По Гранд-каналу Венеции мы уже путешествовали, но я хотела посмотреть еще и канал Джудекка, добраться до Сан-Джорджо Маджоре и обязательно посмотреть на город с колокольни собора.
Тех, кто приезжает в Венецию со стандартным автобусным туром, обычно высаживают на площади Рома и далее везут к площади Сан-Марко катером по каналу Джудекка. По крайней мере, именно так нас привезли в 2003 году, а на обратном пути уже на вапоретто по Гранд-каналу.
Утром на вапоретто мы отправились в путь. После железнодорожного вокзала Санта-Люсия еще немного, и Гранд-Канал заканчивается у моста Свободы.
Мост Свободы (ponte della Libertà) длиной около четырех километров соединяет Венецию с материком. Фактически это два моста, построенные в разное время. Первым был построен кирпичный арочный железнодорожный мост, который называли «большим мостом Венецианской лагуны». Первый поезд по нему с вокзала Санта-Люсия отправился в январе 1846 года. Автодорожный мост построили рядом в 1931–1933 годах. Очередная реконструкция была проведена в 1970-х годах, когда расширили железнодорожную часть для увеличения числа ж/д путей.
На противоположной стороне залива открывается вид на промышленную зону и порт муниципалитета Маргера, который мостом отделен от Местре.
Джудекка — канал длиной около 4 километров между районом Дорсодуро и одноименным островом Джудекка. Его ширина от 244 до 450 метров и глубина до 12 метров, поэтому по каналу Джудекка заходят в порт круизные лайнеры.
В порт Венеции заходят лайнеры полутора десятков круизных компаний, но чаще всего это лайнеры итальянской компании MSC и международного холдинга Norwegian Cruise Line.
Теперь пора и по берегам посмотреть. Слева на берегу в корпусах бывшей хлопкопрядильной фабрики находятся подразделения Università Iuav di Venezia. Это университет архитектуры и градостроительства, моды, искусства и дизайна.
На церкви района Дорсодуро редко остается время, а здесь немало интересного! На снимке ниже возвышаются колокольни церквей: Святого архангела Рафаила (chiesa di San Raffaele Arcangelo), Сан-Себастьяно (chiesa di San Sebastiano) и Санта-Мария деи Кармини (Santa Maria dei Carmini).
Церковь Сан-Себастьяно XVI века, что в центре, работает как музей, ее коллекции может позавидовать любая галерея Европы. Интерьеры этой церкви украшены работами Паоло Веронезе, в ней художник и похоронен. Сейчас я жалею, что там не побывала. Впрочем, в Венеции каждая церковь — музей, везде не успеешь.
Круизный терминал Венеции состоит из двух зон: бассейна Мариттима, который обслуживает самые большие суда, и пирса Сан-Базилио в канале Джудекка. На пирсе Сан-Базилио есть терминал для океанских круизных судов и паромов на подводных крыльях, отправляющихся в Хорватию.
Берега канала Джудекка не менее интересны, чем берега Гранд-канала, но разглядеть не успеваешь, так как вапоретто снует от одного берега к другому, не задерживаясь на стоянках. А ширина канала Джудекка гораздо больше, чем у Гранд-канала!
Вот слева — Палаццо Молин в Сан-Баседжио, многоквартирный доходный дом XVI века.
От пирса Сан-Базилио вдоль берега канала Джудекка на два километра протянулась набережная Дзаттере. Когда-то это была пристань, где сгружали древесину, которую привозили для строительства зданий и кораблей, а сейчас — любимое туристами место для прогулок. Отсюда открываются великолепные виды на остров Джудекка и расположенные там творения Андреа Палладио.
Набережная Дзатерре называлась набережной Неисцелимых, так как на ней располагался госпиталь для неизлечимо больных. Сейчас это здание занимает Венецианская академия изящных искусств. После избавления от чумы название набережной изменили на более оптимистичное.
На набережной целый ряд красивых дворцов, большинство используются различными учреждениями или в них размещаются отели. Например, готический дворец XV века — Палаццо Молин «Адриатика».
Дворец Молин в 1937 году у Джованни Штука, предпринимателя и финансиста, выходца из знатной швейцарской семьи, приобрело Адриатическое пароходство. Годом спустя они купили и соседний Палаццо Нуово. Сейчас здесь размещается одно из подразделений портовой администрации.
Обратите внимание на вот этот мостик — Ponte Longo через Рио де Сан-Тровазо. Над ним возвышается колокольня церкви Сан-Тровазо (chiesa di San Trovaso) XVI века в стиле ренессанс. В интерьере церкви есть работы Доменико и Якопо Тинторетто.
Немного ниже виднеются деревянные домики старинной верфи Сан-Тровазо, построенной в XVII веке. Это единственная сохранившаяся в Венеции верфь, где строили и ремонтировали различные типы лодок Венецианской лагуны. Сейчас там строят только гондолы. Деревянные постройки верфи для Венеции большая редкость.
На набережной Дзатерре рядом стоят две католических церкви. Слева — маленькая Церковь Санта-Мария-делла-Визитационе (chiesadi Santa Maria della Visitazione), построенная в 1493–1524 годах иезуитами. Это первая церковь Венеции в стиле ренессанс. Рядом иезуиты построили и монастырь.
В 1668 году орден иезуитов упразднили, и церковь перешла к доминиканцам, которые решили, что она мала для них. Поэтому рядом в 1724 году построили еще одну церковь — Санта-Мария-дель-Росарио или Джезуати (chiesa dei Gesuati) в стиле барокко. В церкви есть работы Тьеполо, Тинторетто.
Виды вдали уже были знакомы. Больше мы к набережной Дзатерре не приближались, так как решили выйти на острове Джудекка.
Оглянемся на канал и посмотрим теперь влево на остров Джудекка.
На западном конце острова стоит большое здание в неоготическом стиле с башней. Это Молино Штуки (мельница Штуки), построенная в 1884–1895 годах для предпринимателя Джованни Штука. Того самого, кому принадлежал палаццо Молин «Адриатика». Этот комплекс, построенный по проекту немецкого архитектора Эрнста Вулленкопфа, считается одним из величайших примеров использования неоготической архитектуры в промышленном здании. До 1955 года здесь была мельница и макаронная фабрика.
Затем, после длительной консервации в начале 2000-х годов, здание переделали под комплекс в составе отеля, конгресс-центра, конференц-зала, панорамного ресторана и пр. Уникальный пятизвездочный отель Hilton Molino Stucky Venice открылся здесь в 2007 году.
Дворец в готическом стиле слева (с четырьмя окошками на крыше) - палаццо Фоскари алла Джудекка, построенный в XIV веке для семьи дожа Франческо Фоскари. В XIX веке это была одна из резиденций Джованни Штуки, а сейчас галерея современного искусства, которая называется по своему адресу - Giudecca, 795.
В районе отеля все выглядит более-менее прилично.
Церковь Святой Евфимии в венецианско-византийском стиле построена в 9 веке. Современный вид — результат многочисленных реставраций, последняя из которых была проведена в XVIII веке.
Вапоретто делает на острове Джудекка три остановки. Вид набережной в районе остановки Giudecca Palanca нас не впечатлил, поэтому мы не вышли, а отправились дальше.
Следующая остановка Redentore находится рядом с церковью, там мы и вышли. Церковь Спасителя (Basilica del Redentore) построена в 1577–1592 годах по проекту Андреа Палладио как благодарность Спасителю за избавление города от чумы. Эпидемия чумы в 1575–1576 годах унесла треть населения Венеции.
Палладио умер в 1580 году, церковь достраивал Антонио да Понте. В церкви находятся работы Паоло Веронезе, Доменико Тинторетто, Франческо Бассано и других.
На фасаде между колоннами статуи святого Марка и святого Франциска Ассизского. Выше - статуи Лаврентия Джустиниани, первого патриарха Венеции (XV в.) и Антония Падуанского. Над тимпаном - статуи Веры и двух ангелов.
Канал Rio della Croce, один из каналов, разрезающих остров на части.
Набережная Креста (fondamenta Croce) неширокая, но очень симпатичная.
Здесь интересно гулять, разглядывая здания на другой стороне канала, выискивая необычные детали. Людей немного, все гуляют в Сан-Марко и Каннареджо. Иногда удается сфотографировать и людей. Например, вот эту задумавшуюся юную венецианку или гуляющую собачку.
Или вот такие забавные стулья и столик у кафе.
Нашей целью была церковь Зителле, но она оказалась закрытой.
По узкой улочке мы вышли к южной части острова, обращенной в сторону лагуны, где на берегу стоит Вилла Эриа. В начале XX века многие иностранцы строили себе дома в Венеции. Эту виллу построил для француза Эриа художник и архитектор Раффаэле Менелла. После смерти мужа жена Эрио продала виллу муниципалитету с услорвием размещения там школы. Сейчас виллу занимают различные «культурные организации».
Выпили кофе за столиком у кромки воды с видом на базилику Санта-Мария-делла-Салюте и поймали ее отражение в окне напротив.
Снова сели на вапоретто на причале Zitelle и отправились к острову Сан-Джорджо Маджоре.
С воды лучше можно рассмотреть Каза-деи-Тре-Очи — дворец в стиле модерн. Его построил для себя и по собственному проекту в 1912–1913 годах художник Марио де Мария. Он построил этот дома в память об умершей дочери. Три больших окна — три глаза, это три оставшихся члена его семьи: сам Марио, его жена и сын Астольфо. Красивое окно выше, как бы устремленное в небе, — символ его умершей дочери.
С 2012 года здание используется как выставочная площадка для произведений авангардного искусства и фотографии.
Церковь Зителле (chiesa di Santa Maria della Presentazione) — это часть церковного комплекса, созданного иезуитами для помощи бедным девушкам, не имеющим приданого. Здесь их обучали ремеслу — шитью или плетению кружев, чтобы они могли заработать на жизнь. Церковь была построена в 1581–1588 годах.
Здание в центре — Дворец Мочениго, построенный в XVI веке. Он был загородным домом семьи Мочениго, в те времена Джудекка был курортным местом. Позже здание реконструировали, например, надстроили в XIX веке мансарду. Сейчас это обычный многоквартирный дом.
Слева от палаццо Мочениго, а на снимке ниже — справа — Палаццо Барбара Нани.
Вторую остановку мы сделали на острове Сан-Джорджо Маджоре, который отделен от острова Джудекка небольшим каналом и отлично виден с площади Сан-Марко. Первая деревянная церковь, посвященная святому Георгию была построена на острове еще в VIII–IX веке.
В конце X века на острове начали строить бенедиктинский монастырь Сан-Джорджо Маджоре. Сейчас монастырские помещения занимает культурный Фонд Джорджо Чини, основанный в 1951 году графом Витторио Чини и его женой актрисой Лидой Борелли в память о погибшем в авиакатастрофе сыне. Структура и деятельность этого фонда весьма обширна и интересна.
Главное здание на острове, конечно, Собор Сан-Джорджо Маджоре, построенный в 1566–1610 годах по проекту знаменитого архитектора Андреа Палладио. После смерти мастера собор достраивал его ученик Винченцо Скамоцци. По проекту Палладио построена также трапезная рядом с собором.
Кирпичная башня колокольни, четвертой по высоте в Венеции, построена в 1791 году на месте рухнувшей звонницы. Высота колокольни — 75 метров, она доступна для подъема и, что особенно радует, имеется лифт. Билет на кампаниллу в 2018 году стоил 6 евро.
В соборе три нефа, в которых расположены шесть капелл, еще две капеллы находятся в трансепте.
В главном алтаре — фигура Христа, стоящего на шаре, который поддерживают четыре евангелиста. Главный алтарь — работа итальянского скульптора Джироламо Кампаньи.
В соборе хранятся работы Доменико и Якопо Тинторетто, Себастьяно Риччи, Якопо Бассано, Якопо Пальмы Младшего.
Одна из самых ценных — картина Якопо Тинторетто «Тайная вечеря» (1592—1594 гг.). Лучше снять невозможно, высоко и неудобно для этого расположены.
Колокольня собора доступна для посещения и, что немаловажно, там есть лифт.
Только ради этих видов стоит съездить на остров Сан-Джордже-Маджоре!
Отсюда хорошо видно, сколько людей на площади Сан-Марко. Мы не стали конкурировать с толпами китайских туристов и стоять в очереди во Дворец Дожей и собор Сан-Марко. Я там уже была в 2003 году.
А это Кастелло, самый большой из шести исторических районов Венеции. На переднем плане — набережная Рива-дельи Скьявони.
Слева — колокольня с куполом-луковкой церкви Сан-Антонин (святого Антония Мученика), справа — колокольня церковь Сан — Франческо делла Винья.
Здесь каждое здание имеет отношение к морю. Именно здесь находился Венецианский арсенал, где строили боевые корабли для крестовых походов, в которых участвовала Венецианская республика.
Одноэтажное здание на заднем плане, похожее на ангар, — штаб-квартира ISMAR, исследовательского института морских наук.
Пятиэтажное здание справа от мостика Puente Arsenale — Музей истории военно-морского флота (Museo storico navale di Venezia). Там великолепная коллекция кораблей разных эпох. Особенно хороши «Бучинторо», венецианские церемониальные галеры, которые дожи использовали в ежегодной церемонии обручения с морем. Жаль, но все это я видела только на сайте музея.
На острове Сан-Джорджо-Маджоре в здании бывшей школы-интерната находится «Le Stanze del Vetro» — выставочное пространство, где проводятся выставки и другие мероприятия, посвященные стеклу.
На снимке у воды справа — Спортивный центр и школа парусного спорта яхт-клуба Compagnia della Vela.
Вид на остров Джудекка. Можно поискать уже знакомые места или найти что-то новое. Вот у кромки моря пятизвездочный отель Belmond Cipriani с большим бассейном.
Вдали — небольшой остров Санта Мария делла Грация. Это искусственный остров, который возник еще в средние века на месте свалки мусора. Здесь сначала была церковь и дом для паломников, направлявшихся на Святую землю, затем женский монастырь. Во время наполеоновского владычества монастырь превратили в пороховой склад, который взорвался, все разрушив. До конца прошлого века на острове Ла Грация была инфекционная больница.
Как ни хороши виды, но нужно спускаться и продолжать знакомство с Венецией, всем ясно, что интересного здесь огромное количество!
Кто-то за достопримечательностями, а кто-то за видами на их фоне. Что-то жених не очень похож на коренного итальянца!
Еще один классический вид, вапоретто до причала San Marco-San Zaccaria и продолжение прогулки…