Каждый из нас любит путешествовать. Но все мы проделываем это по-разному. Кто-то предпочитает организованные групповые туры. Другие готовят программу самостоятельно, доверившись путеводителям и интернету. В последнее время неплохой альтернативой стали индивидуальные экскурсии с персональным гидом. Все преимущества этого варианта мы почувствовали, совершив поездку в Баварию из Праги. Из бесчисленного количества объявлений, которыми пестрят сайты, нам удалось найти то, что надо. Выбор пал на пражское экскурсионное агентство, директором которого является Алексей Гостев. С ним мы и отправились в двухдневный тур «Все баварские замки Людвига Второго — Сказочного Короля». Забегая вперед хочется отметить, что Алексей оказался грамотным гидом, приятным собеседником, умным и душевным человеком. До сих пор с удовольствием вспоминаем эту поездку.
Итак, поехали! Рано утром, мы уселись в машину, поджидавшую нас у отеля. За окном замелькали пригороды, опрятные деревеньки, поля и редкие перелески. Первоклассные автобаны позволяют ехать максимально быстро. Граница между Чехией и Германией пролетела незаметно и вскоре дорога побежала по живописным баварским местам.
Из шестнадцати земель Германии Бавария не только самая большая, но и самая популярная. Эти места, обладающие удивительным природным разнообразием, славятся девственными лесами, бескрайними долинами, зелеными холмами и невероятным количеством лазурных озёр. Но многих в эти края прежде всего влекут замки короля Людвига II. Самый известный из всех баварских королей за свою необычайно привлекательную внешность и эксцентричное поведение вошёл в историю как «сказочный король». Унаследовав от своих благородных предков любовь и стремление ко всему изысканному, окруженный с самого детства неземной красотой альпийского предгорья, Людвиг был страстным поклонником поэзии, музыки и архитектуры. Пытаясь уйти от унылых будней в мир своих фантазий, он строил романтические замки, которыми сегодня восторгаются туристы со всего мира.
Проехав 450 километров, мы прибыли в городок Прин, стоящий на берегу огромнейшего озера Кимзее. Отсюда отправляются кораблики к островам, на одном из которых находится первый объект нашего интереса — замок Херренкимзее.
Остров Хе́рренинзель многие столетия принадлежал мужскому монастырю, основанному монахами ордена Святого Августина. После секуляризации обители эти земли долгое время перепродавались и переходили из рук в руки.
В 1870 году остров приобрела лесозаготовительная компания с целью вырубки деревьев, что вызвало бурю негодования со стороны местного населения. События широко освещались в баварской прессе и стали известны Людвигу II. В результате он купил весь остров. Как раз в ту пору король увлекся Версалем и вынашивал идею построить в долине Грасванг у Этталя свой дворец, в подражание французскому. Расположение острова Хе́рренинзель гарантировало уединение, которого так искал Людвиг и строительство «Баварского Версаля» началось именно здесь.
Первый камень Нового дворца был заложен 21 мая 1878 года. Поставив перед архитекторами и художниками сложную задачу Людвиг не стремился точь-в-точь скопировать французский оригинал. Для него важен был не столько внешний вид замка, сколько его атмосфера, в которой он чувствовал бы себя настоящим королем. В 1885 году строительные работы были приостановлены из-за ряда причин. Но даже недостроенный, дворец роскошью и великолепием затмил все остальные замки короля. Сегодня для публичного осмотра доступно только 20 залов (из 70). На осмотр отводится полчаса. Фотографировать категорически запрещено.
Официальные или Парадные апартаменты посвящены «солнечному» Людовику XIV, а Малые апартаменты были предназначены для проживания «сказочного» Людвига II. Внутреннее убранство наполнено богатством и изяществом. В комнатах много позолоты, резного дерева, натурального камня. Декор органично дополняют люстры из богемского хрусталя, мейсенский фарфор, канделябры и портьеры с тонким золотым шитьем. Изюминкой парадных залов является большой Зеркальный зал, копия Зеркальной галереи Версаля, но превосходящий его длиной. Иногда, во время концертов и приемов зажигают свечи на всех 33 люстрах и 44 больших золотых канделябрах. Представляю, как волшебно это выглядит!
Перед дворцом Херренкимзее разбит парк с липовыми аллеями, аккуратными дорожками и клумбами. Центральное место занимают симметричные пруды с фонтанами и многочисленными скульптурами.
Точной копией версальского является фонтан «Латона». У ног богини сидят черепахи, ящерицы, лягушки и крокодилы. И хотя позолота с них давно уже слезла, диковинный вид фигур по-прежнему привлекает внимание.
На первом этаже дворца есть небольшое кафе, в котором мы пообедали. Погуляв еще немного по лесу, переправляемся на материк и дальше мчимся в сторону Штайнгадена.
Примерно через два приезжаем в небольшую деревню Вис. Её аккуратные домики разбросаны далеко друг от друга. Рядом пасутся упитанные коровы, вдалеке старательно пыхтит трактор, пахнет свежескошенной травой и навозом. Всё, как и должно быть в сельской местности.
На пригорке, посреди большого луга стоит церковь Вискирхе. Внешне она выглядит довольно скромно. Однако войдя внутрь испытываешь шок, взрыв эмоций. Идиллический пасторальный пейзаж вмиг меняется блеском и пышностью рококо. Расписные потолки, статуи, золотая отделка, лепнина заполняют собой всё пространство.
Церковь Вискирхе (Wieskirche) была построена для размещения в ней деревянной статуи «Страдающего Христа», которая когда-то принадлежала простой сельчанке Марии Лори. По преданию, в 1738 году женщина заметила слезы на глазах Иисуса. Весть об этом чуде мигом разнеслась по округе и к дому Марии потянулись паломники. В 1740 для статуи была построена часовня. Вскоре стало понятно, что здание слишком мало и не вмещает всех посетителей. Решили построить новое святилище и в 1745 году под руководством Доминика Циммермана началось строительство церкви Вискирхе. Работы были закончена к 1754 году. Архитектор Циммерман считал храм совершенным творением и был не в силах покинуть Вис. Возле своего шедевра 70-летний мастер построил дом, в котором провел последние годы своей жизни.
Следующий пункт нашего маршрута — высокогорный городок Фюссен. Он стоит на берегу быстрой реки Лех, несущей свои бирюзово-молочные воды к Дунаю. Город вырос из военного укрепленного лагеря римской армии, охранявшего дорогу Клавдия Августа (Via Claudia Augusta) в третьем веке нашей эры. В XIII веке за городом закрепилось название Füssen от германского слова «fot» (нога).
В VIII веке в этих местах появился монах Магнус. Проповедуя христианство, он прожил здесь 26 лет и был впоследствии причислен к лику святых. На месте обители Св. Магнуса был основан Бенедиктинский монастырь.
В середине 14 века город стал собственностью аугсбургских епископов. На вершине горы они построили Высокий замок. Он и теперь возвышается над компактным центром Фюссена, представляющим смешение самых разных эпох. Запутанные средневековые переулки, остатки городских стен и готические треугольные фронтоны соседствуют с фасадами церквей в стиле барокко. Центральная пешеходная улица Райхенштрассе застроена двух-трехэтажными домами, многие из которых приветливо раскрашены.
Незаметно наступил вечер. До забронированного нами отеля Landhaus Berger пришлось преодолеть еще 4 километра. Ужинали в Haus Hopfensee — Uli Pickls Restaurant. Баварская кухня не самая утонченная в мире, но её незамысловатые с виду блюда очень вкусны. Одно из коронных блюд баварской кухни, которое невозможно не попробовать, оказавшись в этих местах — баварские колбаски. Сочные и аппетитные они подаются с крендельком-брецелем. И обязательно со светлым пшеничным пивом. Любой бы диетолог ужаснулся, посмотрев на размер наших порций!
На следующий день, в пять часов утра мы были уже на ногах. Хотелось неспешно прогуляться и познакомиться с местными красотами. Поселок, в котором мы остановились примостился возле ледникового озера Хопфен-ам-Зее (Hopfensee). Длиной всего 2 километра оно считается одним из самых красивых в регионе.
Озеро очаровывает с первого взгляда. Глядя на этот дивный уголок земли, не испорченный до конца цивилизацией испытываешь умиротворение и самые нежные чувства. С северного берега открывается вид на Альгойские Альпы. Освященные утренними лучами горы непрерывно меняются, становясь то голубыми, то нежно розовыми, то насыщенно синими. Над водной гладью стелется полосами туман, а тишину нарушает только пение птиц, радующихся наступлению нового дня.
Вдоль берега рядами выстроились аккуратные домики с белоснежными занавесками и яркими палисадниками. Свои цветники баварцы украшают с большой фантазией и выдумкой, используя как садовые фигурки, так и подручные средства. Подстриженные газоны радуют глаз. Кругом ни пылинки, ни соринки.
После вкусного завтрака выезжаем в лебединый край Швангау. Баварские менестрели издавна воспевали подвиги «Лебединых рыцарей», совершенные в этих краях. Из уст в уста передавались легенды о рыцаре Лоэнгрине, приплывающем в ладье, запряженной лебедем. Изображения лебедей в Швангау встречаешь повсюду, а слово «лебедь» (schwan) входит в самые разные заголовки и имена. Не исключением стало и название замка родителей Людвига II — Хоэншвангау.
В замке Хоэншвангау Людвиг провел большую часть детства. Воздействие окружающей природы усиливало оформление внутренних помещений замка, с бесчисленными изображениями лебедей и росписями на темы средневековых легенд и сказаний о рыцаре Лоэнгрине. Неудивительно, что мечтательный Людвиг увлекся легендарным персонажем. 2 февраля 1861 года юный принц присутствовал на представлении оперы «Лоэнгрин» Рихарда Вагнера и был потрясен музыкой. Будущий король становится преданным поклонником Вагнера. Быть может уже тогда у Людвига появилась мысль построить замок, который даст ему возможность выразить в камне темы, звучавшие в опере. После смерти отца, в 1864 году, Людвиг II был возведен на королевский трон Баварии в возрасте 18 лет. Очень быстро стало понятно, что, несмотря на отсутствие опыта, Людвиг обладает сильным характером. Неизбежные конфликты с более старшими членами правительства уменьшили интерес короля к государственным делам. Постепенно он стал избегать Мюнхен с нелюбимой им придворной жизнью и с головой ушел в создание собственного идеального мира.
Высоко в горах король начинает строительство замка Нойшванштайн. Для своей будущей обители Людвигу пришлось в прямом смысле этого слова свернуть горы. С помощью взрыва пришлось снести часть доломитовой скалы, чтобы создать площадку для стройки. Первый камень был заложен в 1869 году. На строительство ушло 17 лет, но замок так и остался недостроенным. Это не помешало стать ему самым знаменитым замком в мире. Белокаменное строение, сверкающее под лучами яркого солнца на фоне голубого неба и лебединого озера похоже на волшебный сказочный замок спящей красавицы.
На высокой скале, где на фоне небес
Дикой чащей разросся чернеющий лес,
Где среди тишины водопад лишь шумит,
Белый замок, как лебедь, над лесом парит.
Вся архитектура замка пронизана Лебединым мотивом и представляет собой гигантскую театральную декорацию, в которой нашли приют старинные легенды. Для короля важны были идеалы древних воинов — не сворачивать с прямого пути, как Па́рсифаль, верить и любить, подобно Тристану, быть верным своему зову, как рыцарь Лоэнгрин. Из далекой мечты пришли все эти рыцари, прекрасные дамы и населили комнаты, коридоры и залы. Повсюду видны вышитые, нарисованные, высеченные из камня, сделанные из стекла, отлитые из бронзы лебеди.
«Лебединый замок»» был открыт для широкой публики уже в конце XIX века. Сегодня посетителям для осмотра доступны лишь несколько залов. Мы побывали в Тронном Зале, Зале Певцов, гостиной, кабинете, столовой, спальне, дворцовой кухне. Осмотрели внутренние дворы и полюбовались на окрестности с нижней террасы. Головокружительный вид из замка Нойшванштайн приводит в восторг каждого.
От ворот замка по пешеходной тропе можно пройти к подвесному мосту Мариенбрюке, названному в честь матери Людвига Баварского Марии и перекинутому через ущелье с водопадом. С моста можно сделать лучшие снимки на замок Нойшванштайн.
Примерно в 50 км от Нойшванштайна, у самой границы с Австрией, находится ещё один замок Людвига — замок Линдерхоф. Построенный между 1872 и 1878 годами в стиле рококо он больше напоминает загородную виллу. По внешнему облику дворца сложно догадаться, сколь роскошно убранство интерьеров. Часто используется золото, фарфор, хрусталь, слоновая кость.
Линдерхоф — самый маленький из трех замков сказочного короля и единственный, который был завершен при его жизни. Строительство замков стремительно опустошало казну. Против Людвига II рос оппозиционный настрой со стороны правительства. Непонятый всеми, король всё больше сторонился публики. Поползли слухи о душевной болезни короля. 10 июня 1886 года консилиум врачей признал «сказочного короля» сумасшедшим. Через 3 дня бездыханное тело Людвига II нашли на мелководье озера Штарнберг. «Есть тайны, которые не позволяют себя разгадать», — писал Эдгар По. Теперь, действительно, никто и никогда не ответит на вопрос, что же случилось на самом деле. В конечном итоге, презираемые и высмеянные тогда фантазии короля оставили нам намного больше, чем трезво-холодные рациональные мысли министров того времени. Замки Людвига давным-давно себя окупили и приносят стране колоссальный доход.
При дворце, на территории 80 га, разбит барочный парк, спроектированный Карлом фон Эффнером. Террасы, беседки, скульптуры и геометрические цветочные клумбы — всё сливается в единую композицию. Большой бассейн с фонтаном высотой около 25 метров занимает центральную часть дворца. Южную сторону садов продолжает трехуровневая терраса, увенчанная круглым греческим храмом с мраморной статуей Венеры.
В северной части, наклонная местность использована для создания каскада. От музыкального павильона вода стекает вниз по тридцати мраморным ступеням в бассейн с фонтаном Нептуна.
Парковая зона постепенно переходит в альпийский лес долины Грасванг. Вдали виднеются темные очертания гор, благоухают ароматами луга, а рядом, в прудах плавают лебеди.
В восьми километрах от Линдерхофа находится последний пункт нашей программы — альпийская деревня Обераммергау. В первую очередь сюда туристов привлекают веселые колоритные домики, раскрашенные росписью в технике люфтмалерай (luftlmalerei). В предгорном регионе Альп богатые торговцы, ремесленники и фермеры с 17 века с помощью окрашенных фасадов стремились подчеркнуть своё благополучие. Картинки на стенах рассказывают, чем добывал себе хлеб хозяин, был ли он гончар или ювелир. На фресках изображены батальные, библейские, сказочные сюжеты и сценки из повседневной жизни.
Баварская деревня знаменита и своими театрализованными представлениями. Более 400 лет назад жители Обераммергау поклялись ставить спектакль на тему «Страстей Христовых» каждое десятилетие, чтобы Бог избавил их от чумы. С 1634 года, каждые 10 лет ставится спектакль-мистерия «Страсти Христовы». Последняя театральная постановка состоялась в 2010 году (и была бы и в нынешнем 2020 году, но вмешался коронавирус). Участниками театрализованного действия, которое длится 5 часов, могут быть либо лица, родившиеся в Обераммергау, либо прожившие в городе не менее 20 лет. За 12 месяцев до премьеры распределяются роли, готовят декорации и шьют костюмы. Некоторые «актёры» начинают отращивать волосы и бороды. Хорошенькие девушки рвутся в Марии Магдалины. Две тысячи человек готовятся к представлению!
Городок также славится мастерами народно-прикладного творчества. Работы резчиков по дереву из Обераммергау известны на весь мир. Вырезанные из дерева фигурки и картины являются излюбленными сувенирами туристов. В мастерских глаза разбегаются от множества зайчиков, птичек, домиков, солдатиков, лошадок с тележками, кукол и т. д. Много поделок на религиозные темы: это распятия, фигурки Христа, Божьей Матери, святых, небольшие алтари, крестики.
Домой из Германии я тоже привезла сувенир. Деревянная пастушка напоминает мне о прекрасной Баварии и о нашей поездке, которая была яркой, насыщенной и незабываемой!