами. Центральный неф по высоте в два раза выше боковых, он разделен на четыре квадратных отсека.
В алтаре мраморная часовня со статуей Иисуса. Над алтарем в стене апсиды окно из полихромного стекла с изображением Мадонны с младенцем Иисусом.
В боковых нефах по восемь часовен с каждой стороны. Часовни очень красивые, особенно росписи стен и потолков. Жаль, все ограждено + окна, фотографировать сложно.
Эта церквь, пожалуй, понравилась больше всех, из тех что мы увидели.
Статуя мадонны с младенцем.
Площадь перед церковью — пьяцца дель Кармине застраивалась в конце XV — начале XVI века. Напротив церкви стоит дворец — Palazzo Langosco Orlandi, принадлежавший знатной семье Лангоско.
Пять часов на этот город, конечно, очень мало, мы не увидели очень многие достопримечательности Павии.
Мы не увидели:
- замок Висконти, где размещаются многие музеи Павии, в том числе Пинакотека Маласпина;
- знаменитый Университет Павии, один из самых старых в мире;
- три башни на площади Леонардо да Винчи;
- базилику Сан-Пьетро-ин-Чель-д’Оро (святого Петра в Золотом небе);
- церковь Санта-Мария ди Канепанова эпохи Возрождения, автором которой считают Браманте;
- ратушу (дворец Меццабарба в стиле рококо) и др.
Павия, определенно, заслуживает внимания!
Фотоальбомы к рассказу
Теги:
Культурно-познавательный туризм, Самостоятельные путешествия