В материале Черемшаны. По следам старообрядцев я рассказывал про старообрядческие монастыри, находившиеся в Черемшанах, о их судьбе и остатках былого благополучия.
В позапрошлом веке Хвалынск был центром старообрядчества не только Поволжья, но и России. До 1905 года староверам запрещалось иметь общественное имущество и строить церкви, но единственный православный храм, действующий в городе в 2013 году, был построен старообрядцами в период «золотого десятилетия старообрядчества» с 1905 по 1917 год. Этот храм был не единственным, но в настоящее время старообрядческий храм сохранился лишь в посёлке Сосновая Маза. Не только храмы возводились хвалынскими купцами. Благодаря купцам-староверам во многом был сформирован архитектурный облик Хвалынска, многие их дома, гостиницы и магазины сохранились до наших дней. Среди получателей пожертвований были православное и старообрядческое кладбище. Но если православное кладбище находится рядом с городом, то старообрядческое далеко за городом. На его поиски я отправился погожим деньком в свой очередной приезд в Хвалынск.
Как мне рассказали местные знатоки истории, на окраине города есть улица Рабочая — вот по ней вверх и дойдёшь до старообрядческого кладбища. Попав на нужную улицу, решил уточнить как далеко до кладбища и был обескуражен. Одна женщина ответила: «Я недавно сюда переехала, даже и не знаю есть ли кладбище», группа женщин пенсионного возраста, посмотрев с ехидцей, сказала: «Иди и дойдёшь». Дорогу осилит идущий, руки в ноги и вперёд. Улица карабкалась вверх, дома стояли криво, но уверенно.
А затем город закончился и начались осенние поля.
Погода была чарующей ощущениями поздней осени, когда деревья еще не голые, а в разноцветных платьях переговариваются посреди разукрашенных полей и холмов.
Потрескавшийся асфальт всё тянулся и тянулся, никакого кладбища и в помине не было. И ни одного человека вокруг, правда сзади раза три обгоняли меня машины, нещадно пыля при этом, но у них были свои неведомые мне дела.
Вдалеке показались какие-то строения, я обрадовался, что можно будет хоть сориентироваться в пространстве и прибавил шагу. Затем немного притормозил, посчитав, что грех не сфотографировать такую красоту, и зашагал дальше.
В следующей купе деревьев бягряно рдели грозди рябины.
Дойдя до проходной Хвалынского завода строительных машин и побеседовав с охранником, убедился, что с пути не сбился.
Небольшой крюк, чтобы обойти завод и я у цели. Как сказал часовой, оберегающий входные ворота от посягательств со стороны различных прохожих: «Прямо за заводом, на этом месте с другой стороны». Если для бешенной собаки — сто вёрст не крюк, то для путешественника лишних пятьсот метров — плюнуть и растереть.
Повернул направо и пошел огибать так неудачно вставшее на пути препятствие. Расстроиться не успел, впереди показалась Волга,
а по мере продвижения мимо стен завода стал выплывать из низинки на свет божий сам Хвалынск.
Стена завода закончилась, увидев слева джигита с табуном лошадей, подошёл к нему и пристал всё с тем же вопросом: «А где тут старое кладбище».
Он подумал и сказал: «Вон за берёзками».
Радость моя оказалась преждевременной — вместо кладбища я попал на помойку. Вначале я предположил, что кладбище завалили мусором какие-то вороги, но ни одного креста или могильного камня не обнаружил. Потом мне рассказали, что в прошлом веке здесь было небольшое кладбище, в конце прошлого века смытое напором воды с горы Каланча, расположенной над ним.
Самое удивительное, что после пересматривая фотографии, обнаружил, что кресты кладбища видны на этой фотографии слева, но в жизни фотоаппарат порой видит дальше и больше, чем человеечское зрение.
Утопающий цепляется за соломинку, я пошел к экскаватору, собирающему мусор со свалки и грузящему его на грузовые машины, что пылили мимо меня по дороге. Спросил у одного из водителей про старообрядческое кладбище, ответом был жест, указывающий на холм слева от Каланчи. Я пошёл в ту сторону и метров через сто реально увидел кресты.
Старообрядческое кладбище было разорено в первые годы советской власти. Сейчас — это гигантская пустошь, на которой там и сям разбросаны кресты
и обломки старых надгробий.
Горько это видеть, но сколько в наших городах на бывших кладбищах строили заводы, школы и жилые дома- не сосчитать…
Набрёл на захоронение с относительно новой могилой, но тоже заброшенной.
Самый высокий крест на кладбище — Поклонный, установлен 20 июня 2008 года и освящен митрополитом Московским и всея Руси Русской Православной Старообрядческой Церкви Корнилием.
На кресте табличка: «Сей крест поставлен в лето 2008 в память о купцах-благоустроителях Хвалынска Михайловых.
А рядом провал на месте склепа одного из купцов Михайловых,
в этом провале валяется разбитая плита с именами Ивана Кузьмича Михайлова, его жены Евдокии Дмитриевны и сыновей Кузьмы и Михаила.
Отцом Ивана Кузьмича была построена в 1814 году первая старообрядческая церковь в Хвалынске, его дочерью Екатериной Ивановой Новиковой 2 августа 1874 года была открыта Городская Михайловская богадельня, названная по фамилии отца.
А сколько плит было просто разбито и от них ничего не осталось, пожалуй, никто не сможет подсчитать.
Стоя на склоне холма, на котором расположено старообрядческое кладбище, подумал: «Как же наши предки умели выбирать красивые места. Смотришь на Волгу, на природу и душа умиротворяется. Словно растворяешься в окружающих просторах и чувствуешь единение с природой».
Обратный путь оказался быстрее, как всегда бывает, когда идёшь уже проторенной тропой. Ничего нового не увидел, за исключением табуна, передвинувшемуся ближе к городу.
Еще рывок и поля отпускают меня в объятия города.
А в городе первыми живыми существами, попавшимися на пути оказались не люди, а агрессивно настроенные гуси.
Не стал я с ними связываться, а Паниковского рядышком не оказалось. Так и пошли мы каждый своей дорогой.