Наряду с Афинами, Римом и Константинополем, Иерусалим стал одним из краеугольных камней современной европейской цивилизации. Здесь зародились нравственные законы, которым с глубокой древности и до наших дней подчиняется человеческое общество. Не зря говорят, что Иерусалим, единственный в мире город, где в качестве путеводителя можно использовать Библию или Евангелие. В самом же Иерусалиме, один из важнейших объектов привлекающих внимание туристов и особенно христианских паломников — Via Dolorosa — Дорога Скорби.
Как историческое явление, Иерусалим необычен, он очень отличается от других городов. Ведь он находится буквально в центре событий, описанных в Святых книгах трёх крупных религий, приверженцы которых пытаются разглядеть в существующих реалиях, то, что им до мелочей знакомо по этим книгам. Иерусалим историков, археологов, зачастую существенно отличается от этой картины. Один из объектов, где эти противоречия ярко выражены — Via Dolorosa.
2
Так, что же она из себя представляет? В историческом и в религиозном плане.
Летом 1099 года, Иерусалим был захвачен войском крестоносцев. «Воинство Господне» устроило в городе тотальную, жесточайшую резню. Население, состоявшеё до этого из мусульман и евреев, было вырезано буквально вплоть до новорожденных младенцев. А потом было создано Латинское королевство Крестоносцев, которое просуществовало 87 лет. До 1187 года, когда крестоносцы были изгнаны султаном Салах ад Дином. Крестоносцы усилено занимались поиском и созданием христианских Святынь. Уже в 1149 году было освящено новое здание церкви Гроба Господня. То самое, которое дошло до наших дней. Потом были другие крестовые походы. Виа Долороза была определена в XIV веке монахами францисканцами. Как путь, по которому, согласно их мнению, шёл Иисус от места осуждения, к месту казни. Протяжённость этого пути около 650 метров. Чем руководствовались, прокладывая именно этот маршрут? Прежде всего, совершенно понятны и исторически обоснованы 2 точки. Начало и конец. Причём если первая, может быть доказана археологически, вторая (гора Голгофа), была определена матерью римского императора Константина Еленой в 4 веке. Хотя, и до сегодняшнего дня с этим местом согласны даже не все христиане. Протестанты например, признают другую Голгофу. Между началом и концом Скорбного Пути, крестоносцы обозначили еще 12 мест, назвав их Станциями, или Остановками Крёстного пути. Часть из них отмечает точки, где, якобы происходили некие события описанные в Евангелиях. На месте других, события в Евангелиях не описанные. Интересно то, что даже в наше время расположение некоторых станций меняется. Так лет 5 назад была перенесена метров на 30 назад четвёртая Станция (место встречи Иисуса с матерью). А на том, месте, где она была ранее, открылся пункт обмена волюты.
А как соотносится расположение Виа Долороза с историческими и археологическими данными? Как я уже написал выше, достаточно обоснована исторически и археологически первая Станция. Считается, что она находилась в том месте, где во времена Иисуса располагалась крепость Антония. И место это хорошо известно. Хотя некоторые историки полают, что первая станция должна была находится во дворце Ирода — возле нынешних Яффских ворот. А вот, чтобы понять ситуацию со всем остальным, нужен небольшой исторический экскурс.
Согласно Евангелиям, Иисус был распят в возрасте 33 года. Т. е. в 33 году н. э. В те времена это было событием вполне рутинным, и малозаметным. Через 33 года после этого, в Иудее началось восстание против римлян. В ходе этого восстания в 70 году н. э. (через 37 лет после распятия) Иерусалим был захвачен войсками римского полководца Тита (сына императора Веспасиана). Город и Храм были сожжены, разрушены и стёрты с лица земли. Выше земной поверхности, осталась только опорная стена храмового комплекса (то, что сегодня называют Стеной Плача), и одна башня цитадели царского дворца (сегодня — Башня Давида, у Яффских ворот). Все жители города — евреи были изгнаны, с запретом даже приближаться к этому месту, под страхом смерти. Прошло еще около 60 лет. (т. е. 100 лет от распятия). В 132 году (правление императора Адриана), на месте разрушенного Иерусалима, строится совершенно новый, типично римский город — колония Элиа Капиталина. С совершенно новой планировкой.
6
После этого проходит еще 194 года (почти 300 лет от распятия). В 326 году в город прибывает мать императора Константина, Елена, и начинает поиски Святых для христиан мест. Согласно легенде, она во сне увидела, что под стоящим в центре города храмом Венеры, есть пещера. И якобы, посланные утром люди, действительно обнаружили там пещеру, и в ней 3 деревянных креста, гвозди и копьё. Решив, что все эти предметы являются орудиями казни Иисуса и двух разбойников, Елена приказывает снести храм Венеры, и на его месте строит церковь Гроба Господня. А еще примерно через 1100 лет, захватившие Иерусалим крестоносцы, (примерно через 1400 лет после распятия) в городе пережившем полное разрушение и перепланировку, начинают назначать места, где происходили те или иные события описанные в Евангелиях. Причём руководствуясь современным им расположением улиц. Понятно, что историческая достоверность расположения тех или иных мест здесь, не выдерживает никакой критики. Но это не уменьшает важности места. Ведь уже более 700 лет, люди идут по этим местам, молятся, верят, что здесь произошли судьбоносные события.
Думаю, что пришло время шагнуть на одну из самых известных улиц в мире. Попасть на неё можно через Львиные ворота, ведущие в город со стороны Масличной горы.
Первая остановка Крёстного пути находится сегодня во дворе арабской школы. Но фактически Скорбный путь начинается на другой стороне улицы, на францисканском подворье.
3
Это вторая остановка. Здесь находится Часовня Бичевания, почитаемая, как место, где осуждённого готовили к казни.
7
Где на него был надет терновый венец. Эта часовня многократно перестраивалась. В последний раз — в начале XX века проект перестройки был выполнен итальянским архитектором Антонио Барлуцци.
3
На двери выгравированы орудия пыток — флагелум — плеть из нескольких кожаных ремней с закрепленными на концах свинцовыми шариками и костяными шипами, терновый венец -«ты царь иудейский — ну так вот тебе корона» и гвозди.
1
Терновый венец с каплями крови на шипах, изображён и на мозаике купола часовни, на золотом фоне. Между шипами прорезаны витражи в виде звёзд.
3
Символ того, что путь к блаженству лежит через страдания. Или «через тернии к звёздам». В алтаре 3 витража.
«Пилат умывает руки»,
5
«Бичевание Иисуса «
2
и «Народ освобождает Варраву».
3
В противоположном конце двора, на стене, можно видеть рельефную карту Иерусалима в период Второго Храма, с отмеченной на ней Via Dolorosa.
4
А рядом вход в Часовню Осуждения.
Она почитается, как место, откуда Иисус отправился к месту казни, неся свой крест. На алтарном барельефе изображена эта сцена. На крыльце в зёлёном плаще — умывающий руки Понтий Пилат.
Однако самое важное в этой часовне то, что здесь можно видеть остатки Иерусалима времён Иисуса. Считается, что пол часовни представляет собой часть мостовой, двора крепости Антония. Насечки на плитах сделаны, чтобы не скользили копыта лошадей. Но по нынешней оценке, это мостовая форума Адриана, II века.
2
Здесь же можно видеть и выцарапанный римскими солдатами на камне рисунок. Это поле для популярной у них игры в кости. Конечно, церковь объявила, что здесь римские солдаты разыгрывали одежды Иисуса.
2
Правда, как увидим чуть позднее, буквально в 70 метрах от этого места сохранился ещё один подобный рисунок. И про него говорят то же самое. Этот, второй рисунок был раскопан на месте, где в середине 19 века был построен Монастырь Сестёр Сиона. Пред строительством, на этом месте были проведены раскопки,
1
и на глубине нескольких метров, были обнаружены древние мостовые.
3
Считалось, что они относятся к временам Иисуса. Однако сегодня доказано, что это плиты римского форума построенного Адрианом во втором веке. Здесь было обнаружено еще одно поле для игры в кости.
Чтобы спуститься к раскопкам, нужно за несколько шекелей купить билет при входе в монастырь.
Далее, путь проходит под аркой пересекающей улицу. Эту арку принято называть «Ecce Homo» («Вот человек»). Согласно легенде эти слова, произнёс Понтий Пилат, показывая здесь народу Иисуса.
7
Однако эта арка была построена на 100 лет позднее. И являлась тройными арочными воротами того же форума Адриана.
3
Одну их часть можно видеть над улицей, другую — в церкви монастыря.
3
На пересечении с улицей А-Гай, нужно повернуть налево. Здесь находится армянская часовня, построенная в начале XX века на деньги собранные польскими солдатами, воевавшими здесь во время Первой Мировой войны, в составе британской армии. Она обозначает третью остановку Крёстного пути. Место, где Иисус под тяжестью креста упал в первый раз.
И буквально рядом с ней обозначение четвёртой станции, где он встретил свою мать.
6
Ещё несколько лет назад эта станция находилась на 30 метров дальше. Но там сегодня пункт обмена волюты.
На пересечении со следующей улицей наш путь поворачивает направо. Здесь пятая станция.
2
«И когда повели его, то, схватив некоего Симона Кириянена, шедшего с поля, возложили на него, чтобы нёс за Иисусом» (Лука 23:26)
2
В стену здания стоящего здесь, вмурован камень, с выемкой напоминающей форму руки человека.
3
Некоторые паломники и туристы верят, что это углубление в камне выдавлено рукой Иисуса, опершегося здесь на стену. Тысячи рук ежедневно трогают эту выемку. Люди любят здесь фотографироваться.
Далее дорога начинает всё больше уходить на подъём, и метров через 70 после пятой, доходит до шестой станции. Она почитается местом, где женщина по имени Вероника, своим платком отёрла с лица осуждённого кровавый пот.
2
Согласно христианскому преданию, после этого, на платке возникло нерукотворное изображение лица Иисуса. Эта станция появилась на Виа Долороза после XIII — XIV века, когда в среде францисканских монахов возникло предание о Веронике и её платке. Имя женщины предположительно искажение от «Vera icon» — «Истинный образ». Сегодня, реликвия под названием «Velo della Veronica» — «Плат Вероники» хранится в соборе San Pietro в Риме. Но никогда не демонстрируется народу.
Пройдя еще метров 60, до пересечения с улицей Бейт а-Бад, выходим к седьмой станции, почитаемой, как место второго падения Иисуса.
2
А ещё через несколько метров, значком на стене дома обозначена восьмая станция — место встречи с иерусалимскими женщинами. «Дочери иерусалимские! Не плачьте обо Мне, но плачьте о себе и о детях ваших…» (Лука 23:28–31).
Далее дорога продолжается по людной, шумной базарной улице Бейт а-Бад, а метрах через восемьдесят справа можно увидеть лестницу. Она ведёт к коптскому и эфиопскому монастырям, к месту третьего падения Иисуса — девятой станции.
Пять следующих станций находятся уже внутри церкви Гроба Господня, апсиды и купола которого замечательно смотрятся из двора эфиопского монастыря. Отсюда, пройдя по узкому коридору через две эфиопские церкви, можно попасть прямо к входу церкви Гроба, где и находятся пять последних станций Крёстного Пути.
Десятая Станция — Предел разделения Риз
2
Одинадцатая Станция — Предел пригвождения. Принадлежит римским католикам
Двенадцатая Станция — Предел Распятия, где Иисус умер на Кресте. Принадлежит православным грекам
2
Тринадцатая Станция — Камень помазания, где тело Иисуса готовили к погребению
1
Четырнадцатая Станция —
Кувуклия — место, где согласно преданию Тело Иисуса было похоронено, и где он воскрес.
Здесь и завершается путь по Via Dolorosa. Дороге, вызывающей много почитания у людей верующих, и много скепсиса у историков и археологов. Но в то тоже время имеющей свою долгую историю, свою намоленную святость. И действительно, так ли важно, где упал человек две тысячи лет назад? Если это было здесь. В Иерусалиме. Конкретные камни, предметы важны лишь для язычников.