Прежде чем поехать до монастыря о котором хочу сегодня рассказать, решил посетить церковь Маштоц Айрапет находится он совсем рядом с крепостью Гарни, на расстоянии всего один километр.
В селе Гарни, помимо этой церкви можно встретить Церковь Святой Богородицы, Руины церкви Хумаржам IV—V вв., остатки храма Тух Манук IV в., церковь Святого Сергия и святилище царицы Катраниде I.
Посещение церкви не входит в экскурсионные программы, думаю по причине экономии времени. Но все же если хочется уединения и увидеть больше чем обычно, вам сюда.
Церковь крестово-купольная была построена в XII веке. По всему периметру окон, портала, купола, а так же в интерьере можно увидеть сложные украшения из геометрических и растительных узоров. Справа от портала есть лапидарные надписи.
Вокруг церкви множество хачкаров… Один из самых древних в Армении находится в селе Гарни. Был установлен в 879 году армянской царицей Катраниде I, женой царя Армении Ашота I Великого из армянского княжеского рода Багратуни. Ашот I который занимал должность спарапета (должность верховного главнокомандующего войском) разбил арабов при битве «сражении сорока», подчинил крупных феодалов, восстановил независимость Армении. Ему по короне с подарками отправили арабский халиф Аль-Мутамид и царь Василий I признав царем который владел высшей властью по отношению к остальным правителям Закавказья.
Насколько я знаю этот хачкар самый древний датированный. Мой проводник сказал что он находится у кого то во дворе. Не помню почему мы туда не поехали, мне бы хотелось посмотреть на него вживую. В следующий раз попробую узнать о месте поподробнее. С одной стороны я против когда многие камни переносят в музеи Еревана, думаю правильнее оставлять там где нашли. Но с другой стороны оставлять у кого то во дворе тоже не хорошо…
Фото из интернета.
Хачкары вокруг церкви так же древние, я думаю до 10-го века, так как очень просты в исполнении. Но не датированные.
В первый раз сюда попал совершенно случайно еще в 90-ые годы. Ждал автобус, который довезет до Еревана и бродил по селу пока не наступит время. Когда увидел эту церковь, был удивлен, до этого сколько раз бывал в Гарни, но видел его впервые.
Эти две фото ниже из интернета.
Чтоб сделать фотографию с видом на монастырь, куда мы собираемся поехать, зайдем на территорию крепости Гарни. Кстати рядом с языческим храмом можно увидеть круглое основание церкви Святого Сиона 7-го века. Когда-то они вместе стояли рядом… Необычное сочетание. Это единственный языческий храм на территории современной Армении который Григорий просветитель не разрушил, думаю по политическим причинам.
Вон там вдали, на холме, находятся руины одной из церквей монастырского комплекса, мы поедем туда.
Как и в прошлый раз через село спускаемся в ущелье, заезжаем в заповедник, но на этот раз не едем прямо, а поворачиваем влево в сторону монастыря. По сути можно и пешком пройтись если есть желание, силы и погода позволяет, расстояние всего 5 км.
Вдоль дороги можно увидеть хачкары, какие-то просто лежат под кустами можжевельника в траве, какие-то стоят на фундаменте как этот. Читал что в заповеднике есть довольно густые, изолированные леса можжевельника и дуба. Может как-нибудь туда тоже доберусь, мне лесник пообещал что если в следующий раз приеду покажет самые интересные и красивые места, а так же труднодоступные исторические памятники.
Хотя наименование главных церквей монастыря нам хорошо известны из письменных источников, точное их местонахождение пока остается спорным. То что я прочитал в википедии меня не убедило и заставило искать дальше, пока не нашел в интернете книжку в pdf доктора исторических наук Карена Матевосяна изданную в 2012 г. Вся путаница из-за несохранившегося письменного источника 1013 г. переписанного (якобы?) со стен одной из церквей монастыря. Вот этой…
Автор посвятил этому отдельную главу, он считает этот текст придуманным… Думаю подробности для туристов не будут интересны.
Оставлю ссылку на книжку, в конце есть резюме на русском и английском. http://armenianart.org/books/Havuts_Tar.pdf
Согласно ряду письменных источников, самое древнее от Ованеса Драсханакертци (845–929), основание монастыря произошло в 426-ом году Сааком Партевом и Месропом Маштоцом, где занимались переводом рукописей. У историка XIII века Мхитара Айриванци узнаем что князь Геворк владелец крепости Гехи(Какаваберд) построил тут церковь Катохике в 10 веке. Он взял покровительство над монастырем подарив во владение деревни Гохт, Ова(Hova) и монастырь Гетоц обеспечив тем самым условия для проживания 300 монахов. Местоположение монастыря Гетоц до сих пор не найдено, хотя до XIV века есть упоминание о нем в разных источниках.
Если подняться выше на холм можно увидеть две группы памятников. Внутри монастырских стен где была построена церковь в X веке и на холме церковь начала XIII века с двумя часовнями примыкающими к ней. Есть еще небольшая церковь окруженная хачкарами расположенная на 200 метров восточнее, но я туда не добрался так как, узнал об этом попозже.
Ниже 2 фото из интернета. Вид с холма.
Авуц Тар в средние века был известен благодаря хранящемуся там деревянному кресту украшенному резбой, известному как Аменапркич (Всеспаситель), находящемуся ныне в Св. Эчмиадзине. Византийский император Василий II (976–1025) подарил его армянскому царю Гагику I (989–1017), который передал его хозяину крепости Кехи (Какаваберд) князю Геворгу, а тот, скорее всего, в 1013 году подарил святыню Авуц Тару. О святыне было создано множество сказаний, и крест этот даже считался нерукотворным. Со временем
священный крест дал имя монастырю, который стали называть монастырь
Аменапркич.
Ниже фотография из книги.
По всей Армении были всего 6 хачкаров с изображением Христа и все они назывались Аменапркич. Однозначно есть связь между этими хачкарами и подаренным деревянным крестом. Фрагмент распятия прикреплен(инкрустирован?) к доске размером 72×32 см.
До XVII в. в Авуц Таре действовал скрипторий, и десятки переписанных там рукописей дошли до наших дней. 1679 году было сильное землетрясение с эпицентром в Гарни, разрушения были большие. Но у армян есть давняя привычка что то строить…или восстанавливать. Таким образом в 1721 г. Католикос Аствацатур Амаданеци решил
из камней разрушенной церкви построить новую. Строить начал, но не успел закончить, из-за набегов Лезгин.
Теперь придется только зафиксировать то что он построил. от старой церкви сохраниллись лишь фрагмент стены и фундаменты. Когда-нибудь будут раскопки и они дадут больше информации…
Остались так же развалины часовень, стен колокольни, притвора, трапезной, хозяйственно-бытовых помещений. К сожалению подробно не фотографировал… Да и о многом узнал и прочитал попозже. Для примера фото часовни из интернета.
Наверное интересно будет посмотреть на Гагика I которому Василий II Балкарабоец, подарил деревянный крест. Сохранились фото статуи найденные при раскопках в Ани.
Гагика I Багратуни пришел к власти зимой 990 г. после смерти своего брата Смбата II и стал наиболее успешным и могущественным царем Армении. При нем Анийское царство переживало период высшего подъема, он продолжил политику объединения армянских земель и централизацию власти. Успехи были не только военные, по всей Армении начинается интенсивное строительство, восстанавливаются монастыри, церкви, строятся новые и примером была сама царская семья. В столице Ани к 1000 -ию рождения Христа в 1001 г. был построен храм Григория Просветителя (Гагикашен) круглый трёхъярусный храм по образцу храма в Бдящих сил (Звартноц) VII века в Вагаршапате. В том же году было завершено строительство главного Анийского собора.
Фрагменты статуи царя вместе с руинами церкви Гагикашен были найдены во время раскопок Н.Марра в 1906 г. Статую высотой 2.26 м. собрали с помощью железных прутьев и выставили в Анийском музее.
На руках царя находился макет церкви Гагикашен. Большинство экспонатов музея, включая и статую Гагика I, попали в руки турок в 1920 г. В течение десятилетий судьба статуи оставалась неизвестной и только в конце 90-ых грузинский ученый Г. Кавтарадзе в Эрзурумском музее заметил обломок разрушенной статуи, который экспонировался как часть статуи античной рыбы или льва.
Выживший фрагмент статуи (верхняя левая часть торса Гагика) и сегодня находится в археологическом музее Эрзурума. По словам сотрудников музея, он был найден где-то в окрестностях Эрзурума и привезен в музей на машине.
Если фрагмент статуи Гагика I экспонируется как часть статуи античной рыбы, то столица Армении на всех табличках называется просто «развалины средневекового города», ни одного упоминания про Армению.
Посмотреть трехъязычное издание посвященное 1050-летию провозглашения Ани столицей Армении (961–2011 гг.) в pdf можно тут Ани 1050
Ниже фото статуи Гагика I из интернета. Скульптор изобразил его в красном халате с белым тюрбаном на голове державшим в руках макет церкви, на груди крест. Предполагается что статуя была расположена высоко в нише на севером фасаде здания.
Руины церкви Григория Просветителя (Гагикашен) построенная зодчим Трдатом по заказу Гагика I Багратуни.
Фильм про церковь на английском Gagkashen church
Поднимемся на холм, где находятся развалины церкви начала XIII в. и двух часовень. Отсюда открывется вид на деревню Гохт где находится наш небольшой отель.
Если посмотреть в сторону крепости Гарни можно увидеть языческий храм на краю утеса.
Церковь построена из оранжевого и черного туфа, на стенах очень много дарственных надписей. Видно что спонсорами строительства были разные люди. Примечательно что среди них есть и из Еревана, например некий Ваграм Ереванци… Напомню что в те времена столицей Армении был Ани.
С правой стороны от главного входа к церкви пристроены две часовни из серого базальта в полуразрушенном состоянии, как и сама церковь.
Мой проводник рассказал что в 2012 году часто приезжали специалисты сюда и было много разговоров о реставрации монастырского комплекса. В частности церковь на холме хотели полностью восстановить, и сделать канатную дорогу связывающую монастырь с деревней Гохт. В Армении есть очень хорошие специалисты, но к сожалению после 90-ых работа летит мимо них и попадает в руки к шустрым бригадам, которые не реставрируют, а делают ремонт. И после их «работы» древние памятники превращаются в новодел. Надеюсь что в скором времени ситуация поменяется… Надеюсь придет время и хорошие специалисты не будут уезжать из страны, а люди у которых есть власть, деньги и сила поймут что есть ценности намного важнее чем эти. И каждый будет заниматься своим делом архитекторы архитектурой, а ремонтные бригады ремонтом.
Спускаемся вниз, через монастырь к машине.
По дороге в отель решили остановиться на пол часа в ущелье и посмотреть «симфонию камней». Оставлю только пару фото… Это место популярно у туристов сюда можно спуститься от крепости как на машине так и пешком если есть время.
Раньше, до «реставрации», здесь можно было увидеть древний мост через реку Азат, именно через этот мост когда-то пересекали реку и держали путь к монастырям Авуц Тар, Агджоц, а так же к крепости Какаваберд.
Фото до «реставрации» из интернета, обычный средневековый мост в гармонии с природой.
После ремонта мост облицевали непонятно почему, и выглядит он как новодел.
Наш водитель показал источник откуда даже из других деревень приезжают и забирают воду. Я попробовал ее она на самом деле великолепная и в жару под 40 градусов ледяная… Вообще по всей Армении вода очень хорошая, но все же рекомендую если в сторону Гегарда будете проезжать на машине остановитесь у источника и попробуйте воду там. В Ереване всегда хвастаются жители тех районов, где вода водопроводная из Гарни приходит, а тут местные сами приходят к этому источнику.
Показал на карте это место синим.
В отель приехали поздно вечером, как в прошлый раз. Посещение крепости оставили на потом.