«… три счастливых дня было у меня…»
В приграничной зоне между Аргентиной, Парагваем и Бразилией мы провели три дня, последовательно перемещаясь из одной страны в другую.
Сейчас, на фоне безликих дней в застенках коронавирусной инфекции, наглядно представляешь насколько яркими, эмоционально и информационно насыщенными были те дни. Может не так уж сильно в своё время погорячился Анатоль Франс, когда изрёк, что «… иногда один день, проведенный в других местах, дает больше, чем десять лет жизни дома».
Три дня — три рассказа, два уже было, а вот и третий. Но интересны, конечно же, не сами дни, а возникающие в поездках темы. Иная тема настолько цепляет, что возникает устойчивое желание в ней покопаться, что-то почитать, кого-то послушать. Темой этого рассказа пусть будут индейцы гуарани, а формальным поводом наш визит в их селение на территории Аргентины, что расположилось рядом с национальным парком Игуасу.
Нашим провожатым в то посещение был уже упоминаемый мной водитель Sandro, нанятый на все три дня пребывания в том районе. С его слов, Sandro наполовину гуарани, уж, не помню точно, к какой этнической группе принадлежал его отец, а вот мать как раз из индейцев гуарани. Она родилась на территории Парагвая, а вышла замуж и всю жизнь прожила в Аргентине, где лет пятьдесят назад родился и наш водитель.
Это я к тому, что по деревне гуарани мы ходили в сопровождение местного жителя, который за небольшие деньги провёл для нас весьма занимательную экскурсию.
Гид-гуарани говорил на языке своего народа, Sandro переводил нам на английском, мы комментировали друг другу сказанное уже на русском и в результате этакого мудрёного лингвистического кругооборота получали такую ценную информацию.
Уже дома я малость подсел на тему индейцев гуарани, посмотрел французский документальный фильм, название которого самым бессовестным образом присвоил в качестве названия к этому своему рассказу (признался сам, что прошу рассматривать в качестве смягчающего обстоятельства), нашёл и почитал по этому поводу несколько исследовательских работ.
К слову, скажу, что я практически никогда не пользуюсь данными Википедии и уж точно никогда текстами рекламных туристических сайтов. Моя «поляна» научные или около научные статьи узких специалистов серьёзно погрузившихся в своё время в ту или иную тему. Анализ таких первоисточников я люблю и считаю обязательным элементом как при подготовке к поездке, так и при подведении итогов.
В результате не столь утомительных, но приятных изысканий, я получил ответ на однозначно волновавший меня вопрос. Как получилось так, что индейцы гуарани, в отличие от многих других аборигенских этносов Южной Америки, смогли сохранить свою этническую идентичность, свой язык и культуру?
Ответ на этот вопрос оказался невероятен, ибо произошло это во многом благодаря некоему «государству» иезуитов. Заинтриговал? Но об этом чуть позже.
«… вот моя деревня, вот мой дом родной…»
Считается неприличным ходить в гости к незнакомым людям, а раз уж мы пожаловали в гости к гуарани, прежде всего надо с ними познакомиться.
До прихода европейских колонизаторов индейцы этого племени занимали довольно обширную территорию, на севере, до тех мест, где сейчас Суринам и Гайана и на юге, до знаменитого эстуария Ла-Плата, которому я уделил столько внимания в одном из своих предыдущих рассказов.
На этой территории, в бассейнах рек Парана, Парагвай, Уругвай и многих прочих, обитали индейцы и других племён, как-то чако, керанди, чарруа. И если остальных специалисты классифицировали как бродячие племена, то гуарани вели, как правило, оседлый образ жизни, занимаясь охотой, рыболовством и собирательством.
Кстати, большая часть французского документального фильма и рассказа гида-гуарани была посвящена способам и приёмам добычи пропитания.
Тот парень из деревни охотно демонстрировал нам хитроумные капканы и ловушки, но что-то мне кажется, что если их когда-нибудь и использовали по прямому назначению, то очень давно, и точно не нынешнее поколение племени гуарани.
Те, их далёкие предки, бегали по сельве нагишом и кормились исключительно дарами природы.
Современное же поколение гуарани, во всяком случае, жители этой деревни живут совершенно другой жизнью. За экскурсию мы заплатили какие-то деньги, купили их поделки, детишкам за танец тоже немного перепало. Вот так и перебиваются ребята худо-бедно, тем более что туристов к ним заезжает немало, ибо рядом знаменитые водопады.
Хотя в том документальном фильме, снятом лет десять назад, французам удалось найти селение гуарани, расположенное в непроходимой сельве, на территории Эквадора, где индейцы гуарани жили, как и их предки в каменном веке. Но как туда попасть обычному туристу.
Так что будем относиться к нашей деревне гуарани как к этнографическому музею. Ведь мы же с удовольствием посещаем тот же стокгольмский Скансен, хотя точно знаем, что роль сельского учителя или почтальона исполняют ряженые работники музея. А здесь реальные гуарани живущие так, как умеют.
Отбросив сомнения, идём дальше и слушаем повествование гида. Если гуарани обитали более или менее на одном месте, значит, у них было развито сельское хозяйство. Конечно, на примитивном уровне, так называемое подсечно-огневое.
Это растение маниок (юкка), в пищу употребляют корень. Я не пробовал, как на вкус не скажу
Это когда сначала выжигают лес, а потом на очищенной территории выращивают те или иные культуры. Гуарани культивировали юкку (более известное миру как маниок), сладкий картофель, тыкву, что-то там ещё. Когда земля истощалась, индейцы переносили селение в другое место, но не сильно далеко, обязательно держась поближе к реке.
Гуарани всегда жили на берегах рек, в лесу, но в тех местах, где лес подступал близко к воде.
Жилища их были примитивными и убогими, собранными из ветвей деревьев или бамбука, а камень или глину для своих построек индейцы гуарани никогда не использовали, что выглядит странным для людей долгое время живущих на одном месте.
Интересную информацию поведал гид-гуарани по поводу организации и управления индейскими родовыми общинами. Да, живут гуарани именно родовыми общинами, а управляются вождями, коих именуют касиками.
Касика всегда мужчина, храбрый и сильный воин, управляет общиной по не писанным, но чтимым законам и представлениям вождя о справедливости. Женщину касиком никогда не изберут, но жена вождя в его отсутствие исполняет обязанности касика. Правда, никакие решения жена не принимает, она слушает жалобы и предложения, а при возвращении мужа обо всём ему докладывает, и уже тот вершит все дела.
Считается, что родовые общины гуарани жили достаточно обособленно друг от друга, но иногда, например, в случае войны объединялись, и тогда руководил всем процессом совет касиков.
Вот такая вот индейская демократия, а может быть и авторитаризм, в этом я толком и не разобрался. И ещё два штриха к коллективному портрету индейцев гуарани. Первый штрих такой: были они каннибалами. Говорю в прошедшем времени, с надеждой, что нынешние, к которым мы ненадолго заглянули, всё-таки такими делами уже не балуются.
Но и каннибализм прежних поколений гуарани носил исключительно ритуальный характер. В качестве блюда на обед они выбирали самых доблестных воинов, захваченных в плен вовремя боевых сражений, считая, что уплетая за обе щёки плоть врага, они одновременно насыщаются его силой и храбростью.
Надо сказать, что в этом плане гуарани не уникальны, такие верования были распространены среди многих так называемых примитивных народов. Сразу вспомнились даяки, живущие на Борнео, в селении которых я побывал до этого ровно год назад. Те с военных походов приносили черепа своих врагов, выставляли при входе в жилище, передавали из поколения в поколение, даже дарили в качестве приданного. Чем больше черепов, тем бесстрашнее добывший их воин и тем сильнее защита дома, который охраняли души поверженных врагов. Конечно, в настоящее время выставленных напоказ черепов у даяков не увидишь, но традиции такие были, что очень живописно представлено в романе Луи Буссенара «Под Южным крестом».
Что касается индейцев гуарани, то в качестве ещё одного штриха к их портрету обязательно надо обсудить их религиозные верования.
Кстати, именно особенности религиозной составляющей жизни индейцев гуарани помогут дать ответ на волновавший меня вопрос: как им удалось во враждебном мире сохранить себя как этнос.
Испанские и португальские колонисты обратили внимание, что у индейцев гуарани не было никаких видимых культовых сооружений или даже предметов. Ни храмов, даже самых простеньких, ни идолов, ни каких-либо сакральных изображений. Это наводило на мысль, что гуарани живут вне религии, не то чтобы атеисты, а настолько примитивны, что вообще не имеют каких-либо религиозных представлений.
Считается, что homo sapiens, единственный представитель животного мира способный придумывать мифы и веровать в них, то есть размышлять на отвлечённые темы, представлять то, что он никогда не видел. А раз гуарани не имеют религии, то вроде бы они и не люди, а так, дикие звери, один из видов приматов.
На самом деле оказалось, что гуарани были настолько религиозны, что не нуждались ни в каких рукотворных религиозных атрибутах и тем самым ближе всех подошли к познанию Бога.
Гуарани веруют в единого Бога, нечто извечное, невидимое, всемогущее и вездесущее. Их Бог источник всего и повелитель, отец всех людей, он един, но может принимать различные формы, проявляться в разнообразии природных явлений.
На этом знакомство с индейцами гуарани, думаю, можно считать законченным. Сейчас самое время всё-таки выяснить, что происходило с индейцами гуарани после того как на южноамериканском континенте появились европейские конкистадоры. Хотя нет, об этом чуть позже.
И снова про водопады Игуасу
Думаю, достаточное количество времени мы провели в селении гуарани, пора и честь знать. Тем более есть куда переместиться, да хоть опять к водопадам Игуасу.
Один из своих рассказов я уже посвятил водопадам Игуасу, но то была аргентинская сторона, а есть ещё и бразильская. Обычно народ приезжающий посмотреть на это чудо природы, старается увидеть обе стороны и это очень разумно. Водопады, конечно, одни и те же, но ракурсы то совершенно разные.
На заднем плане смотровые дорожки с аргентинской стороны, а мы стоим на бразильской
После посещения селения индейцев гуарани мы пересекли аргентинско-бразильскую границу, чтобы остановиться на ночлег в достаточно большом городе Фос-ду-Игуасу. В этом приграничном городе мы провели две ночи и два дня, открыв тем самым бразильскую часть нашего путешествия. Правда, там немного затесался и Парагвай, мы туда заехали на один день, но об этом я успел доложиться.
Первую половину второго дня, перед вылетом в славный город Рио-де-Жанейро, мы провели как раз на бразильской стороне водопадов Игуасу, не забыв заглянуть и в парк птиц, что расположен от водопадов совсем неподалёку.
Дам рекомендации по посещению бразильской части национального парка Игуасу, но на самом деле там всё достаточно просто.
В билетных кассах покупаем входной билет. Мы оплачивали банковской картой, но знаю, что можно и наличными, причем как бразильскими реалами, так и долларами США. Стоимость в реалах точно не помню, но будет в пределах 20 американских долларов.
Далее ждёт посадка на автобусы. Кстати, и в кассах и на посадку готовьтесь к большим очередям, людей будет много.
Это важно знать при планировании времени, на всякое ожидание уйдёт не меньше часа, если получится быстрее, то считайте что повезло.
Автобус везёт к тому месту, где начинаются водопады, делая при этом несколько остановок. Выходить надо не на конечной остановке, а на предпоследней, напротив большого отеля (к сожалению, не помню его названия). Но не промахнётесь, там выходят, наверное, все.
От этого места начинается оборудованная тропа с видами на водопады, идти надо в сторону конечной остановки автобуса.
Заблудится не получиться, даже если сильно захотите, людской поток понесёт вас в правильном направлении.
На собственно прогулку отводите не менее часа, хотя реально, скорее всего, получится быстрее. Но, с другой стороны, чего спешить, смотрите, наслаждайтесь видами, ведь это реально грандиозное зрелище.
Финишной и очевидно самой зрелищной точкой притяжения станет смотровая площадка в виде мостиков подводящих максимально близко к водопадам.
Там обязательно будет толпа и чтобы протиснуться на лучшие места, придётся поработать локтями. Тут уж ничего не поделаешь, такое вот раскрученное место.
После обзорной площадки надо подняться наверх к остановке автобуса. Можно на лифте, но зачем опять стоять в дикой очереди, пешком однозначно получиться быстрее, к тому же доктора говорят, что умеренные физические нагрузки весьма полезны для здоровья.
Христианизация как путь к спасению
Впрочем, главная тема моего сегодняшнего сообщения всё-таки индейцы гуарани, их жизнь до и после конкисты. Пришло время обсудить, как происходила христианизации этого индейского племени и о роли ордена иезуитов в этом процессе. Иллюстрировать текст буду фотографиями из парка птиц, к смыслу написанного фото никакого отношения не имеют, просто так, для красоты.
Гуарани относительно легко приняли христианство и этому способствовали два обстоятельства. Во-первых, их полуоседлый образ жизни, склонность пусть и к примитивному, но всё-таки земледелию. А во-вторых, особенность их верований, а именно почитание единого Бога, творца всего сущего.
Вместе с конкистадорами осваивать Новый Свет взялись и проповедники, считавшие своим призванием нести мудрость Евангелия неразумным языческим народам. Процесс христианизации индейского этноса проходил в жестком противостоянии, но не индейцев с миссионерами, как это можно было бы подумать, а христианских проповедников и собственно колонистов.
Речь идёт о так называемом индейском вопросе, о праве обращать индейцев в рабство. Римская церковь однозначно определяла порабощение индейцев, как принявших христианство, так и язычников, как преступление. По этому поводу даже была издана папская булла. Но светские власти, и в Португалии, и в Испании, мало обращали внимания на этот религиозный документ. И уж тем более не считались с религиозными запретами сами колонисты.
Надо понимать, что за ярким образом конкистадора большей частью укрывался всякий людской сброд: авантюристы, преступники, простые матросы, искатели лёгкой наживы и приключений. Данный контингент и на родине был вне закона, а уж при покорении новых земель на нормы закона и морали они вряд ли обращали какое-либо внимание. Местное индейское население подвергалось постоянному геноциду, белые колонисты могли безнаказанно убить «краснокожего» или захватить его в рабство.
Активную деятельность против порабощения индейцев развернул в Новом Свете орден иезуитов (официальное название Общество Иисуса). Речь идёт о том самом ордене, который был основан в сентябре 1540 года, с целью распространения христианства и борьбы с Реформацией. Кстати, нынешний папа римский Франциск, как раз из иезуитов.
Христианизация индейских племён началась с территории современной Бразилии, на берега которой в 1549 году высадились первые португальские проповедники, монахи ордена иезуитов, постепенно продвигаясь вглубь континента.
Изначально христианизация носила поверхностный характер. Миссионеры иезуиты вели полную лишений странствующую жизнь, как правило, в одиночку переходя от одного индейского селения к другому, проповедуя, обращая индейцев в христианство и отправляясь дальше. Но получалось так, что новообращённые индейцы, оставаясь без пастыря и богослужений, со временем возвращались к прежним верованиям.
Для того чтобы более успешно христианизировать индейцев, иезуиты изменили тактику и приняли решения собирать индейцев в постоянные поселения с контролируемым священнослужителями укладом жизни.
Данная тактика имела определённый успех, но не во всех индейских племенах, а именно среди индейцев гуарани, которые, как мы знаем, имели склонность к оседлому образу жизни.
Под управлением иезуитов, начиная с 1580 года, на территории современных Парагвая и Бразилии, было основано несколько десятков селений гуарани (их называли редукции), в которых они жили, изучая слово Божье.
Самым ярким проповедником считают монаха-иезуита Луиса де Боланьос. Он первым из миссионеров овладел языком гуарани, понимая, что объяснять постулаты веры лучше на родном для индейцев языке. Более того, он создал для языка гуарани письменность (на основе латиницы), составил первый учебник, словарь, перевел на гуарани части катехизиса и молитвенник.
Со временем сложилось так называемое «государство» иезуитов. Получилось так, что всё больше и больше семей гуарани желали жить под началом иезуитов. Объяснялось это просто, они стремились попасть под защиту ордена от испанцев, которые их притесняли и заставляли на себя работать, и в особенной степени от португальцев, обращавших индейцев в рабство.
В итоге к 1630 году иезуиты образовали под своим управлением четыре миссионерских округа, в которые входило около 30 редукций с общей численностью населения, состоявшего исключительно из индейцев гуарани, под 100 тысяч человек. Реально целое государство.
Для защиты редукций иезуиты сформировали среди индейцев воинские формирования, вооружили их, научили тактике ведения боя, что позволяло отражать нападения белых колонистов. Военные столкновения происходили постоянно, были поражения, особенно в первое время, но были и великие победы.
В качестве примера приведу битву при Мбороре в марте 1641 года, когда 4000 воинов гуарани одержали победу над четырьмя тысячами колонистов и еще 2700 индейцев других племён, союзных колонистам. Тогда со стороны гуарани битву возглавляли иезуит отец Ромеро и касик Игнасио Абиару.
У любого государства должна быть налажена своя экономика. А вот тут совсем интересно. Меня реально поразила экономическая сторона жизни индейских иезуитских редукций.
В редукциях были личные земельные участки, урожаем с которых распоряжались владельцы по своему усмотрению. При этом были и общественные участки, на которых все поселенцы обязаны были отработать два дня в неделю, урожай с которых свозили в специальные хранилища. Его направляли на нужды тех, кто по каким-либо причинам не мог прокормить себя сам, также часть урожая шла на семена для следующего года, а часть оставалась в качестве запаса в расчёте на трудные времена.
Поголовье скота, а также пастбища и леса являлись общественной собственностью и использовались сообща. У индейцев гуарани не было навыков обращения с рабочим или продуктивным скотом, именно поэтому иезуиты взяли скотоводство под свой контроль, но с пользой для всего населения редукции.
Функционировали в редукциях и маленькие фабрики, на которых индейцы трудились в качестве плотников, каменщиков, ткачей, оружейников. Это вообще удивительно, ведь фабрики появились на территориях, на которых до этого не было никакой промышленности, даже кустарной.
Про экономику и вообще уклад жизни в «государстве» иезуитов можно говорить долго, у меня по этому поводу много информации. Даже не верится, что индейцы гуарани жили в достатке и такой богатой духовной и культурной жизнью. Удивительно как столь успешный социальный эксперимент, придуманный и организованный монахами иезуитами, вообще имел место. Уж не эту ли социальную модель имел в виду Томас Мор, когда мечтал об обществе социального равенства и справедливости, об утопии — «месте, которого нет».
«Государство» иезуитов перестало существовать в 1750 году, когда определялись политические границы современных Аргентины и Бразилии. К тому моменту орден иезуитов потерял своё влияние и в Испании и в Португалии, а для европейской общественной мысли тех лет стали характерны антииезуитские настроения.
Формирование новых государств в Южной Америке сопровождалось постоянными военными столкновениями, разделом территории. Индейцы гуарани были вовлечены в те конфликты и в итоге потерпели поражения от регулярных военных формирований.
«Государство» иезуитов перестало существовать, ибо данная социальная модель была, конечно, искусственной, и поэтому недолговечной. Но отдадим должное миссионерской политике иезуитов, ведь благодаря длительной изоляции от внешнего враждебного окружения, гуарани сохранили свою этническую идентичность, свой язык и культуру.
По истечению трёх дней в приграничном районе мы вылетели в город Рио-де-Жанейро, одно название которого волнует и даже приводит в трепет. В столице Бразилии мы тоже провели три волшебных дня. Как это было, об этом в следующих рассказах
Теги:
Культурно-познавательный туризм, Самостоятельные путешествия