КОМИ-ТРОФИ
Ухта — Ираель
14 февраля. Утро.
Сегодня Давинчи уедет поездом в Москву. А я в одиночку поеду дальше - на Север, по зимникам. Туда, куда я ещё не совалась...
Но как ехать, если у меня всё держится температура, и чувствую я себя отвратительно? Как выйти на улицу с тяжёлым рюкзаком, если я не могу толком проснуться?
И я не еду. Я выпиваю лекарство. Прощаюсь с Давинчи, спешащим на вокзал. И - снова ложусь спать. Выехать ведь можно и днём. Говорят, по этим зимникам многие ездят ночами...
...Днём я чувствую себя гораздо лучше. И принимаю решение - ехать! Тем более что Антон вызвался проводить меня на автобус.
* * *
Антон спрашивал - волнуюсь ли я перед дорогой?
Да, обычно волнуюсь. Но в тот день мне было не до волнения. Все эмоции словно умерли - и мозг, и тело усиленно боролись с болезнью.
Эмоции пришли, когда я распрощалась с Антоном и села в сосногорский автобус. Совсем одна! Как, куда я еду? Зачем?! Разве мне - слабой, больной, давно не видавшей серьёзных морозов - под силу такое путешествие?!!
Но - я не вернусь.
Поездка на сосногорском автобусе была ошибкой. У Сосногорска две объездные, и большая часть машин уходит на первую - автобус же там не останавливается. Вторая объездная идёт через промзону, и в основном машины сворачивают на заводы... Надо было ехать на вуктыльском автобусе - добралась бы до точки, где все дороги сходятся.
Но - что сделано, то сделано.
С трудом напяливаю рюкзак. Впрочем, он не так страшен, как казалось. Наверное, потому что я осталась одна, и помочь мне некому - появляются новые силы...
...Часть промзоны я прошла пешком. Потом уехала до поворота на Поляну - не без труда, но относительно быстро. А потом остановилась менее локальная машина.
Меня высадили у поворота на Ираель.
"Но ведь есть зимник и от Вуктыла!" - попробовала я возразить. Антон рекомендовал ехать именно через Вуктыл.
"Он сейчас закрыт..." - махнул рукой драйвер.
Что ж? Местным виднее, а мне - без разницы...
Здравствуй, мой первый зимник!
* * *
В Коми этот зимник называют Дорогой Смерти. В Ненецком АО (как я узнала позже) - Коми-Трофи. Второе название мне понравилось больше=))
Строго говоря, это не совсем зимник. Просто зимой, по замёрзшей дороге, здесь ездить легче всего. А так - подневольные грузовики ездят здесь и весной, и летом.
Но - как ездят!
Огромные ямы. Когда на улице тепло, они наполняются водой и размякают. Машины вязнут и тонут. Тогда едущие следом рубят лес и делают объезд.
Однако, проезжает по объезду 2-3 машины - и он тоже превращается в болото. Но и тут находят выход! Ранее срубленным лесом заваливают объезд - и едут снова. А потом делают всё новые и новые объезды...
Вроде бы недолго осталось людям мучиться... До Ираеля отсыпают круглогодичную дорогу, и скоро она уже будет готова. Тогда можно будет без проблем и круглый год ездить на машине аж до Печоры. Летняя дорога от Малой Перы до Печоры существует уже сейчас.
Но пока что - Коми-Трофи. Зимой - просто низкие скорости и тряска, летом же - долгая и трудная борьба за каждый километр...
* * *
...Часть этих подробностей рассказали мне ребята на "соболе", подобравшие меня на ираельском повороте.
Сами они направлялись в Ижму - соответственно, по пути нам было лишь до Ираеля. Точнее, я могла проехать с ними ещё 10 км после посёлка, до их поворота - но они отсоветовали. Уже ночь, машин мало... уеду ли? А так, в крайнем случае, я буду рядом с жильём.
Однако, мне не пришлось ни стопить, ни мёрзнуть, ни тем более идти в Ираель.
На выезде из посёлка стоял новенький "камаз" с башкирскими номерами. Драйвер спросил у ребят дорогу на Усинск. Ребята объяснили - и заодно попросили прихватить меня.
Драйвер согласился - места у него хватало.
Итак - пока что зимние дороги ко мне благосклонны! Что же будет дальше?..
_____________________________________________________
Промзона под Сосногорском.