Турист TimWay (TimWay)
TimWay
был 7 июля 9:27

Варанаси — Индия Январь 2015

Посетив Золотой треугольник Индии и в дополнение к нему очень эротичное место Каджурахо, гид Махареш поздно вечером посадил нас в поезд, направляющийся в Варанаси (370 км) и, распрощавшись с ним, мы улеглись спать в довольно комфортном купейном вагоне. На станцию Варанаси поезд прибыл около 9 часов утра и, без проблем взяв такси, мы легко добрались до нашего отеля Dwivedi Hotels Sri Omkar Palace. Отель привлек наше внимание своим близким расположением к Гангу.

Варанаси. Прогулка по набережной священной реки Ганга

В нем был не только приветливый персонал, но и присутствовал, что удивительно — хороший Вай-Фай. Однако, так как был январь, по ночам было довольно прохладно (если не сказать — холодно) — комнаты ведь совсем не отапливались. Но, это не беда — всех желающих снабжали тепловентиляторами.

Утром после завтрака, выйдя из отеля, мы вышли на берег Ганга около Сарвесвара Гхата и, повернув направо, пошли по набережной.

Варанаси. Прогулка по набережной священной реки Ганга

Собственно, как таковой набережной, к которым мы привыкли гуляя по ним в каких-нибудь Сочи или Ницце, здесь нет и в помине. Набережная линия получилась как бы ломаной, потому что она образована многочисленными лестницами, спускающимися от индуистских храмов — Гхатов, которые следуют вдоль берега один за другим. Всего их в Варанаси около 80 и большинство их расположено на берегу Ганга.

На этих лестницах идет своя размеренная жизнь, которую мы видели и спускаясь ранее ниже по течению реки. Кто во что горазд — кто совершает ритуальные омовения, а кто просто моет голову или бреется-стрижется, рисует, читает газеты.

Варанаси. Прогулка по набережной священной реки Ганга

Но все же для многих «утреннее омовение» остается одним из священных индусских ритуалов на всю жизнь. Считается, что такое омовение в водах Ганги приносит такую же заслугу, как и посещение храма.

Варанаси. Прогулка по набережной священной реки Ганга

Помыться с мылом и постираться по утрам тоже не грешно — за день белье, разложенное на ступеньках священного храма хорошо высохнет. На нижних ступенях все раздеваются и, аккуратно сложив одежду, спускаются к воде. Мужчины остаются в трусах, а женщины так и купаются в своих длинных сари. Как только потом они идут такими мокрыми домой далеко по улицам города? Хорошо, если живут близко.

Варанаси. Прогулка по набережной священной реки Ганга

Разложенное для сушки на ступеньках белье, людьми старательно обходится, но бывает, что на него наступают прогуливающиеся по берегу коровы. Однако это не беда! Их следы и даже отходы производства жизнедеятельности местными жителями считаются священными.

Варанаси. Прогулка по набережной священной реки Ганга

Несмотря на ночную прохладу — (было градусов 10 и мы даже попросили дать нам на ночь электроотопитель), вода в Ганге была довольно теплая — градусов 18, днем ведь достаточно тепло и в конце декабря температура воздуха днем бывает до 20–24 градусов. Утром, хотя и было не совсем еще жарко, но народу у реки было немало. Приходили целыми семьями. И даже с детьми.

Зайдя в воду, они совершают частичное или полное омовение тела. Но иногда моются с мылом. Очень редкие мужчины ныряли, но, проплыв несколько метров, с радостью возвращались обратно. Ныряющих женщин не видел. Наверно, они и плавать-то не умеют…

Варанаси. Прогулка по набережной священной реки Ганга

Считается, что ритуал «очищения» в священной реке Ганга обязателен для всех индусов, прибывающих в Варанаси. И все они это знают и свято верят, что воды Ганга обладают способностью к их очищению и снятию с них грехов. А сама река, несмотря на ее видимое даже невооруженным глазом физическое загрязнение, у всех индусов остаётся символом святости и чистоты.

К реке приходят как местные жители, так и паломники со всей Индии. Но цель паломников — исключительно осуществление священного омовения. И каждый индуист должен сделать это хотя бы раз в своей жизни.

Варанаси. Прогулка по набережной священной реки Ганга

Согласно этим давним традициям, лучше всего приходить к реке рано утром. Ну, когда еще с реки не поднялся утренний туман. На рассвете. Тогда будет — самый раз! Говорят, в это время сотни людей возле всех Гхатов стоят по грудь в воде и поют Гаятри Мантру — наиболее священную мантру индуистов. Завтра постараемся встать до восхода солнца и придти на берег Ганга…

А пока мы видим картину маслом, когда несколько верующих женщин готовят из цветочков какие-то гирлянды. Наверно будут пускать их по воде в память о своих умерших родственниках. В таких подношениях богам обычно используют фрукты, сладости и цветы, которые пускают по воде в специальных тарелочках.

Варанаси. Прогулка по набережной священной реки Ганга

Мы прошли по береговой линии около двух километров и все время справа от нас были Гхаты и Гхаты. Их линейка начинается от Гхата Аси на юге до Маникарника Гхата на севере. Восточный же правый берег Ганга выглядит совершенно пустынным. Виден только чистый песок, на котором можно найти и выброшенные течением несгоревшие останки трупов.

Настоящие паломники, приезжая в Варанаси, считают своим долгом обязательно совершить один из важных ритуалов под названием Панчтиртхи Ятра. Это путешествие по пяти наиболее святым гхатам — Аси, Кедар, Дасасвамедха, Панчганга и Маникарника. Будем считать, что два из них — Кедар, Дасасвамедха, мы тоже, пройдя мимо них — посетили. Говорят, основные действия разворачиваются у Гхата Маникарника — там костры, на которых сжигают трупы умерших, не гаснут столетиями.

Варанаси. Прогулка по набережной священной реки Ганга

Вот на одной из площадок мы видим догорающий костер. Судя по всему, это место не из привилегированных.

Подходить ближе не стали, но фототехника позволила увидеть хорошо прогоревшие останки умершего человека. Затем их и пепел соберут и спустят в воды Ганга. Туда, где немного ниже совершают омовение паломники, стирают белье и которым нет никакого дела, что чуть выше по течению омывают труп или высыпают в воду пепел тех кто уже сгорел.

Варанаси. Прогулка по набережной священной реки Ганга

На церемонию кремации обычно приходят друзья и родственники мужского пола. Женщин, как правило, не допускают, так как были случаи, когда от отчаяния вдовы бросались в костер…

Но это действо собирает и других гостей — всякого рода животных типа коз, собак и коров. Козы любят поживиться соломой с факелов и носилок, на которых принесли покойника. Коровы тоже не брезгуют этим лакомством, но любят еще и приносимые гостями цветочки. Ну, а собаки подъедают оставшиеся несгоревшими косточки. Так что к утру на месте кремации — идеальная чистота…

Варанаси. Прогулка по набережной священной реки Ганга

Совсем близко к берегу находятся кварталы жилых домов. Они совершенно разные по своему стилю и архитектуре. И просто удивительно, как их жители круглыми сутками вдыхают запах костров, горелой плоти и жженых костей.

Варанаси. Прогулка по набережной священной реки Ганга

Но, похоже, их мало это заботит. Хотя каждый день мимо них беспрерывно несут и несут все новые тела на сожжение и они все время вынужденно смотрят на все эти процессы кремации. А может считают, что им больше всего повезло?

Следует отметить, что то, что видели мы у Гхатов, доступно только людям с деньгами, которые могут заплатить за этот процесс. А всякого рода бедняков и бомжей просто приносят на набережную и бросают на землю без всякого уважения и почтения, закидывая недогоревшими дровами из другого костра. Без всякого омывания — сразу в огонь…

Варанаси. Прогулка по набережной священной реки Ганга

Мы закончили нашу прогулку по берегу у какого-то зеленого оазиса со спортивной площадкой.

Было похоже, что это какое-то учебное заведение — колледж или университет. Там мы взяли такси и поехали знакомиться с еще одним интересным и тоже историческим объектом — фортом Рамнагар. Он находится на другом берегу Ганга.

Но это уже будет другая история…